2023/07/26 15:33:37

Александр Голубев, торговая сеть «Подружка»: Сейчас не время экспериментов, ритейлу нужны решения с гарантированным эффектом

Розничная сеть «Подружка» уже не первый год успешно сотрудничает с компанией «Ритейл Софт», генеральным партнером ГК «Сервис Плюс» в области развития ИТ. О ключевых проектах и стратегии бизнеса ритейлера рассказал Александр Голубев, руководитель департамента ИТ ООО «Табер Трейд» (управляющая компания сети «Подружка»).

Александр
Голубев
В последние два года ИТ-проекты компании в основном связаны со стратегией по развитию новых направлений бизнеса.

Расскажите о развитии ИТ в вашей компании в 2022-2023 годах. На чем вы фокусируетесь в новых условиях?

Александр Голубев: В последние два года ИТ-проекты компании в основном связаны со стратегией по развитию новых направлений бизнеса. Речь здесь идет не только о включении в ассортимент перспективных товарных групп, но и об открытии дополнительных каналов продаж. Весь 2022 год для нас прошел под знаком маркетплейсов: мы вышли на все крупные торговые площадки в России. При этом сеть решила уйти с AliExpress, поскольку акционеры российской «дочки» этой компании после событий февраля 2022 года заморозили инвестиции.

Начало 2023 года для сети «Подружка» ознаменовалось подготовкой к запуску проекта по продаже алкоголя в магазинах. Серьезную поддержку в технологическом плане нам здесь оказала компания «Ритейл Софт». Фактически нам удалось реализовать этот проект в течение трех месяцев, без учета времени на получение лицензий — это был многоуровневый «квест».

Кроме того, в 2023 году мы реализуем планы по международной экспансии. Сеть вышла за пределы России — в начале апреля открылся первый магазин «Подружка» в Республике Казахстан.

Актуальна ли для сети «Подружка» тема импортозамещения?

Александр Голубев: На мой взгляд, она будет для нас актуальна через какое-то время. Но заниматься импортозамещением ради импортозамещения мы не планируем. Решения, которые делались годами, поменять быстро не получится, да и не имеет смысла. Планируя тот или иной проект, мы прежде всего исходим из интересов бизнеса. Благодаря хорошей внутренней экспертизе, после ухода западных вендоров из России департамент ИТ занимается поддержкой многих систем самостоятельно, обеспечивая необходимый уровень работоспособности этих решений. Что касается новых проектов, естественно, в сложившихся условиях внедрять их на базе коммерческого импортного ПО было бы странно. Поэтому мы внимательно изучаем отечественные продукты. Например, наша компания планирует перейти на российскую систему электронного документооборота.

В связи с чем возникла необходимость совершенствования программных и аппаратных решений для ваших магазинов?

Александр Голубев: К тому времени, как я пришел в компанию «Табер Трейд», для сети «Подружка» уже был заказан комплекс управления товародвижением «СуперМаг» и система УКМ для автоматизации продаж. Мне как ИТ-директору предстояло адаптировать соответствующие решения на базе ПО от «Ритейл Софт». Одна из моих задач состояла в том, чтобы избавиться от достаточно большого количества «костылей» и соответственно не самых логичных бизнес-процессов, которые уже имелись в компании. Был разработан план по изменению функционала, систематизации и упрощению бизнес-процессов. Воплощение в жизнь данного плана заняло около двух лет, хотя первые самые критические проблемы удалось решить в рамках первых пары месяцев. Далее совместно с коллегами мы разрабатывали функционал необходимый для новых процессов, которые всегда появляются с ростом сети. Тут нужно отметить, что коллеги из «Ритейл Софт» практически всегда шли нам на встречу и с их помощью мы успевали идти в ногу с бизнесом, интегрировать данные системы в наше корпоративное ядро и не копить «технический» долг.

В чем вы видели преимущества экосистемы «СуперМаг»?

Александр Голубев: Во-первых, хотелось бы отметить надежность решений. Комплекс «СуперМаг», который разработала и развивает компания «Ритейл Софт», отлично проявляет себя — это полноценная система по управлению товародвижением. Практически все изменения в работе этой системы сводятся к настройке функционала внутри системы и не требуют привлечения разработчиков. Надежность решения «СуперМаг» можно сравнить с автоматом Калашникова.

Во-вторых, мы получаем от компании «Ритейл Софт» значительную поддержку, связанную с обеспечением соответствия регулятивным требованиям после изменения требований законодательства. Например, упомянутый мной проект по доработкам систем в целях продажи алкоголя мы с партнерами реализовали в кратчайшие сроки, всего за три месяца. Своими силами данный проект занял бы более полугода. Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.4 т

В-третьих, отмечу высокий уровень актуальности для нашего бизнеса функционала, который есть в комплексе «СуперМаг». Это позволяет минимизировать расходы на дополнительную разработку.

Сколько человек занимаются поддержкой кассового решения и системы по управлению товародвижением?

Александр Голубев: Благодаря отлаженности наших внутренних процессов поддержкой программы УКМ занимаются два человека, а поддержкой программы «СуперМаг» — один человек. Каждая из этих систем тиражирована на все 320 магазинов сети.

Какие еще решения от «Сервис Плюс» и «Ритейл Софт» вы используете? Поставляет ли ваш партнер аппаратные средства?

Александр Голубев: Можно выделить систему управления кассами самообслуживания, реализованную на базе УКМ, и систему «СуперМаг Марко» для проверки валидности акцизных марок в режиме реального времени.

Также компании «Сервис Плюс» и «Ритейл Софт» помогли нам выйти на рынок Казахстана. Спасибо нашим партнерам за предоставленные решения по управлению товарооборотом и кассовые системы, а также поддержку CRM-системы. Кстати, благодаря поддержке «Ритейл Софт» и этот проект был выполнен в кратчайшие сроки: со дня принятия решения до открытия первого магазина в Алма-Ате прошло всего порядка четырех месяцев. Это наш первый опыт выхода на зарубежный рынок. Надеюсь, он будет успешным.

Помимо этого, можно вспомнить наш проект по реализации беспросчетной приемки товара в магазинах. Если раньше приходилось сканировать для учета все единицы товара в коробах, то после внедрения нового ИТ-решения каждому коробу для конкретного магазина стал присваиваться уникальный штрих-код, к которому привязывалась информация обо всех товарах и количестве в этом коробе. Когда поставка прибывает в магазин, то товароведу не нужно сканировать каждую единицу товара — достаточно считать уникальный штрих-код с короба. За счет этого время приемки товара сократилось в десятки раз.

Что касается аппаратного обеспечения и периферии, то «Сервис Плюс» поставляет нам фискальные регистраторы, системные блоки, дисплеи покупателей, клавиатуры, сканеры, денежные ящики.

Какой эффект вы получили от внедрения касс самообслуживания?

Александр Голубев: Напомню, что в нашей сети не очень большие магазины и достаточно ограниченный штат персонала. Поэтому для привлечения дополнительного покупательского трафика мы решили установить кассы самообслуживания. Это дало довольно интересный эффект: в тех локациях, где люди уже привыкли использовать кассы самообслуживания от других ритейлеров, доля продаж на КСО достигает 25%, но было много мест, где для клиентов новый кассовый формат оказался в диковинку и эффект оказался ниже планируемого. Многое зависит от клиентского опыта при этом как положительного, так и отрицательного Пока далеко не везде люди осознают, что не обязательно стоять в очереди к кассе и можно довольно быстро оформить покупки самостоятельно. Как правило, кассы самообслуживания относительно слабо востребованы в тех регионах, где пока невысокий уровень проникновения федеральных сетей. Здесь также важен успешный опыт конкретного клиента: если человек воспользовался кассой самообслуживания и ему все понравилось, то, скорее всего, эта практика становится для него абсолютно нормальной и более предпочтительной, чем стояние в очереди. С другой стороны, если покупатель испытал какие-то проблемы при взаимодействии с кассой самообслуживания, например, он не смог самостоятельно оформить покупку и не получил должной помощи от персонала магазина, то скорее всего в следующий раз человек пойдет на привычную кассу.

Есть мнение, что сейчас ритейл не готов вкладываться в проекты с долгим горизонтом ценности, торговые компании хотят получать быструю окупаемость. Это действительно так?

Александр Голубев: Здесь многое зависит от размера проекта и его критичности для бизнеса. Например, некоторые торговые сети оказались в очень сложном положении, когда западные компании после февраля 2022 года отключили их от облачных сервисов, пропала часть функционала и бизнес-процессов. В такой ситуации бизнес, как правило думает не о сроках окупаемости проекта, а на сколько быстро можно вернуть «пропавший» функционал и закрыть проблемы внутри компании и при обслуживании клиентов и готов согласится даже на возврат инвестиций через 3-5 лет,

Если не рассматривать форсмажорные ситуации, а говорить о плановых внедрениях, то здесь все очень сильно зависит от уровня «боли», которую испытает компания в тех или иных процессах. Например, в случае с цифровым маркетингом, окупаемость которого довольно трудно рассчитать, вопрос о внедрении соответствующего решения зачастую политический. Или возьмем проект внедрения системы прогнозирования товарными запасами в магазинах — он в принципе не может быть быстрым. Как правило, подобные проекты продолжаются около года, в ряде случаев 1,5–2 года. Реальный срок окупаемости таких проектов обычно не превышают года с момента запуска в эксплуатацию, но компании все равно идут на такие проекты в силу огромных выгод в абсолютных значениях. Условно 5% от товарных запасов кажется не очень большой выгодой, однако если пересчитать в рубли, то это будут десятки или сотни миллионов рублей. Но при этом бизнес не готов идти в неизведанное, ему нужна экспертиза, которая позволит внедрить то или иное решение правильно и с минимальными рисками.

Таким образом, компании по-прежнему ведут проекты с самыми разными сроками внедрения и окупаемости, но при этом стали намного меньше рисковать. Можно вспомнить, что в 2020–2021 годах было довольно много стартапов и экспериментов. Компании рассуждали примерно так: давайте пробовать различные направления и даже если часть проектов будет убыточна, успешные проекты обязательно перекроют понесенные потери. Но сейчас для большинства заказчиков не время для экспериментов и проекты со, скажем так, негарантированным финалом все меньше интересны для компаний, по крайней мере в сфере розничной торговли. Понятно, что на 100% гарантировать успех не готов никто, но если бизнесу не могут дать внятного объяснения того, насколько внедрение будет полезно и какую принесёт выгоду (желательно в рублях), то такие проекты в подавляющем большинстве случаев будут отложены на неопределённое время.

Больше информации о технологиях, трендах и новинках в ритейле — в телеграм-канале Сервис Плюс.