2012/06/13 20:59:35

Единая платёжно-сервисная система "Универсальная электронная карта" (ЕПСС УЭК)

Единая платёжно-сервисная система "Универсальная электронная карта" (ЕПСС УЭК) - является составной частью российской системы универсальных электронных карт (УЭК).

ЕПСС УЭК представляет собой группу участников, обеспечивающих с применением правовых, организационных и технологических мероприятий реализацию Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, связанной с универсальной электронной картой.

ЕПСС УЭК предназначена для предоставления гражданам широкого спектра услуг в электронной форме на всей территории Российской Федерации.

Содержание

Роль Сбербанка

8 сентября 2010 г. старший вице-президент Сбербанка России Орловский Виктор Михайлович провел брифинг «О ходе реализации проектов ИТ-блока Сбербанка». В ходе мероприятия топ-менеджер Сбербанка РФ рассказал о состоянии и перспективах реализации проекта Универсальной электронной карты (УЭК), привел данные по инвестициям, которые намерен произвести Сбербанк в данный проект.

Так, банк уже направил на реализацию проекта 20 млн. долл. В ближайшие пять лет банк направит на эти цели, в общей сложности, от 100 млн до 150 млн долл. В частности, 50—70 млн долл. пойдут на развитие технологий, еще от 25 млн до 50 млн банк готов вложить в развитие ОАО «Универсальная электронная карта» в качестве акционера.

По расчетам акционеров, инвестиции в проект УЭК должны окупиться к 2016 г. Источниками дохода в этом проекте для Сбербанка, по словам В. Орловского, будут являться лицензирование приложений, эмиссия карт, предоставление госуслуг и информационных услуг. До конца 2010 года должны быть созданы и закреплены законом технические и функциональные требования к карте и ее приложениям, разработан дизайн карты и порядок вступления банков в систему УЭК.

Проект будет базироваться на картах EMV стандарта. Однако В.Орловский не исключил и возможности выпуска карт УЭК совместно с международными платежными системами. «При выезде гражданина – держателя карты за границу она может быть использована как платежный инструмент, а в пределах России как универсальная карта. Технически это возможно». Вместе с тем, были назван процент россиян выезжающих за рубеж, 7%, ввиду чего эта перспектива данного проекта заслуживает отдельного обсуждения.

Важной отличительной особенностью российского проекта УЭК спикер назвал то, что для приема и обслуживания карт будет использована уже существующая в России инфраструктурная сеть, активно создаваемая банками в течение последних 20 лет: сеть банкоматов, POS-терминалов и других устройств.

  • 28 февраля 2011 г. на комиссии по модернизации при президенте России не состоялось главной сенсации: смета на внедрение в России универсальных электронных карт (УЭК) не утверждена. Дмитрий Медведев поручил представить ему обоснование стоимости проекта по внедрению универсальной электронной карты до 1 мая 2011 г.

За несколько часов до начала заседания комиссии по модернизации, глава Сбербанка Герман Греф подверг критике неопределенность с затратами на электронные карты.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.6 т

Предполагается, что в перспективе затраты на построение инфраструктуры и внедрение УЭК будут нести банки-инвесторы, федеральный и региональный бюджеты. Однако, по словам Грефа, в отсутствие сметы затраты целиком несут участники ОАО «Универсальная электронная карта», которое финансировало внедрение УЭК в пилотных регионах.

Оценки общих затрат на внедрение универсальных электронных карт в России достигали 500 млрд руб. на ближайшие 5 лет. Помощник президента Аркадий Дворкович 28 февраля 2011 г. назвал предполагаемую сумму общих затрат в 150-200 млрд руб. Оценка главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной составляет 150-170 млрд руб.

По словам Грефа, «пока ни один из инвесторов не смог окупить затраты на инфраструктуру УЭК», причем первые надежды на окупаемость относятся ко времени через 2-3 года, когда начнется массовый выпуск универсальных карт.

В числе банков, в свое время желавших, но не вошедших в консорциум инвесторов российских УЭК, Греф назвал «Банк Москвы», «который сейчас занят другими делами», и ВТБ, «высказывавший по этому поводу противоречивые желания».

У банков — потенциальных инвесторов нет стимула участвовать в проекте на этапе инвестирования, замечает Греф: «Они говорят, это же будет открытая система, значит нас к ней все равно допустят, никуда не денутся».

На вопрос CNews, рассматривает ли руководство Сбербанка в качестве средства монетизации УЭК комиссию за платежи, Греф пояснил, что с помощью УЭК можно будет осуществлять платежи за три больших категории услуг: собственно госуслуги и выплаты в пользу бюджетных организаций будут проходить без банковской комиссии, в то время, как за «коммерческие платежи» комиссия будет взиматься обычным порядком.

При нынешней ситуации спрогнозировать окупаемость инфраструктуры УЭК для банков инвесторов непросто, полагает глава Сбербанка. Однако, по его словам, бюджет Астраханской области, которая является одним из пилотных регионов по внедрению универсальных карт, «ощутил экономию от внедрения УЭК через год после начала внедрения, которое оплатил Сбербанк».

По мнению Грефа, в России происходит «бум электронных карт», которые сейчас выпускает «почти каждое ведомство»: «когда ведомство это делает, это значит, что оно хочет заработать деньги, причем заработать столько, что хватит не только себе, но и на всех родственников».

ТТК - провайдер ЕПСС УЭК

В декабре 2011 года "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) объявила, что стала провайдером единой платежно-сервисной системы ОАО "УЭК" - уполномоченного оператора универсальных электронных карт в России. ТТК будет подключать к сети УЭК по спецтарифам всех участников проекта, в том числе банки и госструктуры, поставщиков коммерческих услуг, а также уполномоченные организации субъектов РФ.

По итогам открытого тендера, организованного ОАО "УЭК", ТТК стала провайдером единой платежно-сервисной системы "Универсальная электронная карта" (ЕПСС УЭК). В рамках договора ТТК организовала корпоративную мультисервисную сеть передачи данных (IP VPN) УЭК, которая объединила головной офис и центры обработки данных компании в Москве. Корпоративная сеть центров обработки данных УЭК является ядром ЕПСС УЭК.

Весной 2011 г. был проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ, оказание услуг по построению виртуальных каналов связи между федеральной уполномоченной организацией (ФУО), уполномоченными организациями субъектов (УОС) и банками. "Компания ТрансТелеКом" сумела предложить лучшие условия: ТТК обладает обширной разветвленной сетью по РФ, что было одним из основных требований конкурса, и предлагает выгодные тарифы по подключению для участников ЕПСС УЭК. УЭК и ТТК договорились о долгосрочном сотрудничестве, информация о сумме договора относится к внутренней информации компаний, разглашение которой пока не предполагается", - отметили представители УЭК. По их словам, ЕПСС УЭК только формируется, и в связи с возникшими потребностями федеральная уполномоченная организация заключила договор с ТТК на выполнение работ и оказание услуг по построению виртуальных каналов связи.

"В соответствии с техническими особенностями схемы организации виртуальных каналов связи ФУО рекомендует всем участникам ЕПСС заключать договоры о предоставлении основного канала для подключения к системе с "Компанией ТрансТелеКом". Однако любой участник ЕПСС УЭК может заключить договор с любым другим оператором связи, который может обеспечить подключение к провайдеру виртуальной частной сети ЕПСС УЭК, которым является ТТК", - заключила пресс-служба УЭК.

Требования к ЕПСС УЭК

Основанием для введения УЭК служит принятый 26.07.2010 г. Закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно требованиям которого Единая платёжно-сервисная система `Универсальная электронная карта» (ЕПСС УЭК) должна обеспечивать предоставление следующих видов услуг:

  • государственные и муниципальные, включая социальные;
  • транспортные и медицинские;
  • финансовые;
  • коммерческие.

Исходя из этого, инфраструктура УЭК должна взаимодействовать с госорганами, банками и поставщиками коммерческих услуг. В связи с этим к ЕПСС УЭК возникают следующие основные требования:

  • обеспечение защищённого хранения идентификационных данных гражданина на карте и в самой системе;
  • обеспечение платёжных операций в сети банков, входящих в систему;
  • соответствие требованиям действующего законодательства означает юридическую значимость информационного взаимодействия участников, а также защиту персональных данных граждан;
  • возможность использования на УЭК ведомственных блоков данных (например, Пенсионного фонда, Минсоцздрава и др.);
  • наличие на УЭК средств формирования электронной цифровой подписи (ЭЦП) гражданина;
  • с целью единства управления картами должна осуществляться авторизация изменений данных на карте со стороны Федеральной уполномоченной организации (ФУО);
  • использование открытых стандартов для обеспечения взаимодействия участников этого проекта.

Требования к банкам – участникам проекта УЭК

Федеральные требования к банкам

1 августа 2011 г. был подписан приказ Минэкономразвития, Минфина и Банка России, утверждающий перечень требований к банкам для участия в проекте универсальной электронной карты (УЭК).

Приказом устанавливается, что в срок до 1 января 2014 г. минимальная величина собственных средств банка на последнюю отчетную дату должна составлять не менее 1 млрд руб. Требования предполагают участие в системе страхования вкладов, выпуск банком карт в течение трех лет до подачи заявления об участии в проекте, отсутствие в течение полугода до заключения договора, а также во время его действия нарушений нормативов достаточности капитала, мгновенной и текущей ликвидности.

Кроме того, банк должен иметь в собственности банкоматы, платежные терминалы либо заключенные договоры с другими банками об их использовании. Также банку требуется «достойный» рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный одним из трех международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings и Standard & Poor`s – не ниже B-, Moody`s – не ниже B3) либо национальных рейтинговых агентств (RusRating – не ниже BB; «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство и AK&M – не ниже А).

По мнению банков-членов Ассоциации «Россия», что эти требования создают необоснованные конкурентные преимущества для крупных кредитных организаций и существенно ограничивают права региональных банков на участие в проекте УЭК. Отсутствие международного рейтинга не является препятствием для активной работы банков со счетами граждан (включая выпуск и обслуживание платежных карт).

В идеале на УЭК должно содержаться около 400 приложений, среди которых банковское является своего рода дополнительной услугой. На август 2011 г. в ОАО «УЭК» поступили заявления от 89 кредитных организаций. При этом, по оценке руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислава Волкова, необходимым требованиям на начало августа 2011 г. соответствовали 140 банков.

Требования к банкам – участникам проекта УЭК в г.Москва

В августе 2011 г. Правительство Москвы объявило условия, на которых банки смогут принять участие в проекте «Универсальная электронная карта» (УЭК). Во-первых, банк должен заключить договор с федеральной управляющей организацией ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО «УЭК»). Для этого, по закону, размер собственных средств должен быть не менее 3 млрд рублей. Также банк должен иметь долгосрочный рейтинг кредитоспособности, присвоенный одним из аккредитованных в Минфине рейтинговых агентств. Во-вторых, у кредитной организации должно быть как минимум 30 отделений на территории города. Отобранным банкам разрешат активировать платежное приложение, которое будет установлено на карте каждого гражданина.

Кто подключен к системе

  • «УЭК» рассчитывала, что до конца 2011 г. число участников проекта увеличится до 20 банков, которые пройдут все формальные процедуры, поставят подпись на всех необходимых документах. «Процесс присоединения каждого участника длительный именно за счет того, что юридические процедуры очень серьезные и глубокие», - пояснял Петкевич.

В итоге на конец 2011 года к проекту присоединилось 7 банков:

К сети УЭК на декабрь 2011 года также подключены:

  • ОАО "Золотая корона" (национальная межбанковская платежная система, Новосибирск),
  • ОАО "Башкирский регистр социальных карт" (Уфа),
  • областное бюджетное учреждение "Информационно-технический центр города Липецка".

29 декабря 2011 года: «В течение 2012 г. к единой платежно-сервисной системе УЭК должны быть подключены все 83 субъекта РФ, - сообщили в пресс-службе УЭК. - Кроме того, в настоящее время на финальной стадии подписания договоров находятся 5 банков, а всего до конца 2012 г. ожидается присоединение к системе порядка 60 кредитных организаций» [1] .

  • В марте 2012 года Сургутнефтегазбанк подписал договор о присоединении к Правилам федеральной уполномоченной организации «УЭК» ЕПСС УЭК.

  • 27 декабря 2012 г. государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский социальный регистр» подписало договор о присоединении к Правилам Единой платёжно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» (Правила ЕПСС УЭК). Таким образом, Москва стала последним из 83 субъектов Российской Федерации, присоединившихся к ЕПСС УЭК.

Крайинвестбанк

В ноябре 2011 года стало известно, что "Крайинвестбанк" примет участие в реализации проекта «Универсальная электронная карта». Первым шагом регионального банка к воплощению национального проекта в Краснодарском крае стало подписание с ОАО «УЭК» первого документа из пакета Соглашения о сотрудничестве.

Доверие, оказанное Крайинвестбанку в выборе регионального банка-партнера национального проекта «Универсальная электронная карта», закономерно и имеет под собой все объективные основания: авторитет одного из значимых банков Краснодарского края, статус крупнейшего в регионе эмитента банковских карт различных платежных систем, созданная и эффективно функционирующая инфраструктура их обслуживания.

Еще одним весомым аргументом в пользу Крайинвестбанка как банка-партнера проекта послужило его активное участие в работе первого национального проекта подобного масштаба - многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг, которые еще именуют как «Федеральная система «электронного правительства».

Банк «Санкт-Петербург»

В январе 2012 года стало известно, что банк «Санкт-Петербург» подписал договор о присоединении к правилам федеральной уполномоченной организации УЭК. Банк выступает в данном проекте в качестве партнера, банка выпускающего и обслуживающего карты[1].

«Центр-инвест» (Ростов-на-Дону)

В конце ноября 2011 года банк «Центр-инвест» (Ростов-на-Дону) сообщил, что первым в России из региональных банков подписал договор о присоединении к Правилам ОАО «УЭК». Банк «Центр-инвест» присоединяется к проекту в качестве эмитента и эквайера универсальных электронных карт.

Решения, соответствующие правилам ЕПСС УЭК

  • «Ай-Теко» стала первой ИТ-компанией, решение которой признано соответствующим правилам ЕПСС УЭК и внедряется с одобрения координатора общенационального проекта – федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта». На декабрь 2011 года известно о начале работ компании в Дагестане, Краснодарском крае и в Республике Марий Эл.

  • 10 мая 2012 года стало известно, что первые типовые программные решения для уполномоченных организаций субъектов РФ одобрены ОАО «УЭК». Типовые программные решения разрабатываются, прежде всего, для снижения расходов уполномоченных организаций субъектов РФ и сокращения сроков выпуска и начала обслуживания универсальных электронных карт. Уполномоченная организация субъекта РФ может разработать свое программное решение для информационных систем, либо выбрать типовое. Использование готового типового решения позволяет в краткие сроки и с меньшими рисками внедрить информационную систему УОС. Помимо этого упрощается процедура проверки самого УОС на соответствие требованиям Правил ЕПСС УЭК федеральной уполномоченной организацией, поскольку типовые решения уже заранее проверены и остается провести конфигурирование, а затем финальное тестирование.

Федеральная уполномоченная организация специально разработала типовую архитектуру уполномоченной организации и детальные форматы ее информационного обмена с другими участниками ЕПСС УЭК в автоматическом режиме. С 1 января 2012 года системы федеральной уполномоченной организации готовы к подключению УОС и проведению окончательных испытаний.

На 10 мая 2012 года 4 организации-разработчика получили положительное заключение о соответствии представленных ими типовых решений требованиям актуальной версии Правил Единой платежно-сервисной системы (ЕПСС УЭК). Обновленная версия Правил ЕПСС УЭК 1.6 от 16.02.2012 была подготовлена ОАО «УЭК» и заблаговременно прошла согласование в Министерстве экономического развития РФ.

Проверку на соответствие Правилам ЕПСС УЭК 1.6. в роли эмитента универсальных электронных карт прошли:

  • «Автоматизированная информационная система УОС» производства ООО «Экстрим про».
  • «Информационная система УОС» производства ООО «Пик Системз».
  • «Информационная система УОС» производства ЗАО «Ай-Теко».
  • «Модуль РУЭК (Реестр Универсальных Электронных Карт) ИС УОС» производства ЗАО «Золотая корона».

Число типовых решений будет расти, что означает развитие конкуренции в данной области и формирование справедливой цены.

«Мы с большим удовлетворением воспринимаем выход на рынок сразу четырех типовых решений для уполномоченных организаций субъектов. До последнего момента отмечался некий перекос в сторону федерального центра, который был готов к выпуску карт уже начиная с декабря 2011 года, но не мог стартовать в полную силу вследствие неготовности информационных систем на стороне регионов. Подготовленные типовые решения позволят уполномоченным организациям стартовать за считанные недели и быстро интегрироваться в общенациональную систему универсальных электронных карт», - подчеркнул Вице-президент федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта» Андрей Игоревич Петкевич.

Механизмы защиты

В ЕПСС УЭК предполагается использование следующих механизмов защиты:

  • взаимная аутентификация УЭК и терминала на основе сертификатов открытых ключей;

  • двухфакторная аутентификация гражданина - владельца карты при попытке получении данных с УЭК (карта + ПИН-код);

  • аутентификация криптограммы с запросом услуги в информационную систему (ИС) ФУО (используются симметричные ключи);

  • для того чтобы поставщик услуги мог доверять запросу, производится авторизация запроса на услугу со стороны ФУО (ЭЦП);

  • защита ведомственных блоков данных осуществляется в соответствии с ведомственными требованиями, т.е. ведомства могут установить свои режимы защиты;

  • во всей системе, между всеми участниками и всеми компонентами планируется осуществлять шифрование данных при передаче их в каналах связи – между картой и терминалом, между терминалом и оператором канала передачи и до поставщика услуг.

Для обслуживания системы защиты УЭК планируется построить систему управления ключами и сертификатами, включая инфраструктуру открытых ключей (PKI). Она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • поддержка международных стандартов в части открытых ключей;

  • поддержка международных стандартов в части электронных карточек (группа стандартов 7816, Global Platform, DES, RSA);

  • поддержка российский стандартов на криптографию (ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ Р 34.10-2001).

Для выпуска сертификатов безопасности планируется создание Головного удостоверяющего центра.

В связи с тем, что существует неопределённость, успеет ли пройти отечественная универсальная карта к 1 января 2012 г. сертификацию MasterCard и Visa (без этого их нельзя применять для банковских операций), он отметил два возможных крайних сценария:

1. Выпуск УЭК с импортной криптографией на импортных микросхемах (без ЭЦП по российским стандартам, но с инфраструктурой RSA);

2. Выпуск полноценной УЭК с отечественной криптографией на российских микросхемах по мере готовности производства. Между этими вариантами возможны промежуточные решения. Однако, как отметил представитель ФСБ, при рассмотрении первого сценария нужно учесть, что для банковских решений модель угроз значительно слабее, чем для программы «Электронное правительство», поэтому для неё такая модель должна быть утверждена на самом высоком уровне.

История развития системы

2010

В 2010 г. сайт WikiLeaks опубликовал сообщение сотрудника посольства США в Москве Маттиаса Митмена (Matthias Mitman), который утверждал, что законопроект в том виде, в котором он существовал на тот момент, ставил в невыгодное положение Visa и MasterCard. Дипломат рекомендовал высокопоставленным госслужащим США оказать давление на российских коллег. По оценке Митмена, российские банки, которые будут операторами новой платежной системы, будут ежегодно собирать комиссию за транзакции в размере около $4 млрд.

2011: Американцы лоббируют MasterCard как основу УЭК вместо российской Pro100

  • 17 июня 2011 г. руководство «УЭК» подписало соглашение с MasterCard, которая получила статус партнера в реализации проекта.

  • 1 сентября 2011 г. стало известно, что Сбербанк России и «Уралсиб» подписали договоры о присоединении к Правилам Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта» (ЕПСС УЭК).

Присоединение ведущих игроков розничного рынка России - «Сбербанка России» и «Уралсиб», обладающих крупнейшими сетями терминальных устройств, будет способствовать успешному формированию инфраструктуры приема универсальной электронной карты на территории всей страны. Подписание договоров о присоединении к ЕПСС УЭК крупнейшими игроками рынка показывает востребованность данной системы и привлекательность бизнес-идеи, заложенной при ее формировании.

«Присоединение к правилам Единой платежно-сервисной системы УЭК позволит перейти к этапу сертификации в системе - пояснил заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. - После ее завершения банк планирует выступить соэмитентом банковского приложения во всех субъектах Российской Федерации».

  • 20 октября 2011 года несмотря на решение Минэкономразвития об использовании при выпуске Универсальных электронных карт (УЭК) технологии Pro100, в правительстве снова прошло совещание о целесообразности использования наработок международных платежных систем[2].

У зам. руководителя аппарата правительства Анны Поповой прошло совещание, на котором обсуждался вопрос об использовании платежных систем Pro100 и MasterCard в рамках проекта по внедрению Универсальной электронной карты. Несмотря на то, что в начале октября Минэкономразвития утвердило правила выпуска универсальных электронных карт на два года на базе технологий системы Pro100, без MasterCard, на совещании в правительстве вновь обсуждались различные версии выпуска УЭК, в том числе вариант ко-бренда с международной платежной системой и использованием только МПС.

«Плюсы и минусы каждого варианта сейчас рассматриваются», – сообщил СМИ директор департамента инновационного развития и корпоративного управления МЭР Иван Осколков.

Аналогичной позиции придерживаются и в компании УЭК. Там считают, что национальная платежная система Pro100 на Универсальной электронной карте технически базируется на международных стандартах и может работать везде, но, в отличие от международных платежных систем (МПС), у нее более доступные тарифы, она регулируется не международными, а российскими правилами, а также замыкает все финансовые потоки внутри страны.

Как пояснил член правления Сбербанка Виктор Орловский, УЭК в ближайшие два-три года будет работать на базе Pro100: «Использование так называемого ко-бейджа, то есть одновременного размещения двух приложений, Pro100 и МПС, на одной карте не предполагается». По его словам, УЭК будет продолжать сотрудничество с МПС, но на технологическом уровне. Озабоченность российских чиновников и УЭК по поводу возможного полного замещения Pro100 на технологию MasterCard вполне объяснима. МПС практически не подпадают под российское законодательство, многие их тарифы являются закрытыми.

Глава российского офиса MasterCard Илья Рябый сообщил в СМИ, что ни он, ни его представители на этом совещании не присутствовали, хотя и могли бы: «Нам было о чем рассказать. MasterCard имеет опыт технологического решения проблематики социальных карт, мы предлагаем использовать свои технологии с 2007 года».

2012: Сначала ПРО100, позже MsterCard

13 июня 2012 года: Изначально универсальная электронная карта будет работать только с российской платежной системой ПРО100, заявил CNews Андрей Петкевич, вице-президент федеральной уполномоченной организации «УЭК», отвечающей за реализацию проекта универсальной электронной карты. Но в дальнейшем, по его словам, планируется обеспечить возможность установки на карту одного из международных платежных приложений.

«Ранее рассматривался вариант об использовании одной из международных платежных систем в качестве основной платежной системы УЭК, - говорит Петкевич. - Однако государством было принято решение об использовании на карте национальной платежной системы»[3].

Развитием платежной системы ПРО100 с 2010 г. занимается «Сбербанк». Она пришла на смену системе «Сберкарт», которую «Сбербанк» создал еще в 1993 г. Из-за того, что система основывалась на закрытых стандартах, она функционировала только в сети «Сбербанка» и не получила достаточно широкого распространения. Так, по данным MForum Analytics, в 2010 г. свыше 85% транзакций по банковским картам в России обслуживали Visa и MasterCard. Из российских платежных систем долю в 4% имела «Золотая Корона», а у «Сбербанка» было и того меньше.

Карты на базе ПРО100 за рубежом не принимаются, поэтому порядок внедрения УЭК, утвержденный Минэкономразвития, допускает размещение дополнительного банковского приложения, с оговоркой - для использования карты за пределами России. Однако Андрей Петкевич говорит, что дополнительное приложение будет привязано к тому же счету, что и ПРО100, и позволит расплачиваться картой как за рубежом, так и в России. Выбор приложения карты при совершении платежа будет осуществлять терминальное устройство банка.

В последней редакции правил УЭК, также утвержденных Минэкономразвития, говорится о том, что участники должны размещать на карте только приложение ПРО100. Впрочем, уже на рубеже 2012-2013 гг. «УЭК» планирует подготовить новую редакцию правил. Не исключено, что туда войдет и возможность добавления на УЭК международного платежного приложения.

С высокой вероятностью в качестве дополнительного банковского приложения на УЭК будет использоваться MasterCard, говорит Петкевич. Это он связывает с тем, что ПРО100 технически основывается на продукте MasterCard. В частности, российская платежная система использует ее приложение M/Chip, работающее на базе открытых банковских стандартов, что позволяет для операций с картами на базе ПРО100 использовать уже существующую инфраструктуру.

Основная разница между системами заключается в размере тарифов по транзакциям, а также в том, что платежи через ПРО100 обрабатываются в процессинговых центрах на территории России и информация о них не выводится за рубеж. Договор, дающий право использовать M/Chip в универсальной электронной карте, есть и у «УЭК».

Конкурировать с зарубежным аналогом ПРО100 помогут более низкие тарифы, считают в «Сбербанке». «В части тарифов и условий участия, это более доступная для участников национальная платежная система, справедливые тарифы которой позволят принимать эти карты не только в тех магазинах, где сейчас принимаются международные карты, но и в тех, которые сейчас не могут себе позволить работать с картами и пока принимают только наличные», - отмечают в «Сбербанке».

Сейчас расплатиться картой на базе ПРО100 можно в любых торгово-сервисных предприятиях и магазинах, которые обслуживаются банками-участниками УЭК, говорят в «Сбербанке». Если судить по официальным сообщениям, таковых пока насчитывается лишь девять. А вот снять деньги с карты ПРО100 пока можно только в сети «Сбербанка».

«К моменту начала выдачи УЭК гражданам в промышленном режиме, такая возможность появится в сети других банков – участников «УЭК». Количество банков участников будет составлять несколько десятков банков, а это несколько десятков тысяч банкоматов по всей стране», - уверяют в «Сбербанке».

Создание национальной платежной системы – конкурента Visa и MasterCard – можно назвать давней мечтой как российского правительства, так и ряда кредитных организаций. Закон о ней с переменным успехом поднимался и прорабатывался, однако его принятие встречало сопротивление.

Примечательно, что сотрудничество по «соседствующему» размещению платежных приложений на одной карте у MasterCard уже наметилось и с другой российской платежной системой - «Золотая Корона». Так, в апреле 2012 года компания объявила о планах создать совместную с MasterCard карту, которая будет обслуживаться на территории России в инфраструктурах обеих платежных систем, а также в инфраструктуре MasterCard за рубежом.

Примечания