История
2019
Ликвидация подразделения Mobile Communications и передача мобильного бизнеса в Electronics Products & Solutions
Японская компания Sony сообщила в марте 2019 года о крупномасштабной реорганизации, в ходе которой она закроет свое мобильное подразделение Mobile Communications (MC), занимающееся производством смартфонов. В последние годы оно приносило компании одни убытки, с чем и связано его упразднение[1].
Однако с рынка смартфонов Sony не уходит – она продолжит выпускать портативные гаджеты, и обязанность эта будет возложена на новое подразделение Electronics Products & Solutions (EP&S). Изменения вступят в силу 1 апреля 2019 г. Всего Sony закроет три подразделения – из структуры компании уже в ближайший понедельник исчезнут отделы Imaging Products & Solutions (IP&S), Home Entertainment & Sound (HE&S). По официальным данным, они, как и MC, тоже войдут в состав EP&S.
Мобильный бизнес Sony из года в год не может выйти на прибыль – по данным Counterpoint, она не входит даже в первую пятерку производителей, уступая не только Apple и Samsung, но также Huawei, Xiaomi, Oppo и Vivo. Одна из вероятных причин – завышенная стоимость моделей по сравнению с аналогами других брендов. Для примера, флагман 2018 г. Xperia XZ2 Premium поступил в продажу в России в июле 2018 г. по цене 80 тыс. руб., обладая нестандартным дизайном, немалой толщиной 12 мм и весом 236 граммов. В зарубежных странах за него просили $1000 (64,8 тыс. руб. по курсу ЦБ на 29 марта 2019 г.). На момент релиза он был дороже, чем Apple iPhone X.
Сокращение 50% штата в мобильном бизнесе
В конце марта 2019 года стало известно о массовых увольнениях сотрудников Sony, вовлеченных в разработку, продажи и производство смартфонов. Компания сократит половину соответствующих рабочих мест — 2000 из 4000.
Как пишет издание Nikkei, ликвидация рабочих позиций будет завершена к марту 2020 года. Кадровая чистка осуществляется в рамках программы сокращения расходов в телефонном бизнесе и изменения системы закупок.
Некоторые японские сотрудники Sony, попавшие под сокращения, перейдут на работу в другие подразделения компании, а в Европе и Китае работникам будут предлагать добровольное увольнение с получением компенсации.
О 50-процентном уменьшении штата в мобильном бизнесе стало известно через несколько дней после того, как соответствующее подразделение было объединено со структурами, специализирующимися на выпуске цифровых камер, телевизоров и другой потребительской электроники. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Увольнения стали вынужденной мерой, учитывая падение как всего рынка смартфонов, так и самой Sony на нем. По данным портала Statistica, в 2019 году доля японской корпорации в глобальных продажах смартфонов упала ниже 1%, а в 2010-м она превышала 3%. Sony все тяжелее конкурировать с лидирующими Apple, Samsung Electronics и Huawei, которые устроили гонку в разработке 5G-устройств, отмечает Nikkei.
Издание напоминает, что ранее в мобильном подразделении Sony уже происходили сокращения. Так, в 2014 финансовом году работы лишились порядка 1000 сотрудников. Но продажи у компании снижаются быстрее, чем ожидалось, подталкивая ее к новым увольнениям.
Sony вынуждена сокращать телефонный бизнес в некоторых регионах, включая Юго-Восточную Азию. Основной акцент в 2019 году компания сделала на европейском рынке и странах Восточной Азии.[2]
Закрытие основного завода для избавления телефонного бизнеса от убытков
28 марта 2019 года Sony объявила о закрытии основного завода по выпуску смартфонов. Японская корпорация урезает расходы в надежде вернуть телефонный бизнес к прибыли.
Как сообщил информагентству Reuters представитель Sony, компания прекратит работу предприятия в Пекине до конца марта 2019 года, а производство устройств на этом объекте будет переброшено на фабрику в Таиланде. Сколько рабочих мест будет при этом сокращено, не уточняется.
После остановки китайской фабрики у Sony останется только один собственный завод, где изготавливаются смартфоны (в Таиланде). Компания также сотрудничает со сторонними контрактными производителями, которые собирают электронику по заказам.
В Sony подчеркнули, что решение о закрытии завода не связано с ухудшением торговых отношений между США и Китаем. Данный шаг обусловлен желанием компании снизить операционные расходы, чтобы сделать мобильное подразделение безубыточным по итогам финансового года, который начнется в апреле 2020-го.
По итогам отчетного 12-месячного периода, который завершится 31 марта 2019 года, компания ожидает операционные убытки в телефонном подразделении на уровне 95 млрд иен ($853 млн) при выручке в 490 млрд иен (около $4,4 млрд).
Закрытие предприятия по производству смартфонов выглядит логичным шагом, учитывая падающие продажи этих устройств. По итогам 2018 финансового года Sony прогнозирует продажи 6,5 млн трубок, что вдвое меньше, чем годом ранее. Компания несколько раз ухудшала прогноз по реализации смартфонов в течение года. Доля Sony на рынке упала ниже 1%.
Несмотря на все проблемы Sony не собирается продавать или закрывать подразделение по выпуску смартфонов. Вместо этого компания планирует провести реорганизацию и поменять стратегию работы.[3]
2014: Sony потеряла на смартфонах миллиарды долларов и уволила главу Sony Mobile
Sony зафиксировала в октябре 2014 года в своем мобильном подразделении по итогам II квартала 2014-2015 финансового года, окончившегося 30 сентября, операционный убыток в размере 172 млрд йен ($1,6 млрд). Годом ранее компания получила прибыль в размере 8,8 млрд йен, сообщается в опубликованном отчете компании.
Выручка Sony Mobile составила 308,4 млрд иен ($2,8 млрд), что незначительно выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (304,6 млрд иен).
Комментируя ситуацию с бизнесом компании, в прошлом месяце генеральный директор Sony Кадзуо Хираи (Kazuo Hirai) заявил, что Sony испытывает серьезное конкурентное давление со стороны китайских производителей смартфонов. Некогда входящая в первую пятерку, Sony уступила рыночные позиции таким компаниям, как Huawei, Xiaomi и Lenovo.
Xiaomi по итогам III квартала 2014 г., согласно IDC, впервые вошла в Топ-5 производителей, причем заняла сразу же третье место. Lenovo заняла четвертое место.
Вследствие усиленной конкуренции Sony понизила прогнозируемый объем продаж смартфонов на весь текущий финансовый год. Корпорация рассчитывает поставить на мировой рынок 41 млн аппаратов. В июле 2014 г. компания прогнозировала объем поставок на уровне 43 млн устройств, а в апреле — 50 млн[4].
2011
Выкуп доли Ericsson в СП Sony Ericsson
27 октября 2011 года стало известно, что японская корпорация Sony и шведский производитель оборудования связи Ericsson объявили о согласии Ericsson продать принадлежащую ей 50-процентную долю в совместном предприятии Sony Ericsson Mobile Communications.
Напомним, что слухи о возможном приобретении доли Ericsson корпорацией Sony ходили достаточно давно. В результате Sony стала владельцем 100-процентной доли совместного предприятия по выпуску мобильных телефонов. Сумма сделки составила 1,05 млрд евро. Закрыть ее планируется в январе 2012 г.
Как говорится в официальном сообщении, сделка позволит Sony «дополнить растущий портфель потребительских интернет-устройств, включающий планшеты, телевизоры и персональные компьютеры». Кроме того, она позволит японской корпорации расширить портфель патентов, касающихся технологий связи.
Интегрируя активы Sony Ericsson и собственные активы под единой крышей, Sony рассчитывает создать более качественную экосистему продуктов Sony, которая будет включать смартфоны, планшеты, персональные компьютеры и телевизоры, а также сервисы Sony PlayStation Network и Qriocity, которые компания активно продвигает на мобильных устройствах, сообщил президент и CEO Sony Говард Стрингер (Howard Stringer).
В свою очередь глава Ericsson Ханс Вестберг (Hans Vestberg) добавил, что после продажи своей доли в СП шведская компания планирует сфокусироваться на технологиях связи - то есть на профильном бизнесе.
Товарный знак Sony Ericsson, вероятнее всего, прекратит свое существование.
Динамика доли Sony Ericsson на рынке сотовых телефонов и смартфонов
Лидеры по продажам мобильных телефонов и смартфонов с 1992 по 2018 г. в анимации ниже.
Центры разработки в Пекине, Кремниевой долине, Лунде и Токио
Пекин, Лунд, Кремниевая Долина, Токио (данные на октябрь 2011 г)
2010: Переход с ОС Microsoft на Android и выход в прибыль
В 2010 г. Sony Ericsson поставила на рынок 43,1 млн мобильных устройств против 57,1 млн годом ранее. Выручка компании сократилась с 6,79 млрд евро до 6,294 млрд евро. В 2010 г. компания вышла в прибыль, зафиксировав ее на отметке в 90 млн евро, годом ранее убыток составил 836 млн евро.
В 2010 г. вендор отказался от операционной системы Microsoft и перешел на Android, выпустив Xperia X8.
По данным Gartner, во II квартале 2011 г. Sony Ericsson являлся десятым по объемам продаж производителем мобильных телефонов, уступая Motorola, Huawei, HTC, RIM и другим компаниям.
- Рыночная доля 11% в секторе смартфонов на базе Android (по состоянию на 3 квартал 2011 года).
- 80% продаж компании составляли смартфоны (на базе ОС Android).
2008: Анонс линейки Xperia на платформе Windows Phone
В 2008 г. вендор анонсировал новую линейку устройств - Xperia, - которая должна была включать высокотехнологичные модели. Первым устройством семейства стал коммуникатор Xperia X1 на платформе Windows Phone.
2007: Выпуск хита SonyEricsson P1 на ОС Symbian
В 2007 г. вышел смартфон SonyEricsson P1, ставший одним из самых популярных устройств компании. Устройство базировалось на Symbian с сенсорным графическим интерфейсом UIQ, имело физическую клавиатуру сокращенного формата и стилус для работы с сенсорным экраном.
2005: Выпуск первых мобильных телефонов
Наибольшую известность компания получила после 2005 г., когда были представлены первые мобильные телефоны под заимствованными у Sony брендами - Cyber-shot K750i и Walkman W800. Первые позиционировались как камерофоны, вторые - как устройства с выделенной музыкальной составляющей.
2001: Запуск совместного предприятия SonyEricsson
Компания SonyEricsson начала работать 1 октября 2001 г. Соглашение о совместной работе было заключено на 10 лет, и в 2011 году стороны отказались от его продления[5].