Калатрава Сантьяго (Santiago Calatrava)

Персона

СМ. ТАКЖЕ (2)

Содержание

Калатрава Сантьяго (Santiago Calatrava)
Калатрава Сантьяго (Santiago Calatrava)

Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».

Биография

Калатрава родился 28 июля 1951 г. в Валенсии. Занимался в Школе архитектуры и в Школе искусств и ремёсел в родном городе. Окончив образование в 1975 г., устроился на работу в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха (известную также как ETH, или ETHZ) в Цюрихе, где получил диплом инженера.

В 1981 году Калатрава открыл свою мастерскую в Цюрихе, причем работал и как архитектор, и как инженер. Его первым проектом стал ангар завода компании Jakem в швейцарском Мунхвиллене (1983—1985). В 1989 он открыл филиал своего бюро в Париже.

На Калатраву одновременно повлияли архитекторы Ле Корбюзье и Антонио Гауди. Его называют продолжателем традиций испанского модернизма Феликса Канделы и нового экспрессионизма Ээро Сааринена.

Творчество

  • 1983—1984, Jakem Steel Warehouse, Munchwilen, Швейцария
  • 1983—1985, Ernsting Warehouse, Кёсфельд, Германия
  • 1983—1988, Wohlen High School, Волен, Швейцария
  • 1983—1990, Stadelhofen Railway Station, Цюрих, Швейцария

  • 1983—1989, Lucerne Station Hall, Люцерн, Швейцария
  • 1984—1987, Bac de Roda Bridge, Барселона, Испания
  • 1984—1988, Barenmatte Community Center, Зур, Швейцария,
  • 1986—1987, Tabourettli Theater, Базель, Швейцария,
  • 1987—1992, Атриум Allan Lambert Galleria (офисный центр Brookfield Place), Торонто, Канада (подробнее, англ.),

  • 1989—1994, Satolas TGV Station, Лион, Франция
  • 1992, Puente del Alamillo, Севилья, Испания,

  • 1992, Телебашня Монжуик at the Olympic Ring, Барселона, Испания
  • 1992, Всемирная выставка, павильон Кувейта, Севилья, Испания
  • 1992—1995, реставрация берлинского моста Обербаумбрюкке
  • 1994—1997, пешеходный мост Кампо Волантин, Бильбао, Испания
  • 1996, Город искусств и наук, Валенсия, Испания — современный развлекательный комплекс с океанариумом, IMAX-кинотеатром, музеем науки и ботаническим садом, который Калатрава спроектировал еще в середине 1990-х во славу родной Валенсии.

Комплекс, стоящий на дне осушенной реки Турия, действительно привлекает туристов и местных жителей. Как говорит сам Калатрава, он не только «поместил Валенсию на карту», но и создал второй по посещаемости испанский архитектурный комплекс после Альгамбры. Однако театр, открытый в 2005 году и завершивший строительство Города, оказался втрое дороже изначального бюджета в 300 миллионов евро. Таких денег у кризисного испанского региона не было. По состоянию на 2013 год, долг в 700 миллионов за Дворец искусств все еще числился на Валенсии.

  • 1998, Puente de la Mujer (Мост женщины), в районе Пуэрто-Мадеро Буэнос-Айреса, Аргентина
  • 2000, Новый терминал аэропорта Бильбао, Бильбао, Испания
  • 2000, Bodegas Ysios, Rioja Винодельня Исиос, Риоха, Испания,
  • 2001, Milwaukee Art Museum, Милуоки, Висконсин, США

  • 2003, Мост Джеймса Джойса, мост через реку Лиффи, Дублин, Ирландия
  • 2003, Аудиторио Тенерифе, Тенерифе, Испания

Image:Оперный_театр_Тенерифе_Калатравы_2003.jpg
  • 2004, перестройка Athens Olympic Sports Complex, Афины, Греция

Image:Олимпийский_спорткомплекс_Афины_2004.jpg
  • 2004, Sundial Bridge at Turtle Bay, Реддинг, Калифорния, США
  • 2004, Три моста (Harp, Cittern и Lute) spanning the main canal of the Haarlemmermeer, Нидерланды,
  • 2004, University of Zurich, «Bibliothekseinbau» library remodelling, Цюрих, Швейцария
  • 2005, Turning Torso, Мальмё, Швеция
  • 2006, Струнный пешеходный мост в Петах-Тикве, Израиль

Image:Струнный_мост_в_Петах-Тикве_Калатрава.jpg
  • 2008, Мост Конституции, Венеция
  • 2008, Струнный мост «Арфа Давида», Иерусалим
  • 2009, Кинетическая композиция в Технионе — Израильский технологический институт, Хайфа, Израиль,


  • 2009, Мост Сэмюэла Беккета, мост через реку Лиффи, Дублин, Ирландия
  • 2009, железнодорожный вокзал Льеж-Гийемен (Liège-Guillemins]}}) в Льеже, Бельгия.
  • 2011, Palacio de Congresos de Oviedo, Oviedo, Asturias, Испания
  • 2012, Peace Bridge, Калгари, Канада
  • 2013, Железнодорожная станция Medio Padana TAV Station, Reggio Emilia, Италия

Image:Mediopadana_railway_station_Calatrava_2.jpg

Критика

Работы Калатравы очень узнаваемы, очень дороги и очень востребованы. Однако в последние годы (2014 г) к этим постоянным атрибутам добавился еще один: очень скандальны. Практически каждую новую постройку сопровождает одна и та же история: она сдается гораздо позже сроков, во много раз превышает смету, а затем требует доделок или сразу — ремонта.

Критика аэропорта и моста в Бильбао

Сразу две крупных постройки Калатрава создал в Бильбао: это новый терминал аэропорта, открытый в 2000 году, и мост Субисури через реку Нервьон, по которому удобно добираться до музея Гуггенхайма. Аэропорт, имеющий очертания птицы и прозванный за это голубкой — La Paloma, пришлось переделывать в середине нулевых.

Image:Аэропорт_Бильбао_Калатравы_2010.jpg

В нем, среди прочего, не хватало места не только для магазинов, но даже для пассажиров, которые после прохождения таможни были вынуждены мерзнуть под открытым небом. Субисури же успели прозвать мостом сломанных ног: в дождливую погоду стеклянные плитки становятся опасно скользкими[1].

2011: Обрушение конференционного центра в Овьедо

Строившийся конференционный центр в Овьедо (испанский регион Астурия) в один непростой день 2011 года просто рухнул. Летом 2013-го суд признал Калатраву ответственным за инцидент и обязал его выплатить три миллиона евро.

2013: Венеция подает в суд на Калатраву

В январе 2014 года стало известно, что на Калатраву собирается подать в суд Венеция — за его мост Конституции. Четвертый мост через Большой канал был задуман в 1999 году. Власти города захотели, чтобы он соединял железнодорожный вокзал Санта-Лючия с пьяццале Рома, площадью с автовокзалом, через которую в город въезжают машины. Таким образом, мост должен был обозначить своеобразные ворота в город. Калатрава спроектировал футуристический и помпезный 95-метровый мост из стекла и камня и подсветил его флуоресцентными лампами. Мост, по задумке архитектора, сначала был полностью собран, а затем установлен.

Image:Мост_Конституции_в_Венеции_2010.jpg

Сооружение стало скандальным еще до того, как венецианцы его увидели. Жители говорили, что четвертый мост городу попросту не нужен — тем более в непосредственной близости от третьего, моста Скальци, а четыре миллиона евро можно потратить более рационально. Возмущение вызывал и сам проект — современный вид сооружения с трудом гармонировал с венецианским барокко. Возведение моста затянулось: первые пешеходы должны были пройти по нему в 2004-м, но открыли мост лишь четырьмя годами позже; из-за протестов власти решили отказаться от торжественной церемонии. В 1990-е, когда проект задумывали, бюджет Венеции предполагал 4-миллионные траты, в итоге же мост обошелся городу более чем в 11 миллионов евро.

Последней каплей стало то, что проект испанского архитектора не учитывал нужд горожан и туристов, передвигающихся на инвалидных колясках, а крутой подъем оказался труден для пожилых людей. Обеспечить доступ на мост людям с ограниченными возможностями власти города потребовали от Калатравы еще в 2003 году, однако передвижная платформа для инвалидных колясок на мосту Конституции заработала лишь осенью 2013-го — спустя пять лет после открытия. Как и сам мост, механизм стоил вдвое дороже изначально запланированной суммы — в итоге заплатили 1,8 миллиона евро. Впрочем, мост был источником бед и для обычных пешеходов: туристы оступались из-за разного расстояния между ступенями (прекрасные венецианские виды вокруг мешали им смотреть под ноги). Правда, трудно было и тем, кто все же смотрел: их дезориентировало чередование стеклянных и каменных фрагментов на поверхности моста.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах

В итоге в 2013 году власти города начали судиться с архитектором: первое заседание прошло в ноябре. За срыв сроков строительства и превышение сметы от Калатравы требуют 3,8 миллиона евро. Тот отвечает, что ни в чем не виноват: дескать, ошиблись те, кто считал бюджет на первой стадии планирования, а сам он в процессе возведения моста был скорее консультантом, чем контролером. В январе 2014 года Венеция придумала новый повод подать на Калатраву в суд: власти заявляют, что за пять лет мост уже потребовал ремонта на 464 тысячи евро, а эксперты Политехнического университета Турина подготовили отчет, согласно которому причиной тому явились недостатки, заложенные в конструкции моста изначально.

Власти города, устав получать от травмированных мостом жителей и туристов судебные иски, в 2018 частично покрыли пролет плиткой из трахита – этим камнем вымощены улицы города. По всей видимости, чиновники остались довольны результатом и в 2022 году решили демонтировать оставшиеся стеклянные панели, чтобы заменить их каменной «дорожкой». На реконструкцию выделено 500 000 евро.

Curbed пишет, что Сантьяго Калатрава поддержал решение венецианских властей, хотя не готов взять на себя ответственность за все неприятности, которые произошли за почти 14 лет эксплуатации сооружения. По словам «звездного» архитектора, его проект предусматривал покрытие из нескользящего стекла, однако «ненадлежащее использование тяжелых предметов [по всей видимости, речь про чемоданы, которые катят многочисленные туристы. Мост Конституции соединяет железнодорожный и автобусный вокзалы – прим. автора] или даже акты вандализма» привели к тому, что часть панелей повредилась и их заменили некачественным аналогом.

2013: Суд с Domecq

В 2013 году на Калатраву подала в суд виноторговая компания Domecq, для которой архитектор спроектировал винодельню Исиды в баскской Алаве. Оказалось, что у необыкновенной красоты здания протекает крыша, что для виноделия, разумеется, критично.

Image:Винодельня_Исиды_Калатравы_2011.jpg

Как утверждает заказчик, архитектор не учел резких перепадов температур и дождливого климата Страны Басков.

Image:Винодельня_Исиос_Калатравы_2000.jpg

Поскольку рабочие строительной компании, изначально сотрудничавшей с Калатравой, никак не могли починить кровлю, сделанную из дерева и алюминия, владелец заявил, что хочет получить от архитектора два миллиона евро. На эти деньги планировалось нанять других архитекторов и строителей — тех, которые могли бы справиться с протечками.

2014

Критика проекта в Городе искусств в Валенсии

В январе 2014 года на несовершенства сооружений Калатравы указали власти Венеции и его родной Валенсии. 12 января стало известно, что строители начали сдирать мозаику с фасада здания Дворца искусств королевы Софии — оперного театра в Валенсии. Здание стоит закрытым с декабря 2013 года, когда из-за сильных ветров облицовка начала осыпаться. Отменить пришлось не только рождественские представления, но и январскую премьеру оперы Пуччини «Манон Леско», поставленной покровителем театра Пласидо Доминго. После переговоров Калатрава и строительные компании согласились не только удалить с фасада хрупкие плитки, но и покрыть стоимость ремонтных работ — три миллиона евро. Представитель архитектора заявил, что причины падения мозаики неясны. Калатрава украшал фасад театра тысячами маленьких фрагментов мозаики, подражая барселонцу Антонио Гауди. Теперь же их все отдерут, а стены закрасят белой краской, по крайней мере до тех пор, пока не придумают, как закрепить мозаику намертво.

Image:Дворец_искусств_королевы_Софии_2010.jpg

Дворец искусств королевы_Софии (часть города искусств в Валенсии)

На родине Калатрава давно сочетает популярность с дурной славой: так, местный политик Игнасио Бланко открыл сайт Calatravatelaclava, что можно перевести примерно как «Калатрава обдерет тебя, как липку». Бланко отмечает, что за работу над зданием театра Калатраве заплатили 94 миллиона евро — и это при том, что в нем оказались 150 мест, с которых не видно сцену. Музей науки изначально был построен без аварийных выходов и лифтов для инвалидов, жалуется Бланко.

Критика ЖД станции в Нью-Йорке

В Нью-Йорке Калатрава перестраивает станцию подземной скоростной железной дороги PATH, располагавшуюся под Всемирным торговым центром и уничтоженную терактами 11 сентября. Временная станция была открыта в 2003 году, новая откроется в конце 2015-го — на шесть лет позже плана. Стоить она будет, как и все у Калатравы, вдвое дороже сметы — 4 миллиарда долларов.

Image:Проект_Калатравы_транспортного_узла_на_месте_Центра_Всемирной_Торговли_США.jpg

Источники The New York Times утверждали, что архитектор ради своих творческих амбиций сознательно усложнил конструкцию станции, а заодно потребовал, чтобы некоторые необходимые элементы были размещены в близлежащих зданиях — например, вентиляция. В 2012 году организация, заказавшая Калатраве этот непростой проект, прошла аудит и была признана раздираемой конфликтами и недееспособной.

Любое издание, которое пишет про спорные сооружения Калатравы, непременно оговаривается: все они очень красивые. Сам архитектор за собой недоделок не признает, однако с журналистами, доискивающимися правды, почти не разговаривает. В кратком письменном заявлении, переданном в The New York Times в начале 2014 года, Калатрава заявил, что задача его построек — делать города уникальными и обогащать человеческий опыт. Осуществлялись все эти проекты по высочайшим стандартам, заявляет архитектор — умалчивая о завышенной стоимости и, очевидно, списывая скорые поломки на инженеров и строителей. The Guardian, обозревая скандалы вокруг работ Калатравы, кажется, сочла, что проще назвать те из них, с которыми не произошло ничего плохого (газета упоминает мосты в Дублине и Манчестере, вокзалы в Лиссабоне, Льеже и Лионе, здания в Нью-Йорке и Милуоки).

Тем не менее непохоже, чтобы скандалы останавливали заказчиков: в списке построек Калатравы, готовящихся к завершению на начало 2014 года, более 10 пунктов.

* Свидетель по делу о строительстве делового центра в Валенсии

В августе 2014 года суд Кастельона вызвал Сантьяго Калатрава в качестве свидетеля по делу о строительстве делового центра в Валенсии. На реализацию проекта, о котором идет речь, региональное правительство уже потратило 2,7 млн евро[2].

Калатрава был вызван в суд вместе с бывшим региональным секретарем по налогам и бюджету, Эусебио Монцо, бывшим техническим директором регионального департамента планирования Хавьером де-Диего и главой архитектурного бюро Фернандо Бензо. Суд Кастельона расследует предполагаемые нарушения при составлении контрактов на строительство центра.

Архитектор посетил Кастельон в декабре 2007 года и подписал соглашение о работе над проектом здания с мэром Кастельона. Спустя полтора года Калатрава представил свой план здания, строительство которого он оценил в 100 млн евро, что на 40 млн больше, чем планировалось областным правительством.

Библиография

  • Tzonis, Alexander (1999). Santiago Calatrava: The Poetics Of Movement. Universe. ISBN 0-7893-0360-4.

  • Tzonis, Alexander (2004). Santiago Calatrava: The Complete Works. Rizzoli. ISBN 0-8478-2641-4.

См. также

Примечания