Содержание |
Основная статья: Живопись в России
Биография
Михаил Ксенофонтович Соколов (18.09.1885-1947) - русский художник-график, не признававший проторенных путей, стремился «подняться над реальностью». Его фигура стоит как бы особняком в русском искусстве XX века. В то время как многие деятели искусства переориентировались на отражение социалистической реальности нового государства, Соколов все больше уходил в свой индивидуальный мир. По словам Н.И. Тарабукина, искусствоведа и друга художника, «Соколов был романтик в жизни и искусстве. … К людям и окружающему миру он относился серьезно. Искусство было для него кумиром, а он его жрецом… Искусству он служил, как средневековый паладин своей даме сердца…»
Соколов родился в Ярославле, стал художником против воли отца, и тем самым лишил себя материальной поддержки на всю последующую жизнь.
В 1904 году, после окончания ярославских городских классов рисования, Михаил уехал в Москву, где продолжил свое художественное образование в Строгановском художественно-промышленном училище. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В 1907 – 1909 годах он служил матросом Балтийского флота.
В другой раз призывался в армию в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.
С первых же дней февраля 1917 года Соколов оказался в центре революционных событий и стал одним из руководителей большевистски настроенных балтийских моряков.
В 1919 году он участвовал в организации в Ярославле Свободных художественных мастерских и преподавал в них до лета 1920 года. Мастерская Соколова считалась футуристической. Он сам позднее вспоминал: «Мы были крайние левые – «футурили», делали «живописные рельефы». Все это было превеликой глупостью, но все же как это было хорошо!» Но в середине 1920-х художник уничтожил почти все, что было создано до 1923 года.
Во второй половине 1920-х Михаил Ксенофонович много работал над графическим циклом «Страсти». Составившие цикл рисунки, исполненные пастелью, углем, сангиной, пером и черной тушью, насчитывали около 500 листов. Параллельно он совершенствовался и как живописец, Неотъемлемой частью жизни М.К. Соколова стала и преподавательская деятельность, которая обеспечивала ему средства к существованию и позволяла быть независимым в искусстве.
В 1934 году художник вступил в Московскую организацию Союза Советских художников (МОСХ).
На протяжении всей творческой жизни художник обращался к наследию А.С. Пушкина. «Мой жизненный спутник Пушкин – вот где гармония творца и человека!»
После выставки московских художников 1936 года, на которой произведения Соколова занимали отдельный зал, в печати появились отклики, что искусство Соколова «чуждо советской действительности». Тогда Московский союз пришел к выводу, что Соколов, преподававший тогда в московском институте повышения квалификации живописцев и оформителей Москвы при МОСХе, «не имеет права воспитывать художественные кадры как идеологически вредный формалист». Соколов сразу же подал заявление об уходе из института, но заявление не приняли. «Предпочитают выгнать, чем освободить по заявлению», – с горечью констатировал художник.
В 1937 году скульптор С.М. Орлов писал жене: «На днях мне выпало удовольствие просматривать работы художника М. Соколова. Благодаря тому, что какие-то олухи причислили его к формалистам, человек живет в невероятных условиях, голодает – одним словом, бедствует, пожалуй, так, как бедствовать у нас сейчас приходится немногим. А художник воистину замечательный, впитавший в себя все благородные традиции французских мастеров последнего столетия, он все-таки с очень яркой своей физиономией создал шедевры, которые будут в состоянии выдержать соседство любого импрессиониста. Замечательный художник».
1938: Ссылка в Тайгинский лагерь в Сибири
События этого времени переплетались с вопросом о выделении мастерской. Художнику с женой приходилось жить и работать в восьмиметровой комнате в коммунальной квартире. Наконец осенью 1938 года он получил долгожданную мастерскую, но через две недели его по ложному доносу арестовали и приговорили к семи годам лишения свободы. Соколов был сослан в Тайгинский лагерь в Сибири.
В лагере он начал создавать миниатюрные рисунки. Красоту окружающего мира он стремился вместить и запечатлеть на нескольких квадратных сантиметрах, иногда не превышавших размера спичечной этикетки. Вместо пера он использовал спичку, процарапывал бумагу острым предметом или размачивал и взрыхлял ее, растирал грифели цветных карандашей, смешивал их с мелом или с зубным порошком и таким образом получал материал, который мог по выразительным средствам заменить пастель.
1943: Досрочное освобождение и возвращение в Ярославль
В 1943 году художник был досрочно освобожден и с помощью друзей, находившихся в Сибири, смог вернуться в Ярославль. Восемь с половиной месяцев он провел на больничной койке: «…я лежу в больнице, болен, и болен безнадежно… Полное обескровливание и истощение приковало меня к постели, лежу целыми днями как пласт…. А если бы Вы знали, как хочется жить, жить и работать, работать!»
Медленно, но Михаил Ксенофонтович встал на ноги, переехал в Рыбинск, где ему предложили преподавать в изокружке при доме пионеров.
1947: Смерть
М.К. Соколов умер в 1947 году. Реабилитирован посмертно.