Разработчики: | Федеральное казначейство Министерства финансов РФ |
Отрасли: | Государственные и социальные структуры |
Технологии: | Ситуационные центры |
Государственная информационная система "Управление" (ГАСУ) - планируется, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий».
В декабре 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление №1088 о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАСУ). В документе говорится, что работы над системой будут закончены в 2012 г., а до конца 2010 г. их финансирование будет идти из федерального бюджета по программе «Электронная Россия».
Зачем нужна ГАСУ
Первоначально предполагалось, что система будет направлена на решение задач контроля исполнения Приоритетных национальных проектов, анализа социально-экономического развития России и регионов РФ. Позже задачи системы изменились.
В концепции ГАСУ сказано, что с ее помощью будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий». Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников.
«У субъекта часто запрашивают одни и те же данные несколько федеральных ведомств. Причем данные предоставляются разные: в одном случае все плохо, в другом – наоборот. С введением ГАС «Управление» информация будет единой», - ранее объяснял смысл создания системы директор ИТ-департамента правительства Алексей Попов (работал в этой должности до мая 2012 г.).
Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления.
На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид. По сути, система должна заменить нынешний порядок обмена и собрать в себе периодически обновляемую востребованную информацию, позволяющую, с одной стороны, иметь верхнеуровневое видение, а с другой – возможность получить детализированные данные по выбранной тематике.
Два раза кликните, чтобы увеличить
Заказчик, оператор, пользователи
Государственным заказчиком создания системы «Управление» являлось Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, оператором - единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства «Ростелеком».
Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
До начала 2014 года в разработке ГАС «Управление» поучаствовали компании:
- ISG,
- «Прогноз»,
- Kraftway,
- «Ростелеком»,
- «Энвижн Груп»,
- «Кацит»,
- IBS.
Среди пользователей системы - Администрация президента РФ, Аппарат правительства, Счетная палата и полномочные представители президента в федеральных округах. Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников. Для передачи данных используются каналы связи Федеральной службы охраны (ФСО).
Затраты на развитие системы
На апрель 2014 года расходы федерального бюджета на ГАС «Управление», по оценкам CNews Analytics, близки к 1 млрд руб.
Суммы затрат на 2009-2010 гг. были утверждены правительством в сентябре 2009 г. в постановлении №721. «Ростелеком» приступил к работе над ГАСУ также в 2009 г. Всего на эти два года на ГАСУ выделено 549,14 млн руб. Как рассказал CNews источник в правительстве, в 2009 г. на развитие системы было потрачено 260 млн руб. Исходя из этих данных, в 2010 г. аналогичные затраты составят почти 290 млн руб. Валерий Зубаха, директор проекта «Электронное правительство» в «Ростелекоме», на вопрос CNews о затратах не стал называть абсолютных чисел, но заявил, что в 2009 г. они были «значительно меньше 260 млн руб.»
По оценке Алексея Кудрявцева, главного управляющего директора ISG, общая сумма затрат на создание и внедрение ГАСУ с 2006 по 2008 гг. составила примерно 300 млн руб.
История развития системы
2024
Внедрение цифровых дашбордов, в которых губернаторы смогут всю информацию о своем регионе
На базе государственной автоматизированной системы (ГАС) «Управление» заработает специализированная аналитическая панель, которая поможет губернаторам контролировать исполнение наиболее приоритетных федеральных задач, реализуемых на уровне конкретного региона. Об этом 27 ноября 2024 года сообщил заместитель председателя Правительства РФ — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Отмечается, что в России внедрена цифровая модель управления национальными проектами, которая работает в режиме реального времени. Она использует передовые алгоритмы для прогнозирования невыполненных мероприятий и настроена на превентивное решение проблем. Такой подход позволяет обеспечить высокую эффективность реализации нацпроектов при увеличении их количества. Модель функционирует на базе государственной автоматизированной системы управления, которая позволяет эффективно работать с большими данными.
Говорится также, что новые национальные проекты стали более масштабными, предполагают еще больше межведомственного взаимодействия и включают в себя 118 федеральных проектов вместо действующих 91. Для повышения эффективности работы губернаторы получат универсальный дашборд: он предоставит актуальную информацию о выполнении национальных проектов, федеральных поручений, субсидиях и стадии рассмотрения обращений к федеральным органам.
Это создаст удобный канал двусторонней связи и повысит прозрачность взаимодействия между правительством и регионами, — отмечает Григоренко. |
Цифровая модель управления, внедренная в РФ, позволяет контролировать, на каком этапе реализации находится проект. Кроме того, ведется мониторинг строительства объектов — школ, больниц, дорог, доступного и комфортного жилья. А к 2026 году планируется завершить перевод в цифровой формат всей отчетности и источников данных в рамках реализации национальных проектов.[1]
Минцифры запускает эксперимент по формированию отчетности субъектов РФ в ГИС «Управление»
22 октября 2024 года министерство цифрового развития России опубликовало проект постановления об эксперименте по оптимизации процессов предоставления отчетности субъектов государственным органам. Эксперимент предполагает единовременное предоставление данных через государственную автоматизированную информационную систему «Управление».
Как передают «Ведомости», проект предусматривает использование данных с информационных витрин федеральных органов исполнительной власти, участников эксперимента и федеральной государственной информационной системы «ххЕдиная информационная платформа национальной системы управления даннымиъъ».
Эксперимент предполагает разработку новых технологий формирования отчетов в рамках ГИС «Управление». Согласно проекту постановления, график проведения эксперимента должен быть определен не позднее 1 февраля 2025 года, а его завершение запланировано на 26 декабря 2025 года.
Министерство рекомендовало к участию в эксперименте правительства Москвы и Московской области, а также администрацию Краснодарского края. Большинство федеральных министерств также войдут в число участников проекта.
Ответственным за реализацию проекта назначен сотрудник Минцифры Екатерина Бедарева. Проект постановления зарегистрирован на портале проектов нормативных правовых актов под номером 01/01/10-24/00151795.
Эксперимент направлен на совершенствование системы государственного управления через внедрение современных информационных технологий в процесс сбора и обработки отчетности. Планируется, что новый подход позволит оптимизировать административные процедуры и повысить эффективность межведомственного взаимодействия.
Инициатива является частью более широкой программы цифровой трансформации государственного управления, направленной на создание единого информационного пространства для органов власти всех уровней. Успешная реализация эксперимента может стать основой для масштабного внедрения новой системы отчетности во всех регионах России.[2]
В РФ создается цифровая платформа мониторинга деятельности чиновников за 479,7 млн рублей
В начале октября 2024 года стало известно о том, что из федерального бюджета до 2030-го будет выделено 479,7 млн рублей на создание платформы мониторинга контрольной (надзорной) деятельности на базе государственной информационной системы (ГАС) «Управление». Поручение о реализации проекта дал вице-премьер — руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко. Подробнее здесь
2023: Правительству РФ передают функции единого центра принятия решений о работе ГАС «Управление»
Проектный офис Правительства РФ получит функции единого центра принятия решений о работе ГАС «Управление» и порядка взаимодействия ее участников. Об этом 9 января 2023 года пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, разработанный Минцифры.
Согласно документу, у проектного офиса появятся полномочия формировать функциональные требования к системе в части национальных (федеральных, региональных) проектов, анализировать и контролировать качество данных, а также координировать информационное взаимодействие ее участников.
Из пояснительной записки к проекту постановления, на которую ссылается газета, также следует, что единый центр принятия решений о работе ГАС «Управление» необходим из-за роста количества участников проектной деятельности и высокой интенсивности коммуникации между ними - без централизации управления системой разрозненные решения о ее устройстве и организации ведут к снижению эффективности и ее самой, и взаимодействия ее участников.
Как отмечает издание, данная инициатива Минцифры соответствует стратегии кабмина по реорганизации проектной работы правительства. Она предусматривает существенную смену модели ее управления, закрепляя на постоянной основе новые и пилотные подходы к упрощению процедур, введенные весной 2022 года в режиме «контрсанкционного» ускорения работы правительства.
Для обеспечения проектной деятельности предусматривается использование нескольких систем, интегрированных в существующие ИТ-структуры госуправления, в том числе как раз на базе ГАС «Госуправление» — в ней реализуется аналитическая подсистема, которая позволит рассматривать результаты национальных, федеральных, ведомственных и региональных проектов в разрезах, которые интересуют Белый дом, и в том числе «выходить за границу» нормативного достижения цели и интересоваться тем, как результат встраивается в реальную жизнь, пишет «Коммерсантъ».[3]
2019: Импортозамещение ГИС на примере ГАСУ 2.0 - ГАСУ 3.0
2014: Очередной срыв сроков
В апреле 2014 года стало известно, что процесс подключения и интеграции с ГАС «Управление» федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации идет замедленными темпами, констатировало Федеральное казначейство в отчетах, направленных в Правительство. Целый ряд федеральных ведомств и регионов не только не подключились к системе, но и проигнорировали запросы Казначейства о статусе этих работ, следует из документов, с которыми ознакомился CNews.
Постановлением Путина от 2011 г. также утверждался срок промышленного запуска системы - с 1 января 2013 г. федеральные органы власти должны были запрашивать информацию у своих коллег по Правительству и у регионов исключительно через ГАС «Управление».
Но данный срок был сорван. В Казначействе объясняли это тем, что Минкомсвязи (в котором в 2012 г. вновь сменилась команда) затянуло передачу разработанного ПО новому оператору и сделало это только в октябре 2012 г.
В конце 2012 г. подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг утвердила новые планы-графики интеграции и подключения ведомств к ГАС «Управление». Согласно этому документу, до конца 2013 г. интегрировать свои информационные системы с ГАС «Управление» (т.е. передавать в нее данные) должны были 26 федеральных органов, а подключить к системе в качестве потребителей информации планировалось 82 федеральных ведомства.
По данным Федерального казначейства на конец марта 2014 г., интеграцию с ГАС «Управление» выполнили 12 федеральных ведомств:
7 ведомств сообщили, что находятся в процессе интеграции, а еще 7 не предоставили информацию и не интегрировались (ФТС, Минсельхоз, Минкульт, Минспорт, Минздрав, Росздравнадзор, Роспортебнадзор).
Не интегрировались с ГАС «Управление» и не предоставили информацию в Казначейство 32 региона (столько же интегрировались, остальные – в процессе).
В качестве потребителей информации к ГАС «Управление» подключились 30 федеральных ведомств и 292 региональных органа власти из 68 субъектов. Не подключились и не сообщили в Казначейство о соответствующих планах 14 федеральных ведомств, среди которых Минкомсвязи, Минпромторг, ФСС, ФОМС и др.
Многие чиновники скептически настроены к ГАС «Управление».
«Это мертворожденный проект, к тому же ряд его функций дублируется функциями ситуационных центров федеральных органов, указ о создании которых осенью 2013 г. подписал Владимир Путин», - говорит ИТ-руководитель одного из ведомств.
Очередной срыв сроков завершения работ по ГАС «Управление» планируется обсудить на правительственной комиссии 22 апреля 2014 г., следует из документов Казначейства[1].
Федеральное казначейство потратит 135 млн руб. на модернизацию и сопровождение прикладного ПО ГАС «Управление»
Федеральное казначейство объявило в декабре 2014 года открытый конкурс на выполнение работ по модернизации и сопровождению прикладного программного обеспечения государственной автоматизированной системы «Управление». Начальная (максимальная) цена контракта составляет 135 млн рублей. Заявки на участие принимаются до 17 декабря 2014 г[2].
Исполнитель контракта должен будет выполнить: работы по сопровождению ГАС «Управление» (работы оценены в 41,73 млн рублей); работы по проведению дополнительных аттестационных испытаний ГАС «Управление» на соответствие требованиям ИБ (1,75 млн рублей); работы по установке и настройке ППО ГАС «Управление» на оборудовании, предназначенном для промышленной эксплуатации и проведению опытной эксплуатации ГАС «Управление» (3,7 млн рублей); работы по организации выполнения работ по проведению оценки влияния ППО ГАС «Управление» на выполнение требований, предъявляемых к СКЗИ (5,1 млн рублей); работы по актуализации решений по организации комплекса средств защиты информации ГАС «Управление» (2,9 млн рублей); работы по модернизации ППО ГАС «Управление» и проведение предварительных автономных испытаний (77,14 млн рублей); работы по разработке уточненных технических требований на модернизацию ППО ГАС «Управление» (2,68 млн рублей).
2013: Назад - в будущее
Не возникает сомнений, что пауза в конце 2012 года вызвана обновлением ряда министерств, прежде всего Минкомсвязи, которое только в октябре смогло передать в Федеральное Казначейство программное обеспечение системы. Кроме того, правительство покинул директор ИТ-департамента Алексей Попов. Тем не менее, Минэкономразвития и Казначейство не теряли времени, готовя следующую версию концепции ГАС «Управление». В октябре правительственная комиссия под руководством нового министра связи Николая Никифорова вернулась к обсуждению системы и утвердила документ.
Концепция 2012 года подвела итоги предыдущего периода. В ней отмечено, что не все заявленные планы исполнены. Цели создания, использования ГАС «Управление» достигнуты для обеспечения ограниченного круга функциональных задач высших органов власти:
- прототипы информационных систем обеспечения деятельности премьер-министра и руководителя аппарата правительства требовали более глубокой индивидуальной проработки.
- не удалось создать универсальный инструмент сбора и анализа данных в сфере госуправления, который обеспечил бы процесс принятия решений, мониторинг, контроль исполнения принятых решений и т.д.
Создание полнофункциональной системы, по мнению авторов документа, затруднялось отсутствием единых утвержденных форматов данных, стандартов и протоколов, унифицированных нормативно-технических требований к государственным информационным системам и правил межведомственного документационного и информационного обмена, установленных предельных сроков, механизмов и ответственности при предоставлении данных органов исполнительной власти в систему «Управление».
В итоге, к концу 2012 года, в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов сохранялся «ряд системных недостатков и нерешенных проблем»:
- информационные потоки между федеральными и региональными органами власти многократно дублировались,
- оперативность обновления данных и степень их детализации низка,
- применение современных методов обработки и анализа данных, проектного управления затруднено.
- многообразие технологий сбора, обработки и хранения данных различными госорганами существенно повышает барьеры межведомственного информационного обмена, а сам обмен между органами власти по-прежнему осуществляется на бумаге.
Авторы новой концепции отметили «важнейшие изменения в области обеспечения открытости и доступности информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления для граждан», происходящие в течение настоящего времени, в результате чего цели, задачи, основные принципы и организация управления процессом развития ГАС «Управление» изменились.
Одна из ключевых задач развития системы - перевод всего межведомственного обмена статистической информацией в электронный вид, считает Федеральное Казначейство. Система должна изменить существующий порядок обмена информацией и собрать в себе периодически обновляемую, востребованную информацию, помогающую, с одной стороны, получить понимание и видение верхнего уровня, а с другой – получить детализированную информацию по выбранной тематике. По мнению идеологов системы, автоматизация этих функций высвободит в административных структурах субъектов значительные людские ресурсы.
Новый разработчик - новая система?
В октябре 2012 года Федеральное Казначейство провело конкурс и выбрало нового разработчика системы. Снизив цену со 150 млн. руб. до 69,9 млн. победила компания «Кацит».
Ее руководителем и 100% владельцем с августа 2012 года является Александр Кожин. В 2004 по 2008 годах он занимал пост директора по работе с госсектором в компании IBS, а в 2008 перешел в ISG – родителя ГАС «Управление». Конкурс Федерального Казначейства стал крупнейшим среди тех, в которых до сих пор побеждал «Кацит».
Методологическую и организационную поддержку развития ГАС «Управление» по контракту с Минэкономразвития оказывает компания IBS, выигравшая соответствующий конкурс на 21 млн. руб. в сентябре 2012 года. По заказу Минрегиона в проекте также участвует «Прогноз». Стоимость контракта с ним – 3,7 млн руб.
Концептуально-этапное деление
Дальнейшее развитие системы авторы концепции разделили на три этапа.
В 2012 году предстояло создать систему сбора данных для поставщиков, не имеющих техническую возможность их предоставления (в первую очередь речь идет о регионах с низким уровнем информатизации, которым планируется предоставить формы ввода данных через интернет-браузер), регламентировать процедуры ведения единого реестра баз данных, создать механизм обмена через ГАС «Управление» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и т.д.
В 2013 году планируется расширить состав информационных ресурсов, взаимодействующих с системой, и состав ее пользователей, а также автоматизировать выгрузку данных из ГАС «Управление» в подсистему «Контур», предназначенную для первых лиц государства. Создатель таковой - ФСО. Выполнять работы по развитию системы в 2013 году будет подрядчик, который станет победителем следующего конкурса Федерального Казначейства. Его начальная цена, согласно плану закупок, составит 69,7 млн. руб.
В 2014 году к ГАС «Управление» планируется подключить негосударственные источники информации и обеспечить возможность встраивания в портал системы ПО сторонних разработчиков. Целевые показатели, приведенные в концепции, являются уже более осторожными. По итогам описанных этапов ее авторы обещают создать реестр государственных баз данных, довести долю государственных систем, интегрированных с ГАС «Управление», как минимум до 70% и настолько же сократить дублирование информационных потоков. Подключение всех регионов страны к системе авторы концепции не обещают – только «обеспечение возможности доступа».
Кому это надо или Успех в координации
Специалисты, обсуждая перспективы ГАС «Управление» с представителями СМИ, в своих суждениях относительно системы настроены скептически. Одни высказывают сомнения в определенности функционального заказчика и заинтересованности последнего в непроверенной информации из регионов - предполагалось взять у ведомств данные и вынести их на информпанели для первых лиц, но нужны ли они им?.. У первых лиц нет времени на их использование, да и нет уверенности в достоверности сведений, поскольку отсутствует механизм проверки.
Но в Минэкономразвития с такими аргументами не спешат соглашаться, утверждая, что механизмы верификации данных заложены в самой концепции развития ГАС «Управление», в том нормативном и техническом поле, которое сейчас создается и приводят основания для таких выводов:
- данные в систему могут предоставлять только региональные госслужащие с соответствующими полномочиями.
- при предоставлении в систему, данные подписываются электронной подписью.
- в системе будет проводиться дополнительный форматно-логических контроль полученных данных.
- аналитические инструменты системы позволяют аналитикам выявлять резкие скачки и отклонения, что часто указывает на ошибочно введенные данные.
«Запуск ГАС «Управление» требует высокой координации действий всех ведомств и регионов, как и запуск Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», - отметил Алексей Попов, ныне глава УЭК. Перспективы проекта он также оценивает аналогично перспективам СМЭВ: «Если организационно получится запустить СМЭВ, таким же организационным способом возможно будет полноценно запустить и ГАС «Управление».
2012: Перенос сроков запуска
В декабре 2012 года Подкомиссия по использованию ИТ при предоставлении госуслуг (действует в составе Правительственной комиссии по внедрению ИТ в деятельность госорганов) опубликовала протоколы заседаний (от 13 и 19 декабря 2012 г.), посвященных созданию государственной автоматизированной системы «Управление», из которых следует, что запуск системы затягивается.
Согласно постановлению правительства, подписанному Владимиром Путиным в сентябре 2011 г., «федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять запросы информации у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления исключительно через систему «Управление» с 1 января 2013 г.
Как следует из протоколов заседаний подкомиссии, подключение федеральных органов к ГАС «Управление» запланировано лишь на февраль 2013 г., а подключение регионов – вплоть до октября 2013 г. При этом и в случае федералов, и в случае регионов речь идет не и промышленной, а только об опытной эксплуатации системы.
Отдельным документом подкомиссия опубликовала план-график интеграции государственных информационных ресурсов с ГАС «Управление», согласно которому некоторые системы с декабря 2012 – января 2013 должны обеспечивать «выгрузки данных на постоянной основе», а по ряду других с февраля по апрель 2013 г. должен быть обеспечен лишь «старт тестовой интеграции».
Всего в плане содержится информация о 62 информационных системах, среди которых:
- АС Федерального Казначейства,
- Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС),
- АИС «Налог» и «Финансы»,
- ряд учетных систем, разработанных на платформах «1С» и «Парус»,
- системы МВД,
- Минздрава,
- Минобрнауки и др.
Ответственными за создание ГАС «Управление», согласно постановлению Владимира Путина, являются Минэкономразвития, Федеральное Казначейство, Минкомсвязи, Минрегионразвития и ФСО, а также федеральные органы власти, которые должны обеспечивать интеграцию с ГАС «Управления» собственных ИТ-систем. Правительственная комиссия по внедрению ИТ в деятельность госорганов является координационным органом по развитию системы.
До 1 декабря 2011 г. Минкомсвязи, согласно постановлению правительства, должно было передать часть подсистем ГАС «Управление» на баланс Федеральному Казначейству, а до 1 февраля 2012 г. – другую часть - федеральным органам власти. «Но системы были переданы только в октябре 2012 г., - сообщили CNews в Федеральном Казначействе. – В связи с этим мы не смогли вовремя начать их доработку».
В Минкомсвязи запрос CNews переадресовали в Минэкономразвития, в котором сообщили, что на протяжении 2012 г. с их стороны была проработана методологическая основа системы. В Федеральном Казначействе добавили, что сейчас модернизация системы идет усиленными темпами.
Для крупнейших государственных ИТ-проектов России в этот период практика срыва жестких сроков является типичной. К примеру, до сих пор не функционирует в полном объеме система межведомственного электронного взаимодействия, которая с 1 июля 2012 г. должна была освободить граждан по всей стране от необходимости предоставлять дополнительные справки при обращении за госуслугами. Введение универсальной электронной карты было перенесено на год – с 1 января 2012 г. на 1 января 2013 г[3].
2010: Contour Components как субподрядчик "Прогноза"
В декабре 2010 года компания Contour Components завершила выполнение договора на разработку подсистем, предназначенных для обмена данными и ведения метаданных для проекта ГАС «Управление».
Contour Components участвует в разработке ГАС «Управление» в качестве субподрядчика ЗАО «Прогноз».
В соответствии с договором были разработаны подсистема ведения показателей, обеспечивающая сбор и ведение метаданных (классификаторов, описаний показателей и т.д.) и подсистема интеграции, обеспечивающая обмен данными и метаданными между ведомствами и ГАС «Управление».
В решении для ГАС «Управление» были использованы инновационные методики и технологии компании, такие как расширяемое описание метаданных, альтернативная классификация, технология обмена данными и метаданными через web-сервисы в формате XML и другие.
Сообщалось, что компанией «Прогноз» реализованы следующие подсистемы ГАС «Управление»:
- Информационная система мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Аппарата Правительства РФ, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития и бюджетно-финансового состояния субъектов Российской Федерации.
- Информационно-аналитическая система мониторинга и контроля хода реализации приоритетных национальных проектов, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и контроля реализации приоритетных национальных проектов, оценки достижения целевых ориентиров в соответствии с утвержденными сетевыми графиками их реализации.
- Система мониторинга развития отраслей промышленности и ОПК Министерства промышленности и торговли РФ, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и анализа показателей, характеризующих развитие промышленности Российской Федерации в разрезе отраслей, видов деятельности, субъектов РФ и отдельных предприятий ОПК;
- Информационно-аналитическая система мониторинга и анализа использования ИКТ в государственном управлении Министерства связи и массовых коммуникаций России, обеспечивающая инструментальные средства мониторинга и анализа показателей использования ИКТ в социально-экономической сфере и государственном управлении, контроль реализации программ и проектов в сфере связи и ИКТ;
- Единая межведомственная информационно-статистическая система государственной статистики, направленная на обеспечение пользователей достоверными статистическими данными, отвечающими международным статистическим стандартам, наполнение прочих систем ГАС «Управление» актуальной и оперативной статистической информацией, представляемой Росстатом;
- Типовой региональный сегмент ГАС «Управление», обеспечивающий решение широкого круга задач мониторинга, анализа и прогнозирования в интересах субъектов РФ. На примере Тверской области был разработан Ситуационный центр Губернатора, интегрированный с федеральным сегментом ГАС «Управление» и обеспечивающий комплексную детальную информацию о процессах социально-экономического развития региона как на макроэкономическом уровне (ключевые показатели развития региона в сравнении с регионами-соседями, федеральным округом, страной в целом), так и на уровне муниципальных образований региона.
2009: Опытный образец от ISG + Прогноз
До 2009 г. исполнителем работ по созданию и развитию системы выступала компания ISG. «Был создан опытный образец системы, который может являться основой для ее последующего развития, - рассказал CNews Алексей Кудрявцев, главный управляющий директора ISG. - Отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий функционирование системы, размещен на двух площадках в Москве. Число пользователей в 2009 г. превысило 800 человек в 7 федеральных округах. С 2007 г. в ISG функционирует служба технической поддержки с круглосуточно действующим центром поддержки пользователей».
В конце декабря 2009 г. о завершении годовых работ по созданию ГАСУ по контракту с «Ростелекомом» в интересах Минкомсвязи России объявила компания «Прогноз». «Разработаны ведомственные информационные системы, а также центральная информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ органов государственной власти к ведомственным и региональным информационным ресурсам», - говорится в сообщении компании.
«В 2009 г. ГАСУ из приоритетного национального проекта стало системой управления, - говорили в пресс-службе Минкомсвязи, по линии которого финансируется ГАСУ. - Проделана огромная работа. Было добавлено 10 подсистем, которые сейчас доступны для эксплуатации в тестовом режиме. В 2010 г. предполагается аттестация системы, после чего планируется ее ввод в опытную эксплуатацию».
Валерий Зубаха, работавший директором проекта «Электронное правительство» ОАО «Ростелеком» также положительно оценивал текущее состояние проекта. «Сделано все, что запланировано», - заявил он CNews. На вопрос о том, какие именно работы были завершены в 2009 г., он сходу ответить не смог: «Нужно поднимать материалы. Только объем отчетной документации у нас составил 350 томов. Полностью сделано техническое проектирование, разработан прототип системы». В ответ на вопрос о первоочередных планах работ по ГАСУ в 2010 г. Зубаха сказал, что работы будут проводиться в полном соответствии с документами по «Электронной России».
2005
Создание ГАС «Управление» началось в 2005 г. Первоначально предполагалось, что система будет собирать данные о приоритетных национальных проектах, реализуемых в России. Завершить ее разработку планировалось в 2008 г. Со временем функционал системы было решено расширить.
Смотрите также
- Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
- Импортозамещение информационных систем в Федеральном Казначействе
- Казначейская система Российской Федерации
- Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ)
- Государственная информационная система государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)
- Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАСУ)
- Инфраструктура Казначейства в ЦОДах ФНС
- Поддержка ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства России
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Импортозамещение информационных технологий в России
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- План перехода госорганов на российское программное обеспечение
- Статья о регулировании госзакупок отечественного программного обеспечения
Примечания
Заказчик | Интегратор | Год | Проект |
---|---|---|---|
- Правительство Республики Башкортостан | КРИТ (KRIT) | 2020.07 | |
- Администрация Вологодской области | КРИТ (KRIT), Форсайт | 2018.12 | |
- Правительство Курганской области | Прогноз | 2012.09 | |
- Администрация Волгоградской области | Прогноз | 2011.05 | |
- Правительство Астраханской области | Прогноз | 2010.04 |
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Ростелеком (21)
Вокорд (Vocord) (15)
Полимедиа (Polymedia) (9)
Астерос Информационная безопасность (ранее Кабест) (8)
Т1 Интеграция (ранее Техносерв) (8)
Другие (203)
Гринатом (Greenatom) (1)
Инфосекьюрити (Infosecurity) (1)
Концерн Автоматика (1)
Коркласс (ранее ТехноИнвестПроект УК Технологии Проектных Инвестиций) (1)
МегаФон (1)
Другие (6)
САТЕЛ (2)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (1)
Галэкс ГК (Галэкс НТЦ) Galex (1)
ИТС (1)
Концерн Созвездие (1)
Другие (1)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Вокорд (Vocord) (2, 16)
SAS Institute Inc (1, 13)
Ростелеком (2, 12)
Астерос Информационная безопасность (ранее Кабест) (1, 9)
AT Consulting Восток Сибирь (3, 5)
Другие (91, 69)
Коркласс (ранее ТехноИнвестПроект УК Технологии Проектных Инвестиций) (1, 1)
Инфосекьюрити (Infosecurity) (1, 1)
Другие (0, 0)
Ростелеком (1, 1)
Инфосекьюрити (Infosecurity) (1, 1)
Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Vocord Traffic - 16
SAS Visual Analytics - 13
Ростелеком: Безопасный город - 11
Securix: защита объектов стратегического назначения - 9
AT Consulting: Smart City Cloud - платформа управления территорией - 5
Другие 59