Заказчики: Российские железные дороги (РЖД) Продукт: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) Дата проекта: 2021/10
Бюджет проекта: 174 427 500 руб.
|
Технология: Data Mining
Технология: Data Quality - Качество данных
Технология: Робототехника
|
Содержание |
2024: Использование 28 ИИ-систем в РЖД
По состоянию на сентябрь 2024 года в РЖД реализованы 28 систем, в которых задействованы технологии искусственного интеллекта. Одной из ключевых сфер применения таких алгоритмов являются речевые сервисы, которые позволяют обрабатывать около 50% всех обращений клиентов без участия человека. Об этом 23 сентября 2024 года рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин.
В число голосовых ИИ-ассистентов входит робот-помощник Максим: он способен генерировать ответы на 5 тыс. самых разнообразных вопросов. Алгоритмы ИИ также лежат в основе сервиса речевых пометок машиниста. Система позволяет ускорить устранение нарушений, которые машинист отмечает в своей работе: информация оперативно передается специальным службам. Еще один голосовой робот РЖД — рекрутер, который помогает снять часть рутинных процессов со специалистов кадрового отдела. Эта система автоматически совершает звонки соискателям.
Другим значимым направлением внедрения алгоритмов ИИ является компьютерное зрение. Такое решение, в частности, положено в основу автопилота «Ласточки», которая к сентябрю 2024 года преодолела расстояние более 9,9 тыс. км. Компьютерное зрение также применяется компанией для фиксации продолжительности и правильности выполняемых действий сотрудниками. Сервис нормирования рабочих операций позволяет следить за экономикой и себестоимостью труда сотрудников. Кроме того, алгоритмы ИИ, получая данные от камер и сенсоров, помогают контролировать надежность закрепления груз. В результате, повышается безопасность грузоперевозок.
Третьим направлением внедрения ИИ в операции РЖД названы новые средства принятия решений. При построении предиктивных моделей ИИ «предсказывает» дальнейшее состояние инфраструктуры и подвижного состава. Это позволяет оптимизировать график технического обслуживания, а также увеличить срок службы оборудования.[1]Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
2021: Беспилотные поезда и электронные накладные. Россия и Китай договорились о цифровизации железнодорожных перевозок
В РЖД решили создать систему разработки, интеллектуального поиска и содержательного анализа нормативных документов с использованием нейросетей. Компания 31 августа 2021 года объявила тендер на разработку такой системы с максимальной ценой контракта в 174,4 млн рублей[2].
Предпосылками для проекта послужили выявленные проблемы. В опубликованной РЖД документации к тендеру сказано, что в компании насчитывается более 25 тыс. нормативных документов, управляемых внутренними информационными системами. Однако их функционал в современных реалиях не позволяет эффективно обеспечивать управление нормативной документацией в РЖД, т.к. эти системы обеспечивают лишь часть ее жизненного цикла: согласование проектов документов, их утверждение, архивацию и хранение.
Проблема эффективного управления нормативной документацией в компании также связана с «самостоятельностью» применяемых систем и отсутствием связи между ними. Поэтому сотрудники при разработке документов осуществляют поиск необходимой информации в каждом из источников по отдельности. При этом применяемые в РЖД системы по управлению нормативной документацией не имеют современных инструментов поиска и анализа текстовой информации (естественной обработки языка, natural language processing).
Другой немаловажной проблемой эффективной работы с нормативной документацией в РЖД является отсутствие автоматизации выявления дублирования и противоречий в имеющихся и разрабатываемых документах, что приводит к значительным трудозатратам работников компании при поиске вручную всех документов, по конкретному вопросу, и сопоставлении разногласий между рассматриваемыми документами, - говорится в документации к закупке. - Данный подход имеет высокий риск неполного охвата анализируемой документации и учета всех параметров в ней, что может в дальнейшем привести к рассогласованности в деятельности структурных подразделений холдинга РЖД. |
«Узкими» местами процесса разработки нормативных документов РЖД является также использование классического подхода к разработке документов, включающего локальное создание документа, загрузка в систему электронного документооборота, сбор замечаний, повторение итераций согласования, и отсутствие «единого окна» для поиска и изучения нормативных документов для сотрудников.
Единая система, которая позволила бы вести управление жизненным циклом нормативной документации, в РЖД пока отсутствует. Поэтому компания хочет создать систему, которая обеспечила бы единое информационное пространство для управления нормативной документацией, содержала бы инструмент интеллектуального поиска по единому информационному пространству нормативных документов. Также она должна обеспечить управление полным жизненным циклом нормативных документов.
Нейросети в системе должны использоваться для проведения предобработки текста, семантического поиска данных в документах, семантического поиска по созданным векторным пространствам, указано требование в техзадании.
Система должна быть реализована с использованием софта из реестра отечественного ПО либо свободно распространяемого софта. При этом система не будет предназначена для работы с документами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну, а также имеющих гриф «Для служебного пользования» или составляющих гостайну.
Общее число пользователей системы составит до 15 тыс. сотрудников.
Подвести итоги выбора поставщика РЖД планирует 7 октября 2021 года, а сроки выполнения работ обозначены 31 октября 2022 года.