X5 Group сообщила об итогах пилотирования продукта «Пополнение магазинов» в торговой сети «Пятёрочка»
Заказчики: Пятёрочка Федеральная торговая сеть Подрядчики: Axenix (ранее Аксенчер Россия) Аксеникс Продукт: JDA Supply Chain PlannerДата проекта: 2020/10 — 2021/03
|
2022: Итоги пилотирования продукта «Пополнение магазинов»
Компания X5 Group 20 июня 2022 года подвела итоги пилотирования продукта «Пополнение магазинов» в торговой сети «Пятёрочка». За 10 месяцев работы данное решение позволило достичь целевых показателей компании по доступности товаров в магазинах. Среди других результатов проекта — сокращение товарных запасов на 11% и снижение количества списаний по срокам годности на 1п.п.
Продукт «Пополнение магазинов» позволяет создавать заказы на основании плана пополнения на все товары из ассортимента с горизонтом планирования в несколько недель. Ассортимент каждого магазина при этом в среднем превышает 5 тыс. наименований товаров. Пилотирование продукта проходило на 13,8 тысяч магазинов и затронуло в среднем 9% ассортимента.
Решение создано с учётом специфики бизнес-процессов торговой сети и включает в себя особую функциональность. Например, продукт позволяет рассчитывать пополнение на основе динамического страхового запаса, чтобы автоматически учитывать прогнозируемое изменение спроса (старт/завершение сезона, изменения спроса в период праздников, выходных и т.д.) и соответствующий риск нехватки товара. Для оперативного сокращения излишнего товарного запаса на распределительных центрах используется специальный алгоритм, который позволяет равномерно распределить товарный запас по уровню продаж между магазинами торговой сети. Данный продукт автоматически учитывает дополнительную потребность под оптовые закупки в магазинах, дополнительную выкладку, а также позволяет подготовиться и распределить нагрузку на логистические мощности в период высокого сезона.
Технологическим партнёром проекта выступила компания ООО «АксТим», ранее входившая в глобальную сеть Accenture (на июнь 2022 года бизнес полностью передан российскому руководству).
Торговая сеть «Пятёрочка» продолжает повышать эффективность работы магазинов за счёт внедрения передовых технологий. Иногда наш гость даже не видит технологии «под капотом» торговой точки, но не может не заметить доступность товаров и заполненность полки. В рамках внедрения продукта `Пополнение магазинов` мы развиваем партнёрство с компанией-правопреемником российского Accenture. Это наш надёжный и долгосрочный партнёр на пути цифровизации, который сопровождает стратегически важную систему, приносящую ощутимый бизнес-результат, — сказал Игорь Чебунин, директор по управлению цепочками поставок торговой сети «Пятёрочка». |
В проекте реализованы принципы интегрированного планирования цепочек поставок. На июнь 2022 года подобные проекты единичны в нашей стране — и использование системы `Пополнение магазинов` характеризует X5 Group как одного из лидеров цифрового ритейла в России, — отметил Степан Нестеров, директор практики интегрированного планирования компании ООО «АксТим». |
2021: Автоматизация прогноза и пополнения товарных запасов в цепочке поставок
Торговая сеть «Пятёрочка» продолжает цифровую трансформацию операционных процессов. Комплекс ИТ-решений «Пополнение» и «Спрос» будет автоматически предсказывать спрос на товары и на основании этого рассчитывать заказы на пополнение распределительных центров и магазинов. Совместное внедрение данных систем позволит повысить остаточный срок годности товаров, будет способствовать быстрому пополнению полок, а также оптимизировать объёмы закупок. Об этом 8 апреля 2021 года сообщила компания Accenture.
Продукт «Пополнение» призван создавать заказы на весь ассортимент товаров в свыше чем 16700 магазинов более чем на пятидесяти логистических объектах с горизонтом планирования до двенадцати недель. На апрель 2021 года в ассортименте каждого магазина около 5,5 тыс. наименований товаров, которые проходят через восемнадцать видов цепочек поставок. Система сквозного планирования объединит данные и бизнес-процессы шести дирекций компании.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Модель продукта «Спрос» базируется на мультифакторной предиктивной аналитике на основе более чем 200 признаков и показателей. В их числе ценовая эластичность, трафик, ассортиментная матрица, продажи, рекламные активности, остатки, конкурентная среда и т.д. В системе ведётся аналитика продаж по чекам для определения отсутствия товара на полке по часам, а также восстановления истории продаж, что повышает точность прогноза модели. Важной отличительной особенностью системы является ежедневное обновление прогноза, что существенно повышает доступность на полке и гибкость всей цепи поставок.
В данные ИТ-решениях применяются разработанные в компании технологии с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения, разработка ведется с использованием гибкого продуктового подхода.
Каждая итерация изменения модели проходит A/В тестирование на пилотной группе магазинов, на основании результатов которого происходит адаптация модели.
Технологическим партнёром «Пятёрочки» по разработке и масштабированию продукта «Пополнение» стала компания Accenture, внедрив решение Blue Yonder (ранее JDA) в качестве основного ядра для расчётов, вокруг которого будут разработаны микросервисы. Продукт «Спрос» является собственной разработкой X5 Retail Group.
Среди основных целей и показателей эффективности продуктов — сокращение запасов на распределительных центрах и в магазинах, повышение доступности, сокращение объема списаний по ассортиментной матрице «Пятёрочки». Кроме этого, торговая сеть рассчитывает получить стабильный прирост бизнес-показателей за счёт повышения степени автоматизации с 60% до 90% и стандартизации процессов прогнозирования и пополнения.
Создавая продукт, мы укрепляем ключевые ценности и приоритеты «Пятёрочки». Повышение скорости реакции на изменения спроса поможет гарантировать свежесть продуктов. В-третьих, оптимальный объём закупок — это низкие цены. И, наконец, мы сможем лучше заботиться о сообществе: бережливое использование ресурсов поможет сократить нагрузку на экологию, — отметил Фёдор Павловский, директор по управлению цепочками поставок торговой сети «Пятёрочка». |
Цифровая трансформация функции планирования цепей поставок – это всегда амбициозная задача. Она требует сложных и, действительно, особых внедрений в каждой бизнес-сфере. Разработка решения для ТС «Пятерочка» позволит провести трансформацию функции планирования в российском ритейле. Сложность и особенность этой задачи заключаются в том, что развитие решений для пополнения требует реализации всё большего количества функций, учитывающих специфику каждого конкретного бизнеса. Уже несколько лет Accenture является партнёром X5 Retail Group, помогая компании получить бизнес-результат в короткие сроки за счёт применения лучших мировых практик, — подчеркнул Степан Нестеров, директор практики «Стратегия и консалтинг» компании Accenture в России. |
Первые промежуточные результаты тестирования продукта «Спрос» уже, и демонстрирует прирост точности прогноза по сравнению с текущим решением. На апрель 2021 года решение пилотируется в нескольких регионах.
Пилотирование продукта «Пополнение» пройдет с мая по август 2021 года и охватит магазины Московского региона, которые снабжаются локальными поставщиками и распределительными центрами. В течение двух лет планируется завершить внедрение сквозного автоматизированного управления товарными запасами для всех товарных категорий и регионов.