Заказчики: Сбербанк Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Продукт: SAP ERP HCMДата проекта: 2014/12 — 2015/02
Количество лицензий: 15000
|
Содержание |
В рамках программы «Сбербанка» по внедрению ERP на базе решений SAP работы по созданию и тиражированию единой системы управления персоналом с применением SAP HCM во всех подразделениях банка стартовали в 2011 году и должны завершиться к концу 2014 года.
В результате проекта должны быть полностью автоматизированы все HR-функции «Сбербанка»: подбор и найм персонала, оценка работников, управление эффективностью их работы, обучением, командировками, льготами, карьерой и преемственностью. В новую систему перейдут функции расчета заработной платы, планирования затрат и управление вознаграждениями.
Реализация проекта была разбита на три основных этапа:
- Создание и внедрение системы на основе HR-модуле SAP в центральном аппарате, Московском банке «Сбербанка». Генеральным подрядчиком была выбрана компания IBS IT Services.
- Первая волна тиражирования решения для четырех территориальных банков. Генеральным подрядчиком стала компания «Ай-Теко».
- Вторая волна тиражирования системы на площадках 11 территориальных банков.
Согласно планам, система будет обрабатывать информацию о 250 тыс. сотрудников «Сбербанка», включая 7 тыс. – в центральном аппарате, 21 тыс. – в московском банке и 220 тыс. – в территориальных банках.
2011: Создание и внедрение
На момент старта проекта в «Сбербанке» для управления персоналом использовалась АС «Кадры и зарплата», которая должна быть выведена из эксплуатации в ходе работ по созданию и внедрению новой системы на базе ПО SAP. Такая смена ИТ-систем была прописана в стратегии банка, где говорится о «поэтапной унификации ПО». Генеральным подрядчиком на первом этапе выступила компания IBS.
По данным представителей «Сбербанка», пилотное внедрение новой HCM-системы, охватившее Центральный аппарат банка и Московский банк, обеспечило обработку данных примерно 32 тыс. сотрудников.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В ходе проекта должны быть автоматизированы все HR-функции «Сбербанка»: подбор и наем персонала, оценка работников, управление эффективностью их работы, обучением, командировками, льготами, карьерой и преемственностью. В новую систему также перейдут функции расчета заработной платы, планирования затрат и управление вознаграждениями.
2013: Первая волна тиражирования
В рамках второго этапа реализации проекта было проведено тиражирование системы первой волны в четырех территориальных банках «Сбербанка». Генеральным подрядчиком стала компания «Ай-Теко». Согласно опубликованной информации, число сотрудников Среднерусского банка, Центрально-Черноземного банка, Северного и Северо-Кавказского банков, данные которых обрабатываются в системе по итогам тиражирования первой волны, составляет более 50 тыс. человек.
2014: Вторая волна внедрения
В апреле 2014 г. «Сбербанк» объявил выбор подрядчика для выполнения работ по тиражированию системы кадрового учета и расчета заработной платы на базе SAP HCM в своих территориальных банках в рамках второй волны создания единой системы управления персоналом. Максимальную стоимость этих работ «Сбербанк» обозначил в 555 млн руб.
В рамках проекта предстоит перевести на новую систему Волго-Вятский (Нижний Новгород), Западно-Уральский (Пермь), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Юго-Западный банки «Сбербанка» (Ростов-на-Дону), Западно-Сибирский (Тюмень), Уральский (Екатеринбург) и Поволжский (Самара) банки, а также Байкальский (Иркутск), Дальневосточный (Хабаровск), Восточно-Сибирский (Красноярск) и Сибирский (Новосибирск). Общая численность персонала банка, охваченного системой в рамках проекта, превышает 170 тыс. человек.
В технических требованиях к проекту указывается, что система должна обеспечивать интеграцию с централизованными решениями и локальными системами банков, итоговый перечень которых будет определен в рамках этапа проектирования. Миграция данных в новую систему должна быть проведена таким образом, чтобы была исключена необходимость обращения пользователей к старой системе для выполнения их операционной деятельности, за исключением заархивированных данных.
Ввод системы в промышленную эксплуатацию в указанных территориальных банках запланирован на декабрь 2014 года. Помимо непосредственно внедрения подрядчик также должен будет провести обучение и контроль знаний пользователей.
Среди требований к участникам конкурса на выполнение работ - наличие у участника за последние 3 года опыта успешной реализации не менее 2-х проектов полного цикла по внедрению/тиражированию базовой функциональности SAP HR в компаниях с географически-распределенной филиальной структурой и численностью не менее 5 тыс. сотрудников в качестве генерального подрядчика.
Завершение проекта
В апреле 2015 года представители «Сбербанка» рассказали, что в октябре прошлого года централизованная HR-система была введена в опытную эксплуатацию в территориальных банках, где внедрение шло в рамках второй волны, а с января она перешла в промышленную эксплуатацию. Теперь в единой системе во всех территориальных банках «Сбербанка» ведется администрирование персонала, организационный менеджмент, управление вознаграждениями, расчет заработной платы, управление эффективностью деятельности, корпоративным обучением, подбором и наймом персонала.
По итогам внедрения второй волны в системе зарегистрировано более 180 тыс. табельных номеров, а работают в ней порядка 2,3 тыс. профессиональных пользователей, приводят данные в «Сбербанке». Обучение пользователей работе с системой пришлось проводить в очень сжатые сроки – два месяца ушло на подготовку обучения и один месяц – на очное обучение всех пользователей.
Локальные базы 65 различных кадровых систем, которые ранее использовались в территориальных банках, на начало 2015 года были устранены и остались существовать лишь в архивном состоянии. В основном, это были самописные системы с разной структурой хранения и ведения данных.
Миграцию данных из баз старых систем в новую систему представитель «Сбербанка» называет одной из сложностей проекта, поскольку каждая база была уникальна. Помимо различной структуры, зачастую о базах не было пользовательской документации: информацию, как работать с базой правильно, пользователи, давно с ней работающие, передавали новым сотрудникам в устной форме.
Качественная передача данных в очень сжатые сроки стала сложной задачей, отмечают в «Сбербанке». Для ее решения были определены критерии для различных видов данных, которые необходимо передать в новую систему. Качество и полнота данных, пересылаемых территориальными банками, жестко отслеживалось и проверялось перед загрузкой в общую базу новой системы. Миграция осложнялась тем, что параллельно с ней шла перестройка самих процессов.
Еще одной сложностью внедрения второй волны в 2014 году стал острый дефицит и внутренних кадровых ресурсов под проект, и консультантов на рынке, рассказывает представитель банка. Это он связывает с тем, что сразу несколько крупных компаний в России начали внедрять SAP HCM. Общая численность проектной команды по внедрению SAP HCM в «Сбербанке» составила около 350 человек.
В дальнейшем планируется развивать систему. Так, в 2015-2017 гг. SAP HCM в «Сбербанке» должна пополниться функциональностью для карьерного планирования и дистанционного обучения. В планах также создание кадрового портала.
Проект продолжило «Развитие персонала»
10 марта 2015 года стало известно о внедрении информационной системы «Развитие персонала» на платформе SAP ERP HCM в «Сбербанке России». Интегратор технологического решения компания Molga Consulting[1].
Проект внедрения модуля «Развитие персонала» - часть работ по развитию корпоративной информационной системы банка, начатого в 2012 году. Цель внедрения модуля - внутренняя потребность банка в квалифицированных специалистах массовых и не массовых специальностей, связанной с этим автоматизации процессов карьерного развития и обучения сотрудников.
Офис Сбербанка, 2013
Особенностью проекта участники считают объединение разных технологий в единую систему, обусловило большой объем нестандартных задач. Для минимизации сложностей, сотрудниками банка и специалистами по внедрению создано единое информационное пространство, выработана общая система целей и требований - условие достижения качественных результатов.
Ход работ
- Для формирования карьерной лестницы и хранения расширенной информации о должностях, в проекте использовались технологии SAP Organizational Management и SAP Performance Management, позволяющие руководителям видеть перспективы развития сотрудников, наблюдать и контролировать их карьерные перемещения. Сотрудники, получая доступ к информации, целевых позициях и действующих условиях, могут видеть свой карьерный путь, получать возможности для карьерного роста.
- Для получения аналитической отчетности выполнена интеграция системы с модулем SAP BI. Для проведения миграции исторических данных по обучению сотрудников банка в рамках проекта разработан инструмент для создания новых, переноса действующих курсов и тестов.
- В рамках функционального модуля SAP Learning Solution для составления регистрации обучения сотрудников разработан календарь обучения, формирующийся на основе матриц обучения по должности, для упрощения процессов планирования.
- В части управления дистанционным обучением сотрудников внедрен функционал по проведению вебинаров с возможностью обмена учебными материалами в виртуальных кабинетах сотрудничества.
- Портальный интерфейс системы «Развитие персонала» реализован посредством технологии SAP UI5, что сделало интерфейс портала удобным для пользователей, а его дизайн — корпоративным и дружелюбным.
Александр Король, руководитель проекта Molga Consulting, отметил: «Несмотря на сложности в процессе внедрения комплекса передовых технологий, а также большой объем поставленных перед нами задач, цели проекта были полностью достигнуты. Для команды Molga Consulting участие в проекте «Сбербанка России» стало очередным опытом, который будет использоваться в дальнейшем при решении других нестандартных задач. Достичь поставленных целей мы смогли благодаря не только профессиональному опыту и богатой экспертизе нашей компании в области SAP ERP HCM, но и высокому уровню подготовки специалистов банка, сплоченности и слаженности работ проектных команд».
На 10 апреля 2015 года система «Развитие персонала» обслуживает около 15 тыс. активных сотрудников Московского банка, в дальнейшем планируется тиражирование решения на все территориальные банки «Сбербанка России».