Проект

Путин неожиданно отклонил закон о создании системы учета школьников

Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)

Дата проекта: 2015/10
Бюджет проекта: 35,76 млн руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 187
проекты - 633
системы - 120
вендоры - 80
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
не указана
СМ. ТАКЖЕ (3)

Заказчиком Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (федеральный сегмент ИС «Контингент») выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в интересах Министерства образования и науки РФ. Оба министерства осуществляют общую  координацию деятельности по созданию системы. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ несет ответственность за создание и сопровождение федерального сегмента ИС «Контингент», его технологическое обеспечение, координацию межведомственного электронного взаимодействия и является технологическим оператором системы. Министерство образования и науки РФ занимается методологическим и методическим обеспечением федеральной системы.

2016. Изменение законодательства для создания системы

Путин отклонил закон о создании системы учета школьников

29 декабря 2016 года президент России Владимир Путин отклонил закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", сообщается на сайте Кремля.

Объясняя свое решение, президент заявил, что в федеральном законе должен быть прописан перечень конкретных сведений, которые будут содержаться в системе. Кроме того, должны быть определены лица, у которых будет доступ к этим данным, и их ответственность.

Президент России предложил подкорректировать закон о создании системы «Контингент обучающихся» с учетом персональных данных, которые будут в ней содержаться

По сложившейся в России практике, вопросы о составе и защите данных в отраслевых информационных системах – это удел подзаконных актов, где это прописывается, отмечает основатель «Академии системного анализа», научный руководитель Центра урбанистики Политеха Петра Великого Алан Салбиев.

«
В этом плане, конечно, нонсенс, что президент потребовал включить эти нормы в текст закона, – говорит Алан Салбиев. – Но даже самые защищенные системы бывают уязвимы, поэтому нужны максимальные гарантии, так как речь идет о защите детства, завтрашнего дня нашей державы. Как и многие эксперты, я поддерживаю решение президента, которое было продиктовано защитой интересов детей. Абсолютно логично, что он потребовал пополнить нормы закона более внятными тезисами о том, кто будет распоряжаться персональными данными, в каких целях, и какой состав данных будет. Президент не стал доверять подзаконным актам, которые потом можно быстро менять, а потребовал занести эти вопросы в сам закон.
»

По словам эксперта, одна из причин случившегося – смена руководства в Минобрнауки в самый разгар реализации проекта. Это привело к тому, что в ведомстве стали меняться приоритеты, подход к организации цифровой образовательной платформы, использованию цифровых технологий в образовании, началась более интенсивная работа с президентской администрацией. «Так что было ожидаемо и логично, что потребуются корректировки в саму идеологию системы «Контингент»», – считает Алан Салбиев. Но вовремя согласовать изменившиеся позиции ведомства не смогли, в результате президент отклонил закон.Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Кроме того, по «Контингенту» не проводились общественные слушания в полном объеме, отмечает Алан Салбиев. В результате многие общественные деятели не обладают всей полнотой информации, что мешает взвешенности суждений.

Эксперт прогнозирует, что в самое ближайшее время в закон внесут необходимые корректировки и система «Контингент», возможно, будет реализована в полном объеме уже к весне 2017 года.

«
Рад, что даже адепты доски и мела начали осознавать, что новое поколение потребляет информацию в другом формате и нужны другие подходы в образовании. Без цифровой экосистемы эти подходы обеспечить невозможно. Без нее система образования не сможет считаться конкурентоспособной, – убежден Алан Салбиев.
»

Совет федерации одобрил закон

23 декабря 2016 года Совет федерации одобрил закон о создании информационной системы учета учащихся и направил его президенту РФ.

Госдума приняла закон о создании информсистемы "Контингент обучающихся"

21 декабря 2016 года Госдума приняла во втором и третьем, окончательном, чтениях закон, предусматривающий создание в РФ информационной системы "Контингент обучающихся", в которой должны быть сведения об учениках, их успеваемости и образовательных организациях.

Законопроект должен вступить в силу с 1 сентября 2017 года, а система "Контингент обучающихся" должна формироваться "поэтапно в сроки, установленные правительством РФ, но не позднее 1 сентября 2022 года".

2015. Создание системы

Федеральная система для учета школьников создана

В конце декабря 2015 года система была создана. Минкомсвязи и «Мегафон» подписали соответствующие акты о выполненных работах, в том числе акт о готовности федерального сегмента системы к вводу в промышленную эксплуатацию.

«Мегафон» предоставил министерству дистрибутив ПО федерального сегмента системы, исходные коды, альбом экранных форм, и необходимую документацию. Заказчик заплатил подрядчику 35,76 млн рублей.

Выбор подрядчика

Участники тендера разбились по парам. Победил "Мегафон"

Осенью 2015 года Минкомсвязи в интересах Минобрнауки провело открытый конкурс[1] на создание первой очереди единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ИС "Контингент").

В каждом регионе для учета детей, а также предоставления сервисов электронных дневников и журналов создаются собственные сегменты ИС "Контингент" (см пример Подмосковья), а федеральная система должна будет объединить эти сегменты.

Заявки на участие в конкурсе подали "Ростелеком", НИИ "Восход", казанская "Барс Груп", Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС), екатеринбургская "Нау-сервис" (NAUMEN) и "МегаФон".

Победил "Мегафон", предложивший минимальную цену - 35,76 млн рублей (начальная цена составляла 67,5 млн). Интересно, что текст технической части заявки "Мегафона"[2] практически совпадает с аналогичным текстом заявки "Барс Груп"[3] вплоть до рисунков предлагаемых структур подсистем. Это может стать поводом для обжалования результатов тендера в ФАС, говорит собеседник TAdviser, близкий к одному из участников тендера.

Предлагаемая структура подсистемы сбора, хранения и верификации данных в технической заявке "Мегафона"

Предлагаемая структура подсистемы сбора, хранения и верификации данных в технической заявке "Барс Груп"

Предлагаемая трехзвенная архитектура системы, заявка "Мегафона"

Предлагаемая трехзвенная архитектура системы, заявка "Барс Груп"

Технические части заявок "Ростелекома" и "Восхода" также совпадают между собой.

Аналитический модуль, заявка "Восхода"

Аналитический модуль, заявка "Ростелекома"

В "Мегафоне" отказались комментировать ситуацию. В "Барс Груп" не смогли предоставить комментариев TAdviser.

ФАС не исключает сговор поставщиков

Ознакомившись с информацией о конкурсе, в ФАС заявили TAdviser, что совпадение частей технических предложений может быть одним из признаков сговора, но делать выводы только на этом основании нельзя.

«
Необходимо проанализировать поведение участников торгов, посмотреть была ли между ними реальная конкуренция в ходе торгов и так далее, - сказали в ведомстве.
»

ФАС готова детально изучить этот вопрос в случае поступления соответствующего заявления, добавили представители антимонопольной службы в разговоре с TAdviser.

Сроки

На разработку первой очереди федерального сегмента межведомственной системы (включая аналитический компонент федерального сегмента) отводится около одного месяца времени (работы стартуют в ноябре и завершатся до 15 декабря 2015 года).

В этот же временной период подрядчик должен опробовать информационное взаимодействие федерального сегмента с региональными сегментами межведомственной системы субъектов Российской Федерации на примере 10-ти пилотных регионов, определенных в рамках госконтракта.

Кроме того, победитель должен будет разработать прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовать взаимодействие системы с сегментом высшего образования.

Ключевыми вопросами, которые решали специалисты компаний «БАРС Груп» и «Нетрика» (выступали субподрядчиками), стали интеграция с различными ведомственными источниками данных,  взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Разработаны прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента ИС «Контингент», которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.

Проблемы, решаемые системой

Создание федеральной системы, надеются чиновники, позволит решить "ряд актуальных проблем развития общего, профессионального и дополнительного образования", в частности, приведет к "повышению качества и оперативности принятия управленческих решений, за счет организации эффективного межведомственного электронного обмена информацией".

Первая очередь федеральной системы учета школьников должна быть создана за месяц

По состоянию на 2015 год Минобрнауки не располагает достоверной информацией о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на различных территориях и нуждающихся в образовательных услугах, следует из технического задания (ТЗ) на создание системы.

Недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования при строительстве образовательных организаций, отсутствует в актуальном состоянии реестр таких организаций, разрознены или отсутствуют сведения об этапах обучения и соответствующих им достижениях обучающихся. Информации об обучающихся хранится в разрозненных ведомственных информационных системах, подходы к идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах также разрознены.

Задачи

В федеральной системе будут собраны различные сведения о детях - с момента рождения и регистрации ребенка в органах ЗАГС, а именно: ФИО, пол, информация о месте и дате рождения, номер записи акта о рождении, серия и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и конкурсах), освоенные образовательные программы, документы об образовании и сведения о здоровье. Кроме этого, в системе будет содержаться информация об образовательных учреждениях и педагогах, статистическая и нормативно-справочная информация.

  • централизованное хранение и актуализация реестра контингента обучающихся для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах межведомственной системы и информационных системах ФОИВ;
  • централизованное хранение и актуализация реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах, и их синхронизации при создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • централизованное хранение и актуализация реестра педагогических работников для обеспечения целостности данных, хранящихся в региональных сегментах, и их синхронизации при создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  • предоставление сводной аналитической и статистической информации на основе данных, хранящихся в региональных сегментах, для:
  • получения информации о контингенте обучающихся, проживающих на различных территориях;
  • учета обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • выявления обучающихся, не приступивших к обучению или прекративших обучение, в целях профилактики беспризорности;
  • получения информации о влиянии образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся;
  • прогнозирования необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • построение и предоставление по запросу пользователей системы или внешних информационных систем профиля Персоны содержащего интегрированные данные о персоне, с учетом информации из всех ключевых ведомственных информационных систем;
  • обеспечение обмена информацией о контингенте обучающихся между ведомственными информационными системами, региональными и вузовским сегментами межведомственной системы;
  • повышение эффективности информационного обмена между ведомственными информационными системами путем создания единого межведомственного источника информации о контингенте обучающихся.

Данные в федеральный сегмент ИС «Контингент» будут поступать из региональных сегментов всех субъектов РФ, сегмента высшего образования, информационных систем федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов. Из новой системы можно будет получать как статистическую, так и аналитическую информацию по различным срезам.

С подробными функциональными возможностями заказываемой системы можно ознакомиться в ТЗ[1].

Требования к программному обеспечению

Системное программное обеспечение федерального сегмента ИС "Контингент" должно состоять из операционной системы, СУБД, сервера приложений или веб-сервера, а также сервера по обеспечению информационной безопасности.

Для создания федерального сегмента межведомственной системы необходимо использовать свободное ПО или ПО российского производства, говорится в ТЗ[1].

Определение "ПО российского производства" дано в федеральном законе "о реестре российского ПО", который был подписан Президентом в июне 2015 года. Правда, закон вступает в силу только с 1 января 2016 года.


Для федерального сегмента ИС «Контингент», помимо портала,  разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами,

Читайте также

70% федеральных информационных систем в РФ работают на базе Microsoft и Oracle

Какие СУБД используют федеральные органы власти России

Какие Linux и Unix используют федеральные органы власти России

Примечания