Заказчики: Modis (Модис, Одежда 3000), сеть магазинов модной одежды Подрядчики: Консультационная группа АТК Продукт: QlikViewДата проекта: 2012/08
|
Modis – это первая национальная сеть гипермаркетов модной одежды для всей семьи. В сети сегодня уже действует 40 магазинов-дискаунтеров в 26 городах России, до конца 2012 года планируется рост количества розничных точек на 50%, а к 2015 году число магазинов в сети должно достичь нескольких сотен.
«Наша уникальность в том, что мы предлагаем доступные цены в сегменте модной одежды, и до нас в России этого никто не делал. Чтобы иметь низкие цены, нужно правильно выстроить бизнес-модель, математически точно рассчитать денежные потоки. Для большой сети нужно делать большие закупки, жестко контролировать затраты и таким образом иметь возможность предлагать низкую цену покупателям. На сегодняшний день мы уже входим в десятку модных компаний на российском рынке, а в своем сегменте модных дискаунтеров держим лидирующую позицию», - рассказывает Денис Долматов, генеральный директор сети «Modis».
Потребности в аналитике
Потребность в многогранной аналитике бизнеса «Modis», была в первую очередь связана с особенностями формата и ассортимента сети. Дискаунтер выигрывает только за счет оборота, поэтому расширение сети, ассортимента, номенклатурных групп и т.п. – основа успешности бизнеса. При этом именно модную розницу отличает очень высокая «хронологическая скорость» – мода меняется, сезоны меняются, коллекции устаревают: «У нас нет товаров, артикул которых может не меняться в течение 3-5 лет, как к примеру, пакет молока у продуктовых сетей, за исключением, может быть, черных носков. Для промо-товара период изменения составляет 1-2 недели, а регулярная смена коллекций осуществляется через 8-12 недель в зависимости от изделия. Доля часто сменяемого товара у нас очень высока», - отмечает Денис Долматов.
Чтобы успеть продать товар, пока он не вышел из моды, нужно понимать, что и как продается, иметь возможность анализировать максимум информации, а еще лучше – видеть в режиме реального времени, что происходит.
«Используя только отчетность, генерируемую учетной системой, и табличные приложения, трудно понять, какое изделие каких размеров и цвета действительно востребовано и хорошо продается. Как следствие, решения принимаются по большей части только на базе экспертной оценки. Насколько эта оценка правильная? Достаточно ли информации для такой оценки? Нам нужна была система, обеспечивающая такую аналитику, которая поддерживала бы оперативное принятие решений на самых разных уровнях управления», - рассказывает Ясаков Михаил, директор по ИТ сети «Modis». Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Выбор BI-системы
В «Modis» генерируется огромное количество данных, например, по чековому обороту, по количеству посетителей, которые должны быстро обрабатываться и отображаться. Собственно говоря, это одна из особенностей бизнес-процессов розничной торговли. Поэтому одним из основных требований к будущей BI-системе была возможность быстрой обработки большого объема данных, причем из разных источников. Помимо учетной системы на базе SAP, в компании существует много других источников информации, которые практически никак не интегрируются друг с другом. Нужен был инструмент, позволяющий свести данные из разнородных систем, анализировать их в совокупности, по множеству различных срезов определять изменение денежных, товарных и других параметров. Еще одна немаловажная задача состояла в предоставлении руководству среднего и высшего звена мобильного аналитического решения, в котором они могли бы контролировать ситуацию в компании.
Сеть «Modis» развивается очень динамично, и чтобы как можно быстрее начать двигаться в правильном направлении, нужна была система, не требующая длительного цикла разработки и внедрения.
«Из массы решений, представленных на рынке BI-систем, мы выбирали наиболее подходящее, с учетом нашей специфики и наших потребностей. Посмотрели презентации, пообщались с представителями вендоров, системных интеграторов. Некоторые варианты отмели сразу, например, SAP BI проиграл практически по всем статьям, и стоимость проекта - не самая главная причина. Решение «АТК QlikView: Розничная торговля», представленное Консультационной Группой АТК, понравилось нам скоростью работы и совершенно уникальным интерфейсом, дающим возможность «рассмотреть» данные с любой стороны, практически одним кликом мыши, - рассказывает Денис Долматов. – Настолько красивых, продвинутых и скоростных возможностей у других систем не было. Кроме того, система не предъявляла высоких требований к оборудованию, за исключением объема оперативной памяти сервера. Еще одно преимущество, которое было важно для нас – пофазное внедрение, позволяющее использовать готовую часть системы, пока консультанты работают над остальным функционалом. Альтернатива с длительным развертыванием системы и неизвестным итогом внедрения и последующими бесконечными доработками - нас не устраивала».
В процессе выбора крупной системы обычно взвешивают качество, сроки внедрения и стоимость владения, но Modis пошел дальше в своих требованиях: «При выборе BI-системы, мы в комплексе учитывали не только стоимость и сроки внедрения, но и удобство интерфейса, и быстродействие, и требования системы к оборудованию, и её мобильные возможности - комментирует Михаил Ясаков.– На момент начала проекта у нас не было досконального представления технического задания проекта: идей было очень много, поэтому некоторые изначальные предположения могли оказаться не столь важными при реализации. Поэтому, мы также учитывали «готовность к экспериментам» как самой системы, так и подрядчика, причем уже в процессе внедрения. С такой гибкой BI-системой, как QlikView, и опытным партнером, Консультационной Группой АТК, мы смогли пробовать различные варианты реализации задачи интерактивно, без долгосрочной перестройки модели данных или интерфейса и, соответственно, гораздо быстрее получить так необходимый бизнесу BI-продукт».
Внедрение QlikView
Обычно внедрение BI-систем в розничных компаниях начинается с задачи анализа продаж. Здесь Modis не исключение – внедрение QlikView начали именно с создания всесторонней, комплексной аналитики по продажам и маржинальности для поддержки экспансии сети. Первый этап внедрения, завершившийся к осени 2011 года, выполняли специалисты Консультационной Группы АТК.
«Наше понимание ситуации и задач эволюционировало по ходу проекта. Мы действовали следующим образом: внедрили функционал первой фазы, посмотрели, как это работает, откорректировали, начали активно эксплуатировать, а параллельно с этими процессами консультанты АТК уже наращивали функционал следующих фаз, дорабатывая наши комментарии по предыдущим задачам», - поясняет ход работ Михаил Ясаков. - Такой подход нам изначально, еще на этапе выбора решения, предложил подрядчик, Консультационная Группа АТК, и это было ещё одним весомым плюсом при выборе системы. Действительно, в ходе внедрения мы оценили преимущества итерационной пофазной структуры проекта QlikView и на выходе получили систему, которая полностью удовлетворяет актуальным требованиям бизнеса».
Сам проект длился около полугода, а первые результаты в Modis начали получать и использовать уже спустя 10 дней после начала работ. В ходе проекта консультанты АТК интегрировали в решение QlikView данные из различных модулей SAP (в основном, модуль розничных продаж), счетчиков посетителей, информацию по планам продаж и себестоимости продукции.
Результаты проекта
Двумя ключевыми направлениями проекта стали разработка аналитической системы для оперативного принятия решений и создание системы дэшбордов для высшего руководства и инвесторов.
Приложения QlikView для принятия управленческих решений включают аналитику по основным KPI розничного бизнеса, рейтингам, like-for-like анализу в разрезе магазинов, продуктов, цветов, размеров, типов материала, групп товаров, категорий, сезонов, коллекций, поставщиков, прайс-интервалов, и т.д. – несколько сотен различных срезов данных. Этим приложением QlikView сегодня ежедневно пользуются руководители высшего и среднего звена, линейные менеджеры: «Сегодня для нас QlikView – основа для принятия управленческих решений. Кроме того, благодаря QlikView мы смогли отслеживать дополнительные показатели на постоянной основе. Например, мы стали ежедневно контролировать коэффициент конверсии, т.е. сколько из зашедших в магазин людей совершили покупку за определенный период времени. И это уже дает свои плоды – мы пробуем новое планирование торгового пространства, промо-акции в магазинах и отслеживаем, как это влияет на повышение спроса, и какова эффективность этих маркетинговых затрат», комментирует Денис Долматов.
Дэшборды на основе QlikView, разработанные специалистами Консультационной Группы АТК, сейчас используют акционеры, инвесторы и топ-менеджмент Modis. Подробные инструментальные панели позволяют следить за динамикой развития бизнеса из любой точки мира, с мобильных устройств, используя WiFi или 3G соединение. В том, что руководство высшего звена и акционеры активно используют внедряемые системы, Михаил Ясаков видит основу успеха любого проекта внедрения: учетной системы или системы бизнес-аналитики:
«К счастью, печально известный подход «снизу-вверх», когда внедренная система используется только средним менеджментом и рядовыми сотрудниками, а руководители высшего звена по старинке требуют отчетности на бумаге – не наш метод. Система QlikView стала действительно ценным повседневным инструментом: и для инвесторов и акционеров, и для руководителей среднего звена. Она дает возможность строить именно те аналитические отчеты, которые необходимы здесь и сейчас, на данном уровне управления. Более того, в нашем случае руководители среднего звена стали лишь второй волной пользователей, увидев те богатые возможности, которые она предоставляет. И тоже по достоинству оценили этот замечательный инструмент. Здорово, когда именно топ-менеджмент является локомотивом проекта, не теряет интереса на полпути, ежедневно уделяет огромное внимание проекту и вникает абсолютно во все нюансы: начиная от визуализации данных и заканчивая их предварительной подготовкой».
Развитие решения