2023/05/17 17:15:57

Аудиокниги (рынок России)


Содержание

Электронные книги (рынок России)

Основная статья: Электронные книги (рынок России)

2023: Российские книжные сервисы начали использовать нейросети для озвучивания книг

23 января 2023 года стало известно о том, что российские книжные сервисы начали использовать нейросети для озвучивания книг. В частности, таким проектом занимается портал «Строки» (принадлежит МТС), который до конца 2023 года собирается озвучить более 10 тыс. произведений с помощью искусственного интеллекта MTS AI. Подробнее здесь.

2022: Сокращение рынка на 3-5% до 3,3 млрд рублей

Объем российского рынка аудиокниг в 2022 года составил 3,3 млрд рублей, что на 3-5% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют обнародованные в мае 2023 года данные группы «ЛитРес» (объединяет сервисы «ЛитРес», MyBook, Livelib, «ЛитРес: Самиздат», «ЛитРес: Чтец» и «ЛитРес: Библиотека»).

Рост выручки «ЛитРеса» в 2022 году тогда тоже замедлился - +15% против +27% в 2021 году. Как пишет «Коммерсантъ», замедление роста выручки коснулось не только «ЛитРеса»: директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов говорит, что одной из причин провала первого полугодия прошлого года стали проблемы с оплатой. В частности, основным фактором было отключение платежей в магазинах приложений App Store и Google Play. Из-за этого отток пользователей на себе ощутил и сервис «Букмейт».

Российский рынок аудиокниг в 2022 показал спад на 5%

Совладелец группы компаний «Эксмо-АСТ» Олег Новиков в разговоре с «Ведомостями» сообщил, что продажи аудиокниг в РФ по итогам 2022 года снизились на 11%. Объем всего рынка цифровых книг за 2022 год он оценил в 11 млрд рублей, что, по словам, Новикова, соответствует показателю годичной давности.

После ухода Storytel из России (приложение перестало работать в РФ с 1 октября 2022 года) на рынке аудиокниг образовалась свободная ниша. Её активно начали заполнять в первую очередь «Яндекс» и «Строки», отметил экс-глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.8 т

Собеседник «Коммерсанта» на рынке аудиокниг подтверждает, что внедрение ИИ стало катализатором роста рынка. По его словам, многие не столь популярные произведения были озвучены именно с помощью искусственного интеллекта. В частности, это касается малоизвестных романов и нон-фикшена, не требующих «театральной» обработки.[1]

2020

Роспечать: электронные и аудиокниги будут облагаться льготным НДС в 10%

2 сентября 2020 года в Роспечати сообщили, что электронные и аудиокниги будут облагаться льготным НДС в 10%. Заместитель руководителя ведомства Владимир Григорьев связал эту инициативу с усилиями по поддержке издателей книг и периодики в условиях пандемии коронавируса COVID-19.

Представитель Роспечати сообщил, что проект постановления о введении льготной налоговой ставки на добавленную стоимость для электронных и аудиокниг к началу сентября 2020 года согласован в Минкомсвязи и Минэкономразвития, после одобрения министерством финансов постановление вступит в силу. Подписание документа состоится через 1-2 месяца, после чего «мы будем поздравлять наши платформы, распространяющие электронные и аудиокниги», отметил он.

Роспечать: электронные и аудиокниги будут облагаться льготным НДС в 10%
«
В разгаре пандемии мы предприняли целый ряд усилий для внесения в перечень видов периодических печатных изданий книжной продукции, связанной с культурой, облагаемой при реализации налоговой льготой на добавленную стоимость в размере 10%, добавив туда аудиокниги и электронные книги», — сообщил Григорьев (цитата по «Интерфаксу»), добавив, что «это хорошая помощь.
»

С 2019 года обычный НДС составляет 20% от цены товара.

В конце марта 2020 года издатели книг и периодики, распространители и полиграфисты попросили у правительства помощи, пожаловавшись на убытки из-за пандемии коронавируса. Они ссылались на ухудшение ситуации в экономике, девальвацию рубля и падение покупательской способности, а также на закрытие книжных магазинов.

По прогнозам Российского книжного союза, объем рынка книг в 2020 году в лучшем случае сократится на 25% или на 15 млрд рублей. В первом полугодии отрасль не досчиталась 12-13 млрд рублей доходов из-за коронавируса, за то онлайн-продажи книг увеличились на 30-40%.[2]

Самые популярные чтецы аудиокниг

По оценкам экспертов, сегмент аудиокниг в России по состоянию на январь 2020 года быстро развивается.

Формат современных аудиокниг в это время весьма разнообразен: произведение может озвучивать один или несколько (как правило, двое) актеров, озвучка может сопровождаться звуковым рядом (музыкой, аудиоэффектами и тому подобное). Читать произведение могут профессиональные актеры и дикторы, любители и даже сами авторы. В России очень популярны озвучки в исполнении:

  • Сергея Чонишвили,
  • Александра Клюквина,
  • Александра Бордукова,
  • Алексея Борзунова,
  • Всеволода Кузнецова.

На итоговую стоимость озвучки влияет популярность чтеца, использование дополнительных эффектов, длительность аудио, уровень студии звукозаписи.

Какую литературу слушают в России

Данные социологического опроса показывают, что большинство пользователей (89%) слушают аудиокниги со смартфона. Чаще всего записи слушают в машине (50% респондентов), дома (44%) и на улице (30%). Средний возраст аудитории, готовой платить за контент максимальные суммы (300–500 рублей), — от 35 до 44 лет.

Рассуждая о том, конкурируют ли аудиокниги с традиционными бумажными изданиями, большинство специалистов сходятся во мнении, что у этих форматов разные потребители и разные цели. Часть людей совмещает два способа знакомства с книгой, например: дома читает бумажную версию, а в дороге слушает аудио. Одновременный выпуск аудиокниги и печатного издания нередко дает синергетический эффект, и книга становится более популярной, чем издания, вышедшие в одном формате.

Кроме того, для издателей аудиокниги — это способ сохранить часть аудитории, у которой привычка к чтению зависит от обстоятельств. Например, раньше человек ездил на работу на общественном транспорте и читал в дороге. Потом поменял место работы или начал ездить на машине. Возможности читать у него уже нет, но осталось желание получать информацию или следить за интересными сюжетами. Если такому человеку вовремя предложить аудиокнигу, велика вероятность удержать его как клиента.

Если говорить о жанровых предпочтениях, россияне чаще слушают научно-популярную литературу по бизнесу, саморазвитию, здоровью, психологии. Издатели связывают это с тем, что такая литература содержит много «воды», и специально тратить время на нее многим жалко. В то же время такие книги удобно слушать фоном во время каких-то занятий: на прогулке, на беговой дорожке, за рулем, во время уборки. Художественная литература требует больше внимания, там приходится следить за сюжетом, и если что-то пропустил — перематывать назад. Поэтому ее доля среди аудиокниг ниже. По оценкам издателей, среди художественных аудиокниг слушатели отдают предпочтение фантастике, фэнтези и детективам.

По мнению специалистов, главная сложность при продаже контента — борьба со стереотипами. Многие люди до сих пор по разным причинам не готовы платить за контент, если у них есть возможность найти его бесплатно, даже если он окажется нелегальным. Поэтому эксперты считают, что задача продавца — предложить такую цену, чтобы человеку было проще заплатить некую разумную, по его мнению, сумму, и получить быстрый доступ к нужной информации, чем искать бесплатный вариант, который к тому же может его не устроить по качеству.

Что касается приобретения авторских прав, современные писатели чаще всего заинтересованы в максимальном количестве каналов распространения своего творчества. Поэтому при подписании контракта с издательством они обычно дают разрешение на выпуск аудиокниг. Некоторые даже сами озвучивают свои произведения, но относится это преимущественно к нон-фикшену. В случае с классикой чаще всего вопрос авторского права не стоит. Озвучивание произведений решается намного проще и не требует авторских отчислений. Поэтому нередко можно найти несколько вариантов озвучки классических произведений.

2019: Компания Biblio выходит на рынок аудиокниг

В 2019 году на рынке аудиокниг появилась еще одна компания — Biblio. Сервис был запущен на базе популярной социальной сети. На январь 2020 года в каталоге около 10 тысяч изданий, купить можно одну книгу или оформить подписку. Перед покупкой есть возможность послушать ознакомительный фрагмент (около 15 минут), чтобы определиться с выбором. Так как проект запущен недавно, делать какие-то выводы об успешности и рентабельности рано. Также не раскрывается информация о вложениях.

С самого начала был сделан упор на легальность контента. Кроме того, сервис планирует размещение эксклюзивного контента. Для этого компания заключила договора с несколькими издательствами, среди которых «Союз» и «Альбина Паблишер». Одними аудиокнигами сервис ограничиваться не собирается. Рассматривается возможность сделать доступным прослушивание аудиокниг без подключения к интернету (пока сервис доступен только в режиме стриминга). Вообще, создатели пока изучают запросы пользователей и исходя из этого вносят корректировки в план развития компании и разработку дополнительных сервисов.[3]

2018: Доля аудиокниг на книжном рынке 1,2%

За 2018 год книжный рынок в России вырос на 7%, до 69 млрд руб, сообщил «ИД Коммерсантъ» со ссылкой на «Эксмо-АСТ». На долю печатных книг пришлось 92,1%, на электронные — 6,7%, а на аудиокниги — лишь 1,2%. «Эксмо-АСТ» прогнозирует, что к 2022 году рынок увеличится до 88 млрд руб., и основными драйверами станут продажи электронных и аудиокниг — они будут расти на 30% и 40% в год соответственно. При этом продажи печатных книг покажут рост лишь на 5%, ожидают в «Эксмо-АСТ».[4]

На российском рынке платного аудиоконтента самая большая доля у сервиса «Литрес» (около 50%). В 2018 году им было продано более 2 млн аудиокниг — в два раза больше по сравнению с прошлым годом.

Также набирает популярность шведский сервис Storytel (около 15% рынка).

Но по сравнению с Европой и США в России аудиокниги пока еще занимают очень маленькую долю рынка — около 1% (для сравнения, в США — почти 10%).

2017: Рост продаж аудиокниг на 25%

За 2017 год продажи аудиокниг в России выросли на 25%.

2000-е: "Ардис", "Союз", "Сидиком" и "Империя звука" выпускают аудиокниги

Активный рост рынка аудиокниг начался в начале XXI века. У одного из пионеров отрасли, звукозаписывающей студии «Ардис», в ассортименте было всего 30 записей. Через три года цифра увеличилась почти в десять раз и превысила 250 наименований.

Долгое время озвучиванием книг занимались небольшие студии — «Ардис», «Сидиком», «Союз», «Империя звука». Но когда стало понятно, что этот сегмент начал набирать популярность, на формат аудиокниг обратили внимание гиганты индустрии — «ЭКСМО», «АСТ», «Амфора». У них было преимущество — работая напрямую с автором, они могли на стадии переговоров сразу купить у него права на озвучку книги.

XX век: Аудиоверсии книг по радио, на пластинках и CD

Сам по себе аудиоформат литературных произведений не является чем-то принципиально новым. Аудиоверсии литературных произведений были распространены еще в СССР — от пластинок до радиоспектаклей, хотя последние не являются аудиокнигами в прямом смысле слова. Появление сначала аудиокассет, а затем цифровых носителей стало толчком к новому развитию этого направления. Пользователь не привязан к радиоточке или громоздкому проигрывателю и мог слушать запись вне дома. Еще одним значимым прорывом стало развитие интернета и возможность слушать и скачивать контент онлайн. Раньше, когда аудиокниги записывались на компакт-диски, многие владельцы магазинов не спешили вводить их в ассортимент. Поэтому многие потенциальные покупатели просто не могли их достать. С появлением интернета эта проблема решилась, но встала другая — распространение нелегального контента.

Примечания