2023/11/23 11:30:51

Безопасный город (федеральная концепция)

В 2014 году правительство утвердило концепцию аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» на период 2016-2020 гг. В соответствии с документом, все субъекты РФ должны завершить его построение и развитие в указанный период. Для регионов, принимавших ЧМ по футболу, была поставлена задача завершить основные работы по созданию АПК «Безопасный город» до 2018 года, для остальных регионов сроки обозначены 2020-м годом.

Содержание

История

2023

На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год

На программу «Безопасный город» в Москве заложили 106 млрд рублей на 2024 год. Об этом глава столичного департамента финансов Елена Зяббарова сообщила в ходе своего выступления в Мосгордуме 21 ноября 2023 года.

По ее словам, расходы на программу «Безопасный город» в Москве в период с 2024 по 2026 гг. составят 304 млрд рублей. На 2025 год заложено 98,2 млрд рублей, на 2026-й - 105 млрд рублей. В бюджете Москвы на 2024 год, одобренном в 2022 году, на эти цели выделялось 48,7 млрд рублей.

На программу «Безопасный город» заложили 106 млрд рублей

Зяббарова говорит, что ассигнования будут направлены на обеспечение безопасности жителей, охрану и антитеррористическую защищенность городских объектов, приобретение техники и имущества для пожарных частей, укрепление материально-технической базы органов, обеспечивающих безопасность на территории города.

Как пишет РБК со ссылкой на материалы к проекту бюджета Москвы, на реализацию статьи «обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений» (сюда входит участие города в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также обеспечение общественного порядка с привлечением народных дружинников, укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, охрана и антитеррористическая защищенность городских объектов) власти города заложили на 2024 году около 72,7 млрд рублей. В бюджете 2023 года финансирование подпрограммы предполагалось в объеме около 26 млрд рублей, но потрачено уже 93,6 млрд рублей при плане 113,7 млрд рублей (по состоянию на 18 октября 2023 года), указывает издание.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.8 т

Программа «Безопасный город» реализуется в Москве с 2012 года. В ее рамках в Москве была создана обширная система видеонаблюдения, количество установленных камер превысило 225 000, из которых почти 7000 установлены в местах массового скопления людей (к 2023 году).[1]

Петербург выделил 2 млрд рублей на телеком-услуги в рамках «Безопасного города»

25 июля 2023 года Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» объявило о тендере на оказание телекоммуникационных услуг в рамках проекта «Безопасный город». Начальная цена контракта составляет приблизительно 2 млрд рублей. Подробнее здесь.

2021: «Дочка» «Ростеха» создает ПО для предсказания массовых беспорядков

В конце ноября 2021 года стало известно о разработке в России программного обеспечения для предиктивной аналитики митингов и беспорядков. Реализацией этого проекта занимается входящий в «Ростех» «Национальный центр информатизации» (НЦИ). Подробнее здесь.

2019

Развитие нормативно-правовой базы и разрабатка методических документов для работы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ВНИИ ГОЧС) готовит предложения по развитию нормативной правовой базы и разрабатывает методические документы, необходимые для функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Об этом институт заявил 12 сентября 2019 года.

По состоянию на 12 сентября 2019 года ВНИИ ГОЧС разработал технические требования и сформировал организационные вопросы построения комплекса «Безопасный город».

На местах внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в том числе и «Безопасного города», согласно планам, должно завершиться к 2030 году.

Максим Акимов объявил войну государственно-частным проектам видеофиксации нарушений ПДД

Вице-премьер Максим Акимов в интервью РБК в феврале 2019 года раскритиковал идею государственно-частных партнерств (ГЧП) и коммерциализации технологий в сфере регулирования безопасности движения на дорогах[2]. Он отметил, что сейчас камера на дороге — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, полагает Акимов.

«
Все эти государственно-частные партнерства в такой сфере мне тоже очень не нравятся. Мы будем придушивать серые схемы, которые рождались от того, что во многих головах господствует идея, что такие спорные формы ГЧП — это решение бюджетных проблем. Нет, это продажа будущих свобод в рассрочку. В случае с камерами государство должно было напрямую вкладываться и на федеральных, и на региональных, и на муниципальных трассах, - заявил вице-премьер.
»

Частные проекты там, где государство использует принуждение и наказание, - это «аморально и неэффективно», считает Максим Акимов (фото - sk.ru)

Максим Акимов добавил, что будет инициироваться пересмотр существующей схемы концессий, которые позволяют частным компаниям устанавливать камеры на дорогах. Однако интересы концессионеров останутся во внимании, потому что это гражданско-правовые отношения, говорит он.

Акимов уточнил, что он против частных проектов там, где государство использует принуждение и наказание. По его мнению, это «аморально и неэффективно» и подменяет главный мотив — добиваться, чтобы на конкретных участках никто не нарушал. В случае с ГЧП, напротив, выгодно добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом, рассуждает вице-премьер.

«
Меня можно спросить — где интересы частного бизнеса? Слушайте, у нас интересы бизнеса в других местах часто нарушаются. А там, где государство должно обеспечивать базовые права граждан, оно должно присутствовать, невзирая на расходы, - говорит Максим Акимов.
»

Передачу систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения государству Акимов видит в перспективе пяти-шести лет. Инфраструктуру надо осторожно, но системно передавать в руки публичной власти, уверен он.

По оценкам TAdviser, до начала 2018 года года системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации ПДД составляли одну из крупнейших статей расходов на элементы АПК «Безопасный город» в регионах. К концу 2017 года в большинстве регионов ключевая часть систем видеонаблюдения и фиксации ПДД была уже создана и/или завершалось ее создание. В первую очередь, это относится к городам федерального значения и регионам, принимавшим ЧМ по футболу-2018, где на такие системы в 2017 году направлялись особенно крупные средства.

Анализ госзакупок в области «Безопасного города» показывает, что лидирующим подрядчиком в таких проектах выступает «Ростелеком», зачастую привлекающий к их реализации субподрядчиков. К середине 2017 года «Ростелеком» реализовал проекты «Безопасный город» в 73 субъектах РФ, рассказывали TAdviser в компании.

В проектах субподрядчиками «Ростелекома» выступают разные компании: от крупных, например, «Техносерва», до менее известных региональных организаций. «Техносерв», AT Consulting, «Энвижн Груп» также можно отнести к крупнейшим интеграторам проектов.

К заметным игрокам на этом рынке можно отнести и компанию «Автодория», основным владельцем которой в 2012-2017 гг. являлась жена бывшего министра связи Светлана Никифорова через фонд «Стартобаза». Компания разрабатывает собственное решение для контроля скорости транспортных средств и оказывает сервисы на его основе в разных регионах России. В 2013 году внедрение решений «Автодории» было поддержано в правительстве: тогда вице-премьер Игорь Шувалов поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».

2018: Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город»

Регионы получат федеральное финансирование на построение АПК «Безопасный город», об этом рассказал первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян 6 июня 2018 года на конференции «Цифровой и безопасный регион: технологии, отрасли, нормативное регулирование»[3].

По словам Чуприяна, результаты реализации концепции построения АПК «Безопасный город» были представлены вице-премьеру Юрию Борисову в понедельник 4 июня 2018 года.

«
Реальное построение АПК «Безопасный город» идет в десяти субъектах. В 75-ти у нас технические задания согласованы. Т.е. все подготовлено для конкурсных процедур. Абсолютно вечный вопрос: «Где деньги?» Два существует варианта. Это деньги либо федерального назначения, которые идут через МЧС России, либо это деньги субъекта Российской Федерации. Других вариантов не существует. Посыл Юрия Ивановича Борисова состоит в том, что мы обязаны иметь федеральную составляющую в финансовых вопросах. И мы сейчас будем при максимальной поддержке решать этот вопрос, - сказал Александр Чуприян.
»

Позже относительно федерального финансирования высказалась также главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк.

«
У нас есть несколько регионов, которые работают более чем хорошо. Федеральное финансирование, о котором говорил вице-премьер Борисов, касается пилотных регионов. Кто такие пилотные регионы? Это те, кто уже внедрил либо внедряет АПК «Безопасный город», соответственно Архангельская область, Вологодская область, Тюменская область, Иркутская область, Курская область – это те, кто получит в первую очередь финансирование на продолжение реализации АПК «Безопасный город». Не будет такого, что регион ничего не делал, а претендует на федеральное финансирование, - пояснила Оксана Якимюк.
»

2017: Ряд регионов затягивает введение системы «Безопасный город»

Некоторые регионы России затягивают с внедрением систем «Безопасного города». Об этом в ходе заседания коллегии МЧС РФ в июле 2017 года заявил замглавы МЧС России Александр Чуприян[4].

«
Ряд регионов не успевает вовремя обеспечить ввод системы в действие и ее нормальное функционирование по ряду причин, - сказал он.
»

По словам Чуприяна, активно идет реализация и ввод системы в Курской, Архангельской, Вологодской, Свердловской и Тюменской областях, а также Краснодарском крае и Республике Алтай. В ближайшее время будет запущен процесс реализации комплекса в Тверской, Ярославской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Иркутской и Кемеровской областях, а также на территории Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, в Приморском крае и Санкт-Петербурге.

«
В настоящее время состав функций и систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» расширен с двух систем видеонаблюдения и фотовидеофиксации до 150-и систем, - уточнил Чуприян. - В концепцию комплекса заложены не только функции обеспечения безопасности, но и функции управления территориями. Инфраструктура, которая создается на базе «Безопасного города», является базой для развития всех производных функций по управлению городским хозяйством - так называемых умных городов, светлых городов, чистых городов и других тем, связанных с управлением городом.
»

2014

Координация МЧС России

В 2014 году МЧС России начало заниматься координаций построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [5] Подробнее здесь.

Утверждение концепции

В декабре 2014 года правительство утвердило концепцию создания комплекса «Безопасный город»[6]

«
Целью построения и развития АПК «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования, - говорится в распоряжении правительства.
»

Концепция устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемым в российских регионах.

Функциональная структура АПК

Состав АПК «Безопасный город» определен в методических рекомендациях по его построению и развитию в субъектах РФ, утвержденных МЧС России в декабре 2016 года. Этими рекомендациями должны руководствоваться регионы в своих проектах.

Согласно методическим рекомендациям МЧС, АПК должен состоять из 4-х ключевых функциональных блоков:

  • Блок «Координация работы служб и ведомств»
  • Блок «Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры»
  • Блок «Безопасность на транспорте»
  • Блок «Экологическая безопасность»

При этом в рекомендациях указано, что при развитии и внедрении АПК «Безопасный город» первоочередным является:

  • создание автоматизированных систем функционального блока «Координация работы служб и ведомств»;
  • обеспечение надлежащего уровня информатизации единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) как органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на муниципальном уровне;
  • внедрение систем обеспечения общественной безопасности и правопорядка в составе: системы интеллектуального видеонаблюдения, системы экстренной связи и биометрического анализа, системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Финансирование

Единой федеральной программы по «Безопасному городу» и федеральное финансирование изначально не было предусмотрено. Руководствуясь федеральными документами, субъекты РФ разрабатывали собственные программы по созданию АПК «Безопасный город», определяли размеры инвестиций и источники финансирования.

Минимальные совокупные инвестиции всех российских регионов в системы, имеющие отношение к «Безопасному городу» на 2017-2020 гг. TAdviser оценивает в сумму около 73 млрд рублей. Оценка основана на анализе утвержденных программ, связанных с повышением безопасности регионов, включающих построение систем «Безопасного города», на оценках необходимых инвестиций в такие проекты со стороны властей ряда регионов, а также оценках ряда региональных ИТ-директоров, с которыми пообщался TAdviser.

Бизнес-модели создания АПК

Можно выделить три основных модели, по которым создается АПК «Безопасный город» в регионах: закупка ПО и оборудования в собственность региона, ГЧП с последующей передачей оборудования на баланс региона и покупка элементов «Безопасного города» как сервиса.

Анализ TAdviser госзакупок за 2015-2017 гг. показывает, что все регионы ту или иную часть систем АПК «Безопасный город» приобретают в собственность. Многие регионы используют комбинацию моделей - часть оборудования закупают в собственность, частично применяют модель ГЧП или покупают сервисы.

Региональные проекты

Примечания