2019: Брексит откладывается? Ирландская граница - камень преткновения
После длительных переговоров с представителями Евросоюза и препираний с собственным правительством Терезе Мэй все же удалось согласовать проект соглашения об условиях выхода Британии из ЕС с европейской стороной. 15 января 2019 года этот проект был вынесен на голосование в нижней палате британского парламента, но оказался решительно отвергнут – против соглашения в его текущей форме выступили 432 парламентария, «за» высказались всего 202. В связи с провалом предложенного проекта Мэй представила следующий этап своего плана: выяснить, какие условия соглашения в части юридического статуса ирландской границы позволят ей заручиться поддержкой Демократической юнионистской партии (DUP) и урезонить критиков из числа собственных однопартийцев. Тем временем из рядов парламентариев слышатся призывы к самым разным шагам – от создания постоянного таможенного союза с ЕС до проведения повторного референдума.
Несмотря на то, что после провала проекта соглашения Тереза Мэй, казалось, была готова смягчить свою позицию по Брекситу, в конечном итоге она отказалась отступить от первоначально сформулированных правительством условий «развода» с ЕС (ужесточение иммиграционного контроля, законотворческая автономия, прекращение взносов в бюджет ЕС и т. д.).
Сторонники бездоговорного брексита из числа консерваторов предупреждали о риске раскола внутри партии в случае, если Мэй отступит от первоначально задекларированных принципов. Вместо того, чтобы пересматривать основополагающие принципы брексита, Мэй решила вплотную заняться проблемой статуса ирландской границы, которая беспокоит как ее однопартийцев, так и парламентариев из Демократической юнионистской партии.
Текущий проект соглашения предусматривает своего рода подушку безопасности, так называемый «backstop» – план, в рамках которого Великобритания по истечении переходного периода автоматически войдет в таможенный союз с ЕС, если не будут согласованы другие условия сделки.
Однако этот «аварийный» режим вызывает у парламентариев беспокойство. Так, сторонники «жесткого» брексита опасаются, что Великобритания может «зависнуть» в этом режиме на долгие годы. Прекращение режима должно быть согласовано совместным комитетом – то есть, его должны одобрить как европейские, так и британские делегаты. Представители же Демократической юнионистской партии категорически против того, чтобы статус Северной Ирландии после брексита отличался от статуса остальных регионов Великобритании. При этом чтобы избежать возникновения «жесткой» границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, последней придется остаться в составе Единого европейского рынка на время переходного периода и соблюдать все вытекающие отсюда нормы и законодательные требования. Иными словами, в конечном итоге Лондону по-прежнему пришлось бы согласовывать свою внутреннюю политику (по крайней мере в некоторых аспектах) с Евросоюзом и де-факто продолжать играть по его правилам, что не устраивает ни сторонников, ни тем более противников Brexit.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Какие сценарии возможны на текущий момент? Главный переговорщик Европейского союза по условиям брексита Мишель Барнье, по всей видимости, не горит желанием возобновлять переговоры по бэкстопу, и уже отзывался об отвергнутом британским парламентом проекте соглашения как о «лучшей возможной сделке», поэтому неопределенность в отношении перспектив брексита сохраняется, отмечают специалисты Coface.
Все более вероятной кажется перспектива переноса брексита на более поздний срок – причем пока неясно, на какой именно. Лейбористская партия внесла предложение проголосовать по вопросу проведения повторного референдума. Несмотря на то, что это предложение публично поддержал 71 парламентарий из числа лейбористов, его вряд ли будут рассматривать всерьез, если оно не будет поддержано председателем партии Джереми Корбином. При это давление на Корбина растет: согласно данным опросов, 72% членов Лейбористской партии полностью поддерживают проведение повторного референдума, при этом 88% из них проголосовали бы за то, чтобы Великобритания осталась в ЕС.
Несмотря на то, что лейбористы не исключают вариант проведения нового референдума, формально партия выступает за формирование таможенного союза с ЕС. Евросоюз также наверняка поддержал бы этот более мягкий вариант брексита, подразумевающий сохранение тесных связей между Британией и ЕС. Создание постоянного таможенного союза в данный момент выглядит наиболее вероятным вариантом развития событий, так как этот шаг наверняка поддержат и умеренные лейбористы, и консерваторы, которых не устраивает второй референдум или бездоговорной брексит.
Хотя сценарий бездоговорного брексита маловероятен, исключать его все же нельзя. Если Британия покинет ЕС без соглашения, экономика региона сильно пострадает – можно ожидать снижения индекса потребительского доверия, ослабления фунта, снижения объемов личного потребления, роста тарифов (а вместе с тем роста импортируемой инфляции и снижения объемов экспорта) и перебоев в международных цепях поставок. В первую очередь пострадают автопром, розничная торговля, агропром и строительная отрасль. Также «жесткий» брексит ударит по европейским странам, экспортирующим значительные объемы своей продукции в Британию – в первую очередь это будут Бельгия, Нидерланды, Ирландия, а также страны Северной и Восточной Европы.
2018: Чем может обернуться для Еврозоны политический кризис в Британии? Обзор Coface
19 ноября 2018 года стало известно, что все 27 стран ЕС поддержали проект договора по выходу Великобритании из Еврозоны, предложенный Терезой Мэй и ранее одобренный британским правительством. Теперь Терезе Мэй предстоит заручиться поддержкой парламента. Не исключено, однако, что кабинету премьер-министра и парламентариям не удастся достигнуть единства, что может обернуться серьезными последствиями не только для Британии, но и для ее торговых партнеров, полагают эксперты Coface.
Предложенное Терезой Мэй соглашение, в частности, предполагает, что Великобритания останется членом европейского таможенного союза и единого торгового пространства на весь срок переходного периода — до тех пор, пока не будет заключен новый торговый договор.
Из-за опасений, что Британии и ЕС не удастся договориться до 29 марта 2019 года, переходный период был продлен до 31 декабря 2020 года. Если договоренность не будет достигнута и к этой дате, совместный комитет, состоящий из представителей Британии и ЕС, сможет вновь продлить переходный период.
Если по окончании переходного периода ЕС и Британия не согласуют новый режим сотрудничества, стороны на неопределенный срок образуют таможенный союз («единую таможенную территорию»). Эта мера — своего рода подушка безопасности, созданная, чтобы не допустить возникновения «жесткой» границы между Британией и Северной Ирландией в случае, если новый договор не будет подписан к установленной дате, пояснили экономисты Coface. Таможенное соглашение будет действовать в отношении всех категорий товаров, кроме рыбных продуктов, а срок его действия будет установлен совместным комитетом.
В течение переходного периода Британия и ЕС будут вести переговоры об условиях нового постоянного торгового соглашения. Также проект предложенного Мэй договора предполагает, что на весь срок переходного периода Великобритания будет де-факто оставаться членом Евросоюза со всеми вытекающими правами и обязательствами. Как предположили в Coface, в какой-то мере задача предложенного соглашения — отодвинуть крайний срок для определения окончательных условий сделки и сохранить статус-кво до того момента, пока не будет достигнута договоренность, устраивающая как Британию, так и ЕС.
Сразу после того, как текст соглашения Британии и ЕС был опубликован, целый ряд сторонников «жесткого» (бездоговорного) брексита призвал объявить Терезе Мэй вотум недоверия, подразумевающий отставку. Но поскольку по состоянию на 19 ноября четкой альтернативы политическому курсу Мэй нет, отставка вряд ли грозит ей даже в том случае, если ее противники соберут 48 голосов парламентариев-тори, необходимых для инициации голосования по вопросу отстранения от должности, считают эксперты.
Между тем, Лейбористская партия, Шотландская национальная партия, Демократическая юнионистская партия и даже 50 парламентариев из числа консерваторов — партии самой Мэй — уже пообещали, что выступят против соглашения. Таким образом, премьер-министру предстоит не только добиться поддержки от большого числа членов других партий, но и преодолеть раскол в собственной.
По оценкам представителей Coface, провал проекта соглашения в парламенте будет означать, что правительство во главе с Терезой Мэй должно будет в течение трех недель подготовить новый проект договора с ЕС, фактически же такой провал будет неформальным вотумом недоверия Терезе Мэй и ее кабинету.
Если парламент не поддержит предложенный Мэй проект соглашения, в Британии разразится политический кризис, который может обернуться для страны непредсказуемыми последствиями. Так, например, могут быть инициированы досрочные выборы. Их может запустить сама Мэй или парламент, если большинство проголосует за объявление вотума недоверия правительству, — говорится в обзоре Coface. |
В случае, если 29 марта 2018 года будет принято решение о выходе Британии из ЕС без сделки — о «жестком» брексите — экономика страны может серьезно пострадать, убеждены экономисты. По их прогнозам, жесткий брексит может привести к снижению индекса предпринимательской уверенности, ослаблению фунта, снижению объемов личного потребления, росту торговых пошлин, росту импортируемой инфляции, снижению объемов экспорта и перебоям в цепях поставок.
Особенно сильно, по мнению Coface, пострадают автопром, розничная торговля, агропромышленный комплекс, пищевой сектор и строительная отрасль. Волны британского кризиса могут докатиться даже до Бельгии, Нидерландов, Ирландии, Скандинавии и стран Восточной Европы, в которых значительная доля ВВП приходится на экспорт с Британией.