2023/08/23 11:26:34

Буддизм


Содержание

Общая информация

Будда-дхарма (санскр. बुद धर्म, buddha dharma; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. 

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. В 1956 году, мир отпраздновал 2500-летие Буддизма.

  • Паринирвана - окончательная нирвана в буддизме, которая может быть достигнута лишь после физической смерти достигшего полного просветления или, иначе, пробуждения (бодхи). Паринирвана - главная цель буддийской практики. Под паринирваной подразумевается выход за пределы цепи перерождений и разрушение всех физических и умственных скандх.

  • Скандхи — (санск. pañcaskandhī, русс. «пять куч») - совокупность пяти типов опыта, из которых состоит наше «я», складывается личность. Буддисты считают, что никакого неизменного, прочного «я» на самом деле нет То, что мы принимаем за личность - это пять типов опыта (или способов восприятия). Распространена следующая классификация скандх: форма, чувство, восприятие, кармические формирования, сознание.
    • Форма (rupa) - сенсорное восприятие физических и материальных явлений и предметов с помощью органов чувств - глаза (зрение), нос (обоняние), уши (слух), язык (вкус) и тело (осязание).
    • Чувство (vedana) - классификация информации, которую мы получаем через органы чувств. Она бывает позитивной, негативной или нейтральной. Соответственно, эта совокупность будет провоцировать личность либо получать что-то приятное, либо избегать чего-то болезненного. Оценка на этом этапе пассивна и бессознательна.
    • Восприятие (samjna) - способность анализировать, обобщать опыт, полученный с помощью рупа- и ведана-скандх. Т.е. всё, что мы видим, слышим, обоняем, пробуем на вкус, касаемся и о чем думаем мы распознаем, типизируем на основании предыдущего или схожего опыта.
    • Ментальные образования (samskara) - внимание, память, вторичная оценка, неосознанные или не до конца осознанные намерения, желания. Все активные действия, хорошие и плохие, относятся к совокупности ментальных образований - самскара-скандхе. Совокупность ментальных образований связана с кармой, так как действия творят карму. Самскара также содержит скрытую карму, накопленную ранее, которая определяет наше отношение, предпочтения, предубеждения, интересы и увлечения. Данная скандха фундаментальна, поскольку она подразумевает, что опыт, получаемый посредством других скандх, основывается на намерении (одном из ментальных образований). Любое страдание настигает личность только по причине намерения прожить тот или иной опыт. Таким образом, если личность меняет намерения или полностью отказывается от них, она может прекратить страдания, что и является целью Буддизма.
    • Сознание (vijnana) - сознание или разум как субъективное понимание своего «я» и окружающего мира, обобщающее весь полученный опыт. Сознание развивается, меняется на протяжении жизни.

Создатель учения — Гаутама. Ещё его называют:

Будда — просветлённый высшим знанием.

Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.

Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

  • По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. Королева Махамайа, будущая мать Гаутамы, увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда ребенок появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.
  • Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство и юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Гаутама в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием и показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.
  • На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге он нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.
  • В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Гаутама Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. После себя он оставил огромное наследие — Дхарму.

История

2023: В России утверждено создание единой платформы с доступом к книгам по буддизму со всего мира

В России утверждено создание единой платформы с доступом к книгам по буддизму со всего мира. Об этом стало известно 19 августа 2023 года.

«
По итогам работы [первого Международного буддийского] форума [состоялся в августе 2023 года в Уфе]:... начать разработку единой академической информационной платформы и системы общего доступа к материалам и книгам по буддизму в библиотеках по всему миру, - говорится в документе, выдержки из которого приводит ТАСС.
»

Утверждено создание единой платформы с доступом к книгам по буддизму

Итогом форума также стало принятие резолюции, в которой сообщается о начале работы над созданием международной ассоциации буддологических исследований и образования с целью укрепления содружества буддистов и исследователей разных стран.

«
Одной из очень важных проблем, которые у нас есть, [является] сложность перевода буддийских текстов на другие языки, потому что первые тексты были созданы на пали - палийский канон. Они переводились многократно на разные языки - китайский, монгольский, старо-монгольский, русский. Естественно, есть большие разночтения в трактовке многих терминов. И первое, что нам кажется очень важным - это сопоставить переводы, сопоставить терминологию, и на этой базе создать новый словарь буддийских терминов, участие при котором должны принимать как религиозные служители, так и крупнейшие исследователи, - пояснил руководитель Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
»

По его словам, необходимо привлечь выдающихся ученых, в том числе из Бурятии, Калмыкии, Тувы, Московского и Петербургского центров, ученых из буддийских дацанов, Российской академии наук, а также зарубежных исследователей, чтобы обсуждать насущные проблемы буддизма.

«
То есть наша задача - показать, что буддизм не только повседневная вера, но и очень серьезная, научная, научно-философская, научно-религиозная система, - добавил Маслов.[1]
»

2022: В Японии создали цифрового Будду для верующих

В начале октября 2022 года специалисты Киотского университета в Японии сообщили о разработке экспериментальной системы AI Buddha — виртуального Будды на основе технологий искусственного интеллекта (ИИ) и дополненной реальности (AR). Подробнее здесь.

Примечания