2021/12/15 11:26:30

Видеоконференцсвязь в России:
от пандемии к гибридной работе

Пандемия привела к массовому переводу корпоративных сотрудников на удаленную работу, а по мере ослабления карантинных ограничений сформировался тренд на работу в гибридном формате. Это заметно изменило спрос на системы коммуникаций и совместной работы. В тенденциях и новых подходах к организации видеоконференцсвязи в России помогает разобраться Михаил Никифоров, эксперт по ВКС-решениям ИТ-компании КРОК.

Содержание

Какие ВКС-решения есть на рынке

Представленные сегодня в крупных компаниях системы видеоконференцсвязи можно классифицировать по нескольким параметрам. Исходя из расположения инфраструктуры выделяют системы типа on-premise, то есть те решения, которые развернуты в инфраструктуре самого заказчика, и облачные системы – программные решения, которые запускаются в удаленном центре обработки данных от провайдера облачных услуг.

В переговорных комнатах, конференц-залах, ситуационных центрах используются в основном аппаратные кодеки. А компьютеры, ноутбуки, смартфоны, другие персональные устройства прочно оккупируют программные кодеки (приложения) видеоконференцсвязи. Многие ВКС-системы в качестве клиентов используют браузеры.

Image:Shutterstock_1689338008.jpg

Системы видеоконференцсвязи несколько отличаются и по функционалу. На рынке есть классические коммуникационные системы, обеспечивающие передачу аудио, видео и демонстрацию контента. А есть решения, ориентированные именно на корпоративное обучение и проведение удаленных мероприятий, в которых упор делается на удобство и разнообразие работы с контентом, онлайн-голосования, чаты и другие дополнительные возможности.

В сегменте enterprise для каждой разновидности систем находится свое применение. Классические ВКС-системы типа on-premise в ряде компаний по-прежнему служат для коммуникаций топ-менеджеров и проектных команд. Но в то же время уже не первый год очевиден тренд на активное использование других типов систем, а также расширение спектра применения таких систем.

Что изменилось за пандемию

С началом пандемии многим компаниям пришлось в авральном режиме переводить большинство сотрудников на удаленную работу. Произошел всплеск спроса заказчиков на быстроразвертываемые сервисы видеоконференцсвязи для удаленной работы – в основном использовались все доступные публичные облачные сервисы. Естественно, ажиотажно вырос спрос на веб-камеры и гарнитуры.

«
Весной 2020 года бизнес внедрял любые доступные средства аудиовизуального общения. Естественно, в первую очередь были востребованы облачные решения – для них не нужно было разворачивать инфраструктуру, они были наиболее доступными и их можно было быстро запускать. Многие облачные провайдеры пошли навстречу компаниям и предлагали воспользоваться ограниченным функционалом бесплатно, - вспоминает Михаил Никифоров.
»

Компании со зрелой инфраструктурой, в том числе с наличием профессиональных ВКС-решений, оказались более готовыми к ситуации с пандемией. Они расширяли серверные ресурсы и закупали дополнительные лицензии для комфортного использования видеоконференцсвязи, поскольку намного больше людей приходилось подключать к онлайн-совещаниям. При этом спрос на оснащение новых переговорных комнат объективным образом заморозился. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Но по мере смягчения карантинных мер часть сотрудников постепенно начала возвращаться к офисной работе, а часть персонала продолжила работать из дома. Перед заказчиками встала необходимость выстраивать новые способы взаимодействия команд.

«
К началу второго года пандемии мы увидели в компаниях желание реализовать отложенный спрос на аппаратные средства видеоконференцсвязи для оборудования переговорных комнат. В офисах создаются удобные условия для коммуникации с удаленными сотрудниками, партнерами, клиентами. Растет количество небольших переговорных пространств — huddle room, оборудованных профессиональными средствами аудио и видео-коммуникаций, которые можно создавать не только внутри офиса, но и в общественных местах, - говорит Михаил Никифоров.
»

За рубежом некоторые компании уже предлагают легкосборные кабинеты для удаленной работы: на каркасе за считанные минуты строится кабинет размером примерно 2х2, который оснащается столом, стулом, хорошей звукоизоляцией и средствами освещения. Такие кабинеты оснащают профессиональными ВКС-системами и при удаленных коммуникациях сотруднику ничего не мешает работать, его хорошо видно и слышно.

Требования к качеству растут

По мере развития пользовательского опыта в период пандемии требования к качеству и удобству средств видеоконференцсвязи заметно выросли. Люди ожидают лучшего качества «картинки» и чистого звука, они заинтересованы в расширении функционала решений и хотят, чтобы ВКС-системы были максимально комфортными. Рынок идет к расширению функционала и старается сделать конференции более удобными для пользователей.

Производители облачных систем ВКС добавляют в свои решения различные интерактивные функции: аватары, интерактивные эмоции, комментарии, виртуальные столы для участников и т.д. Некоторые вендоры добавляют функции синхронного перевода – это очень удобно, когда в конференции участвуют носители разных языков. Довольно интересная возможность реализована в Microsoft Teams: к веб-конференции можно подключаться из автомобиля с помощью функции Carplay на iPhone.

Ряд производителей внедряет в свои решения технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, позволяющие более качественно проводить сеансы видеоконференцсвязи. Например, Zoom уже использует режим кадрирования: из общей картинки во время совещания в переговорной комнате выделяются лица тех или иных участников и помещаются в отдельный кадр. Визуальный эффект здесь весьма значительный – людям нравится видеть крупные лица отдельных участников, а не общую картинку. Другие ведущие производители также стоят на пороге массового вывода подобных решений на рынок.

На рынке также появляется много специализированных аппаратных устройств для работы с облачными платформами. Это аппаратные устройства, обеспечивающие профессиональное качество звука и изображения в привычных для пользователя облачных сервисах. Производители предлагают качественные гарнитуры, веб-камеры и различные аксессуары, позволяющие сделать общение людей более комфортным и непринужденным.

«
Многие вендоры диверсифицировали свои портфели решений. Например, компания Poly ранее никогда не занималась производство веб-камер, но в пандемию она выпустила несколько интересных линеек этой продукции. В то же время компания Logitech, которая всегда славилась своими веб-камерами, с успехом вышла на рынок аппаратных комплексов для ВКС, - отмечает Михаил Никифоров.
»

Тренд на универсальность

«
Практически все наши клиенты перешли на гибридный режим работы, и мы помогаем им оборудовать переговорные комнаты. Отмечу рост востребованности специализированных аппаратных решений, ориентированных на облачные сервисы видеоконференцсвязи. Poly, Logitech и ряд других компаний создали сквозные решения, которые максимально эффективно и понятно для пользователя могут работать с популярными облачными сервисами. Речь идет о реализации привычного для многих пользователей интерфейса – Zoom, Webex или Teams. В результате компания получает в своей переговорной решение с интуитивно понятным интерфейсом. Соответственно, сотрудники, работающие из дома, просто подключаются к конференциям через привычные облачные сервисы, - рассказывает Михаил Никифоров.
»

По словам эксперта компании КРОК, подобные системы для гибридной работы были и раньше, но они могли взаимодействовать только с одним решением. Сейчас же рынок идет в сторону универсализации оборудования, и все больше решений хорошо интегрируются с широким спектром облачных сервисов. Это очень удобно для заказчиков: если необходимо часть встреч провести в Zoom, а для других встреч перейти в Teams, то достаточно просто и быстро перевести систему в режим Teams. Такие решения все более востребованы рынком и уже тестируются и приобретаются многими заказчиками компании КРОК.

Опыт внедрения ВКС в новой реальности

Компания КРОК помогает компаниям создавать как небольшие переговорные комнаты типа Huddle Rooms на 2-3 пользователей, так и оснащает более крупные пространства для проведения конференций.

«
Например, недавно мы оборудовали пространства для сеансов видеосвязи в одной из крупных розничных сетей. Основным средством коммуникаций в компании является Microsoft Teams, но при этом нашим специалистам необходимо было реализовать сценарий подключения сотрудников, использующих другие сервисы. Мы использовали систему компании Logitech. Подобные проекты в этом году были реализованы в банковской и металлургической сферах, - отмечает Михаил Никифоров.
»

Сейчас бум оснащения небольших переговорных комнат, поступает много запросов от разных компаний. По мнению Михаила Никифорова, время больших конференц-залов проходит. Подобные помещения в основном используются для редких представительных собраний, в то время как многочисленные проектные команды, как правило, уже не требуют значительных пространств. Компаниям нужны компактные (до 10 человек), но оснащенные по последнему слову техники переговорные комнаты с простым управлением.

Image:Shutterstock_1725467707.jpg

Как правило, оснащение современной переговорной комнаты довольно лаконично. Используются один или два монитора, в последнем случае на один из них выводится видео мероприятия, а на второй - обсуждаемый контент. В переговорное пространство интегрируется кодек в виде саундбара, в который встроены одна или несколько камер, микрофоны и динамики. Современные видеокодеки типа «все в одном» стали уже «де-факто» стандартом в индустрии. Для более крупных переговорных к этому набору обычно добавляют несколько выносных микрофонов. Как правило, современные кодеки поддерживают Wi-Fi, то есть ИТ-службе компании для проведения конференций не надо тянуть никакие провода.

Что дальше

Значительная часть сотрудников навсегда останутся на удаленной работе, полагает эксперт компании КРОК. В связи с этим будет наблюдаться устойчивый спрос на качественные решения для коммуникаций и совместной работы. По-прежнему будет расти спрос на облачные сервисы. Для удаленных сотрудников наиболее востребованными станут готовые решения - небольшие коробочки c камерой и микрофоном, которые устанавливаются прямо на монитор и представляют из себя персональные ВКС-системы.

Одной из заметных тенденций на рынке ВКС в последний год стал рост спроса на российские решения.

«
Думаю, в 2022 году такая тенденция получит продолжение. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, набравший обороты процесс импортозамещения и связанные с ним ограничения для многих компаний. Во-вторых, существенно выросло качество российских программных решений для ВКС, уровень разработки которых уже не уступает западным. При этом, многие компании хотят пользоваться сервисами, аналогичными Zoom или Webex, но развернутыми на собственной инфраструктуре, а не из облака. В этом случае весь трафик остается в сети заказчика, что гарантирует его безопасность. А такие решения сегодня доступны только у российских производителей, - говорит Михаил Никифоров.
»

На рынке очевиден тренд на дальнейшее развитие программных решений – максимально простых в развертывании, не требующих специальных аппаратных серверов и разворачиваемых на виртуальных машинах. На рынке уже почти не осталось компаний, которые специализируются только на аппаратных средствах. Да и заказчики уже не держатся за аппаратные решения, просто используют когда-то приобретенное «железо», докупая к нему модули. Рано или поздно, подобные системы завершат свой жизненный цикл и их заменят на программные решения, уверен Михаил Никифоров.

Скорее всего, сегмент ВКС в России еще не достиг высшей точки и имеет неплохой потенциал для развития в плане поддержки гибридной работы и обеспечения удаленных сотрудников индивидуальными решениями. По мнению эксперта КРОК, весьма благотворным для рынка в целом будет развитие конкуренции – в ближайшее время свои решения представят новые игроки, в том числе российские компании.