Возможности ИТ в повышении эффективности сферы ЖКХ
Как помочь системе работать эффективно, то время как отсутствие инвестиций, высокая степень износа оборудования, потери энергоресурсов и отсутствие экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг - обычная картина для предприятий ЖКХ сегодня.
Несмотря на продолжающуюся масштабную реформу в сфере ЖКХ, состояние системы коммунального обслуживания в настоящее время нельзя назвать стабильным, а уровень ее развития - достаточным. В системе коммунального обслуживания в региональном разрезе имеется ряд сложных социальных и организационно-экономических проблем.
Среди задач, которые необходимо решать в обозримый период - привлечение в жилищно-коммунальную сферу инвестиций частного бизнеса, нового менеджмента и современных бизнес-технологий. Неудовлетворительное финансовое положение предприятий ЖКХ в регионах, нерациональная система дотирования сферы услуг, отсутствие прозрачной схемы функционирование предприятий ЖКХ, отсутствие экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергоресурсов – это те проблемы, решение которых является необходимым и первоочередным условием для стабильного функционирования сферы ЖКХ.
В сложной ситуации особенно важна оперативная оценка эффективности ведения бизнеса и своевременная реакция на происходящие в нем изменения. Решить некоторые из выявленных проблем позволит автоматизация учета на предприятии. При этом тенденция такова, что автоматизация бизнес-процессов меньшего по масштабам предприятия зачастую приносит эффект быстрее, чем автоматизация тех же процессов в крупной организации в силу меньшей инерции бизнеса и высокой интеграции зон ответственности, и с этим тоже следует считаться, не ожидая быстрого решения всех проблем при внедрении автоматизированной информационной системы управления (АИСУ) в крупном муниципальном образовании.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Ассортимент систем автоматизации достаточно широк. При этом иногда для достижения видимых улучшений достаточно навести порядок всего на нескольких участках. Для тех предприятий, бюджет которых ограничен, подойдут гибкие системы, позволяющие наращивать функционал без изменения базовой архитектуры и пропорционально объему инвестируемых средств, тогда как типовой функционал решения, как правило, уже включает в себя все необходимые возможности для автоматизации наиболее востребованных участков.
Тем не менее, внедрение АИСУ только лишь на уровне поставщиков услуг и управляющих компаний не сможет принести требуемой отдачи и решения ключевых проблем ЖКХ. Работа по внедрению системы, автоматизирующей бизнес-процессы и планирование, должна проводиться на нескольких уровнях: на первом (нижнем) уровне, затрагивая процессы конкретного структурного подразделения, далее на уровне департаментов ЖКХ городских округов и управлений ЖКХ муниципальных районов и на следующем уровне – Правительства области (республики, края), где будет производиться консолидация данных, сформированных на уровне департаментов ЖКХ городских округов и управлений ЖКХ муниципальных районов.
Обеспечение прозрачности формирования тарифов по услугам ЖКХ является одной из самых актуальных задач, так как недовольство населения качеством и стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг все более обостряется, как в регионах, так и в муниципальных образованиях. Консолидация данных по тарифообразованию субъектов отрасли ЖКХ позволит проводить анализ тарифообразования ЖКХ в рамках области, а оперативный мониторинг тарифов обеспечит соблюдение политики контролируемой либерализации рынка ЖКХ.
Ввиду усиления роли государственных жилищных инспекций сейчас важно решить проблему контроля над процессом планирования и расходования средств в сфере ЖКХ. Органы исполнительной власти регионов по разным причинам с этой задачей не могут справиться своими силами. Таким образом, необходимо создание информационной среды, обеспечивающей прозрачное функционирование отрасли, при этом прозрачность планирования и расходования средств будет способствовать повышению прозрачности формирования тарифов. Открытый доступ к информации по объектам и объемам планируемых капитальных ремонтных работ и ходе их выполнения позволит повысить уровень доверия населения к субъектам ЖКХ, проводимой политике по реформированию ЖКХ, а также повысить общую гражданскую позицию населения. Получение с помощью АИСУ показателей состояния ЖКХ, формирование карты состояния жилищного фонда дадут возможность проведения точечных мероприятий. Наличие сводных данных по инвестиционным программам субъектов отрасли ЖКХ, четко формализованное разграничение зон ответственности между субъектами и органами исполнительной власти позволят оптимально определять направления и приоритеты по инвестиционной деятельности. Органы государственной власти смогут формировать инвестиционные программы модернизации ЖКХ с более четкими критериями окупаемости.
Доступ к необходимым и актуальным данным является ключевым фактором для решения стратегических задач устойчивого, надежного функционирования и развития субъектов отрасли ЖКХ в тренде повышения энергетической эффективности. Автоматизированная информационно-аналитическая система должна также обеспечивать контроль над ходом выполнения мероприятий целевых программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реализуемых на территории региона.
При желании внедрения автоматизированной информационной системы управления ЖКХ следует использовать наиболее полную информацию по использованию энергоресурсов в регионе, а также выработать политику по реализации государственной программы по энергосбережению на уровне правительства области.