Основная статья: Китай
2024
В Китае представили летающую гранату с дистанционным управлением. Видео
В середине августа 2024 года стало известно о том, что в Китае создан гибрид небольшого дрона и гранаты. Такой летающий боеприпас может применяться для уничтожения живой силы противника.
Известно, что изделие создано гражданской компанией, название которой не раскрывается. Устройство, заключенное в корпус цилиндрической формы, выполнено по схеме квадрокоптера. Оно оснащено четырьмя несущими винтами, которые установлены на складных штангах. Благодаря такой конструкции упрощается транспортировка. Кроме того, в сложенном состоянии летающая граната не занимает много места.
Запуск выполняется с рук. После взлета оператор осуществляет управление при помощи специального пульта со встроенным дисплеем: изображение на него передается с камеры, вмонтированной в верхнюю часть беспилотника. При подлете к цели выполняется детонация. Информацию о мощности взрыва и других характеристиках летающего боеприпаса разработчики не разглашают.Метавселенная ВДНХ
Ранее схожую разработку представила компания DefendTex. Барражирующий боеприпас под названием Drone-40 калибра 40 мм может быть запущен из гранатомета. После выстрела дрон раскрывает четыре винта и направляется к цели. Заряда аккумулятора хватает на 12 минут полета или 20 минут зависания. Крейсерская скорость составляет 20 м/с, а дальность полета — 10 км. Drone-40 может нести на борту взрывчатку, дымовую шашку, камеру или какую-либо другую полезную нагрузку. Беспилотник может использоваться индивидуально, в паре или в составе группы для выполнения различных задач.[1]
Как в Китае дроны доставляют продукты питания
В начале сентября 2024 года стало известно о том, что оператор сети небольших магазинов у дома 7-Eleven заключил соглашение о партнерстве с китайской платформой Meituan. Речь идет о развертывании системы доставки товаров при помощи беспилотных летательных аппаратов в Шэньчжэне в провинции Гуандун. Подробнее здесь.
В Китае представлен дрон, который может летать вечно
В середине июля 2024 года китайские исследователи из Пекинского университета авиации и космонавтики сообщили о разработке крошечного дрона, который может находиться в воздухе бесконечно долго. Беспилотник под названием CoulombFly получает питание от солнечных батарей. Подробнее здесь
В Китае представили дрон-камикадзе, пролетающий 2500 км
В начале августа 2024 года стало известно о том, что в Китае разработан беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дальнего действия с обозначением PD-2900. Этот дрон-камикадзе способен развивать скорость до 250 км/ч и преодолевать расстояние до 2500 км. Подробнее здесь
Использование БПЛА для создания облаков в страдающих от засухи регионах
В начале августа 2024 года стало известно, что Китай начал использовать БПЛА для создания облаков в страдающих от засухи регионах. Для испытания засева облаков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе был использован ударный и разведывательный беспилотник большой дальности TB-A, также называемый Twin-tailed Scorpion A. Подробнее здесь
Использование дронов, похожих на птиц
В начале августа 2024 года стало известно о том, что подразделение морской пехоты Народно-освободительной армии Китая взяло на вооружение беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с необычной конструкций. Внешне эти дроны неотличимы от птиц, благодаря чему могут использоваться для проведения скрытой разведки. Подробнее здесь.
Китай запретил экспортировать гражданские дроны для использования в военных целях
31 июля 2024 года Министерство коммерции Китая объявило о введении ограничений на экспорт беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и некоторых компонентов, которые используются при их производстве. Речь идет о гражданских дронах, которые могут применяться в военных целях.
Новые экспортные ограничения распространяются на продукцию двойного назначения. Это, в частности, беспилотники с высокоточным измерительным оборудованием, лазеры, некоторые инфракрасные приборы и пр. В сообщении Министерства коммерции КНР говорится, что такая продукция не должна применяться «для распространения оружия массового поражения, для поддержания террористической деятельности или в военных целях».
Поправки вносятся в документ, опубликованный 31 июля 2023 года. Министерство коммерции Китая совместно с другими ведомствами тщательно изучило мнения и предложения различных заинтересованных сторон, провело оценку действующих мер в соответствии с положениями закона об экспортном контроле и приняло решение о внесении изменений. Усиление экспортных ограничений, как утверждается, необходимо для более эффективной защиты национальной безопасности и интересов Китая и выполнения международных обязательств.
Правительство КНР видит растущие риски использования гражданских дронов в военных целях. Говорится, что власти страны поддерживают прогресс, но выступают против незаконного использования общедоступных БПЛА в немирных целя. Ситуацию прокомментировала китайская компания DJI, один из лидеров глобального рынка беспилотников.
Мы не продвигали и не продавали нашу продукцию для военных целей. Мы будем строго соблюдать меры экспортного контроля, обнародованные правительством Китая, — говорится в заявлении DJI, которое приводит Bloomberg News.[2] |
Как дроны на улицах Китая помогают следить за ПДД на перекрестках и пешеходных переходах. Видео
В начале июня 2024 года стало известно о том, что в Гуанчжоу (Китай) беспилотные летательные аппараты начали использоваться для контроля соблюдения правил дорожного движения на перекрестках и пешеходных переходах. Специально оборудованные беспилотники служат для оповещения граждан и водителей о нарушениях, а также для видеофиксации подобных событий.
Дроны, в частности, при помощи аудиосообщений через динамики предупреждают пешеходов о том, что пользоваться смартфоном во время пересечения проезжей части небезопасно. Аналогичные уведомления получают водители, которые разговаривают по телефону за рулем. Кроме того, беспилотники способны посредством алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения выявлять нарушения ПДД: это может быть, например, пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора.
Предполагается, что в перспективе такие дроны смогут использоваться в тандеме с уличными камерами наблюдения. Получаемые посредством бортовых камер видеозаписи могут стать основанием для наложения штрафов на автомобилистов, которые игнорируют сигналы светофора и совершают другие административные правоотношения.
Сообщается также, что в Шанхае беспилотники начали использоваться для регулирования дорожного движения. Полицейские дроны применяются на шести основных транспортных узлах китайского мегаполиса, чтобы обеспечить более точное и эффективное управление трафиком. Такие аппараты оборудованы громкоговорителями для синхронизации действий водителей на дороге. Беспилотники помогают оптимизировать движение в случае заторов и дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, такие беспилотники следят за соблюдением ПДД. Основная цель проекта заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойное движение и эффективное распределение ресурсов полиции на городских магистралях.
2023
Назван топ-10 производителей дронов в Китае
По итогам 2023 года крупнейшим производителем беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Китае осталась компания DJI. Она контролирует практически три четверти местного рынка — 74,3%. Такие показатели приводятся в материалах, обнародованных в конце мая 2024 года.
Как сообщает Telegram-канал «Беспилот», выручка DJI по итогам 2023-го достигла примерно $4 млрд. На втором месте в списке топ-10 производителей дронов в КНР с большим отрывом располагается фирма Parrot: ее доля оценивается в 4,6%, а доход в 2023 году составляет около $107 млн. Закрывает тройку Yuneec с показателем 3,3%.
Таким образом, три названные компании контролируют более 82% китайского рынка беспилотников. В список также вошли Autel (3%), EHang (2,2%), PowerVision (1,7%), 3DR (1,4%), AEE (1,1%), Walkera (1,1%) и Hubsan (0,8%). В исследовании говорится, что в топ-10 значатся только две компании не из Китая — это Parrot из Франции и 3DR из Калифорнии.
В целом, как отмечается, китайская индустрия дронов переживает бурное развитие. Управление гражданской авиации КНР (CAAC) сообщает, что по состоянию на конец 2023 года по всей стране было зарегистрировано около 1,27 млн беспилотников, что на 32,2% больше, чем годом ранее. Эксплуатацией дронов занимались приблизительно 19 тыс. компаний, а около 194 тыс. человек имели сертификаты пилотов таких аппаратов.
В 2023-м, как сообщается, гражданские дроны налетали в Китае 23,11 млн часов, что на 11,8% больше, чем годом ранее. Беспилотники широко используются в Китае в таких отраслях, как сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство и рыболовство, а также в сфере развлечений и аэрофотосъемки. Некоторые регионы начали тестировать воздушную доставку на борту БПЛА. Чтобы поддержать дальнейшее развитие отрасли, CAAC опубликовало рекомендации по созданию тестовых зон для беспилотников.[3]
Рост рынка БПЛА на треть до 505,95 млрд юаней
По итогам 2023 года объем рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Китае достиг приблизительно 505,95 млрд юаней (около $69,9 млрд). Это на треть (33,8%) больше по сравнению с результатом, зафиксированным годом ранее. В дальнейшем ожидается быстрое развитие отрасли, о чем говорится в отчете исследовательской компании CCID Consulting, опубликованном в начале апреля 2024-го.
В 2023-м выручка от продаж электрических беспилотников с вертикальными взлетом и посадкой (eVTOL) в Китае поднялась на 77,3% в годовом исчислении — до 980 млн юаней ($138,49 млн). В 2024 году, как ожидается, этот сегмент будет развиваться благодаря более широкому коммерческому применению аппаратов в таких областях, как аэрофотосъемка и туризм.
Доходы китайского сектора гражданских дронов в 2023 году составили 117,4 млрд юаней ($16,59 млрд), что на 32% больше, чем в 2022-м. Вместе с тем БПЛА промышленного класса находят применение в широком спектре областей, таких как аварийно-спасательные работы, патрулирование линий электропередач, сельское хозяйство, а также задачи по наблюдению и обеспечению безопасности.
По данным Управления гражданской авиации Китая, к концу 2023 года количество зарегистрированных беспилотников в КНР составляло примерно 1,27 млн единиц: рост в годовом исчислении зафиксирован на отметке 32,2%. Эти дроны налетали в стране в общей сложности 23,1 млн часов, что на 11,8% больше по сравнению с 2022 годом.
Аналитики полагают, что китайский рынок БПЛА к 2026 году достигнет объема свыше 1 трлн юаней ($141,32 млрд по курсу на 6 мая 2024 года). Таким образом, прогнозируется примерно двукратный рост по отношению к 2023-му. Драйверами отрасли названы развитие инфраструктуры беспилотников и развертывание новых коммерческих платформ.[4]
Созданы дроны, которые распределяют задачи в групповых полетах. Они сообща ищут предметы и патрулируют периметры
В начале ноября 2023 года китайские исследователи из Школы искусственного интеллекта, оптики и электроники Северо-Западного политехнического университета в провинции Шэньси сообщили о разработке дронов с «человеческим мозгом», способных решать сложные задачи посредством групповых чатов. Такие беспилотники способны сотрудничать и распределять обязанности, используя сообщения на естественном языке.
Участники проекта отмечают, что обычно коммуникационные алгоритмы для дронов имитируют колонии пчел и муравьев. Китайские ученые пошли иным путем: они создали модель, которая позволяет беспилотникам взаимодействовать подобно людям. Общение дронов происходит на человеческом языке, что позволяет сделать мышление машин прозрачным для людей. А поэтому исследователи могут лучше понимать поведение дронов и на основе полученных данных оптимизировать алгоритмы.
В основу системы положена большая языковая модель с открытым исходным кодом под названием InternLM. В рамках эксперимента группе из пяти беспилотников была поставлена задача найти связку ключей. Сразу после получения задания три дрона «добровольно» приступили к поиску, тогда как два других беспилотника, оснащенных захватами, сообщили группе, что могут поднять ключи. Распределение задач внутри кластера дроны провели самостоятельно.
Каждому беспилотнику была назначена определенная зона для поиска. Во время работы дроны координировали свои действия для повышения эффективности, а также создали упрощенную карту местности. Кроме того, они могли идентифицировать людей-операторов и избегать их на своем пути, обеспечивая более безопасные полеты. В оснащение беспилотников входят различные датчики, а специальные алгоритмы позволяют им выполнять поиск на малых высотах, динамически облетать препятствия и выполнять визуальное позиционирование.
Как только ключи были найдены, дроны поделились с пользователем их изображениями через групповой чат для подтверждения. Технология может пригодиться в разных сферах — от логистики и проверки безопасности до помощи при стихийных бедствиях.[5]
Представлен первый в мире дрон, использующий для разгона энергию взрыва
В Китае в сентябре 2023 года прошли первые испытания нового дрона, использующего энергию взрыва для разгона двигателя. Дрон с названием FB-1 RDE был разработан исследовательским институтом Чуньцинского университета и частной китайской компанией Thrust-to-Weight Ratio Engine из Шэньчжэня. Испытания прошли в секретной локации в провинции Ганьсу, Китай. Подробнее здесь.
Китай ограничит экспорт дронов
Китай решил ограничить экспорт дронов и оборудования для производства беспилотников с целью «защиты национальной безопасности и интересов». Об этом 31 июля 2023 года сообщил Reuters со ссылкой на Министерство коммерции страны. Подробнее здесь.
В Китае представили дрон, который может летать и плавать под водой
В начале февраля 2023 года группа специалистов из Шанхайского научно-исследовательского института интеллектуальных автономных систем Китая, Университета Тунцзи и Китайского университета Гонконга представили необычный беспилотник под названием TJ-FlyingFish. Этот дрон способен не только летать, но и плавать и даже погружаться под воду. Подробнее здесь.
Создание дрона с лазерным питанием, который может оставаться в воздухе вечно
В начале января 2023 года команда ученых в Китае под руководством профессора Ли Сюэлун из Северо-Западного политехнического университета представила беспилотник со специальным модулем, который преобразовывает энергию света в электричество для дистанционного питания электродвигателя. Утверждается, что БПЛА способен всегда находиться в воздухе.
Как пишет издание South China Morning Post, авторы скрывают подробности своей разработки, так как разработанное устройство может использоваться в военной промышленности страны.
Ученые решили, что если оснастить беспилотник модулем фотоэлектрического преобразования, который преобразует световую энергию в электричество, то высокоэнергетический лазерный луч сможет не только отслеживать его, но и дистанционно управлять им. По словам разработчиков, эксперимент успешно объединил процесс автономной зарядки с интеллектуальной технологией передачи и обработки сигналов, продемонстрировав неограниченный потенциал выносливости для беспилотников с оптическим управлением (ODD).
По словам исследователей, первой задачей было отслеживание беспилотников в воздухе. Команда разработала алгоритм отслеживания, основанный на интеллектуальном визуальном восприятии, чтобы следить и точно предсказывать цели ODD во время их полета. Алгоритм хорошо переносил освещение, масштаб и вращение, был устойчив в различных условиях и обеспечивал точное позиционирование дронов, говорится в докладе. Для того чтобы увеличить расстояние беспроводной передачи энергии, Ли Сюэлуну и его команде необходимо было уменьшить затухание традиционного лазерного луча в атмосфере. Их решением стала технология адаптивного формирования луча, которая может автономно регулировать его интенсивность, сообщили ученые.
Регулировка означает, что негативное воздействие турбулентности воздуха и изменений плотности атмосферы может быть уменьшено, что повышает эффективность и надежность доставки лазерной энергии на большие расстояния, говорится в докладе. В систему также был добавлен алгоритм защиты, который автоматически регулирует мощность лазера до безопасного диапазона при обнаружении препятствия на пути луча.
По информации разработчиков, команда провела три полевых испытания: последующий полет в помещении, дневной полет на открытом воздухе и ночной полет на открытом воздухе. Во всех сценариях беспилотники работали успешно. Разработчики считают, что в будущем технологию можно будет применить для создания транспортной сети аэробусов.[6]
2022
Рост производства на 34% до $16,5 млрд
По итогам 2022 года объём производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Китае в денежном выражении достиг приблизительно $16,5 млрд. Это примерно на треть — на 34% — больше по сравнению с предыдущим годом, когда размер отрасли оценивался в $12,3 млрд. Такие данные в первых числах июня 2023 года были представлены на Всемирном конгрессе дронов в Шэньчжэне.
К концу 2022-го количество предприятий, так или иначе связанных с производством беспилотников в КНР, превысило 15 тыс. Для сравнения: годом ранее этот показатель равнялся примерно 12 тыс. Таким образом, зафиксирован рост на 25%. В Китае зарегистрированы около 95 тыс. дронов разных типов.
Китайский рынок БПЛА активно развивается благодаря ряду факторов. Это, в частности, появление сервисов доставки по воздуху, которые стали особенно востребованы в свете ограничений, введённых в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, положительное влияние на отрасль оказывает политика Пекина по стимулированию внедрения логистики на малых высотах по всей стране. Дроны также помогают крупным курьерским компаниям компенсировать рост стоимости рабочей силы.
Отмечается, что ведущие китайские технологические корпорации, в том числе логистическая фирма SF Express, платформа доставки еды и продуктов Meituan, а также поставщик услуг электронной коммерции JD.com, возглавляют инициативы по использованию дронов в стране. По состоянию на середину 2022 года на Шэньчжэнь приходилось более 70% мировых потребительских беспилотников и приблизительно 50% промышленных БПЛА. В Китае ведутся испытания крупных дронов, которые способны транспортировать по воздуху значительные объёмы груза на большие расстояния. Такие аппараты будут востребованы в труднодоступных и удалённых регионах.[7]
В Китае создали дрон, который сам доставляет и вводит лекарства для оказания первой помощи
В конце декабря 2022 года стало известно о том, что китайские исследователи разработали передовую систему оказания первой медицинской помощи посредством беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Речь идёт об адресной доставке лекарственных препаратов. Подробнее здесь.
В Китае разработали дорожную карту развития рынка дронов
23 августа 2022 года Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) опубликовала подробный план, в котором указаны цели, которых регулятор хочет достичь к 2025, 2030 и 2035 годам, чтобы стать крупнейшим рынком беспилотных летательных аппаратов в мире, сократив отставание от США.
Дорожная карта открыта для публичных комментариев и включает в себя совершенствование нормативных актов и расширение возможностей воздушного пространства для гражданских БПЛА, сообщает Reuters. В CAAC сообщили, что план будет открыт для комментариев до 5 сентября 2022 года.
Цель - повысить международную конкурентоспособность Китая в области беспилотной авиации, а также право страны выступать по международным правилам и стандартам гражданской авиации (...) и достичь цели стать мировой державой гражданской авиации, - сказал представитель авиационного ведомства. |
Китай успешно адаптировался к росту использования беспилотных технологий в невоенных целях. По данным Drone Industry Insights, компания DJI из Шэньчжэня является ведущим производителем коммерческих дронов с долей рынка около 70%. Второе и третье места занимают американская компания Intel (4,1%) и китайская Yuneec (3,6%).
В целом, темпы роста рынка коммерческих дронов оцениваются примерно в 41% в период с 2017 по 2024 год, а стоимость китайской индустрии дронов, как ожидается, достигнет $25 млрд в 2025 году.
Однако, несмотря на успех компаний, использующих для доставки посылок беспилотники или роботы на колесах, похожие на коробки, нормативно-правовые препятствия не позволяют многим отраслям полностью перейти на беспилотные системы, а многие транспортные службы продолжают в значительной степени полагаться на курьеров-людей. Дорожная карта авиационного ведомства призвана устранить этот пробел и дать последний толчок, который, как ожидается, позволит сектору полностью раскрыть свой потенциал. [8]
Примечания
- ↑ Chinese flying grenades
- ↑ China Curbs Drone Export After US Says It Aids Russia War Effort
- ↑ Топ-10 производителей дронов в Китае
- ↑ Low-altitude economy set to take off
- ↑ Chinese team creates drones with ‘human brains’ able to tackle complex tasks through group chats
- ↑ Chinese scientists develop laser-powered drone to stay aloft ‘forever’
- ↑ China’s drone industry crosses US$14-billion mark in annual output in 2022 amid local market expansion into low-altitude logistics
- ↑ China drafts roadmap to boost its civilian drone industry