Содержание |
2024
В России за 140 млрд рублей строится тихоокеанская железная дорога, которая свяжет Якутию и Хабаровский край
В Якутии и Хабаровском крае реализуется масштабный инфраструктурный проект по строительству Тихоокеанской железной дороги стоимостью ₽140 млрд. Об этом 27 сентября 2024 года на Российской энергетической неделе сообщил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, подчеркнув стратегическую важность этого объекта для развития угольной промышленности региона. Подробнее здесь.
Президент «Фармасинтеза» создал компанию для строительства за миллиарды рублей железнодорожного терминала для приема контейнеров
В сентябре 2024 года президент группы компаний «Фармасинтез» Викрам Пуния зарегистрировал новую компанию для реализации масштабного проекта — строительства железнодорожного терминала в Пермском крае. Этот проект стоимостью в миллиарды рублей призван обеспечить регион современной инфраструктурой для приема контейнерных грузов, включая сырье для фармацевтической отрасли. Подробнее здесь
2023
Рост объема рынка аренды и лизинга железнодорожного транспорта на 15,9% до ₽272,4 млрд
Объем рынка аренды и лизинга железнодорожного транспорта в России достиг ₽272,4 млрд в 2023 году, продемонстрировав рост на 15,9% по сравнению с 2022 годом. Исследование опубликовано в октябре 2024 года.
Как передает «ГидМаркет», основным фактором роста стало повышение цен на услуги аренды железнодорожного транспорта — стоимость аренды полувагонов увеличивалась более чем на 30% ежегодно в период 2022-2023 годов.
Несмотря на положительную динамику последних двух лет, объем рынка остается на 17,1% ниже показателей 2019 года, когда он составлял ₽328,5 млрд. Наиболее существенное падение наблюдалось в 2020 году, достигнув 39,7%.
В отрасли наблюдаются значительные структурные изменения — в 2023 году 24,2% парка вагонов в оперировании сменили владельцев. При этом общий объем грузоперевозок остается стабильным, колеблясь в диапазоне 1,35-1,4 млрд тонн.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
Основными направлениями развития рынка стали цифровизация услуг бронирования и аренды вагонов, включая запуск электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», а также внедрение онлайн-калькуляторов стоимости перевозок.
АО «Федеральная грузовая компания» развивает сегмент контрейлерных перевозок и проводит испытания скоростных 80-футовых платформ с максимальной скоростью 140 километров в час. В вагоностроении отмечен рост производства инновационных моделей, особенно хопперов-зерновозов, парк которых увеличился в 31 раз.
Разработки в отрасли сфокусированы на увеличении пропускной способности инфраструктуры, оптимизации стоимости и сроков доставки грузов, а также обеспечении технологического суверенитета России в сфере железнодорожного транспорта.[1]
Названы крупнейшие операторы железнодорожных грузоперевозок
По итогам 2023 года объем железнодорожных грузоперевозок в России составил приблизительно 1,35 млрд тонн, что на 0,3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля 30 крупнейших операторов рынка по объему грузоперевозок уменьшились с 82,1% до 80,8%, а их совокупный грузооборот снизился на 3,3% — до 83,7%. Такие данные отражены в отчете INFOLine, опубликованном 19 марта 2024 года.
Согласно результатам исследования, в 2023 году зафиксировано сокращение перевозок угля на 3,1% — до 380,7 млн тонн. Объем транспортировки нефтяных грузов по сравнению с 2022-м снизился на 4,2% — до 219,2 млн тонн. Перевозки руды упали на 2% (до 141,8 млн тонн), лесных грузов — на 10,4% (до 36,4 млн тонн), строительных материалов — на 0,3% (до 229,8 млн тонн). При этом перевозки удобрений поднялись год к году на 15,9%, достигнув 78,4 млн тонн. На черные металлы пришлось 87,2 млн тонн, что на 2,9% больше по отношению к 2022 году.
Рейтинг крупнейших железнодорожных грузоперевозчиков России по итогам 2023 года возглавляет «Первая грузовая компания» («ПГК»), у которой объем перевозок, как отмечается, снизились по сравнению с 2022-м на 11,3%. На втором месте располагается «Федеральная грузовая компания» («ФГК») с падением на уровне 2,8%. Замыкает тройку Национальная транспортная компания («НТК»), которая также продемонстрировала спад.
В первой десятке незначительный рост перевозок по итогам 2023-го показали «Деметра-Холдинг» (2,7%), Globaltrans (0,7%), «Модум-Транс» (2,1%), «Атлант» (0,6%), «Уголь-транс» (0,3%). В исследовании INFOLine говорится, что вклад десятки лидеров сократился на 0,6% — до 58,3% от общего объема перевозок, тогда как суммарная доля тройки ведущих игроков снизилась на 0,8%, составив около 25,1%.[2]
Железнодорожные грузоперевозки в России снизились на 0,2%
Железнодорожные грузоперевозки в России за 2023 год снизились на 0,2% в сравнении с 2022-м и достигли 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили 9 января 2024 года.
Согласно материалам компании, в 2023 году железными дорогами было погружено:
- каменного угля – 350,3 млн тонн (-1,2% к 2022 году);
- кокса – 11,5 млн тонн (+13,7%);
- нефти и нефтепродуктов – 210,1 млн тонн (-2,7%);
- руды железной и марганцевой – 110,3 млн тонн (-4,3%);
- черных металлов – 67,8 млн тонн (+2,3%);
- лома черных металлов – 13,7 млн тонн (+6,7%);
- химических и минеральных удобрений – 63,8 млн тонн (+5,4%);
- цемента – 24,3 млн тонн (-2,2%);
- лесных грузов – 26,9 млн тонн (-14,2%);
- зерна – 32,8 млн тонн (+37,1%);
- строительных грузов – 129,7 млн тонн (-3,1%);
- руды цветной и серного сырья – 17,7 млн тонн (-1,3%);
- химикатов и соды – 21,8 млн тонн (-4,5%);
- промышленного сырья и формовочных материалов – 32,9 млн тонн (+6,1%);
Грузооборот в 2023 году составил 2636,7 млрд тарифных тонно-км (на уровне 2022 года), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 3274,6 млрд тонно-км (-0,8%).
Погрузка на РЖД в декабре 2023 года составила 100,7 млн тонн, что на 1,9% ниже показателя аналогичного периода предыдущего года. Грузооборот за декабрь 2023 года составил 208,9 млрд тарифных тонно-км (-6,5%).
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на РЖД, замедление динамики погрузки в четвертом квартале связано с сохраняющимися ограничениями экспортных поставок нефтепродуктов, снижением перевозок строительных грузов из-за завершения ряда крупных инфраструктурных проектов в центральной части страны, закрытием на внеплановый ремонт ряда предприятий-грузоотправителей, увеличением времени простоя локомотивов в ремонте у сервисных компаний и развернутыми на сети масштабными строительными и ремонтными работами.[3]
2021: ГЛОНАСС стал обязательным для всех локомотивов в России
В января 2021 года начал действовать приказ Министерства транспорта РФ об оснащении оборудованием ГЛОНАСС железнодорожного транспорта. Система спутниковой навигации должна быть установлена в локомотивах пассажирских поездов и составов, перевозящих специальные и опасные грузы, а также коммунальные отходы. Подробнее здесь.
2016 год
Грузооборот на железных дорогах РФ в 2016 году вырос на 1,6%, до 2,342 трлн тонно-километров. Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в 2016 году, по оперативным данным, составила 1 млрд 222,3 млн тонн, что на 0,6% больше, чем за предыдущий год[4]. В частности:
- отправка каменного угля выросла на 1,7% (до 328,6 млн тонн);
- строительных грузов – на 7,9% (до 141 млн тонн);
- железной и марганцевой руды – на 0,5% (до 109,5 млн тонн);
- химических и минеральных удобрений – на 4% (до 53,5 млн тонн);
- лесных грузов – на 6,9% (до 42,2 млн тонн);
- зерна – на 1,5% (до 19 млн тонн);
- цветной руды и серного сырья – на 3,1% (до 21,1 млн тонн);
- лома черных металлов – на 0,3% (до 15 млн тонн);
- кокса – на 5,5% (до 11,7 млн тонн)
В то же время погрузка нефти и нефтепродуктов в 2016 г. сократилась на 6,1% (до 235,8 млн тонн), черных металлов – на 0,5% (до 71 млн тонн), цемента – на 6,9%, до 26,7
2013 год
Однако уже по итогам первого полугодия 2013 года аналогичные показатели продемонстрировали отрицательную динамику: объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился на 3,5% до 606 млн.т., грузооборот – на 3,2% до 1069 млрд. т-км.
Основными видами погрузок по итогам I полугодия 2013 года остались каменный уголь 25,1%, нефть и нефтепродукты – 20,6%, строительные грузы – 13,6%, руда железная и марганцевая – 9% от общего объема грузов. При этом наиболее существенно на общей ситуации в отрасли в I полугодии 2013 года отразилось падение погрузок строительных материалов и нефти.
Среди основных операторов грузового состава наибольшую долю занимает холдинг UCL Rail – владелец «Первой грузовой компании» - крупнейшего вагонного оператора в России. Основной его конкурент - ОАО «Федеральная грузовая компания», существовавшая до ноября 2012 года как «Вторая грузовая компания» (ВГК). Кроме того, на рынке действует ряд других значимых игроков, каждый из которых продолжает укреплять свои позиции за счет крупных и мелких слияний и поглощений.
По мнению экспертов, до конца 2013 года не стоит ожидать существенных изменений в отрасли, прирост рынка за год будет близок к нулю.
2012 год
По итогам 2012 года, несмотря на спад промышленного производства в целом по стране, отрасли удалось продемонстрировать положительную динамику развития. В частности, объем погрузки увеличился на 2,4% в сравнении с показателем 2011 года и составил 1272 млн.т., грузооборот – на 4,4% до 2222 млрд. т-км[5].
Примечания
- ↑ Рынок аренды и лизинга железнодорожного транспорта демонстрирует рост, несмотря на колебания объемов перевозок
- ↑ Эксперты INFOLine подвели итоги 2023 года на рынке железнодорожных грузоперевозок
- ↑ План побежал впереди паровоза
- ↑ Данные ИА «INFOLine»
- ↑ Данные DISCOVERY Research Group