Интервью с директором департамента информационных технологий СДМ-Банка Олегом Илюхиным
ИТ-директор СДМ-Банка Олег Илюхин в интервью TAdviser в августе 2014 года рассказал об основных направлениях технологического развития банка, текущих и реализованных ИТ-проектах, а также о том, почему его компания не очень жалует аутсорсинг.
TAdviser: Олег Владимирович, существует ли у СДМ-Банка ИТ-стратегия? Если да, то на какой срок она рассчитана и каковы ее ключевые направления?
Олег Илюхин: Уже достаточно давно мы планируем проекты и текущую деятельность в сфере ИТ на годичный срок. Однако цена и последствия принимаемых решений одним годом не ограничиваются, нужно смотреть гораздо дальше, поэтому два года назад мы наняли компанию «Крок», которая помогла нам сформулировать основные тезисы развития ИТ-сферы, которые мы в виде стратегии утвердили на совете директоров. Теперь у нас есть долгосрочная ИТ-политика, в соответствии с которой мы и стараемся действовать.
TAdviser: А каким образом осуществляется планирование ИТ-проектов в вашем банке?
Олег Илюхин: У СДМ-Банка есть Комитет по технологиям и автоматизации, на который заинтересованные руководители выносят свои задачи. Далее это обсуждается на комитете, и появляется список на год, задачи в котором расставляются в порядке приоритета. Результатом является план с перечнем проектов на следующий год и бюджетом. На 2014 год, к примеру, у нас список из 30 ключевых проектов, по которому мы работаем.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
TAdviser: Каковы основные технологические направления, по которым движется развитие ИТ в СДМ-Банке?
Олег Илюхин: В первую очередь, мы движемся в сторону централизации всех вычислительных мощностей. У нас многофилиальный банк, но все управляется из головного офиса. Таким образом, мы снижаем риски на персонал и риски информационной безопасности. Также мы планируем двигаться в сторону виртуализации вычислительных ресурсов, поскольку это выгодно и сточки зрения прямых затрат банка, и затрат на обслуживание.
Что касается облачных сервисов, мы пока идем к ним не очень охотно, но многие на них переходят, и, наверное, нам в какой-то момент мы к ним также присоединимся. Однако сейчас, по нашим подсчетам применительно к нашему банку, облачные сервисы обошлись бы дороже, и, кроме того, они, по моему мнению, менее безопасны, нежели традиционно размещаемые в текущей инфраструктуре банка.
Например, облачный сервис по проверке клиентов по различным параметрам, требуемым регуляторами. Есть компании, которые предлагают такой сервис с фиксированной стоимостью проверки одного клиента. Наши подсчеты показали, что проверять всю клиентскую базу обходилось бы слишком дорого и выгоднее делать это своими силами на своей территории.
TAdviser: Как устроена ИТ-инфраструктура вашего банка? Насколько централизованной она является сейчас?
Олег Илюхин: У нас есть три вычислительных площадки, две из которых расположены в здании нашего головного офиса – две основных и резервная. Год назад мы закончили строить удаленный ЦОД, который находится примерно в 20 км от основного офиса. Он выполняет функции резервного, и начинает действовать в случае возможного причинения значительного ущерба головному офису.
Централизация инфраструктуры уже является достаточной для нас: обе АБС – Diasoft для юридических лиц и ЦФТ для физических лиц у нас централизованы, равно как и система ДБО. Сейчас мы идем к снижению квалификационных требований к ИТ-персоналу в филиалах: они теперь отвечают только за поддержку пользователей на местах и обслуживание банкоматов и терминалов.
Для анализа деятельности клиентов в различных разрезах мы используем корпоративное хранилище данных на базе SAP BW. Результаты анализа использует клиентский комитет СДМ-Банка для формирования различных предложений для клиентов и принятия различных решений по работе с ними.
TAdviser: Расскажите, пожалуйста, о ключевых проектах, реализованных в банке 2013 году.
Олег Илюхин: В 2013 году мы закончили внедрять СЭД на базе решения «ЭОС» для SharePoint, что позволило существенно сократить издержки на делопроизводство. В электронный документооборот мы также все активнее вовлекаем клиентов по клиент-банку: мы внедрили документооборот по обработке зарплатных ведомостей (банк гарантирует зачисление денежных средств на карточки сотрудников в течение 2 часов), по факторингу, заполнение кредитной заявки, заказ чековой книжки, кредитный калькулятор и другое.
Также в 2013 году мы перешли на прямые расчеты с Visa, став принципиальным членом этой системы. На 2014 год у нас запланирован аналогичный проект по MasterCard.
В прошлом году мы также запустили мобильный банкинг. Ранее у нас также была мобильная версия сайта, но потом мы от нее отказались. Спустя год после внедрения мобильное приложение банка насчитывает порядка 1-1,5 тыс. активных пользователей.
Помимо этого, мы начали в прошлом году и закончили в начале этого года первый этап проекта по внедрению системы учета кредитных заявок клиентов на базе ПО Diasoft Flextera, что относится к автоматизации деятельности кредитного фронт-офиса.
В части безопасности мы автоматизировали процедуру контроля уязвимостей – для соответствия стандартам платежных систем Visa и MasterCard, и Центробанка, а также успешно прошли аудит PCI DSS. Из инфраструктурных проектов, как я ранее упоминал – это строительство удаленного резервного ЦОДа. Его, наверное, можно назвать наиболее сложным проектом прошлого года.
TAdviser: А каковы планы СДМ-Банка по ИТ-проектам на 2014 год?
Олег Илюхин: В этом году мы планируем доработку хранилища данных для автоматизации работы с клиентами. По проектам безопасности, в свою очередь, в соответствии с требованиями Центробанка мы усиливаем разделение наших сетей, разбивая их на несвязанные между собой сегменты, которые не пересекаются ни по функциональной нагрузке, ни по сетевому трафику. Также мы сейчас автоматизируем мониторинг инцидентов в области информационной безопасности.
С точки зрения инфраструктуры в этом году мы собираемся перейти на новую почтовую систему: сейчас мы используем решение CommuniGate, а хотим внедрить стандартное решение Microsoft Exchange с возможностью удаленного доступа.
Кроме того, в этом году мы налаживаем сервисы взаимодействия с госорганами: мы хотим в наш клиент-банк и мобильный банк, а также в работу операционистов включить возможность пользоваться госуслугами: оплачивать налоги, штрафы ГИБДД и прочее.
Для юридических лиц мы также до конца года планируем запустить банк-клиент на планшетах, сначала на iPad, а впоследствии и на ОС Android. Сейчас мы его тестируем. Также мы планомерно внедряем новые услуги в нашей сети терминалов самообслуживания.
Еще один проект, - это внедрение услуг электронной коммерции – возможность расплачиваться картами банка на различных сайтах с СМС-подтверждением. Это тоже шаг в сторону безопасности. мы также планируем внедрить эмиссию бесконтактных карт Visa и MasterCard.
TAdviser: Некоторые банки ведут собственную разработку ПО. Существует ли в вашем банке подобная практика, и если да, то какие именно собственные решения вы используете?
Олег Илюхин: Мы сознательно себя ограничиваем от подобного, однако в какой-то мере собственная разработка присутствует, поскольку бывают случаи, когда бизнес хочет получить результат, а вендоры не могут такой темп поддержать. У нас есть небольшое количество систем, разработанных нашими сотрудниками. Однако такими вещами у нас в штате занимается буквально пара человек и, можно сказать, в свободное от основных обязанностей время. Глобально же мы ориентируемся на стандартные решения.
TAdviser: Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ИТ-департамент банка? Как он устроен?
Олег Илюхин: Численность персонала в ИТ-службе составляет около 35 сотрудников в головном офисе и по 1-2 сотрудников в каждом из филиалов. Мы уже несколько лет существенно не увеличиваем штат ИТ, поскольку находим резервы в оптимизации собственной работы. Отделения в Москве мы обслуживаем силами нашего офиса либо удаленно, либо с выездом. Регионы обслуживаются силами местных ИТ-специалистов.
Департамент ИТ состоит из инфраструктурного подразделения подразделения, отвечающего за весь банковский софт, два подразделения по развитию сервисов банк-клиента и процессинга, а также есть служба качества, которая следит за выполнением всех внутренних процедур.
TAdviser: Используете ли вы услуги ИТ-аутсорсинга? Если да, то какие именно процессы переданы на аутсорсинг, и какой эффект от этого вы можете отметить?
Олег Илюхин: Текущую деятельность, связанную с ИТ, мы предпочитаем выполнять своими силами за исключением проектной – для внедрения новых систем мы привлекаем сторонних подрядчиков. Когда-то мы пытались использовать аутсорсинг call-центра, но пришли к тому, что таким образом нельзя обеспечить требуемого качества. Также мы пробовали аутсорсить поддержку одной из банковских систем, однако сроки реагирования оказывались длиннее, чем время реагирования своих же сотрудников, поэтому мы пришли к выводу, что лучше эту компетенцию наращивать у себя.
Помимо этого, нам однажды предлагали аутсорсить офисную печать. Мы просчитали экономическую эффективность такого аутсорсинга и пришли к выводу, что в нашем случае поддержку пока выгодней осуществлять своими силами.
TAdviser: Олег Владимирович, cпасибо.