2014/11/18 17:51:50

Интервью с руководителем Комитета информатизации и связи Республики Коми Александром Селютиным

Руководитель Комитета информатизации и связи Республики Коми Александр Селютин в интервью TAdviser в ноябре 2014 г. рассказал о ходе внедрения ИТ в регионе.

Руководитель Комитета по информатизации и связи Республики Коми Александр Селютин

TAdviser: Александр Васильевич, какие основные ИТ-проекты были реализованы в Республике Коми в 2013 году и какие реализуются сейчас?

Александр Селютин: В 2013 году в рамках централизации региональной ИТ-сферы проведена доработка и обновление нормативно-правовой базы, сформирован единый бюджет ИТ, включивший в себя все, вплоть до приобретения и заправки картриджей для органов государственной власти Республики Коми. При этом возникает необходимость стандартизации как в части технологических решений, так и в части проектного управления. Параллельно решаются вопросы методологии разработки систем, подготовки стратегических документов, внутренних проектных бизнес-процессов.

2013 год мы завершили с высокими количественными показателями в части внедрения информационных систем. Система электронного документооборота (СЭД) внедрена во всех органах государственной власти республики и почти в половине госучреждений. Сегодня СЭД позволяет обеспечить 80% межведомственного документооборота среди органов государственной власти Республики Коми, что существенно повышает производительность государственных служащих и служащих подведомственных учреждений при осуществлении государственных услуг и функций. Началось тиражирование системы электронного документооборота на муниципалитеты республики.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке

С целью организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде по состоянию на 1 января 2014 года во всех органах исполнительной власти и местного самоуправления установлено 487 рабочих мест операторов системы обработки обращений заявителей (СООЗ), необходимых для обработки заявлений граждан, поданных в электронном виде посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Коми.

Из общеотраслевых систем внедрены единая информационно-аналитическая система, включающая автоматизированное рабочее место главы Республики Коми, «Геопортал Республики Коми», системы кадрового и имущественного учета, системы автоматизации деятельности госучреждений и т.д. Реализовано несколько специализированных отраслевых систем, таких как «Лесные пожары», «Нефтеразливы», «Электронный ЗАГС», а также информационные порталы: «Коми ЖКХ», «Афиша: Куда идти», «Села Коми».

На техническом обслуживании и сопровождении по итогам 2013 года находились 103 информационные системы. К единой системе обслуживания подключены 376 учреждений и 21 узел, более 5000 пользователей работают в едином домене.

Одним из масштабных мероприятий на территории Республики Коми в 2013 году стало проведение первого Всероссийского конкурса проектов в области региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2013». На конкурс было представлено более 223 работ из 40 субъектов РФ. Финальные мероприятия в Сыктывкаре собрали представителей 43 регионов. Конкурс продолжает жить – в 2014 году финал Второго конкурса прошел в Рязани.

TAdviser: А касательно текущих проектов?

Александр Селютин: Основной проект, реализуемый сейчас в Республике Коми, – это систематизация и централизация ИТ-области в целях построения единого электронного правительства в регионе. На текущий момент времени мы начали вовлекать в этот процесс и муниципальные образования. Чтобы обеспечить соответствие развития ИТ в муниципалитетах общим региональным тенденциям, ведется плановая методологическая поддержка городских и районных администраций в части формирования муниципальной политики информатизации. Для органов местного самоуправления подготовлены методические рекомендации по разработке муниципальных подпрограмм и типовые проекты документов.

С технологической точки зрения одним из ключевых вопросов является внедрение платформенных решений, на базе которых происходит создание и развитие информационных систем, таких как «Государственные услуги Республики Коми», «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности», «Музеи», «Спортивные объекты» и т.д. Важные задачи – тиражирование разработанных в Республике Коми государственных информационных систем, реализация уникальных приложений в рамках Геоинформационного портала Республики Коми, создание «Системы 112».

В 2014 году в качестве еще одного направления, популяризирующего ИКТ, был выбран компьютерный спорт. При поддержке Комитета информатизации и связи Республики Коми в регионе создана лига компьютерного спорта, проведены соревнования в Усинске, Ухте, Сыктывкаре, Печоре.

TAdviser: Как продвигается в Республике Коми реализация проекта УЭК?

Александр Селютин: Завершено пилотное тестирование региональных приложений универсальной электронной карты (УЭК), переходим к интеграции УЭК с ведомственными информационными системами. На сегодняшний день по реализации проекта УЭК Республика Коми, по версии портала «Универсальная электронная карта», находится на втором месте среди всех субъектов РФ.

По состоянию на 01.11.2014 года принято 15 253 заявления на выдачу УЭК. Выдано на руки гражданам 14 639 карт. В Республике Коми в каждом муниципалитете есть пункт приема заявлений, которые функционируют в филиалах «Сбербанк России» и «Банк Уралсиб». Также заявления принимаются в многофункциональных центрах в Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Сосногорске, Печоре, Сысольском и Троицко-Печорском районах. В тестовой эксплуатации находятся четыре региональных приложения универсальной электронной карты: транспортное, школьное, дисконтное, кампусное. В ближайшем будущем УЭК станет инструментом для самого широкого применения.

TAdviser: Как вы оцениваете текущий уровень информатизации вашего региона?

Александр Селютин: Несмотря на нашу скромность, мы считаем себя если не одним из передовых, то одним из прогрессивных регионов в области информатизации. Но, прежде всего, что взять за критерий оценки? Количество пользователей системы электронного документооборота? Количество автоматизированных услуг? Количество рабочих мест системы электронного документооборота относительно общего числа государственных служащих? Количество рабочих мест в информационно-аналитической системе?

Для начала рассмотрим базовые финансовые показатели. Как уже упоминалось, региональный бюджет на информатизацию полностью централизован. Эти средства целиком находятся в зоне ответственности Комитета информатизации и связи Республики Коми.

Централизация, безусловно, стала только началом пути. От концептуализации и первых успешных проектов мы переходим к технологичному профессиональному производству ИТ продуктов в отдельно взятом регионе. Для этого созданы все предпосылки. Сформирована организационная структура, утверждена государственная программа, полностью отвечающая всем требованиям и включающая в том числе элементы проектного и методологического управления для нужд каждого из проектов. Мы перешли на новый уровень зрелости. Организован оператор связи, продолжается развитие государственной сети передачи данных.

Также сделаны существенные шаги по развитию компьютерного спорта в Республике Коми и придания ему официального статуса. Создана сеть волонтерских центров, цель которых – повешение компьютерной грамотности населения и его обучение возможностям получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Совместно с образовательными учреждениями создается ИТ-кластер развития Республики Коми.

Все 100% наших проектов проходят через инструменты проектного управления, формируется устав проекта, существует управляющий комитет. Уровень зрелости ряда проектов позволяет нам обеспечить их тираж на уровень не только республиканских учреждений, но и на уровень муниципалитетов. Наши проекты находят признания на всероссийских конкурсах «ПРОФ-IT», проведенных в 2013 и 2014 годах. Достижения в области картографии и геоинформационных систем находят свое признание не только на межрегиональном уровне, но и на уровне федеральном.

Конечно, далеко не все возможно сделать собственными силами, и мы активно работаем с ведущими ИТ-компаниями. В основном это компании, являющиеся поставщиками платформенных решений, крупные российские вендоры, которые вносят существенный вклад в развитие ИТ-инфраструктуры. Одновременно, по каждой из платформ мы стараемся создать на территории Республики Коми центры компетенции, привлекая местные организации, и самое значимое для нас то, что ряд региональных компаний не уступают старшим товарищам по характеру и сложности решаемых задач.

TAdviser: Каков был ИТ-бюджет Республики Коми в 2013 году и как он изменился в 2014 году?

Александр Селютин: В 2013 году бюджет на ИТ составлял 830 млн рублей. А уже в 2014 году расходы на ИТ отрасль увеличились до уровня более 1 млрд. рублей.

Увеличение бюджета объясняется все той же централизацией ИТ-отрасли в Республике Коми. Раньше финансы были распределены по отдельным ведомствам, и за каждым миллионом стояла задача, реализуемая одним из них.

Прямое увеличение расходов минимально и связано, в основном, с реализацией федеральных задач. ИТ-бюджет на 70% состоит из расходов на эксплуатацию: персонал, информационно-телекоммуникационная инфраструктура, сопровождение информационных систем. 30% - это развитие и внедрение новых ИКТ-инструментов.

Такое глобальное перераспределение средств было бы, мягко говоря, затруднительно без активной поддержки руководства региона. Глава Республики Коми принимает непосредственное участие в информатизации региона не только как руководитель, но и как активный и взыскательный пользователь, и большую часть проектов мониторит собственноручно.

TAdviser: С какими основными сложностями в части реализации ИТ-программ и ИТ-проектов сталкивается Республика Коми?

Александр Селютин: Есть несколько проблем, связанных с развитием инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование ИКТ в процессах государственного управления. Сюда, в первую очередь, следует отнести неполное покрытие каналами связи территории региона. При сравнительно небольшой плотности населения это очевидно. В Республике Коми насчитывается 2381 социально-значимый объект в 251 населенном пункте, которые находятся в труднодоступных и малонаселенных районах.

Полностью отсутствует связь на 349 социально-значимых объектах в 119 населенных пунктах, что не позволяет обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде на всей территории Республики Коми.

В муниципалитетах ограничены возможности обеспечения специалистов автоматизированными рабочими местами, удовлетворяющими всем технологическим требованиям, в том числе требованиям безопасности. В ряде муниципальных образований отсутствуют выделенные подразделения, которые должны отвечать за внедрение и развитие ИКТ.

Несмотря на это, мы добиваемся существенных успехов, чему очень способствует поддержка главы Республики Коми с пониманием ценности информатизации как инструмента эффективного управления регионом.