2014/01/30 14:18:00

Казначейская система Российской Федерации (АС ФК)

Данная статья посвящена обзору создания автоматизированной системы Федерального Казначейства (АС ФК).

Содержание

Эволюция разработчиков системы: от "Финсервиса" к "ОТР-2000"

Когда-то в РВЦ ГНС г.Чебоксары было открыто коммерческое направление, которое занималось написанием программного обеспечения для территориальных подразделений Минфина РФ. В то время, время экономии денежных средств, оно оказалось коммерчески успешным проектом, т.к. зарабатывало денег соизмеримо, а то даже и больше тех, что выделялось ГНС на содержание своего филиала в г.Чебоксары. Одним из конкурентов была московская фирма "БФТ" во главе с г-ом Поповым А.Ю.

Когда руководство ГНС решило сменить директора РВЦ г.Чебоксары он организовал фирму "Финсервис" в надежде забрать коммерческий отдел под свое крыло, но отдел решил поступить иначе - они организовали собственную фирму "Кейсистемс". Исходные тексты программ остались в РВЦ, но так как направление было не профильным, то воспользоваться ими и продолжать сопровождение программы РВЦ не смогло. «Кейсистемс» в это время восстановил исходные тексты и запатентовал их. Директор «Финсервиса» набрал новых специалистов и стал по связям прорабатывать возможность вернуть потерянный кусок. Меж тем "Кейсистемс" стал работать с Минфином. Далее связи директора "Финсервиса" дали результат, Минфин провел конкурс, по которому победителем оказался "Финсервис". Далее состоялась передача исходных текстов программы компании "Кейсистемс" в Минфин, и потом уже заказчик Минфин передал их в "Финсервис".

Далее начались трудовые будни, когда новые специалисты «Финсервиса» не всегда справлялись с сопровождением программы и клиенты начали потихоньку возвращаться к специалистам «Кейсистемс». В те времена еще не было жесткой централизации и клиентам давалась возможность и средства работать с теми, с кем им было удобно. Итогом стал крах фирмы «Финсервис», а «Кейсистемс» забрал большинство их программистов себе.

Далее г-н Попов А.Ю. уходит из своей коммерческой структуры в ФК РФ. Через некоторое время объявляется конкурс на сопровождение программного обеспечения, который выигрывает фирма ОТР-2000 (по условиям конкурса "Кейсистемс" был с него снят). При ближайшем рассмотрении, сотрудниками фирмы ОТР-2000 оказываются бывшие сотрудники фирмы «БФТ». Далее идет время передачи программы от «Кейсистемс» компании «ОТР-2000», но уже не аврально, а более обстоятельно и как только компания почувствовала в себе силы работать самостоятельно они распрощались с «Кейсистемс» окончательно. Кстати конкурс когда нарисовалась на горизонте фирма «ОТР-2000» по тем временам казался нереально большим и составлял 20 млн. рублей, до этого конкурсы укладывались в диапазон 1-4 млн. рублей.

Модернизация автоматизированной системы (АС ФК)

Смещение сроков разработки системы

Автоматизированная система Федерального Казначейства была призвана заменить разработанную ранее систему «Центр-КС». Ее создание обошлось бюджету в 673 млн руб. – соответствующий конкурс на внедрение и сопровождение ПО в 2005 г. выиграла компания ОТР. По словам Алексея Попова, все работы у ОТР были приняты, а впоследствии эта компания вошла в консорциум с Oracle и занималась тиражированием системы.

Технические работы по созданию АС ФК стартовали в 2005 г. Строить ее решено было на базе ERP-системы Oracle E-Business Suite. Головным подрядчиком по этим работам стала сама Oracle. В консорциум с ней вошли НИИ «Восход», «Борлас», «Форс» и «Овионт информ». По плану проект должен был продолжаться 7 лет. За 4 года (с начала 2006 г. до начала 2010 г.) предполагалось создать и растиражировать АС ФК в региональных отделениях, затем система должна была встать на трехлетнее гарантийное обслуживание.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.5 т

Но Федеральное Казначейство не сумело в срок завершить создание всероссийской ИТ-системы бюджетирования. К началу 2010 г. она должна была функционировать во всех 83 регионах страны, а заработала только в шести.

Запуск одного из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России задерживается минимум на два года. Автоматизированную систему Федерального Казначейства (АС ФК), которая должна обеспечить бюджетирование в масштабе всей страны (сбор данных, составление планов, анализ план-факт и т.д.), в середине 2010 года планировалось развернуть только к 1 января 2012 г., тогда как ранее запуск был намечен на январь 2010 г. Об этом CNews заявил заместитель руководителя Казначейства Алексей Попов. Значительный сдвиг сроков запуска он объясняет изменениями в законодательстве.

В начале 2010 г. ведомство приняло работы только по разработке и опытной эксплуатации системы, сообщил CNews Алексей Попов. Из выделенных средств подрядчикам на июнь 2010 года, по его словам, выплачено лишь 10-15%. Финансирование происходит через головного подрядчика - компанию Oracle.

Планировалось, что к началу 2010 г. по всей России в структурах Казначейства будет развернуто 367 тыс. автоматизированных рабочих мест (из которых 30 тыс. в Казначействе, Минфине и Счетной палате). Но на начало 2010 года их число не превышает 27 тыс. Установлены они в 6 регионах России из 83.

Финансирование модернизации системы

За пять лет ведомство распределило колоссальный ИТ-бюджет, превышающий 15 млрд руб.

Финансировать модернизацию Казначейства согласился Всемирный банк, выдавший России кредит на эти цели в сумме $444 млн. Как пояснили CNews в банке, условия предоставления кредитов типичны, процент по выплатам устанавливается на уровне немного выше ставки LIBOR. Подробности сделки с Всемирным банком см. в блоке "История Казначейства" здесь.

На ERP предполагалось потратить почти $65 млн из выделенных Всемирным банком средств.

Финансирование ИТ в Федеральном Казначействе. Средства, выделенные с 2005 по 2010 гг.<p>

Статьи расходования средств Кредиты Всемирного Банка Федеральный бюджет
ERP-система Oracle (2006-2013) $65 млн  
Прочее финансирование ИТ (2005-2010) $163 млн  
Создание и доработка ПО (с 2005 по н.в.)   2,5 млрд руб.
Другие расходы на ИТ (с 2005 по н.в.)   5 млрд руб.
Сопровождение новых серверов АС ФК, поддержка ее резервного вычислительного центра и эксплуатация сайта (2010-2012)   933 млн руб.
Дообработка АС ФК под изменения в законодательстве (2010-2012)   200 млн руб.
ИТОГО: $228 млн 8,633 млрд руб.

Источник: CNews Analytics

С вопросами о переносе сроков проекта CNews также обратился к участникам консорциума. Представитель Oracle Марина Савинова ответила, что все вопросы по проекту находятся компетенции Казначейства. Алиса Акулова, представитель «Форс - Центр разработки» сказала, что без согласия генерального подрядчика (Oracle) компания-субподрядчик не вправе давать какую-либо информацию. Представитель IBS Евгений Кутилов заявил, что участие «Борлас» (входит в группу компаний IBS) в проекте прекращено еще в 2007 г. по организационным причинам и давать комментарии было бы не корректно.

Всемирный банк кроме двух декабрьских контрактов 2005 г. с Oracle (с американской Oracle Corporation и голландской Oracle Netherland B.V., каждый по $34,8 млн) сообщал о ряде других крупных выплат российским интеграторам, как правило, за серверы для развертывания системы в регионах (полный список). Кроме вендора ERP-системы крупные суммы по проекту выделялись компаниям:

  • «Ай-Теко» ($15,4 млн в декабре 2007 г., $31,1 млн в ноябре 2008 г. и $24,5 млн в декабре 2009 г.),
  • «Крок» ($23,7 млн в декабре 2009 г.),
  • Kraftway ($19,8 млн в мае 2010 г.) и
  • «Систематика» ($29,5 млн в августе 2008 г.).

Кроме этих сумм по линии Всемирного банка выделялось большое количество значительно более мелких сумм на консультирование, обучение и т.д. Всего $165 млн., из которых около $163 млн пришлось на 2005 - 2010 гг.

Общая сумма на модернизацию ИТ Казначейства кроме программы Всемирного банка складывается также из затрат российского бюджета. По оценке CNews Analytics, общий объем объявленных Казначейством с 2005 г. по сегодняшний день тендеров, связанных с ИТ, составил более 7,5 млрд руб. (полный список) Сюда попадают как работы по унаследованным системам, так и связанные с АС ФК. Из этой суммы на разработку, создание и доработку ПО было затрачено порядка 2,5 млрд руб.

В июне 2010 г. Федеральное казначейство объявило еще два тендера, связанных с информационными системами, на общую сумму более 1,1 млрд руб. Их победители определятся уже в начале июля 2010 г. Работы, связанные с обслуживаем оборудования и доработкой информационной системы ведомства подрядчики будут выполнять в течение 1,5 лет.

Победитель электронного аукциона с максимальной суммой почти 933 млн руб. займется сопровождением всей техники АС ФК (серверов, систем хранения данных и т.д.), которая будет установлена во всех регионах России, возьмет на аутсорсинг резервный вычислительный центр и официальный сайт, а также техобслуживание центрального аппарата Казначейства. Кроме того, исполнитель госконстракта должен будет обследовать региональные органы Казначейства и составить уточненные технические требования к системе.

Компания, которая выиграет открытый конкурс с начальной ценой почти 200 млн руб. должна будет доработать под изменившееся законодательство программную часть АС ФК.

Таким образом, общий объем ИТ-контрактов, заключенных Федеральным Казначейством за последние пять лет превысили $230 млн со стороны Всемирного Банка и 8,6 млрд руб. со стороны российского бюджета (не считая многочисленных неучтенных мелких договоров) т.е. более 15 млрд руб. Алексей Попов считает, что помимо уже объявленных сумм каких-то дополнительных расходов на создание АС ФК не потребуется.