Какие технологии внедряет «Аэрофлот»? Интервью с Кириллом Богдановым
В интервью TAdviser Кирилл Богданов, заместитель генерального директора «Аэрофлота» по ИТ, рассказал о ходе и планах компании в области информатизации.
Кирилл Игоревич, как изменился ИТ-бюджет «Аэрофлота» на 2013 г. по сравнению с прошлым годом?
Кирилл Богданов: Показатели в денежном выражении назвать я не могу, но могу сказать, что бюджет ИТ-департамента вырос примерно на 15%. Увеличение связано, главным образом с тем, что мы сейчас всерьез взялись за дочерние компании. В прошлом году, как вы помните, мы консолидировали ряд дочерних компаний - «Авиакомпания Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», и «Сахалинские авиатрассы». В 2012 г. у нас появилась стратегия развития этих авиакомпаний в рамках группы «Аэрофлота», рассчитанная на пять лет, частью которой стала и стратегия в области ИТ. 90% ее проектов запланировано именно в дочерних авиакомпаниях.
Каковы ключевые направления этой стратегии?
Кирилл Богданов: Во-первых, это развитие совместного проекта «Аэрофлота» и компании SAP, который предусматривает внедрение инновационных технологий SAP в дочерних компаниях, филиалах и подразделениях компании. Применение этих решений в дополнение к существующей ERP системе даст авиакомпании ряд конкурентных преимуществ - операционных, среднесрочных и стратегических. Единая ИТ-платформа помогает ускорить процесс интеграции компаний в группу и сделать его максимально эффективным.
ИТ-стратегия также включает создание единой платформы регистрации по всей сети маршрутов и единой платформы бронирования и продажи билетов в дочерних авиакомпаниях только под брендом «Аэрофлота» на базе решения Sabre. В 2012 г. мы специально под эти цели подписали пятилетнее соглашение о поставке решений с этой компанией. Сейчас системы продаж и бронирования билетов в наших «дочках» базируются на продуктах совершенно разных производителей.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Помимо этого мы также планируем создать единую платформу в части обслуживания воздушных судов. Она будет включать базу данных, в которой будут храниться технические паспорта и вся история эксплуатации и обслуживания каждого в отдельности воздушного судна «Аэрофлота». Эта платформа, к примеру, позволит осуществлять планирование закупок запасных частей с учетом срока их службы, поломок и т.д. В феврале мы подвели итоги тендера на закупку базового решения для этой платформы. им станет решение швейцарского разработчика ПО для авиационной отрасли Amos. Помимо него в тендере также участвовала SAP, Lufthansa Systems и одна канадская компания.
Также это создание единого ЦОД в Москве. У нас есть ЦОД в Шереметьево общей площадью 262 кв.м, в котором насчитывается 331 физический и 166 виртуальных серверов. Мы планируем оптимизировать в нем процесс теплообмена и за счет этого увеличить число физических серверов до 445 штук на той же площади,. Этим летом мы также планируем запустить в эксплуатацию резервный ЦОД в Москве, расположенный на расстоянии примерно 10 км от основного.
Какие наиболее значимые ИТ-проекты компании 2012 г. вы можете выделить?
Кирилл Богданов: Во-первых, это оснащение наших пилотов специальными планшетами (Electronic flight bag), сертифицированными Airbus и Boeing, которые не влияют на работу бортовых систем. В них содержится в электронном виде вся исчерпывающая информация по маршруту, запасным аэродромам и т.д. Помимо этого устройство помогает пилоту в режиме реального времени на любом этапе полета выбрать правильный режим с точки зрения расходования горючего, а также наиболее оптимальный режим взлета и посадки в зависимости от погодных условий за бортом. Раньше пилотам приходилось носить с собой чемоданы весом более 50 кг, в которых находились карты маршрутов, запасных аэродромов, подлетов, посадки по всем пунктам следования самолета, а теперь - это специальный планшет.
К настоящему моменту мы оснастили 45 воздушных судов этими устройствами, по два ноутбука на борт, а в нынешнем году планируем оснастить весь парк самолетов, которых в общей сложности у нас насчитывается 132.
Еще можно отметить внедрение мобильных терминалов (планшетов) для наших инженеров, обслуживающих воздушные суда на перроне. Это специальные планшеты, которые по 3G и 4G сетям связаны в единую сеть. Каждому инженеру каждое утро сбрасывается его задание на весь день, а он, в свою очередь, отчитывается о ходе его выполнения в течение дня. Таким образом, мы можем отслеживать весь технологический график инженеров, видеть, на каком этапе произошла задержка в выполнении работ, отслеживать их местоположение по GPS. Помимо этого планшеты могут использоваться для переговоров - как рация. Поставку устройств осуществляла Datatel, в общей сложности мы закупили 350 штук - на всех инженеров.
В 2012 году мы также начали использовать очки с функцией распознавания движения глаз для тренировки пилотов. С их помощью инструктор может на экране компьютера отслеживать, в какую именно точку в определенный момент смотрит пилот правильном при выполнении различных задач: например, при посадке самолета. Случается так, что с точки зрения действий пилот выполняет все правильно, но при этом смотрит не туда. Эти же очки мы использовали при оптимизации пользовательского интерфейса нашего веб-сайта, наблюдая за движением глаз участников фокусной группы.
А если говорить о внутренних, инфраструктурных проектах авиакомпании?
Кирилл Богданов: Здесь, в первую очередь, можно упомянуть внедрение новой системы учета доходов Sirax на базе технологии SAP. По сути она является воплощением лучших практик ведущих мировых авиакомпаний по учету доходов – на ней работают, например, Air France – KLM, крупнейшая авиакомпания в США - Southwest Airlines и еще несколько десятков известных авиакомпаний. Система работает в автоматизированном режиме, требуя участия сотрудников только для обработки ошибочных транзакций. С учетом полной интеграции с SAP, мы получили замкнутый контур управления доходами и расходами компании.
Кто сейчас является основными ИТ-поставщиками «Аэрофлота»?
Кирилл Богданов: Это Sabre - ее решения используются в качестве системы бронирования, а также для формирование расписания «Аэрофлота». SAP, чью ERP-систему мы используем, а с точки зрения инфраструктуры - это HP, включая использование их решений в нашем ЦОДе. К нашим крупнейшим партнерам можно отнести также Microsoft. Из российских компаний можно особо выделить компании «Техносерв» и «IBS-Экспертиза», с последней мы много работаем в части инноваций.
Какие именно инновации вы имеете в виду?
Кирилл Богданов: Ну, например, летом мы рассчитываем получить патент на совместную с IBS-Экспертиза разработку уникальной системы «Монитор руководителя», которая представляет собой базу данных статистики для руководителей всех уровней с доступом как через веб-интерфейс, так и мобильные устройства. Система содержит основные показатели производственной, финансовой и коммерческой деятельности «Аэрофлота» в наглядных цифрах и графиках за различные промежутки времени.
Статистика из различных ИТ-систем компании в соответствии с разработанными регламентами обновления информации стекается в единое хранилище данных и автоматически визуализируется. В «Монитор руководителя» также встроена система разграничения прав доступа пользователей только к той информации, которая необходима для реализации их бизнес-процессов.
Первоначально за основу реализации было выбрано решение IBS «Медиалогия» для мониторинга СМИ. Нам пришла в голову идея расширения этого функционала и использования его для визуализации показателей эффективности деятельности всей компании. Готового аналога такого программного продукта на рынке найдено не было.
Как вы оцениваете текущую ИТ-оснащенность «Аэрофлота» по сравнению с крупнейшими мировыми авиакомпаниями?
Кирилл Богданов: Думаю, что лидерами мы не являемся, но к лидерам приблизились вплотную. В последнее время «Аэрофлот» получил ряд премий в части обслуживания пассажиров, в том числе и благодаря использованию инноваций и внедрению передовых ИТ-технологий.