Акселерация стартапов в банке. Как работает МКБ Реактор
Российский финтех вызывает уважение, но, как говорится, есть нюансы. Финансовая сфера прошла период турбулентности, бизнес-модели поменялись. Стало понятно, как теперь в формуле «финтеха» должен выглядеть первый элемент «фин». Зато появилось много вопросов ко второй части, к «теху», к уникальности технологий. Именно от них зависит дальнейшая живучесть и привлекательность сервисов и даже отдельных институтов. Цифровая трансформация в целом пройдена, первые бенефиты от использования ИТ уже получены, и дальнейшее развитие требует усилий. Чтобы найти область, в которой лежит новая звезда, нужно отсеять слабые идеи, а среди сильных отобрать ту, под которой лежит оригинальное технологическое решение. Московский кредитный банк (МКБ) справился с этой задачей, переведя свой корпоративный акселератор на непрерывный режим работы и усилив отбор на начальных этапах воронки.
Содержание |
Что это такое?
В России и мире действует немало акселераторов — проектов, в которых организаторы работают с перспективными стартапами, проводят поиск и оценку. Целью могут быть инвестиции или интеграции в корпоративные проекты. Корпоративный акселератор «МКБ Реактор» относился ко второму типу, он по сути помогал стартапу найти заказчика внутри группы. МКБ — крупнейший негосударственный публичный банк. У него есть своя инновационная команда и стратегия по инновациям. Получается, что банк не просто организатор акселератора, а самостоятельный игрок со своими практиками и экспертизой.
У «МКБ Реактор» ранее был опыт проведения корпоративных акселераторов. Но, протестировав несколько вариантов, было решено запустить непрерывную программу по поиску перспективных технологических проектов и экспериментальных решений в сфере финтеха и смежных отраслей. Поиск осложнен тем, что реально сильных стартапов и уникальных технологических решений не так много. Зато много более слабых, которые ходят по кругу от одного акселератора к другому.
Организаторы учли и обошли недостатки конкурирующих акселераторов, реализовав несколько инициатив, которые усилили программу, получившую интригующее название [НЕ]аксель:
- более качественный отбор стартапов экспертами по мере прохождения воронки;
- отдельный стрим по работе с источниками формированиями воронки стартапов;
- точечные стратегические сессии и целевой поиск, заточенный под функциональных заказчиков;
- создание сообщества инвесторов для тех стартапов, которые заинтересованы и в инвестициях тоже.
Тщательный отбор в начале не позволит, например, хайпануть и попросить ChatGPT написать заявку. Организаторы всегда проводят установочную встречу и интервью со стартапом для определения реальных целей заявки. На ней уже бывает видно, у кого есть потенциал, в кого стоит вложиться, помочь интегрироваться в большие проекты, протестировать свои идеи и начать зарабатывать деньги.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
В результате на выходе акселератор может похвастаться не просто победителями программы, а реальными внедрениями и даже претендентами на то, чтобы стать единорогами.
Зачем нужен акселератор?
По итогам сотрудничества все хотят получить прибыль. Это касается как стартапов, так и банка.
Что получают победители?
- Оплачиваемый контракт на проведение пилотного проекта.
- Долгосрочное партнерство с банком по результатам успешного пилотирования.
- Возможность работы с компаниями группы МКБ.
Последнее нужно расшифровать. [НЕ]аксель работает с инновационными решениями для себя и дочерних компаний, а также ищет совместные инновационные решения со своими нефинансовыми партнерами.
Что получают банки?
Возможности развития уникальных продуктов и получения прибыли.
Ведь мы наблюдаем тенденцию — финансовая отрасль перестраивается, а бизнес-процессы меняются под современного пользователя.
В этих условиях игроки начали искать свежие точки развития, обогащать свой основной бизнес новыми видами деятельности, закрывать все больше потребностей клиента и получать дополнительный доход.
Кто не движется вперед, тот превращается в незаметного провайдера финансовых услуг или вообще исчезает. Путей развития у современного банка не так много: либо ты строишь свою экосистему, либо присоединяешься к крупному игроку, либо выстраиваешь свои уникальные продукты. В последнем случае как раз нужны интересные технологические решения.
Зачем банкам вся эта цифровизация?
Если говорить о продуктах и сервисах, цифровизация нужна, чтобы чаще общаться с клиентом и больше понимать его потребности, а как следствие — предлагать нужный именно для него продукт. Чем больше услуг переведено в онлайн, чем качественнее сервис, тем выше пожизненная ценность клиента (LTV). Предел улучшений ситуации изнутри уже почти достигнут, поэтому такую важную роль играет внесение идей извне.
Раньше у стартапов были проблемы из-за чрезмерной фокусировки на продуктах, из-за этого страдали анализ спроса и потребностей клиентов. Сейчас в финтехе это недопустимо. Для банка ключевым приоритетом является клиент и его потребности. И, чтобы сойти за своего на гербе современного финтех-стартапа, должно быть написано «Клиентоцентричность. Клиентский опыт. Пожизненная ценность».
Что получают клиенты?
Новые разнообразные возможности – эта фраза уже стала общим местом, но это так.
Что получает отрасль в целом?
Укрепляется технологическая самодостаточность и устойчивость к возможным периодам турбулентности.
Структура проекта
Команда [НЕ]акселя также выросла вдвое. В экспертизу и реализацию вовлечены в зависимости от количества проектов, находящихся одновременно в работе, до 30 человек. По сути акселератор — это всегда b2b-активность, в который есть участники, заказчики, бизнес-партенры, менторы и трекеры. Участники — это стартапы. Заказчики — это бизнес-подразделения банка и представители партнеров банка. Бизнес-партнеры — это инновационные менеджеры, которые помогают стартапу найти общий язык с заказчиками. Менторы и трекеры — это сотрудники банка, обладающие ИТ и бизнес-компетенциями. Дополнительно привлекаются внешние эксперты на срочной основе.
Весь процесс пилотирования выстроен вполне классически:
- сбор потребностей бизнеса и формирование запросов;
- скаутинг (поиск участников);
- экспертная оценка отобранных проектов;
- пилотирование решений;
- масштабирование.
Решение о победе принимается функциональным заказчиком в бизнес- подразделении банка. При этом в акселераторе постоянно напоминают, что одинаковы важны и идея, и технологии, и люди. Команда, способная реализовать свою идею вместе с банком, имеет гораздо большую ценность, чем идея без такой команды. Голая идея вряд ли кому-то нужна. При подготовке к переходу на новый регламент проведения акселерационной программы организаторы учли опыт запуска командой «МКБ Реактор» двух раундов акселерационной программы в 2019 и 2021 годах. Поработали над снижением бюрократии и вообще стали дружелюбнее. Опять-таки поступили как практики и эксперты: все, что упрощает сервис, делает его привлекательнее.
В этот раз заблаговременно выстроили работу с бизнесом по экспертизе и пилотированию решений, реализовали быстрое сопровождение (fasttrack) при работе со стартапами и оптимизировали ведение договорной работы банка с контрагентами.
Каких результатов достигли?
Как выглядит в цифрах и фактах работа «МКБ Реактор» с момента запуска в круглогодичном формате:
- сформировано более 50 бизнес-запросов;
- поступило более 350 предложений от стартапов;
- более 40 экспертов вовлечено в оценку;
- 20 пилотных проектов проведено;
- 3 решения перешли в промышленное внедрение.
Упомянутые 20 победителей — это в основном молодые развивающиеся команды, работающие в областях видеоаналитики и речевой аналитики, виртуальных ассистентов, машинного обучения и искусственного интеллекта, Open API, финансовых и бизнес-сервисов.
Но помощь может быть и нематериальной, но тоже весьма существенной. Для пилотирования многих проектов нужны реальные данные. Поэтому помимо тестовых датасетов проводилась работа и с реальными данными. В данном случае компетенции организатора бесценны, поскольку гарантируют учет требований российского законодательства, регулятора и внутренней службы безопасности банка по персональным данным и банковской тайне.
Кроме отточенной программы пилотирования, [НЕ]аксель также помогает стартапам привлечь венчурные инвестиции и поддерживает их консалтингом и тренинговой программой по наиболее важным для каждого стартапа аспектам. Главное отличие [НЕ]акселя в том, что акселератор предлагает не одну программу для всех участников, а каждому участнику индивидуально, в зависимости от его потребностей. Об этом мы расскажем в следующей статье.