2010/12/16 22:59:34

Максим Андреев: эффективная BI-система не игрушка, а инструмент принятия решений

Компания КРОК обладает одной из наиболее серьезных BI-экспертиз среди российских интеграторов. Специалисты КРОК работают со всеми основными BI-платформами и постоянно находятся в поиске новых эффективных инструментов для бизнес-анализа. Как не ошибиться при выборе BI-решения и получить от проекта по созданию системы бизнес-анализа максимальную отдачу, TAdviser рассказал Максим Андреев, руководитель направления бизнес-приложений компании КРОК.

TAdviser: Как давно КРОК развивает BI-практику? Какое место она занимает в общем бизнесе компании?

Максим Андреев: КРОК занимается BI примерно c 2001 года, правда отдельное направление выделилось позже. Сначала мы использовали в основном OLAP-технологии Microsoft, строили первые хранилища в других наших комплексных проектах под заказные разработки. Первыми нашими заказчиками в области BI были компании отрасли FMCG. В 2006 году целенаправленно была сформирована команда, которая занялась только BI. И мы достигли неплохих результатов в этой работе. Это, кстати, отмечают и наши партнеры, скажем, на прошедшей 17 ноября этого года конференции IBM Cognos Perfomance 2010, КРОК был награжден призом за лучшую практику Cognos в России.

TAdviser: Какие платформы и системы для бизнес-анализа использует КРОК в своей практике? Почему вы остановились на решениях именно этих вендоров?

Максим Андреев: Исторически мы начинали как партнеры IBM Cognos BI и Microsoft, но в дальнейшем наш портфель существенно диверсифицировался. Сейчас мы партнеры всех так называемых мегавендоров - IBM, Oracle, SAP, Microsoft. Занимаемся и нишевыми специализированными системами, которые менее широко известны: например, QlikView или Pentaho (open source BI-система).

Для нас важен как коммерческий, так и технологический потенциал решения. А нишевые решения зачастую предлагают нечто уникальное, буквально «в десятку» для конкретного заказчика. Так мы когда-то познакомились с QlikView. Но надо признать, что агитационная мощь мегавендоров бывает настолько сильна, что некоторые заказчики хотят только, например, IBM и непоколебимы в своем решении.

Наше открытие в этом году – продукт Tableau Software. На наш взгляд, эта система предлагает революционный механизм визуализации данных для очень глубокого анализа. Наработки этой компании использует, например, компания Oracle в своем BI-пакете, но они ушли вперед. В этом году Tableu появилась в квадрате Gartner в левом верхнем как некий визионер. QlikView также появилась в нашей линейке только в этом году: партнерский контракт мы подписали в начале этого года. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.3 т

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, об одном - двух наиболее ярких BI-проектах из практики КРОК: удавалось ли вам находить какие-то изящные решения сложных задач или добиваться неожиданно высокой эффективности при внедрении систем этого класса?

Максим Андреев: В 2010 году мы сделали несколько действительно интересных проектов. Один из них - построение системы анализа продаж в компании «Кимберли-Кларк (Kimberly-Clark)». Наряду с решением IBM Cognos BI мы использовали собственную разработку - КРОК НСИ Suite. Это пакет неких наработок, оформленных в виде программного продукта, которые позволяют добиться отличных результатов в области управления справочниками. В «Кимберли-Кларк» более 100 продуктовых справочников и всех их необходимо было состыковать. Обычно это большой и тяжелый проект, но при помощи наших наработок мы смогли таким образом организовать этот процесс, что его трудозатраты снизились в несколько раз. Как, соответственно, и стоимость наполнения этого хранилища для заказчика. Сэкономленные средства были потрачены на развитие основного BI. Компания же теперь не тратит время и средства на обработку поступающей информации. Вместо этого специалисты занимаются ее анализом, находят и устраняют «узкие места». С появлением нового инструмента, в первую очередь, повысилось качество принимаемых управленческих решений в области сбытового маркетинга, так как теперь компания располагает комплексной картиной деятельности всей дистрибьюторской сети

Хочу рассказать также о проекте для крупной дистрибуторской компании, занимающейся продажей электротехнических изделий. Для этого заказчика мы завершаем проект по построению системы аналитической отчетности. Впервые нам удалось реализовать подход, при котором интегратор по сути занимается прототипированием ключевых элементов будущей системы, адаптирует методологию внедрения (документы, процессы) под конкретного заказчика и проводит обучение сотрудников работе с продуктом и технологией внедрения. При этом тиражирование типовых решений и внедрение проводится силами специалистов заказчика, а команда КРОК контролирует качество и оказывает необходимую поддержку. В итоге компания экономит более 40% первоначального бюджета проекта. Часть этих денег направлена на мотивацию внутреннего персонала и появление собственной команды, поддерживающей и развивающей это решение.

TAdviser: По вашему опыту, среди каких компаний сейчас наиболее высокий спрос на решения класса BI? Есть ли какая-то отраслевая специфика спроса? Актуальны ли такие решения для компаний среднего и малого бизнеса?

Максим Андреев: Некий взрыв спроса на BI-решения, по нашим ощущениям, произошел во время кризиса. Сейчас мы видим, активный рост интереса к BI-системам в госсекторе. Возможно, это связано с требованиями увеличения прозрачности деятельности госструктур.

В отношении малого и среднего бизнеса также можно уверенно говорить о востребованности BI-решений, правда, с понятными ограничениями. В ответ на это, большинство вендоров, работающих на российском рынке, предлагает специализированные решения для S&MB. Отчасти проблема здесь состоит в отсутствии на рынке специалистов, которые в настоящий момент могли бы адекватно ответить на потребность малого бизнеса в BI-инструментах. Квалифицированные трудовые ресурсы трудятся на ниве крупнейших интеграторов, которые по понятным причинам предпочитают масштабные проекты. Но этот рынок обязательно состоится в дальнейшем.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, как правильно выбрать оптимальное BI-решение для компании? Есть ли на российском рынке такие легкие решения, которые можно использовать даже без дополнительной настройки?

Максим Андреев: Прежде всего, надо принять один факт – функциональность BI-платформ от ведущих поставщиков пересекается на 95%. По большому счету, они ничем друг от друга не отличаются. Безусловно, каждый вендор включает в свои продукты какие-то уникальные функции, нюансы, интересные мелочи, но что касается базового функционала (создание регламентированной и ad-hoc отчетности,OLAP анализ данных, работа с KPI информационными панелями, доступ с мобильных устройств), то принципиальных отличий в решениях нет.

Выбирая BI-решение, стоит обратить внимание на другие факторы. Прежде всего, на долгосрочную стратегию развития ИТ-инфраструктуры компании: если вы выбрали, например, союз с Oracle, то стоит продолжать в том же духе. Важен также подсчет стоимости владения с учетом всех составляющих и консалтинга. Нужно проанализировать, есть ли на рынке и в достаточном ли количестве специалисты по тому продукту, который вы выбрали, и сколько стоят их услуги. Поверьте, это очень важно.

Самостоятельно или совместно с интегратором необходимо составить список требований к BI-системе. Кстати, именно таким образом в нашем портфеле появляются специализированные нишевые решения. В случае если появляется критичное требование, которое никак не закрывается возможностями распространенных систем. Например, у одного из наших заказчиков требовалось сделать анализ в OLAP-кубе, но выбирать одно из измерений не по значению, а по вхождению текста в название измерения, и делать это онлайн, на лету. В конце концов, мы нашли такое решение, познакомившись с QlikView.

TAdviser: Как грамотно подойти к организации BI-проекта? Есть ли какие-то распространенные ошибки, которых можно избежать на стадии организации проекта и уже в процессе его реализации?

Максим Андреев: В каком-то смысле проект по BI ничем не отличается от других проектов, ориентированных на внедрение бизнес-приложений, хотя есть нюансы в методологии, рекомендованной разными вендорами. Но в остальном схема стандартна: нужно собрать требования к будущей системе, написать ТЗ, спроектировать, разработать, протестировать и внедрить решение.

Разница, как всегда, в деталях. Скажу о вещах, о которых стоит подумать в самом начале BI-проекта. Самое важное - наличие со стороны заказчика менеджмента с выраженной потребностью в переменах. Если его нет, система просто не будет работать, станет игрушкой, не пригодной для принятия решения и не рассматриваемой в качестве такого инструмента. Второй момент. Не стоит забывать, что BI-проект это все-таки технологический проект, и без поддержки на должном уровне он обречен. Если не обеспечить поддержку системы, рано или поздно возникнут проблемы с ее производительностью.

Есть и обидные, казалось бы, мелочи, на которые обычно в начале не обращают внимания, а в самом конце они становятся причиной катастрофы. Скажем, когда BI-система внедряется не в масштабах маленького отдела, а охватывает данные из разных подразделений компании. Часто оказывается, что эти подразделения с точки зрения BI говорят на разных языках. Поэтому обязательно на начальном этапе нужно договориться о глоссарии, чтобы, например, под термином «выручка» все понимали одно и то же.

И еще момент, на который мы сейчас настоятельно обращаем внимание, это usability интерфейса BI-системы. Особенно его удобство с точки зрения аналитиков. Дело в том, что красивые dashboard с трехмерными графиками аналитику в реальности не нужны. И у нас в проектах это случается достаточно редко. Повторюсь, интерфейс должен быть удобным для работы аналитика.

TAdviser: Какие критерии эффективности внедрения BI-системы использует КРОК? Как можно оценить эффект от внедрения системы бизнес-анализа на практике?

Максим Андреев: Самый главный критерий эффективности BI – возможность принять критичные для бизнеса решения на основе информации полученной из BI-системы. Эффект также нужно оценивать на основе изменения основных KPI компании, после перехода к принятию решений на основе BI.

Бывает, что срабатывают и базовые показатели. Например, у нашего заказчика, представителя сегмента ритейл, до внедрения BI-системы сотрудники определенный отчет готовили 2 недели, после внедрения – 4 секунды. Это важный показатель, который нельзя перевести в денежный эквивалент.

И еще некий качественный показатель, который мы используем, чтобы оценить, насколько была успешно внедрена BI-система - сократилось ли использование Excel для отчетов. Если Excel практически не используется – значит BI-проект необычайно успешен. Если Excel все еще много, значит, новая система по каким-то причинам не удовлетворила заказчика и необходимо продолжать работу .

TAdviser: Пожалуйста, расскажите немного об актуальных технологических трендах на российском рынке BI? Насколько у нас активно используется SaaS и «облачные» технологии, мобильный BI? Или российский рынок пока к этому не готов?

Максим Андреев: За последние несколько месяцев многие вендоры выпустили новые версии BI продуктов. Самым ожидаемым можно назвать выход 11-й версии Oracle BI. Не менее важными является выход IBM Cognos 10 и QlikView 10. Среди основных технологических трендов хотелось бы выделить доступ к BI-контенту с мобильных устройств (преимущественно Apple), работу с информацией в режиме реального времени, im-memory обработка данных. SaaS и облачные вычисления это, возможно, недалекое, но будущее.

TAdviser: Наконец, поделитесь, пожалуйста, вашим видением, как будет развиваться российский BI-рынок в ближайшие два-три года?

Максим Андреев: В ближайшие 2-3 года российский рынок BI ожидает уверенный рост. Мы ожидаем смещения спроса в сторону проектов, связанных с решением прикладных задач в области аналитики, таких например как аналитический CRM. Также мы станем свидетелями значительного количества перезапусков проектов BI/DWH, особенно в банковском секторе.

TAdviser: Спасибо!