Виды нефтепродуктов
Нафта
Основная статья: Нафта
Экспорт нефтепродуктов
Основная статья: Экспорт нефтепродуктов из России
2024
Построен первый в России реактор для производства высокооктанового бензина
Таганрогский завод «НАТЭК-Нефтехиммаш» завершил производство первого в России реакторного комплекса для выпуска высокооктанового топлива АИ-98 и АИ-100. Об этом стало известно 7 ноября 2024 года. До этого момента подобное оборудование закупалось исключительно в США и странах Европы. Подробнее здесь.
Правительство полностью закрыло данные о производстве нефтепродуктов в РФ
Правительство России приняло решение о полном прекращении публикации данных о производстве нефтепродуктов в стране. Об этом стало известно из доклада Росстата о динамике промышленного производства, опубликованного в августе 2024 года.
По данным, представленным в докладе Росстата, ведомство больше не публикует информацию о месячных объемах выпуска таких важных нефтепродуктов, как дизельное топливо, топочный мазут, сжиженные пропан и бутан, а также кокс и полукокс из каменного угля. Кроме того, были исключены данные по производству стабильного газового конденсата. Как поясняется в докладе, это решение принято в соответствии с указанием правительства России.
Как пишет «Интерфакс», ранее Росстат продолжал публиковать динамику производства отдельных нефтепродуктов. Например, в июле 2024 года объемы производства кокса и нефтепродуктов увеличились на 7,2% по сравнению с июнем 2024 года, но при этом снизились на 2,7% относительно июля 2023 года. За первые семь месяцев 2024 года общий объем производства кокса и нефтепродуктов снизился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Однако теперь эти данные не будут доступны в публичном доступе.TrafficSoft ADC: балансировщик нагрузки с высокой скоростью работы и минимальными аппаратными требованиями
Министерство энергетики России объяснило причины закрытия доступа к этим данным. Раскрытие информации о производстве нефтепродуктов могло бы стать поводом для манипуляций на рынке со стороны недобросовестных участников, что в условиях текущей геополитической ситуации могло бы привести к необоснованному давлению на рынок. Ведомство также подчеркнуло, что аналогичное решение было принято и ранее, в мае 2024 года, когда были скрыты данные о производстве автомобильного бензина. Тогда в Минэнерго заявили, что это необходимо для предотвращения возможных манипуляций рынком.[1]
Около 600 тыс баррелей ежедневных нефтеперерабатывающих мощностей выведены из строя ударами украинских беспилотников
Около 600 000 баррелей ежедневных нефтеперерабатывающих мощностей России были выведены из строя в результате ударов украинских беспилотников, говорил 18 марта 2024 г генеральный директор Gunvor Торбьёрн Тёрнквист.
2023
Рост производства бензина на 3,9% до 44 млн тонн
Производство автомобильного бензина в России в 2023 году достигло 44 млн тонн, что на 3,9% больше, чем годом ранее. Выпуск дизельного топлива вырос на 4,1% и составил 88,2 млн тонн. Об этом свидетельствуют данные Росстата, опубликованные в январе 2024 года.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы ведомства, по итогам декабря 2023 года производство бензина в России увеличился на 6,9% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го, до 4,1 млн тонн (на 8,1% больше ноября 2023 года), дизельного топлива было произведено 7,7 млн тонн - на 1,3% меньше, чем в декабре 2022 года, но на 5,3% больше, чем в ноябре 2023 года.
Судя по данным Росстата, производство топлива в России в 2023 году достигло 132,2 млн тонн. Это больше объема в 131 млн тонн (88 млн тонн дизеля и 43 млн тонн бензина), который прогнозировался в проекте заключения комитета Госдумы по энергетике к законопроекту «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Этот документ был обнародовал в октябре 2023 года.
27 января 2024 года генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что глубина переработки российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) по итогам 2023 года составил 84%. Показатель практически не изменился по сравнению с 2022 годом (83,9%), что в большей степени обусловлено рыночными условиями (экспортными поставками, логистикой, потребностями российских регионов), чем технологическими возможностями российских НПЗ.
До 2028 года посредством механизма инвестиционных соглашений будет введено 50 технологических установок по выпуску топлива, мощности по производству бензина и дизельного топлива увеличится почти на 4 млн тонн в год и 30 млн тонн в год соответственно.[2]
Доля поддельного бензина и дизеля на топливном рынке России за 8 лет снизилась с 20% до 4%
Доля фальсифицированного топлива на российском рынке сократилась с 20% в 2015 году до 4% в 2023-м. Таким образом, за 8 лет объем поддельного бензина и дизеля в РФ уменьшился в пять раз. Такие данные 20 марта 2024 года раскрыл Минпромторг России.
Как отмечает министр промышленности и торговли Денис Мантуров, борьбе с распространением фальсифицированного топлива уделяется особое внимание, в том числе на уровне главы государства и председателя правительства. Вместе с тем выявляются случаи продажи автомобильного горючего в не предназначенных для этого местах через передвижные АЗС. По словам министра, такая торговля обычно сопровождается целым комплексом нарушений действующих регламентов, требований и правил перевозки опасных грузов.
Мы ужесточили контрольные мероприятия, и, по итогам проверок АЗС Росстандартом, доля фальсифицированного топлива на рынке снизилась с 20% в 2015 году до 4% в 2023 году, — сказал Денис Мантуров. |
По состоянию на март 2024-го в России не существует отдельных правил реализации топлива вне стационарных АЗС. С другой стороны, такой формат торговли востребован на отдаленных и труднодоступных территориях. Для обеспечения необходимого уровня безопасности и соблюдения требований качества эксперты предлагают внести изменения в нормативные правовые акты, связанные с регулированием деятельности по реализации автомобильного топлива через передвижные и контейнерные АЗС. В числе рассматриваемых мер перечислены определение специальных мест для отпуска горючего, переоборудование транспортных средств и пр. Предполагается, что после установления госрегулирования такой деятельности заинтересованными органами власти будет рассмотрен вопрос усиления контроля в указанной области.[3]
Рост переработки в декабре до 5,7 млн баррелей в сутки
Объем переработки нефти в России вырос в начале декабря 2023 г до максимума с начала апреля, компенсировав недавний спад, вызванный логистическими трудностями.
С 7 по 13 декабря нефтеперерабатывающие заводы перерабатывали 5,7 млн баррелей в сутки. Суточный объем переработки вырос на 368 000 баррелей по сравнению с предыдущим периодом.
Доля российских катализаторов в нефтепереработке с 2014 года выросла с 32% до 76%
Доля применения отечественных катализаторов на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) достигла 76%, резко увеличившись с 32% в 2014 году. Об этом в конце августа 2023-го заявил директор Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов.
Катализаторы - это вещества, которые ускоряют химические процессы и делают их более эффективными. Они участвуют в реакции, но не входят в состав конечного продукта. Благодаря катализаторам из того же объема сырья можно получить больше продукции и сделать это быстрее, чем если бы процессы шли сами по себе. Один из самых массовых в нефтепереработке катализаторов предназначен для каталитического крекинга. На этом этапе тяжелые молекулы нефти распадаются на более легкие, а из сырья получают компоненты высокооктанового бензина и дизельного топлива. В процессе каткрекинга твердый катализатор перемещается внутри установок, ускоряя и повышая эффективность процесса.
По словам Рубцова, российские нефтяные компании активно развивают производство катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии. Реализация таких проектов позволит удовлетворить ключевые потребности отечественных НПЗ. Представитель Минэнерго подчеркнул, что к августу 2023 года российские нефтяные компании активно развивают производство катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии. Реализация таких проектов позволит удовлетворить ключевые потребности отечественных НПЗ.
Развитие научного потенциала и формирование отраслевого спроса позволит ускорить создание российских технологических решений, - отметил Антон Рубцов, чьи слова приводит пресс-служба Минэнерго. |
Он добавил, что отдельные компании начали применять российские технологические решения практически с начала программы модернизации НПЗ, стартовавшей в 2011 году, благодаря чему на ряде объектов были созданы отечественные установки замедленного коксования, изомеризации, производства метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), а также внедряется каталитический риформинг.[4]
69% в цене бензина в России составляют налоги
Три крупнейших в России оператора нефтеналивного парка выкупили 22 тыс. цистерн на фоне их дефицита
Как стало известно 3 февраля 2023 года, три крупнейших в России оператора нефтеналивного парка выкупили 22 тыс. цистерн на фоне их дефицита. Речь идет о компаниях «Трансойл», «Нефтетранссервис» (НТС) и RailGo, которые прежде арендовали цистерны у «Атланта» и Brunswick Rail. Подробнее здесь.
2022
Производство нефтяных масел в России сократилось на 20,6% до 3,96 млн тонн
Производство нефтяных масел в России по итогам 2022 года достигло 3,96 млн тонн, что на 20,6% меньше, чем годом ранее. О падении рынка в конце декабря 2023 года сообщили в аналитическом агентстве BusinesStat.
По словам исследователей, в 2022 году российские производители сократили выпуск готовых и базовых нефтяных масел из-за снижения спроса на отечественные нефтепродукты со стороны зарубежных покупателей и снижения внутреннего потребления. В 2022 году производители столкнулись с трудностями закупок импортных присадок и компонентов для выпуска товарных масел, особенного премиального сегмента. Кроме того, существует зависимость компаний от зарубежного оборудования и комплектующих, отмечают эксперты.
В BusinesStat напоминают, что в 2022 году о прекращении своей деятельности в России объявили крупные производители товарных масел Shell и Total. В феврале-марте 2022 года компании объявили о выходе из российских проектов и отказе покупать нефть и нефтепродукты из России.
По прогнозам аналитиков (исследование опубликовано в конце декабря 2023 года), в ближайшей перспективе производители нефтяных масел в России в большей степени будут ориентироваться на внутренний рынок. Для отечественных компаний появилась возможность занять место ушедших с российского рынка зарубежных брендов (Mobil, Castrol, Shell, Total, Elf и другие). К тому же, быстро перенаправить экспорт и восстановить его объемы затруднительно. Выход на новые рынки сбыта ограничен на фоне логистических барьеров. Крупные страны-потребители больше ориентированы на закупку сырья, чем готовой продукции. В 2018-2022 гг. за рубеж отправлялось около 30% произведенных в стране нефтяных масел, отмечают в аналитическом агентстве.[5]
Рост продаж бензина в России до 41,9 млн тонн
В 2022 году в России было продано 41,9 млн тонн бензина против 41,6 млн тонн годом ранее. В сравнении с 2018 годом объем рынка вырос на 12,9%, подсчитали аналитики BusinesStat, чьи данные были опубликованы в декабре 2023 года.
Согласно исследованию, большая часть продаваемого в РФ бензина предназначается для автомобильного транспорта - в 2022 году объем этого сегмента измерялся 36,6 млн тонн против 36,3 млн тонн в 2021-м. При этом доля автобензина снижается: если в 2018 года она измерялась 93%, то в 2022-м - 87,4%.
По словам экспертов, негативное влияние на продажи автобензина оказывают эмиграция, потеря работы, вынужденные «отпуска» или переход на удаленную работу – факторы, характерные как для 2020 года, так и для 2022-го. Кроме того, в 2022 году уровень эксплуатации личного транспорта снижался: россияне опасались, что при проведении техобслуживания или ремонта автомобилей они столкнутся с дефицитом необходимых запчастей из-за решения многих автомобильных брендов приостановить свою деятельность в России.
При этом спрос на бензин для химической промышленности постоянно растет. За 2018-2022 гг. продажи бензина для нефтехимической отрасли увеличились вдвое, в результате доля данного вида бензина увеличилась с 7% в 2018 году до 12,6% в 2022-м.
Как подчеркивают в BusinesStat, бензин для химической промышленности в России профицитен: в 2018-2022 гг. более 80% произведенного продукта направлялось на экспорт, так как в стране не хватало мощностей для его переработки. Но ситуация меняется. Так, по сообщениям в СМИ, нижнекамское предприятие «Сибура» планирует дозагрузить этиленовые производства с переработкой именно нафты, говорится в исследовании, опубликованном в декабре 2023 года.[6]
Рост производства дизельного топлива на 5,4% до 84,7 млн тонн
По итогам 2022 года в России было произведено порядка 84,7 млн тонн дизельного топлива, что на 5,4% больше, чем годом ранее. Рынок не только снова продемонстрировал положительную динамику, но и улучшил ее - в 2021 году объем выпуска этого топлива увеличился на 3,3%. Такие данные приводятся в обнародованном в июне 2023 года исследовании аналитиков BusinesStat.
По их оценкам, производство дизельного топлива в России в 2022 году в сравнении с 2018-м повысилось на 9,4%, чему способствовали увеличение продаж на внутреннем рынке и высокий спрос на российское дизельное топливо за рубежом. В 2018-2022 гг экспортировалось более половины произведенной в стране продукции.
Как отмечают эксперты, в 2022 году российская нефтеперерабатывающая отрасль столкнулась с рядом проблем: технологические санкции, ограничения на ввоз нефтепродуктов российского происхождения и логистические затруднения при экспорте. Тем не менее производство дизельного топлива выросло: рост внутрироссийских продаж компенсировал сокращение экспорта, и отечественные нефтеперерабатывающые заводы нарастили объемы выпуска.
Несмотря на внешние вызовы, нефтепереработчики продолжили реализацию инвестиционных проектов глубокой переработки нефти, модернизацию производств, сообщают в BusinesStat. В 2022 году Омский НПЗ запустил комплекс глубокой переработки нефти с секциями гидрокрекинга и замедленного коксования. Это позволило предприятию увеличить мощности и глубину переработки нефти почти до 100%, обеспечило рост выпуска дизельного топлива, бензина и авиационного керосина. Кроме того, в том же 2022 году Коченевский НПЗ завершил строительство новой технологической площадки по производству дизельного топлива класса Евро-5, указано в исследовании.[7]
Сокращение производства мазута на 13,4% до 49,4 млн тонн
В 2022 году в России было изготовлено 49,4 млн тонн мазута, что на 13,4% меньше объема годичной давности. В сравнении с 2018 годом рынок показал спад на 15,1%, говорится в исследовании BusinesStat, опубликованном в конце октября 2023 года.
Снижение производства мазута в РФ эксперты связали с падением экспорта, который является важнейшим каналом реализации российского мазута. Пережив коронавирусный (COVID-19) локдаун в мировой экономике, когда нефтеперерабатывающие заводы снижали загрузку мощностей в ответ на сокращение спроса, в 2022 году участники рынка столкнулись с новыми вызовами, а именно – с санкциями стран ЕС, напрямую коснувшихся российской нефтеперерабатывающей отрасли, подчеркивают эксперты.
Так, были ограничены сделки с крупнейшими отечественными нефтепереработчиками – компаниями «Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть». Введен запрет на страховку поставок нефти и нефтепродуктов из России морским путем и на оказание технической или финансовой помощи, связанной с перевозками нефти и нефтепродуктов из России, что вынудило НПЗ искать новые способы доставки. Также западные страны прекратили продавать России и ремонтировать оборудование для переработки нефти.
В результате сжатия спроса на российский мазут со стороны зарубежных покупателей отечественные НПЗ были вынуждены сокращать объемы производства, чтобы избежать переполнения резервуарных парков и вынужденной остановки. Так, сократили загрузку Комсомольский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания (группа компаний «Роснефть»), Славнефть-ЯНОС (совместный проект «Роснефти» и «Газпрома»). Весной 2022 года была приостановлена работа компании «ТАИФ-НК».
По данным BusinesStat, в 2018-2022 гг. импортные поставки мазута в Россию были нестабильны и варьировали от 0,6 до 171,3 тыс тонн. Из-за небольших объемов ввозимой продукции любые изменения приводят к заметным колебаниям в динамике показателя.[8]
Выработка бензина впервые превысила производство мазута
Производство бензина в России в 2022 году впервые превысило выпуск мазута. Это стало возможным благодаря введению стимулирующих модернизацию мер - через механизм возвратного акциза, сообщила Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) в марте 2023 года.
По итогам работы за 2022 год отечественная переработка достигла серьезного прогресса — впервые выработка бензина превысила производство мазута! Переработка — 271,74 млн тонн в год, бензин — 42,58 млн тонн (16%), мазут — 40,4 млн тонн (15%), — отмечает ассоциация. |
Также в 2022 году российские предприятия произвели 10,66 млн тонн авиакеросина и 85,14 млн тонн дизельного топлива. Глубина переработки нефти в 2022 году достигла 83,9% против 83,4% в 2021 году. Объем инвестиций, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей, снизился до 100 млрд рублей против 138 млрд рублей годом ранее.
По оценке ассоциации, нефтеперерабатывающая промышленность в 2022 году «в целом справилась с задачей по обеспечению народного хозяйства страны нефтепродуктами в необходимых объемах и нужного качества». Вместе с тем, РФ экспортировала 35 млн тонн дизтоплива, 32,3 млн тонн мазута, 4,8 млн тонн бензина и 1,5 млн тонн авиакеросина.
5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на импорт по морю российских нефтепродуктов, установлены предельные цены на них при перевозке в третьи страны. Для нефтепродуктов, которые торгуются с премией к нефти (бензинов и бензиновых смесей, газойлей, дизельного топлива и авиационного керосина), потолок цен составит $100 за баррель, а для тех, что торгуются с дисконтом (нафты, различных мазутов и масел, а также отработанных нефтепродуктов), — $45 за баррель.[9]
Производство бензина в РФ году увеличилось на 4,3%
Производство бензина в России 2022 году увеличилось на 4,3% относительно 2021-го, а темпы роста показателя по дизельному топливу составили 6%. Об этом 16 января 2023 года сообщил вице-премьер Александр Новак в ходе совещания под руководством премьер-министра Михаила Мишустина.
В соответствии с вашим поручением по контролю за ценами в постоянном режиме проводился мониторинг рисков, принимались меры. По итогам года рост цен на рознице значительно ниже уровня инфляции - бензин вырос на 0,7%, а дизтопливо на 10,5%. Продолжим эту работу и в текущем году, - сказал Новак. |
По его словам, в 2022 году в России продолжилась модернизация НПЗ и реализация ключевых проектов нефтегазохимии.
При этом розничная стоимость топлива выросла в 2022 году почти на 10%. При этом в марте того же года цена на дизтопливо снизилось рекордно на фоне проблем со сбытом нефтепродуктов из-за санкций против России. Однако если цены на бензин уверенно снижались весь 2022 год на фоне профицита товара, то стоимость дизтоплива восстановилась уже в апреле 2022-го по мере того, как нефтекомпании решали свои проблемы с отгрузками. Из-за сохранения высоких цен на этот вид топлива почти весь год операторы АЗС несли убытки при его продажах. В сентябре цены на дизтопливо почти достигли максимальных 59 тыс. руб. за тонну, а затем по мере сезонного снижения спроса перешли к снижению, передает «Коммерсантъ».
По данным Bloomberg, замещение части российских объемов дизтоплива будет происходить за счет поставок из Китая, который является одним из крупнейших покупателей российской нефти. При этом, по данным агентства, в 2022 году поставки российского дизтоплива в Европу снизились до примерно 30 млн тонн. [10]
Цены на бензин в России выше, чем в большинстве стран Центральной Азии
На ноябрь 2022 г в России – самый дорогой бензин в странах Центральной Азии: $0,85. В Казахстане: $0,45, в Туркменистане: $0,428.
Дешевле стоит бензин даже в Киргизии, которая получает нефтепродукты из России: $0,78. Самая высокая средняя стоимость бензина в регионе – в Узбекистане: $1,03. Однако в республике из-за проблем с жидким топливом автопарк переведен на местный газ. Аналогично в Таджикистане, где топливный рынок более чем на 80% зависит от России, бензин стоит $0,97.
В Иране автомобилисты могут заправиться за $0,05, в Азербайджане — за $0,59 за литр, пишет GlobalPetrolPrices.
Россия заняла 11-е место по дешевизне бензина
К середине марта 2022 года Россия находится на 11-м месте в мире по дешевизне бензина с октановым числом 95. Цена галлона в РФ составляет $1631 , или $0,431 за литр, свидетельствуют данные портала GlobalPetrolPrices. Подробнее здесь.
2021
Бензин в России дорожает из-за сервиса «Яндекса»
В начале ноября 2021 года «Яндекс» разослал владельцам АЗС письма о повышении с 1 декабря цен на использование своего сервиса «Яндекс.Заправки», который позволяет водителям оплачивать топливо не выходя из автомобиля. Из-за этого заправки вынуждены закладывать дополнительные траты в цену отпускаемого клиентам топлива.
В письме «Яндекса» говорится, что тариф для АЗС поднимется на 1,2% от суммы платежа в приложении до 2,99% плюс НДС или 3,59%.
Исходя из средних цен на бензин и дизельное топливо, средняя комиссия сервиса составляет примерно 1,2 рубля с литра топлива по действующим тарифам, а около 1,8 рубля будет по планируемым с 1 декабря расценкам, сказал «Известиям» зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
К середине ноября 2021 года АЗС в среднем отдает около 18 тыс. рублей в день на оплату комиссий приложению, с новыми тарифами сумма вырастет до 28 тыс. рублей, отметил эксперт. В целом по стране прибыль «Яндекса» за счет заправок может составлять более 1,5 млрд рублей в год по действующим к 19 ноября 2021 года тарифам, а по новым, не учитывая потенциального роста количества покупок, вероятно, превысит 2,3 млрд рублей, сказал Гусев.
В «Яндексе» пояснили, что небольшое повышение тарифов вызвано «необходимостью улучшения работы серверной части и обеспечения скорости функционирования приложения». «Известие» пояснило, что в ФАС в курсе ситуации и «готовы принять меры в случае выявления нарушений законодательства».
Президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, увеличение стоимости оплаты в непростом положении бизнеса действительно станет неподъемной нагрузкой, учитывая, что многие АЗС вынуждены работать в минус. Он добавил, что подорожание услуг «Яндекс.Заправок» вынудит собственников АЗС отказаться от сервиса либо увеличением цен компенсировать дополнительные издержки. Кроме этого, потенциальное вынужденное отключение заправок от сервиса может лишить посетителей возможности дистанционной и бесконтактной оплаты топлива, а покупки через мобильные устройства стали важным инструментом в борьбе с распространением коронавируса COVID-19, отметил Баженов.[11]
Новый рекорд цен на бензин
В июле 2021 г стоимость бензина АИ-95 приблизилась к максимуму за всю историю торгов на бирже СПбМТСБ, который был достигнут во время кризиса 2018 года.
Цены на топливо растут вслед за мировыми нефтяными котировками, на которые оказывает давление длительное отсутствие решения по сделке ОПЕК+, а также на фоне высокого спроса в отпускной сезон.
2020: Рекордный рост цен на бензин до 56 751 руб за тонну
В июне 2020 г цены на бензин в США рухнули в три раза, а в России обратная ситуация - стоимость бензина марки Аи-95 на бирже достигла исторического рекорда. Она увеличилась на 0,87% и составила 56 751 руб. за тонну. С начала июня цена тонны Аи-95 выросла более чем на 9% и достигла исторического максимума. За два месяца цены выросли на 50%.
2019: Как правительство удерживает низкие цены на топливо
В июне 2019 г стало известно, что удержание цен на моторное топливо обернется дополнительными расходами для госбюджета. Вместо продления соглашения с нефтянкой, Правительство начнет по-новому сдерживать цены на бензин. Так, с 1 июля 2019 г меняются правила компенсации потерь нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок.
Сейчас государство компенсирует нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизельного топлива. Это позволяло временно стабилизировать цены на АЗС, несмотря на рост оптовых цен на бирже. Теперь фиксированную стоимость топлива снизят, а поправочные коэффициенты изменят до 0,75 и 0,7. Соответственно, затраты на компенсацию нефтепереработчикам дополнительно вырастут на 25-30 млрд рублей. Решение явно затратное, но вероятно - неизбежное.
Весь абсурд в другом: свои дополнительные расходы Минфин намерен вытянуть обратно из самих же нефтекомпаний. По сути, ведомство Силуанова `дает одной рукой, а другой отнимает`: компенсировать дополнительные расходы станут через увеличение НДПИ. Осенью 2019 г. налог на добычу полезных ископаемых планируют повысить на 75 рублей. Как это скажется на топливных ценниках в долгосрочной перспективе не понятно.
Чиновники декларируют, что новый механизм якобы позволит более гибко реагировать на колебания мировых цен на нефть. Но вместо рыночных механизмов опять применяется ручной режим управления. Новая корректировка демпфера не оставляет сомнения, что в отрасли отсутствуют рыночные механизмы регулирования. При этом, большинству участников рынка уже сегодня очевидно, что "модернизация" способна заложить такие противоречия в систему розничного ценообразования на горючее, когда скачок цен мая 2018 года может показаться `цветочками`.
2018: Карты цен на бензин
2013: Низкие цены на бензин внутри страны
На июль 2013 года цена за литр неэтилированного бензина заметно ниже, чем в Норвегии, Нигерии и Канаде.
2012: Просьба о переносе сроков модернизации предприятий
В августе 2012 года стало известно, что крупные российские нефтяные компании обратились к правительству с просьбами перенести сроки модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Об этом пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в федеральных ведомствах.
По данным издания, в правительство с просьбой о переносе сроков заключенных ранее соглашений по модернизации обратились 16 крупнейших нефтекомпаний страны, в том числе "Роснефть", ТНК-ВР, "Газпром нефть", "Газпром", "Лукойл", "Башнефть" и НК "Альянс". Но перенос сроков пока согласовали только "Сургутнефтегазу". Фактически, правительство и так шло на уступки нефтяным компаниям, так как до 2011 года уже действовали аналогичные соглашения, но предприятия не выполнили их в срок[12].
Экологический стандарт "Евро-5" ограничивает содержание вредных веществ в выхлопных газах, образующихся при сжигании топлива. Стандарт был введен в Евросоюзе с октября 2008 года для грузовых автомобилей, а с сентября 2009-го - для легковых. В ЕС на 2015 год намечено введение стандарта "Евро-6". Для соблюдения данных экологических стандартов необходимо не только модернизировать нефтеперерабатывающие производства, но и сами автомобили.
2011: Соглашения о модернизации производства на выпуск бензина по стандарту "Евро-5"
В октябре 2011 года были заключены соглашения между правительственными структурами и нефтяными компаниями. Предполагалось, что российские нефтяники модернизируют свои производства и перейдут на выпуск бензина по экологическому стандарту "Евро-5".
В ответ на это правительство разрешило им еще какое-то время выпускать топливо более низкого качества: оборот бензинов и дизельного топлива класса "Евро-2" был разрешен до 31 декабря 2012 года, класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 года, класса "Евро-4" - до 31 декабря 2015 года.
См. также
Примечания
- ↑ Правительство полностью закрыло данные о производстве нефтепродуктов в РФ
- ↑ Россия в 2023 году нарастила выпуск бензина на 3,9%
- ↑ Состоялось заседание Госкомиссии по антиконтрафакту
- ↑ Антон Рубцов: «Доля российских катализаторов в нефтепереработке уже сегодня составляет 76%»
- ↑ Производство нефтяных масел в России в 2022 г снизилось на 20,6% и составило 3,96 млн т.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи бензина в России выросли на 12,9%: с 37,1 до 41,9 млн т.
- ↑ За 2018-2022 гг производство дизельного топлива в России выросло на 9,4%: с 77,5 до 84,7 млн т.
- ↑ За 2018-2022 гг производство мазута в России снизилось на 15,1%: с 58,3 до 49,4 млн т.
- ↑ Выработка бензина в РФ в 2022 году впервые превысила производство мазута
- ↑ Производство бензина в РФ в 2022 году увеличилось на 4,3%
- ↑ Налетели на тарифы: АЗС грозят повысить цены из-за «Яндекса»
- ↑ Российские нефтяники провалили сроки модернизации