Почему мобильное рабочее место iDecide стало таким популярным
Возрастающие объемы информации, которые руководителям крупных корпораций и госструктур приходится учитывать при принятии решений, повышение стандартов эффективной работы как в коммерческом, так и в государственном секторах – все это сформировало спрос на системы мобильных рабочих мест руководителей. Сегодня вендоры предлагают топ-менеджерам клиент-серверные решения, по сути призванные стать пультом управления крупной компании или целого региона. Александр Алёшин, исполнительный директор компании iDecide Solutions, рассказал, чем хороши такие решения, чем iDecide лучше других и как он видит дальнейшее развитие этого, безусловно, перспективного рынка.
Александр, давайте сразу «возьмем быка за рога». На сегодняшний день вендоры предлагают некоторое количество мобильных систем поддержки процесса принятия решений руководителями высшего звена. Чем решение iDecide выделяется по сравнению с конкурентами?
По сути, главное преимущество iDecide заключается в том, что он вырос из запросов и потребностей наших клиентов – непосредственно руководителей высшего уровня как коммерческих, так и государственных структур. Но при этом – людей, имеющих свой ритм жизни, по-разному получающих и обрабатывающих информацию, решающих самые разнообразные задачи. Основная часть существующих на рынке систем отталкивается от особенностей технологических платформ, данные с которых собирает, от регламентированных бизнес-процессов. То есть во главе угла стоит «машина», разработанная для решения конкретной задачи, или придуманный кем-то стандарт. Многие наши коллеги считают, что сначала нужно автоматизировать бизнес-процессы, а потом к этим системам можно прикрутить «бантик» в виде мобильного рабочего места на планшете. Однако, руководителю нужно решать самые разноплановые задачи, основываясь на той информации, которая значима лично для него, а также в том графике, который ему удобен. Для нас в iDecide человек первичен, и на этом построено наше решение.
А как вы «вычисляете», какая именно архитектура, какие особенности интерфейса будут комфортны вашим клиентам?
Мы являемся системным интегратором, компанией в области ИТ-консалтинга. За нашими плечами опыт разработки и запуска системных решений для самых разных клиентов, от очень крупных коммерческих структур до Администрации Президента РФ. Здесь мы участвовали в создании мобильного рабочего места для стратегического управления страной и, пожалуй, впервые осознали, что проблемы везде одинаковые, и управление страной, по сути, похоже на управление крупной организацией. Реализованные проекты показали, что закономерности в потребностях наших заказчиков позволяют говорить о разработке универсального решения. Так было принято решение о создании системы «АРМ руководителя» - решения iDecide. Но при этом мы из каждого проекта внедрения стараемся почерпнуть что-то новое.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация
Что представляет собой мобильное рабочее место руководителя в целом и iDecide в частности?
Наш продукт решает самую главную задачу любой организации - позволяет сэкономить рабочее время руководителя, а значит - повысить эффективность управленческих процессов, сместить фокус с рутины, с решения срочных тактических вопросов на реализацию стратегических инициатив.
Представьте, что это не вам надо ехать в офис, чтобы физически контролировать все на месте, а офис переместился к вам в планшет - работайте из любой точки мира, не упуская ничего. Что из любой точки мира вы можете получить доступ к отчету совета директоров или же проконтролировать исполнение вашего поручения.
Как построено решение с точки зрения архитектуры?
Технически, iDecide состоит из мобильной (клиентской) и серверной частей. Основываясь на информации, собранной из всех автоматизированных систем, внедренных в компании заказчика (ERP, CRM, HRM-системы, СЭД), серверная часть iDecide создает краткую выборку из наиболее важных данных и ключевых показателей деятельности компании. Предметом нашей особой гордости является гибкость и возможность за считанные дни подключать к решению iDecide любую автоматизированную систему.
На мобильной стороне решения, которая устанавливается на планшет как под управлением iOS, так и под управлением Android, обработанные данные визуализируются, подаются в кратком и лаконичном виде. Помимо информации, приходящей с внутренних систем предприятия, здесь же можно работать с новостями, обзорами конкурентов и другими внешними данными. Интерфейс включает как информационную часть, так и инструменты для реагирования на полученную информацию, в том числе, возможность отправки голосовых поручений (аудио-файлов) своим сотрудникам для экономии времени. При этом работа с данными здесь по простоте соперничает с чтением ленты социальной сети.
Скажем, вы подходите к своему почтовому ящику и видите, что он доверху набит всякой ерундой, среди которой можно и не заметить чего-то действительно важного, например, счета за квартиру. Наши решения таковы, что, сколько бы ваш почтовый ящик ни забивали всяким хламом, счет за квартиру всегда будет сверху.
Каковы ваши планы по развитию функционала решения?
Мы постоянно совершенствуемся. Вот, к примеру, для одного из заказчиков мы по запросу внедряли в решении iDecide собственный защищенный чат для обмена быстрыми сообщениями с коллегами. Проанализировав возможную пользу такого функционала, мы предлагаем его в будущих версиях iDecide по умолчанию.
По мере расширения клиентской базы появляются новые модули-расширения iDecide (детализированные карты стран и регионов, контроль исполнительской дисциплины), локализации на иностранные языки, улучшаются встроенные инструменты визуализации данных.
Одна из важных предстоящих задач – тесная интеграция с ведущими системами мобильной аналитики и BI, возможность из сводных отчетов и графиков в решении iDecide без лишних усилий «провалиться» в массив данных, самостоятельно смотреть детали и анализировать.
Вообще, удивительно, как много можно придумать ИТ-инструментов под индивидуальные потребности каждого руководителя, с помощью которых работать становится реально проще и даже, не побоюсь этого слова, веселее. Каждый день, слушая наших клиентов и отслеживая новые тенденции, мы стремимся делать наш продукт еще ближе к тому, кто будет его использовать.
И какие тенденции, по-вашему, в настоящий момент определяют развитие рынка? На что вы будете ориентироваться в стремлении к совершенству в ближайшие годы?
Эти тенденции, на мой взгляд, можно разделить на два основных направления: те, которые определяются человеческим фактором, то есть, пользователем, и те, которые диктует техническая и законодательная среда.
Нужно в целом отметить, что мы крайне оптимистично смотрим на потенциал роста рынка – из модного развлечения и признака социального статуса мобильные устройства с предоставляемым ими уровнем свободы уже стали необходимостью. В текущей экономической ситуации, повышение эффективности работы всех корпоративных структур и сотрудников любого уровня становится императивом деловой среды. Мобилизуются все – от полевых сотрудников до руководителей бизнеса и даже страны.
Еще одним направлением развития можно назвать очеловечивание мобильного ПО, переход от прямого копирования в мобильное ПО функционала и интерфейсов настольных версий автоматизированных систем к созданию самостоятельных продуктов, заточенных под нужды пользователей. И здесь iDecide, на мой взгляд, сохраняет лидирующие позиции.
Интересным трендом стало то, что в компаниях среднего уровня, где автоматизация процессов, изначально, была представлена на минимальном уровне, установка мобильного рабочего места зачастую стала приводить к осознанию необходимости внедрения серьезных систем.
Таким образом, с позиции человеческой я не вижу препятствий к развитию рынка и распространению пользы, которую приносят мобильные рабочие места. С точки зрения технической – есть некоторое количество ограничений – безусловно, преодолимых, но накладывающих ответственность на всех участников рынка.
В чем они состоят?
Первое ограничение связано с разнообразием операционных систем. Мы заинтересованы в том, чтобы предоставить наше решение максимальному числу пользователей, однако это сегодня требует создания кросс-платформенных продуктов или отдельных версий под каждую операционную систему. Это приводит к удорожанию и удлинению разработки, растягиванию циклов обновления ПО для мобильных устройств, что отражается на клиентах и рынке в целом.
Другим важным фактором является обеспечение безопасности, особенно в свете случаев разнообразных утечек последней пары лет. Тут к делу подключается и тот факт, что для работы системы используются открытые каналы связи, и обилие внутренних требований и стандартов в компаниях, и необходимость четкого регламентирования и организации централизованного управления мобильными устройствами.
Несовершенство каналов связи на сегодняшний день также тормозит процесс повсеместного внедрения таких решений, однако здесь позитивные изменения происходят практически непрерывно.
Не могли бы мы немного рассказать о технической стороне вопроса? Как вы решаете вопросы безопасности в продуктах iDecide?
Вопрос безопасности данных поднимает каждый заказчик, к которому мы приходим. Для того чтобы можно было передавать по сетям общего доступа информацию со статусом ДСП, необходимо обеспечить безопасный канал между сервером, где установлено ПО, и нашим клиентом. Для этого существуют специальные сертифицированные решения. Мы используем в своих проектах зарекомендовавшие себя решения «Крипто-ПРО» и «ИнфоТеКС», которые защищают и канал связи, и хранилище приложения на самом клиенте, и обеспечивают аутентификацию пользователя. Для последнего могут использоваться как логин и пароль, так и специальные токены, позволяющие проверять ЭЦП на полученных документах и ставить собственную подпись на утверждаемых документах.
Стоит отметить, что в последние пару лет клиенты в госсекторе все чаще просят сделать для них решение на Android-планшетах некоторых конкретных марок, т.к. они считаются более безопасными. Несмотря на то, что начинали мы с приложений на iPad, выпустив в свое время первый в стране iPad-клиент СЭД, на сегодняшний день наши наработки для обоих ведущих мобильных операционных систем сравнялись.
Значит ли это, что сейчас вы развиваете уже не только iPad-версию коробочного решения, но и продукт на платформе Android? Каковы другие планы по развитию продуктовой линейки iDecide?
Да, мы разработали и развиваем версию для Android. Это в данном случае обусловлено как конкурентной средой на рынке, так и тем, что среди наших клиентов – большое число государственных структур. У нас уже есть две полноценные версии нашего ПО для обеих ОС (iOS, Android), и на подходе кросс-платформенное web-решение.
Также скоро у нас появятся отдельные решения для различных вертикальных рынков: для госсектора, нефтегазовой отрасли и др. Чем больше проектов мы реализуем в каждом направлении, тем ближе подходим к типовым решениям для них. И это приятно, потому что качественная ИТ-поддержка необходима всем, а в особенности - стратегически важным для страны отраслям.
Сейчас в разработке и постоянном развитии новая перспективная версия iDecide, которая изначально строится как открытая платформа для удобства модификации и модульного расширения, в т.ч. без программирования за счет скриптовых вставок. Мы назвали наше следующее поколение продуктов iDecide ЦУП – Цифровая Управленческая Платформа, и уверены, что оно не просто повторит успех решения iDecide, а выведет качество мобильных рабочих мест для руководителей на новый, более высокий уровень.
Кто, по-вашему – основные пользователи систем мобильных рабочих мест? Кто составляет основной костяк ваших клиентов?
В настоящий момент большую часть наших заказчиков составляет госсектор и крупные межрегиональные компании. Это обусловлено тем, что в текущем виде iDecide проявляет себя наилучшим образом в крупных, территориально распределенных корпорациях.
Однако мы стремимся расширить свое влияние и в корпоративном секторе. Мы занимаемся разработкой тиражного мобильного рабочего места, доступного руководителям средних и небольших компаний. Существующее у нас сейчас решение ориентировано на руководителей крупных предприятий. Массовый вариант iDecide мы планируем выпустить на рынок уже в текущем году. По сравнению с решением для крупных компаний, эта версия продукта будет обладать более простым функционалом и его будет проще внедрять - ведь небольшие компании не могут позволить себе услуги системных интеграторов. Отличительными особенностями массового продукта iDecide также будет поддержка экранов смартфонов и кросс-платформенность клиентского приложения.
То есть, решение станет дешевле?
Цена iDecide складывается из двух компонентов - стоимость лицензий плюс цена пакета работ, включающих настройку, интеграцию, тестирование и т.д. Поскольку внедрение тиражного решения будет более простым, для него потребуется меньший работ, таким образом, цена этого решения будет привлекательной. Можно сказать, что это будет практически «iDecide из коробки».
Но все же, несмотря на универсальность разрабатываемого решения, вы активно строите отношения с партнерами?
Да, мы сейчас максимально ориентированы на развитие партнерской сети – речь идет и о вендорах автоматизированных систем, с которыми мы интегрируем свои решения, и о поставщиках определенного функционала и контента для нашего ПО (к примеру, новостных агрегаторах), и, конечно, о системных интеграторах.
Как я уже говорил, интересы пользователя для нас – краеугольный камень. Это значит, что iDecide все же недостаточно просто установить на iPad и подключить к серверу – система всегда дорабатывается под нужды конкретного заказчика. Подключаются конкретные информационные системы, устанавливаются правила предобработки информации и формат выдачи ее руководителю либо напрямую, либо через рабочее место секретаря. Разрабатываются и адаптируются специализированные модули-расширения. В этом процессе партнеры играют огромную роль.
По нашему флагманскому решению, к примеру, мы заинтересованы в работе с федеральными интеграторами, так как у них есть компетенции по самым разным системам, внедренным в компаниях. Такие партнеры помогают нам подготовить данные из этих систем и вывести их руководителю. В команде с федеральным интегратором для заказчика можно сделать буквально все.
После появления iDecide интерфейс вашего приложения уже разошелся по конкурирующим решениям. Как вы к относитесь к тому, что вас копируют?
Да нормально относимся. Наша задача - быть лидером в формировании этого рынка. Мы верим, что можем предложить на нем решения высочайшего класса. В конечном итоге, чем большему количеству людей мы сможем облегчить работу, тем лучше будет для них, их дела, для экономики страны. И если нас копируют, это значит только одно – мы все делаем правильно и наш подход уже получил признание не только от заказчиков, но и от коллег по рынку.
Кстати о признании, не могу не поделиться. По результатам прошедшего года в рамках CNews Forum 2014 наше решение iDecide версии 1.5 было названо «Лучшим бизнес-приложением для топ-менеджера». Мы благодарны за столь высокую оценку нашей работы в отрасли!