Риск-ориентированная контрольно-надзорная деятельность
Риск-ориентированная деятельность предприятия, организации, ведомства – это деятельность, которая основывается на идентификации, анализе, классификации и оценке степеней рисков, на управлении рисками (risk management) с целью их минимизации для систем, для бизнеса, для страны.
Риск-ориентированный подход (РОП) в контрольно-надзорной деятельности (КНД) предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государственных надзорных органов в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям (имуществу, здоровью людей и др.) и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов и на те предприятия бизнеса, где риски, в принципе, минимальны. Этот подход набирает все большую популярность.
Так, федеральным законом от 3 августа 2018 года №316-ФЗ в статью 81 федерального закона №294-ФЗ были внесены изменения, которыми предусмотрено, что правительство России утверждает список видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также вправе определить виды регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Подписанным постановлением установлены 25 видов федерального и 7 видов регионального государственного контроля и надзора, при которых будет применяться риск-ориентированный подход. При использовании РОП периодичность и объем плановых проверок бизнеса зависят исключительно от масштабов рисков и должны быть соразмерны рискам. Для потенциальных нарушителей это оборачивается повышенным контролем, а для добросовестных юридических лиц – пониженным вниманием контролеров (вплоть до отсутствия проверок).
Риск-ориентированная модель (РОМ) проверок уже используется в большинстве стран мира c развитой экономикой, ее применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30-90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам.
Особенностью системы контроля и надзора с учетом рисков является ее динамичность. Контрольно-надзорные органы не относят бизнес к определенному уровню риска раз и навсегда, опираясь на неизменные показатели. Напротив, каждый надзорный орган проводит регулярную реклассификацию субъектов, опираясь на данные прошлых проверок и иную поступившую информацию. Добросовестный предприниматель имеет возможность снизить категорию риска своего дела, а провалившие проверки, напротив, станут предметом более пристального внимания.
Риск-ориентированный подход также способствует межведомственному взаимодействию. Примером может служить Федеральная таможенная служба, которая использует в анализе рисков данные, полученные от Федеральной налоговой службы.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
Следует отметить, что в условиях цифровой экономики (ЦЭ) любые проверки любого бизнеса и оценка степени его потенциального риска для безопасности государства и общества упрощаются благодаря открытости и доступности практически всех данных о деятельности предприятия или компании (доступности ее цифрового следа), о продуктах, системах и решениях, которые могли бы оказаться опасными, привести к опасным последствиям. В оценке рисков вполне успешно могут быть применены также методы машинного обучения и искусственного интеллекта. Более того, в условиях ЦЭ контрольные проверки и надзорные мероприятия могут проводиться дистанционно.
К сожалению, на 2020 год в России проверяющие органы до сих пор оценивают свою эффективность, исходя из количества и сумм собранных штрафов. Бизнес напрямую заинтересован в полноценном внедрении РОП в практику контрольно-надзорной деятельности. За это следует бороться отраслевым ассоциациям и союзам промышленников.