Роман Дзвинко, НПЦ «БизнесАвтоматика»:
В госсегменте идет колоссальное количество проектов по перевнедрению BPM-решений
Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика», в интервью TAdviser рассказал о различии российского и западного подходов к процессному управлению, тенденциях отечественного рынка BPM-систем и особенностях Платформы «Визари», которую в компании называют следующим шагом в развитии BPM.
Вы отслеживаете западные BPM-рынки? Есть различия в путях развития систем там и здесь?
Роман Дзвинко: Мы стараемся отслеживать тенденции и динамику развития западного BPM-рынка. Но при этом учитываем различие в подходах к процессному управлению исходя из особенностей российской ментальности, специфики деятельности компаний, стратегии управления, менеджмента и прочих нюансов.
Западные системы ориентируются на профессионалов отрасли – внешних консультантов, отвечающих за процесс управления изменениями в холдингах. В России BPM эксплуатируются обычными сотрудниками. А большинство линейных руководителей предприятий не имеют представления о процессном подходе, несмотря на популярность программ по MBA. В подобных обстоятельствах для того, чтобы получить максимальную отдачу от внедрённой системы в любом отраслевом сегменте, в первую очередь, необходимо сделать ее более эргономичной для неподготовленного пользователя: расширить функционал и упростить работу с системой.
Можно ли утверждать, что российский подход к BPM является более прогрессивным в технологическом отношении? Или наоборот – западный?
Роман Дзвинко: Наши западные партнеры идут по классическому пути развития BPM. Как известно, для того, чтобы сделать просто и доступно, сперва нужно сделать функционально и сложно. Потом уже начинается упрощение, создание не только определенных элементов, позволяющих описывать бизнес-логику на уровне процесса, но и целых блоков бизнес-процессов, дающих возможность пользователям выстраивать новую логику, сохраняя при этом необходимую гибкость. Многие компании сегодня отказываются от тех нотаций, которые в свое время были восприняты профессионалами «на ура». У них выкристаллизовываются собственные нотации, которые более понятны обычному пользователю, более наглядны и удобны.
Нотация – это методология описания?
Роман Дзвинко: Нотация – это то, как описывается бизнес-процесс, из каких элементов он состоит. Большинство нотаций разрабатываются специалистами для специалистов. Соответственно, внедрение и использование BPM-продукта требует от пользователя определённого объема профессиональных знаний и навыков. Российская специфика заключается в том, что у специалистов, представленных в BPM-сегменте рынка, уровень подготовки недостаточен, особенно в регионах. Проблематично найти где-нибудь в Уренгое специалиста по управлению бизнес-процессами со знаниями современных нотаций. Все компетенции сконцентрированы в нескольких городах-миллионниках, а системы нужны по всей стране.
Еще один важный фактор для упрощения работы с BPM – желание заказчиков сохранить определенный уровень абстракции от интегратора и вендора. Сегодня всем нужны гибкие решения, которые можно поддерживать и развивать при помощи собственного ИТ-департамента. Поэтому такие продукты как наша Платформа «Визари» очень востребованы сейчас. Мы уже почти не видим на рынке внедрений, где бизнес-логика была бы прошита в софт, решения кастомизируются под каждого игрока. Так что в целом отказ лидеров российского рынка от классического подхода к построению BPM-систем понятен и обоснован.
Каковы тенденции развития российского рынка BPM? С чем они связаны?
Роман Дзвинко: Российский рынок BPM-систем на подъеме и связано это, в первую очередь, с новым нормативным регулированием, согласно которому в ряде сегментов экономики - в том числе и там, где преимущественно работаем мы, запрещено использовать иностранный софт.
И какие сферы экономики являются для компании приоритетными?
Роман Дзвинко: Мы работаем с госсектором, а также с крупными предприятиями, эксплуатирующими критически-важные объекты инфраструктуры в сфере энергетики и газовой промышленности. Еще одно направление бизнеса компании – проекты в крупных коммерческих корпоративных структурах.
В госсегменте идет колоссальное количество проектов по перевнедрению BPM-решений, которые, во-первых, больше не соответствуют новым регулирующим нормам, а во-вторых, в силу давности разработки, попросту уже не отвечают современным требованиям.
Таким образом, ограничительные меры в отношении использования западных решений, реализуемые в рамках импортозамещения, – это позитивный фактор?
Роман Дзвинко: Политика импортозамещения для России – лучшее, что было с нашей отраслью и нашей страной с момента развала СССР. Это самое позитивное, что произошло за этот период.
А обычные в таких случаях опасения снижения качества продукции из-за отсутствия конкуренции, самоизоляции?
Роман Дзвинко: Никакой изоляции России в данной сфере не наблюдается. В отечественных решениях находит отражение все, что происходит в мире в плане разработки ПО, все новейшие тренды и технологии. Мы пишем на тех же языках программирования, используем те же паттерны проектирования информационных систем. И получаем на выходе открытые исходные коды, доступные для проверки спецслужбами, использующие отечественные алгоритмы шифрования, созданные под нашего потребителя, с учетом российской специфики. Импортозамещение лицензионных западных продуктов - это вынужденная мера для сохранения информационного суверенитета страны.
Сегодня «БизнесАвтоматика» является активным участником процессов по внедрению информационных решений, которые создавались в интересах нашей страны, за рубежом.
Это локальные рынки стран СНГ или дальнего Зарубежья?
Роман Дзвинко: В начале 2019 года по инициативе Минэкономразвития России мы подписали соглашение с «Ассоциацией экспорта технологического суверенитета», нацеленное на продвижение компании и ее информационных продуктов на зарубежных рынках в рамках государственной программы «Национальная технологическая инициатива».
В ходе первого этапа технологических миссий с участием руководителей международных холдингов из Вьетнама и Малайзии было принято решение о старте реализации совместных проектов на базе Платформы «Визари».
В какой степени отвечает современным требованиям Платформа «Визари» (Visary)?
Роман Дзвинко: Платформа «Визари» – следующий шаг в развитии BPM. Это инструмент для описания бизнес-процессов, позволяющий оцифровать все процессы на предприятии, причем за короткий промежуток времени. Наверное, поэтому большинство министерств и ведомств, занимающихся цифровой трансформацией, выбирают платформу в качестве информационно-аналитической базы, стоящей в центре бизнес-процессов, - это Минэкономразвития России, Минобороны России, Минкомсвязь России.
Итак, «БизнесАвтоматика» реализует либо масштабные проекты в государственной сфере, либо крупные корпоративные. А сегмент МСП совсем не интересует компанию?
Роман Дзвинко: Платформа рассчитана на большие нагрузки, на сотни тысяч пользователей, поэтому приоритетными являются крупные проекты. Что касается среднего и малого бизнеса, то на сегодня в нашей стране представители этого сегмента экономики, как правило, не готовы тратить деньги на автоматизацию своих бизнес-процессов.
Вернемся к масштабным проектам. За счет чего удается реализовать их в короткие сроки?
Роман Дзвинко: Все это результат использования продуманных и отработанных технологий.
При совершенствовании функциональных возможностей существующей платформы «Визари» учитывались основные сложности, возникавшие при внедрении и сопровождении крупных ИТ-проектов. После основательного анализа всех пожеланий заказчиков и отзывов сотрудников, работающих с системой, было принято решение о необходимости применения концепции минимального кодирования.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Суть концепции заключается в предоставлении максимальный автономности заказчику в управлении и настройке системы после ее внедрения.
Для реализации идеи был разработан инновационной продукт-компонент кодогенерации, позволяющий добавлять и корректировать необходимые функции без участия программистов.
Технологическое новшество помогло многим заказчикам существенно снизить финансовые и временные затраты на информатизацию.
Каким образом достигнута простота в реализации бизнес-логики?
Роман Дзвинко: Колоссальное количество времени мы тратим на интерфейсы, их дружественность и понятность для рядового пользователя. Существует множество BPM-систем, которые суперфункциональны, однако нормальным людям, не обладающих рядом сложных навыков, необходимых для бизнес-аналитиков, пользоваться ими невозможно. У нас же все просто и интуитивно-понятно.
У вас имеется партнерская сеть? Насколько она велика? Ее задачи?
Роман Дзвинко: В последние годы компания активно развивает партнерскую сеть. Основными партнерами «БизнесАвтоматики» являются крупнейшие ИТ-интеграторы, разработчики и компании, специализирующиеся на информационной безопасности. Помимо совместного участия с ведущими игроками рынка в крупных федеральных проектах, в том числе в рамках реализации программы «Цифровая экономика», компания взаимодействует с региональными партнерами для повышения эффективности выполнения работ по внедрению и последующей поддержке разработанных систем.
Руководство «БизнесАвтоматики» уделяет особое внимание совершенствованию модели функционирования Центра профессиональных компетенций, основной задачей которого является обучение специалистов партнерских компаний работе с Платформой «Визари». Повышение востребованности данных услуг обусловлено качественным ростом функциональных возможностей программного продукта, позволяющего в сжатые сроки реализовать достаточно сложные проекты без участия программистов, используя механизмы кодогенерации, BPM-конcтруктор и другие встроенные гибкие инструменты Платформы. После прохождения курсов партнерские компании могут самостоятельно выстраивать и развивать ИТ-инфраструктуру на базе «Визари».В перспективе планируете развивать бизнес через партнеров?
Роман Дзвинко: На сегодня у компании только два региональных представительства – в Твери и в Кирове, в остальных регионах мы стараемся решать задачи через региональных игроков. Так что мы планируем наращивать это направление, обучать специалистов наших партнеров работе с решениями компании.
На базе Платформы «Визари» (Visary) возможно в числе прочего реализовать юридически-значимый документооборот. Насколько широко это востребовано заказчиками на практике? В частности – коммерческими структурами…
Роман Дзвинко: В рамках почти всех наших масштабных проектов в госструктурах эта функция реализована, наблюдается интерес и со стороны коммерческих заказчиков. Отмечу, что наш подход к данной проблематике несколько шире традиционного: мы делаем системы управления бизнес-процессами с юридически-значимой ответственностью. Например, банковский бизнес-процесс по принятию решения об открытии большой кредитной линии. При помощи ЭЦП мы делаем действия специалистов по обеспечению этого бизнес-процесса юридически-значимыми – с тем, чтобы подтвердить персональную ответственность каждого сотрудника за принятое решение. Такая функция востребована в любых финансовых или логистических системах, поскольку крупные организации осознали, что внутренние риски нужно хеджировать. Это позволяет устранить ситуацию, когда внутри компании люди фактически ни за что не отвечают, максимум, что им угрожает, - увольнение, а компания может потерять десятки миллионов рублей.
Сотрудничает ли компания с вузами?
Роман Дзвинко: Мы сотрудничаем с МГТУ им. Баумана – и в рамках образовательной программы, и для совместного исполнения коммерческих контрактов.
Подписаны соглашения о создании на базе МГУ и РЭУ им. Плеханова образовательных центров «БизнесАвтоматики».
Каковы планы по развитию «Визари» (Visary)?
Роман Дзвинко: Основные силы будем вкладывать в то, чтобы продолжать совершенствовать платформу в части нагрузочных характеристик, поскольку производительность и устойчивость системы являются критически важными факторами, в силу специфики сферы ее использования.
Активные дискуссии ведутся по вопросу усовершенствования интеллектуальных технологий, применяемых в платформе с целью автоматизации не только процессов подготовки информации для принятия решений, но и самих процессов выработки вариантов решений, опирающихся на полученные информационной системой данные.
Использование «разумных» технологий совместно со стандартными методами исследования операций, и механизмом нечеткого логического вывода для планирования при автоматизации деятельности учреждения имеет существенные плюсы: минимальные операционные издержки; высокое качество управленческих решений.
При этом наличие естественно-языкового интерфейса системы позволит бизнес-пользователю, не владеющему языками программирования, применить возможности нейронных сетей и интеллектуального анализа данных в качестве инструментов поддержки процессов анализа, оценки и принятия экономических решений.