Самые горячие темы цифровизации госсектора с точки зрения ИТ-компаний
Эксперты отечественных ИТ-компаний, специализирующихся на выполнении проектов в государственных структурах, осенью 2019 года поделились с TAdviser своим мнением о наиболее трендовых направлениях и технологиях в госсекторе
Статья входит в обзор "Информатизация госсектора 2019"
2019
Национальная программа «Цифровая экономика» заметно ускорила процесс цифровизации госсектора. Объем инвестиций ежегодно увеличивается и государство остаётся крупнейшим ИТ-заказчиком.
Иван Скородумов, начальник департамента развития информационных систем ЭОС, замечает несколько тенденций, которые сложились в результате появления этой программы.
В ряде ведомств процессы цифровизации эволюционно переходят на качественно новый уровень, в других они получили новый импульс и идет пересмотр того, что не получилось прежде и как быть дальше. Но можно констатировать, что процессы цифровой трансформации стали более системны, госорганы (в большинстве своем) сформулировали для себя новые дорожные карты, появилось понимание, кто и куда должен прийти в кратко- и среднесрочной перспективе. Практически не осталось ведомств, которые откладывали на потом вопросы цифровизации. На наш взгляд, это только начало большого пути, и с каждым годом скорость процесса цифровой трансформации будет неизменно повышаться. Как вендор, мы видим повышение спроса и на наши традиционные продукты, и на новейшие разработки, - говорит он. |
Кроме того, госсектор стал более открытым для новых проектов. Как отмечает Тимур Ахмеров, генеральный директор «Барс Груп», теперь он сосредоточен не только на базовой информатизации, организации документооборота и СМЭВ, но и на внедрении новых технологий в развитие пользовательских сервисов. Также госсектор приступил к интеграции государственных систем для их взаимодействия по всей вертикали органов власти, что ознаменует создание цифрового пространства иного, более качественного уровня, считает он. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Расскажем о некоторых направлениях, которые, по мнению отечественных ИТ-компаний, являются наиболее важными и перспективными.
Суперсервисы
Огромное внимание на уровне правительства уделяется суперсервисам, а также достижению целевых показателей оптимизации государственных и муниципальных услуг к 2021 году. Для этого разрабатываются дорожные карты, создаются рабочие группы, а результаты будут фиксироваться в информационной системе мониторинга.
Очевидно, что поддержка и развитие инфраструктуры электронного правительства (ЕПГУ, СМЭВ, ЕСНСИ, ЕСИА и т.д.) останется в приоритете. Предоставление госуслуг в электронном виде обретает новые формы в виде суперсервисов, в следующем году в пилотные регионы обещают выдать конструктор форм для ЕПГУ. Эти шаги должны привести к новой волне развития данного направления, - отмечает представитель ЭОС Иван Скородумов. |
Дальнейшее развитие системы государственных и муниципальных услуг и переход к концепции цифровых суперсервисов может стать серьезным прорывом в отношениях органов власти и граждан. Согласно концепции, практически все функции государства, ориентированные на человека, будут незримо, проактивно сопровождать его во всех основных жизненных ситуациях.
Большинство существующих госуслуг будут оказываться автоматически: гражданам не нужно будет вдаваться в детали и непосредственно участвовать в процессах – помнить сроки, собирать документы, - поясняет Алексей Барышкин, эксперт по цифровой трансформации ГК «Нетрика». |
При этом, на федеральном уровне есть определенные трудности, связанные с реализацией суперсервисов.
Чтобы запустить их, для каждого из 25 суперсервисов будут сформированы отдельные дорожные карты, которые подлежат одобрению уполномоченными органами власти. Предстоит большая работа по изучению пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, анализу действующих государственных информационных систем и выработке требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик, - говорит Андрей Бурин из компании «Форс – Центр разработки». |
Подробнее об этом направлении читайте здесь.
Типовые государственные системы
В России продолжат развиваться и появляться разного рода «типовые», «единые» или «национальные» информационные системы.
Как мы видим, государство продолжает вкладывать достаточно большие деньги в типовое облачное решение по автоматизации КНД, в развитие ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации». Запланировано создание ФГИС «Единая информационная платформа Национальной системы управления данными» и «Национальная единая среда взаимодействия всех участников нормотворческого процесса при подготовке регуляторных решений». Насколько удачным будет создание типовых систем, сказать сложно. Как показывает практика, отсутствие конкуренции достаточно быстро убивает даже самые передовые идеи, гораздо более значимый эффект дает выработка стандартов для информационных систем, - считает Иван Скородумов. |
Национальная система управления данными
Говоря о трендовых технологиях для госсектора, стоит упомянуть Big Data и всё, что касается сбора и обработки больших объемов данных, а также перевод в «цифру» и систематизацию документов – на основе методов машинного обучения (ML).
Госсектор активно консолидирует информацию о гражданах – демографические данные, состояние здоровья, уровень дохода и т.д. Создаются программные продукты для обработки и хранения больших данных, также строятся высокотехнологичные дата-центры, необходимые для создания инфраструктуры проектов.
Прорывными могут стать те проекты, которые переведут процессы хранения, обработки, обмена и анализа данных на принципиально иной уровень. Так, проект создания национальной системы управления данными (НСУД) направлен на решение проблем разрозненности данных, их низкого качества, отсутствия единого понятийного аппарата, определения ответственности и полномочий в сфере обработки данных и управления ими, утверждения единых технологических стандартов в этой области. Успешная реализация проекта позволит создать в России реальную организационно-технологическую основу для цифровой трансформации как в государственном, так и в коммерческом секторе.
Переход к цифровому управлению, на который нацелено государство, предполагает наличие достоверных баз данных, которые могут взаимодействовать между собой в рамках единой платформы. «Оцифровка» – переход к электронной документации и единой модели данных – необходимый этап цифровизации и основа нового формата государственного управления, - уверен Анатолий Безрядин, технический директор ИТ-компании ОТР-2000. |
Это реальный вызов для нашей страны. Сегодня аналогичные системы существуют только в нескольких государствах – например, в Сингапуре, Эстонии. При этом крупные «цифровые» державы только приступают к такой работе, - отмечает Алексей Барышкин, эксперт по цифровой трансформации ГК «Нетрика». |
Подробнее о национальной системе управления данными читайте здесь.
Единый цифровой контур в здравоохранении
Одной из приоритетных задач является подключение всех медицинских организаций к Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Эта инициатива предполагает обеспечение связи между различными медицинскими учреждениями. Единый цифровой контур будет включать систему лабораторных исследований, единый архив медицинских изображений, систему закупок и электронных рецептов.
Для реализации единого информационного пространства в здравоохранении в России созданы все необходимые условия: функционируют сервисы в федеральном сегменте ЕГИСЗ, в регионах созданы ГИС субъектов, в большей части медицинских учреждений внедрены специализированные медицинские информационные системы, к сети интернет подключены все медицинские организации, идёт активная работа по подключению ФАПов.
Проект должен быть реализован в течение 6 лет с 2019 по 2024 гг. На его реализацию из федерального бюджета планируется выделить более 107 млрд руб. Основная их часть пойдет на создание региональных сегментов единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ.
Дополнительные федеральные субсидии, выделяемые в рамках проекта ЕЦК, позволят регионам в этом году обновить сетевую и серверную инфраструктуры, выполнить мероприятия по обеспечению информационной безопасности, оснастить медицинских работников АРМами, что позволит подключить к работе в электронном виде максимальное количество врачей, - отмечает Тимур Ахмеров, генеральный директор «Барс Груп». |
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Единая облачная платформа
Структура спроса меняется в сторону облачной модели. Все больше доверия «облака» вызывают и у государства. Развитие и масштабирование управляемой и прогнозируемой инфраструктуры на основе облачных сервисов – ещё одно направление цифровизации. Кроме того, всё больше госзаказчиков предпочитают облачные платформы, разделенные на микросервисы, что положительно сказывается на оперативности обновлений систем под изменения в законодательстве.
Недавно была утверждена концепция создания государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Документ разработало Министерство цифрового развития в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика».
Это говорит о том, что в правительстве задумались о типизации требований не только на уровне прикладного ПО, но и на уровне всей инфраструктуры. Планируется поэтапно переводить информационные системы органов власти в государственное облако, - рассказывает Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором, компания «Форс – Центр разработки» (ГК «Форс»). |
По мнению руководителя проектов в органах государственной власти компании Directum Ивана Бастрикова, для Минкомсвязи единая облачная платформа – это выход из сложившейся ситуации: потому что сейчас типична картина, когда один орган власти не может выбрать систему, другой – плохо интегрирует, третий – не может найти финансирование.
Ожидаем, что Минкомсвязи выработает четкие требования не только к самой системе, но и к внедрению, - добавляет он. |
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Единое информационное пространство госорганов
Одним из прорывных ИТ-проектов в госсекторе может стать создание единого информационного пространства органов государственной власти города (региона) на базе типовой цифровой платформы.
Проект, по сути, будет представлять собой цифровой обновляемый паспорт города, который обеспечит сбор основных данных с учетом пространственной привязки. Данная система может стать основой разрабатываемых информационных систем, таких как «Умный город», «Безопасный город», а также иных ведомственных систем, - объясняет Александр Таскаев, директор департамента интеллектуальных систем автоматизации компании «Сател». |
Юлия Кржешовская, директор департамента по работе с федеральными органами исполнительной власти компании «Техносерв», в качестве примера подобной реализации приводит проект создания сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата», реализуемый НП ГЛОНАСС. Она будет собирать, хранить и обрабатывать автомобильные и транспортные данные уже существующих цифровых систем. Это информация о здоровье человека, эксплуатации автомобиля, а также о внешней окружающей среде: качестве дороги, погодных условиях и географии использования транспортного средства.
Цифровизация учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости
Не менее значимая инициатива реализуется в сфере недвижимости — цифровизация учетно-регистрационной системы.
Росреестр и Федеральная кадастровая палата работают над созданием ИТ-платформы, которая позволит совершать выбор объектов недвижимости, различные операции с недвижимостью (купля-продажа, аренда), проверять платежеспособность участников сделок, повысить правовую защищенность участников рынка, - рассказывает Наталья Зубкова, директор департамента собственных решений компании «Норбит». |
За последнюю пятилетку спрос на базовые услуги Росреестра в электронном виде вырос в два с половиной раза, рассказывала в апреле 2019 года руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. Поэтому необходима ИТ-платформа, которая обеспечит прямую коммуникацию между продавцом и покупателем, арендатором и арендодателем, создаст возможность свободного выбора объектов, упростит процедуру заключения сделок, повысит правовую защищенность участников рынка, а в конечном счете – его инвестиционную привлекательность.
Платформа должна быть запущена в тестовую эксплуатацию к концу 2019 года.
Современные аналитические инструменты
На сегодняшний день государственные структуры накопили большие объемы информации, возросла частота обновления данных. Все это говорит о том, что в госсекторе есть все возможности для внедрения современных аналитических инструментов: есть и данные, и отечественные решения для обработки данных. Внедрение таких решений может быть нацелено на повышение точности планирования, мониторинга и оценки результатов деятельности органов власти.
Например, в рамках «Форсайт. Аналитической платформы» реализован функционал поддержки принятия решений, в том числе основанный на предиктивной аналитике (прогнозирование временных рядов, инструменты сценарного моделирования и оптимизации), есть инструменты интеллектуального анализа данных и машинного обучения, а также готовые коннекторы к системам класса Big Data, структурированным и неструктурированным источникам. В платформе реализован механизм системной работы с информацией, это повышает доверие к данным, на основе которых создаются стратегические модели, исключает дублирование отчетов, упрощает поиск необходимой информации и предоставляет точные данные, в нужное время и нужным сотрудникам. Использование масштабных решений на базе «Форсайт. Аналитической платформы» нацелено на выбор оптимальных решений в рамках отрасли, региона, всей страны. И с нашей точки зрения, будущее именно за такими мощными инструментами, - говорит Леонид Коковин, руководитель партнерской программы компании «Форсайт». |
Компания «Барс Груп» также развивает это направление – так, платформа бизнес-аналитики «Alpha BI», которая уже внедрена в Минздраве РФ, Рослесхозе и других крупных ведомствах, поддерживает стек технологий для работы с большими данными. Спрос на использование данной технологии со стороны госзаказчка и госкорпораций во многом вызван импортозамещением и развитием Цифровой экономики. Мы можем с уверенностью сказать, что перечень сфер, где востребованы технологии больших данных, в скором времени пополнится также транспортной отраслью, энергетикой, нефтегазовой и пищевой промышленностью, - рассказывает Тимур Ахмеров, генеральный директор «Барс Груп». |
Искусственный интеллект
По мнению экспертов, обеспечить серьезный прорыв могут интеллектуальные технологии. Они отмечают, что пока приходится параллельно разрабатывать технологии, прощупывать оптимальные показатели, тестировать, вырабатывать правила и стандарты использования. Но для того, чтобы быстро пройти этот путь и сделать реальный прорыв, важно запускать пилотные проекты и накапливать опыт.
Уже сейчас продумано несколько вариантов использования решений: интеллектуальная обработка обращений и входящих документов, подготовка типовых резолюций, предзаполнение данных в заявлениях граждан и т.д. Но пока такие проекты не в приоритете, потому что нет показателей освоения, - говорит руководитель проектов в органах государственной власти компании Directum Иван Бастриков. |
По его словам, сейчас можно наблюдать устаревшие СЭД, опасения по нецелевому использованию средств, отсутствие доверия к технологии – сомнения в безопасности и сохранности данных.
Но найти точки соприкосновения нужно, и для этого можно предоставлять обезличенные данные для тестирования и предусмотреть дополнительные меры, которые позволят регионам смелее идти на пилотные проекты, - считает эксперт. |
По мнению Натальи Зубковой, директора департамента собственных решений компании «Норбит», технологии ИИ и машинного обучения могут использоваться в безопасности, финансовых сервисах и подборе кадров. Кроме того, перспективным направлением использования ИИ станет более качественная обработка документов: распознавание текстов, ввод данных в информационные системы учреждений, анализ документов и др.
Игорь Лейпи, директор департамента по работе с государственным организациями компании Softline, считает, что государственный сектор нуждается во внедрении решений на основе BigData и искусственного интеллекта.
Заказчики понимают это и активно интересуются этой темой. В проработке у Softline сейчас находится «пилот» с использованием ИИ в одном из ведомств. Большинство госструктур имеют подготовленную для внедрения таких решений инфраструктуру, при этом объем накопленной за десятилетия информации так велик, что без внедрения технологий анализа больших данных сложно выстроить работу эффективную работу. Как только реализация таких проектов станет массовой, качество оказания услуг населению вырастет в разы, - полагает он. |
Николай Ганюшкин, основатель цифровой лаборатории MONQ, считает, что прорыв возможен в случае искусного применения современных технологий искусственного интеллекта, предиктивной аналитики, алгоритмов, подхода, где главный KPI — это удовлетворенность жителя и клиента.
Облачная электронная подпись
На новый уровень взаимодействия граждан и государства должна вывести технология облачной электронной подписи. На сегодняшний день для получения госуслуг или иного юридически значимого взаимодействия с государством граждане не спешат получать усиленную квалифицированную электронную подпись. Если же её получение и использование станет более простым и удобным, то это даст эффект не только в части госуслуг, но и в целом в документообороте граждан и ведомств, уверен Иван Скородумов.
Правда, ещё более острой станет проблема хранения электронных документов. Тут очень своевременным было бы создание ЦХЭД (Центр хранения электронных документов). Проблема все возрастающего объема электронных документов, которых нет на бумаге, практически достигла критичной точки, и абсолютно точно, что ЦХЭД будет востребован всеми участниками, - полагает эксперт компании ЭОС. |
Цифровой профиль
Огромным шагом вперед будет создание цифрового профиля на базе ЕСИА и предоставление гражданам возможности управления офертами, в том числе, возможности видеть, кому и в какой части предоставлен доступ к персональным данным гражданина, продлять или отзывать разрешение на такой доступ.
Предполагается, что цифровой профиль позволит удовлетворить высокий спрос граждан и бизнеса на получение госуслуг в электронном виде и выведет их на новый уровень качества.
Выстраиваемая для этого инфраструктура призвана автоматизировать получение данных о гражданах через «единое окно». Фактически это основа для полного отказа от бумажного документооборота, - говорит Анатолий Безрядин, технический директор ИТ-компании ОТР-2000. |
Развитие магистральной инфраструктуры связи
Реализация планов по развитию магистральной инфраструктуры связи, в которых принимают участие как государственные, так и негосударственные операторы – это основа для устойчивой работы всех цифровых ресурсов и систем.
Ожидаемый в ближайшие годы переход телеком-операторов на стандарт 5G создаст, по сути, новую информационную реальность, откроет путь для широкого внедрения IoT и принятию решений на основе больших данных, в том числе с использованием искусственного интеллекта, - считает генеральный директор БФТ Александр Моносов. |
Импортозамещение
В приоритете федеральных госструктур остается тема импортозамещения, потому как угроза санкций не снимается, и требования со стороны государства обозначены. Законодательное ограничение использования иностранного ПО с одной стороны стало стимулом к развитию российской ИТ-разработки, с другой – серьезно ограничило конкуренцию в некоторых нишах.
Как отмечает Игорь Лейпи, директор департамента по работе с государственным организациями компании Softline, это привело к тому, что многие продукты, находящиеся в Реестре российского ПО, заметно уступают зарубежным аналогам. Для того, чтобы государственные учреждения могли соответствовать требованиям регуляторов и одновременно повышать эффективность своей работы, важно стимулировать рост внутренней конкуренции для повышения качества отечественных разработок.
Подробнее об этом направлении читайте здесь.
Маркировка продукции
Наталья Зубкова, директор департамента собственных решений компании «Норбит», отмечает, что приоритетной инициативой является маркировка продукции, направленная на борьбу с незаконным ввозом или производством в России, а также на повышение сборов таможенных и налоговых платежей.
Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень из 11 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке:
- Табачная продукция
- Духи и туалетная вода
- Шины и покрышки пневматические резиновые новые
- Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
- Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
- Обувные товары
- Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
- Молочная продукция
По состоянию на 2019 год уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий, а в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы: лекарственные средства, обувь, табачная продукция, духи и туалетная вода, фотокамеры и фотовспышки, одежда. В июле стартовал пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции, в сентябре - по маркировке велосипедов и велосипедных рам.
Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Смотрите также
- ИТ в федеральных ведомствах России
- Обзор: Информатизация госсектора 2019
- Ранкинг TAdviser: Выручка ИТ-компаний от проектов в госсекторе России