2017/10/28 21:05:18

Скарлат

Скарлат – это старинное фландрийское сукно, которое было распространено во времена Древней Руси. Термин происходит от старофранцузского слова éscarlate, которое переводится как багрянец и употребляется для обозначения дорогой ткани, окрашенной в ярко-алый, пурпурный, багряный или другой оттенок красного цвета.

Содержание

Первое упоминание о текстильных красителях насыщенных алых тонов встречается в персидских и ассирийских письменах, которые дотированы еще восьмым веком до нашей эры.

В Древнем Риме багряные полотна были на втором месте по престижности, после лилового цвета, который держал первенство и считался самым достойным для императора цветом. Ткань скарлат считалась прерогативой главенствующей верхушки и офицеров.

Церковный указ от 1295 приписывал обязательное ношение скарлат для всех кардиналов. Этот же цвет почитали монаршие особы и знать. Издревле багрянец символизировал власть, роскошь, высокий статус, а в эпоху средневековья ассоциировался больше со страстью и пороком, чем с богатством.

Позже цвет скарлат вновь обрел популярность - став традиционным для британской аристократии, он присутствовал в военном обмундировании и в церемониальных одеяниях Палаты лордов.

Даже сейчас можно приобрести аналог старинным образцам в салонах тканей или на текстильных рынках.

Производство сукна

Ценное фландрийское сукно сначала производили из местной шерсти, а после XII века стали использовать тонкую английскую шерсть и меринос. В большинстве своем сукно ткалось с помощью саржевого переплетения в три нити, а для выработки использовали равномерную пряжу из чесаных волокон. Весь технологический процесс изготовления скарлата был разделен более чем на двадцать узкоспециализированных операций. Для материала была характерной «закрытая» поверхность (когда за настилом шерсти не заметно рисунка переплетения), такой эффект достигался благодаря растягиванию, начесыванию, стрижки и сваливания поверхностной шерстяной ткани.

Окраска полотна

Чтобы окрасить полотно, использовали кермес – это мелкое насекомое, которое живет на тех сортах дуба, которые произрастают в местностях с наиболее теплым климатом. Пигмент для окрашивания имел ярко-алый цвет и считался невероятно ценным, искусные красильщики Рима употребляли его в больших количествах для получения дорогого багряного текстиля. Удивительный факт – В Испании кермесом можно было заплатить налоги. С девятого века и до четырнадцатого львиная доля всего красящего сырья прибывала из Германии – местные монастыри должны были собирать кермес, власти возложили на них эту повинность, и сбор всегда сопровождался разными религиозными обрядами.

Для изготовления красителей использовались предварительно высушенные молодые насекомые. Красящие вещества, которые получали из кермеса, соединялись с глиноземной протравой и окрашивали шерсть в багряный и ярко-красный цвет. В отличие от тканей, окрашенных кошенилью, крашеный кермесом скарлат под воздействием пота, мыла или слабого щелочного раствора не изменялся[1]. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.3 т

Самый чистый оттенок алого назывался венецианским, он производился красильщиками только одной гильдии, а рецепт состава держался в строжайшей тайне. Из-за трудоемкости производства и высокой цены красителя, скарлат обходился заказчику в десять раз дороже, чем ткань с аналогичным сырьевым составом, переплетением и плотностью нитей, но другого цвета. Например, синего.

В Библии окрашенное кермесом полотно многократно упоминается как символ крови и великой жертвы.

Скарлат в России

В Духовной грамоте княгини Авдотьи (Евдокии) Ивановны Шемякиной-Пронской 7073 (1564/65) года говорится:

"... да к Пятнице за болотом же шубка багрец червьчат, да к Ивану Предотече за Волотом же шупка скорлат червчат".

Червчатый - темно-красный цвет.

Считается, что в XVI веке женские шубы были традиционно белыми, и только в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Но судя по всему, именно такую шубу, покрытую красной французской тканью и завещала Авдотья Шемякина-Пронская храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Заречье. Это упоминание храма в завещании княгини стало первым надежным источником в истории этой церкви.

Примечания