2014/09/01 07:00:00

Социальные инструменты HRM

В маркетинге социальные инструменты уже обосновались достаточно прочно, а присутствие в социальных сетях типа LinkedIn, Twitter, Facebook и других стало частью маркетинговой стратегии большинства крупных компаний. В HR только начинается их использование, на передовой уже оказался рекрутинг, и, по прогнозам аналитиков, дело за другими областями.

Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser

В сфере управления персоналом использование социальных сетей находится на более ранней стадии, однако, к 2013 большинство крупных вендоров HRM добавили социальные инструменты в свои платформы. Особенно активно социальные инструменты задействуются в системах управления талантами (talent management systems, TMS). Тем не менее, до повсеместного использования социальных технологий в HR пока еще далеко.

Использование различных социальных сетей в HRM практике на 2012 год

CedarCrestone, 2012

*Перевод блоков последовательно слева направо: used strategically today – используются сегодня на стратегическом уровне, allowed for individual use only – только для индивидуального использования, not allowed – использование не предусмотрено, strategic use with 12 months – планируется использование в течение 12 месяцев, evaluating use – оценивается возможность использования, no plans – использование не планируетсяCommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя 2.5 т

По данным исследования HRM рынка от CedarCrestone[1] за 2012 год, среди опрошенных компаний использовали сеть LinkedIn 38%, планировали использовать в ближайший год – еще 10%. Facebook использовали 28%, планировали задействовать 10% опрошенных, для Twitter эта пропорция составляла 21% и 8% соответственно. С 2011 года использование LinkedIn выросло на 11%, Facebook – на 4%, Twitter – на 3%.

По оценкам CedarCrestone, адаптация социальных инструментов в компаниях практически удвоилась с 2010 года – показатель увеличился с 13% до 27%. Также актуальной тенденцией является развитие собственных корпоративных социальных сетей.

Проникновение социальных технологий в различных HR областях 2012-2013

Область HR Использование в 2012 году В следующие 12 месяцев
Рекрутинг (в целом) 13% 20%
Обучение и развитие 7% 15%
HR менеджмент 7% 14%
Управление эффективностью 6% 12%
Управление рабочим временем 5% 7%
Аналитика 4% 9%
Управление успехом 3% 8%
Компенсационный менеджмент 2% 6%
В целом 6% 11%
Рекрутинг (найм персонала) 49% 57%
Рекрутинг (найм топ-менеджеров) 16% 27%

CedarCrestone, 2012

Как следует из таблицы выше, по состоянию на 2012 год наиболее часто социальные сети использовались HR специалистами в области рекрутмента (такое применение отметили 13% участников исследования), затем следуют обучение и развитие сотрудников (7%) и HR менеджмент (7%). В области рекрутмента наивысший показатель использования социальных сетей достигнут, ожидаемо, в области найма персонала – 49%, а также найма топ-менеджеров – 16%.

Использование социальных инструментов в HR процессах может, например, состоять в следующем: Рекрутеры могут использовать социальные сети для профессионалов типа LinkedIn и брендированные социальные медиа как для активного, так и пассивного подбора персонала. * Корпоративные решения могут также использоваться для коммуникации с кандидатами.

  • В области обучение и развития сотрудников можно использовать коммьюнити в социальных сетях, привязанные к определенным тренингам и событиям подобного рода. Социальные сети могут стать площадкой для общения сотрудников до обучения, в его процессе, а также после. Также социальные сети могут использоваться для генерации и хранения пользовательского контента, задействованного в процессе обучения. Могут использоваться теги, закладки, рейтинги инструкторов и тому подобное.
  • Для непосредственно HR менеджмента социальные профайлы сотрудников могут предоставить дополнительные сведения.
  • В области повышения эффективности сотрудников и управления достижением целей могут использоваться социальные коммьюнити, а также большую роль играет поиск экспертов в социальных сетях, командное взаимодействие в этих сетях.

Примеров подобного рода можно привести великое множество, так как нет такой области HR, где социальные инструменты не могут быть использованы. Исследователи CedarCrestone проанализировали влияние социальных HR инструментов на выручку компаний и пришли к совершенно неожиданным выводам: в компаниях, которые используют социальные медиа, рост выручки в среднем составляет 34% по сравнению с 8% ростом у тех компаний, которые их не задействуют. Выручка в пересчете на одного сотрудника больше на 24% у первых компаний.

Об огромном потенциале социальных HR решений свидетельствует внимание мега-вендоров к этому сегменту рынка HRM: в 2012 году некоторые из них озадачились приобретением специализированных разработчиков в этой области. Достаточно вспомнить анонсированные сделки по покупке Oracle компании SelectMinds и IBM компании Kenexa. В то же время такие крупные игроки как Cornerstone OnDemand (Корнерстоун), SumTotal Systems и стартап Ovation Technologies добавили новые социальные возможности в свои собственные решения. Эта тенденция будет нарастать в 2013 году и далее.

Тем временем в России, по экспертным оценкам опрошенных TAdviser представителей системных интеграторов, в социальных сетях работают уже не менее половины HR менеджеров. По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, социальные сети используют для поиска сотрудников 19% отечественных компаний.

Правда, не все интеграторы сошлись в оценке перспектив данного направления на российском рынке, а крупных проектов по внедрению social HRM вообще не привел в пример никто из них. Зато сами ИТ-компании активно такие инструменты осваивают, однако, не давая оценок потенциальному пользовательскому спросу на подобные решения. Еще более интересный тренд это использование корпоративных соцсетей: под ними подразумевают набор сервисов, объединенных в портал, построенный по принципу социальной сети, несущих четко обозначенные выгоды для бизнеса.

Примечания