2024/12/17 15:35:39

Финансовые показатели Аэрофлота

.

Содержание

Основная статья: Аэрофлот

2023

Рост чистого убытка в 2 раза до 29,46 млрд рублей

По итогам 2023 года «Аэрофлот» выручил 497,51 млрд рублей, что на 49,5% больше, чем годом ранее. Чистый убыток группы за это время вырос более чем вдвое — с 14,31 млрд до 29,46 млрд рублей. Такие результаты по РСБУ авиакомпания обнародовала 12 февраля 2024 года.

Существенный рост выручки в 2023 году перевозчик связал с расширением программы полётов, увеличением занятости пассажирских кресел и восстановлением доходных ставок после их снижения в 2022 году.

Чистый убыток «Аэрофлота» за год вырос в 2 раза

Из отчета «Аэрофлота» следует, что без учета курсовых переоценок компания в 2023 году получила скорректированную чистую прибыль в размере 50,5 млрд рублей против 40,4 млрд рублей скорректированного убытка за предыдущий год.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 58.6 т

Убыток от прочей деятельности компании в 2023 году превысил 21 млрд рублей по сравнению с прибылью 58,2 млрд рублей в 2022-м. Снижение результата обусловлено в основном негативной динамикой курса иностранных валют, что привело к значительным расходам в виде отрицательной курсовой разницы, которая составила 99,9 млрд рублей, пояснили в пресс-службе «Аэрофлота». Там напомнили, что основным фактором начисления отрицательных курсовых разниц является необходимость переоценки валютных обязательств компании в соответствии со стандартом ФСБУ 25/2018.

Себестоимость продаж «Аэрофлота» в 2023 году составила 490 млрд рублей, увеличившись на 28,1%, что ниже темпов роста выручки. Факторы роста расходов — увеличение производственной программы, рост цен на закупаемые продукты и услуги. Например, авиакеросин подорожал на 39,8 млрд рублей. При этом 65,5% роста приходится на увеличение объемов закупки керосина для расширения программы перевозок, а 34,5% — на ценовой фактор. Еще один фактор роста расходов — затраты на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов из-за высоких стандартов по обеспечению безопасности полетов. Эти расходы в 2023 году составили 33 млрд рублей.[1]

Рост числа перевозок пассажиров на 16,3% до 47,3 млн человек

В 2023 году рейсами «Аэрофлота» было перевезено 47,3 млн пассажиров, что на 16,3% больше, чем годом ранее, а также на 3,3% превосходит показатель 2021 года. Свои годовые операционные результаты российский авиаперевозчик раскрыл 17 января 2024 года.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы «Аэрофлота», в 2023 году на внутренних линиях компании перевезено 37,7 млн пассажиров, на 6,8% больше, чем в 2022 году, и сопоставимо с 2021 годом.

Рейсами «Аэрофлота» было перевезено 47,3 млн пассажиров

На международных линиях перевозки достигли 9,6 млн пассажиров, на 4,2 млн и 1,1 млн пассажиров больше, чем в 2022 и 2021 гг. соответственно. Пассажирооборот (произведение количества пассажиров на расстояние перевозок) вырос на 25,4% по сравнению с 2022 годом, в том числе на 33,6% по авиакомпании «Аэрофлот».

Занятость пассажирских кресел в 2023-м увеличилась на 3,9 п.п. по сравнению с 2022 годом и составила 87,5%, что является наивысшим годовым результатом группы. На внутренних линиях показатель составил 90,0%, увеличившись на 4,1 п.п.

В декабре 2023 года пассажиропоток группы составил 3,7 млн человек (+22,3% к декабрю 2022-го), из них авиакомпания «Аэрофлот» перевезла 2,1 млн (+37,3%). Пассажирооборот у группы вырос на 32%, у «Аэрофлота» — на 39,6%. Несмотря на низкий сезон занятость кресел достигла рекордно высокого уровня — 84,2% (+2,3 п. п.). У авиакомпании «Победа» загрузка составила 92,4%.

«
Нам удалось в значительной мере стабилизировать бизнес, обеспечить непрерывность операционной деятельности и основных производственных процессов, включая эксплуатацию и техническое обслуживание воздушных судов. Мы смогли восстановить показатели перевозок на внутренних линиях, запустили более 70 международных линий и определили для себя новые цели и ориентиры, которые легли в основу долгосрочной стратегии развития до 2030 года, — заявил Андрей Чиханчин, первый заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот».[2]
»

2022

Снижение пассажиропотока до 20,5 млн человек

В 2022 году «Аэрофлот» перевез 20,5 млн пассажиров, что меньше показателя годичной давности в 21,4 млн. Об этом авиакомпания сообщила в конце января 2023 года.

По данным перевозчика, в 2022 году его пассажирооборот составил 56,5 млрд пассажирокилометров (+9,5% к 2021 году), занятость кресел достигла 81% (+6,7 процентного пункта). Перевозка пассажиров на рейсах внутри России увеличилась на 7,6% и достигла 16,7 млн человек. Пассажирооборот на внутренних линиях вырос на 30,3% до 41,8 млрд пассажиро-километров (+30,3%), а процент занятости кресел достиг 83,7%, что на 4,7 п.п. выше, чем годом ранее.

Общий объем перевозок авиакомпаний группы «Аэрофлот» в 2022 составил 40,7 млн человек против 45,6 млн годом ранее. Пассажирооборот группы в 2022 году составил 98,4 млрд пассажиро-километров (-1,7%), занятость кресел - 83,6% (+3,3 п.п.).

«
Операционные результаты 2022 года и их динамику относительно прошлых периодов необходимо рассматривать в контексте влияния на них факторов внешней среды — внешнеполитической обстановки и ограничений на полеты. После введенных ограничений основным фокусом стала нормализация операционной деятельности, группа активно восстанавливала пассажиропоток на внутренних, а также на доступных международных направлениях, — говорится в сообщении «Аэрофлота».
»

В 2022 году издание РБК отмечало, что за последние пять лет у группы уже было падение пассажиропотока: на 50% по итогам 2020 года из-за локдаунов в пандемию COVID-19. К 2022 году на фоне жестких международных санкций против российской авиаотрасли сокращение пассажиропотока в разы меньше. По итогам первой половины 2022 года он снизился на 7,4%, до 17,2 млн человек, во втором квартале — на 22,4%, до 8,7 млн.[3]

Снижение объёма международных перевозок после начала спецоперации России на Украине

В марте 2022 г число пассажиров компании на международных рейсах сократилось до 189 тыс человек.

2021

Снижение убытков в 3,6 раза, до 34,46 млрд рублей

«Аэрофлот» по итогам работы в 2021 году зарегистрировал чистый убыток в размере 34,46 млрд рублей, что в 3,6 раза меньше денежных потерь годичной давности. Такие данные российская авиакомпания обнародовала в начале марта 2022 года.

Выручка «Аэрофлота» в 2021 году оказалась равной 491,73 млрд рублей, увеличившись в 1,6 раза относительно 2020-го. Показатель EBITDA вырос в 4,3 раза и достиг 116,54 млрд рублей.

В отчетности авиаперевозчика также сообщается, что выручка от регулярных пассажирских перевозок в 2021 году повысилась на 76,4% по сравнению с 2020-м и составила 398,22 млрд рублей, что связано с восстановлением пассажиропотока и ростом процента занятости кресел на 6,7 п.п., до 80,3%.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 28,5%, до 34,41 млрд рублей на фоне роста объема перевозок груза и почты на 23,5%. Прочая выручка увеличилась на 8,9%, до 34,51 млрд рублей.

Операционные расходы за 2021 год увеличились на 26% по сравнению с 2020-м и составили 496,75 млрд рублей, что обусловлено восстановлением объемов операционной деятельности – выставленные емкости увеличились на 35%.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 67,5% и составили 129,75 млрд рублей на фоне роста цен на топливо, а также объема перевозок и налета часов. Средняя цена на топливо за 12 месяцев 2021 года выросла на 21,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.[4]

По словам эксперта «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Пучкарева, финансовые результаты «Аэрофлота» в 2021 году можно назвать неплохими относительно 2020-го, однако к марту 2022 года их значение для восприятия инвесторами компании невелико. На первый план выходят санкционные риски, а также связанные с ними эффекты, которые могут нанести ощутимый урон компании в будущем.

Увеличение объема перевозок на 56%, до 45,8 млн человек

«Аэрофлот» в 2021 году увеличил объемы пассажирских перевозок на 56% относительно 2020-го - до 45,8 млн человек. Такие данные российская авиакомпания обнародовала в конце января 2022 года.

В сравнении с 2019 годом, когда еще не было пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой авиаперелетов сначала стало сильно меньше, перевозки «Аэрофлота» в 2021-м выросли на 22,4%. На внутренних линиях в 2021 году перевезено 37,3 млн пассажиров (+59% к 2020 году, +15% к 2019-му), на международных — 8,5 млн (+43%, -68% соответственно).

«Аэрофлот» в 2021 году увеличил объемы перевозок на 56%

Как отмечает пресс-служба авиаперевозчика, пандемия продолжила влиять на операционные результаты, однако показатели начинают восстанавливаться. Перевозки на внутренних линиях уже во втором квартале 2021 года превысили уровень 2019 года и превышали аналогичные показатели 2019-го в течение оставшейся части года. Международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным, однако и в этом сегменте наблюдалось постепенное восстановление операций: к концу 2021 года было восстановлено уже порядка половины пассажиропотока, говорится в сообщении компании.

В данных «Аэрофлота» уточняется, что за 2021 год головной перевозчик группы увеличил перевозки на 47,1%, до 21,4 млн пассажиров. «Победа» увеличила перевозки за год на 58,8%, до 14,43 млн пассажиров, «Россия» - на 74,5%, до 9,96 млн пассажиров. С учетом результатов авиакомпании «Аврора» в 2020 году, перевозки группы «Аэрофлот» в 2021 году повысились на 51,9%, до 45,81 млн пассажиров.

В декабре 2021 года группа ввела в эксплуатацию пять самолетов SSJ100 (авиакомпания «Россия»). Авиакомпания «Аэрофлот» вывела из парка один Airbus А330-200 и передала один SSJ100 «России». На конец года парк группы насчитывал 356 воздушных судов.[5]

2020

Рост долга в 5,5 раз до 88,9 млрд руб

Чтобы закрыть «дыру» от спада продаж во время пандемии коронавируса, «Аэрофлот» привлек 80 млрд рублей от допэмиссии акции, 22,4 млрд рублей краткосрочных кредитов и 50,5 млрд рублей - долгосрочных. В результате финансовый долг компании за год вырос в 5,5 раз - с 15,8 до 88,9 млрд рублей.

Резкий рост долга (включая как кредиты, так и обязательства по аренде) привел к тому, что балансовая стоимость «Аэрофлота» стала отрицательной. На 31 декабря 2020 года обязательства компании превысили ее активы на 115,346 млрд рублей.

Уменьшение выручки на 58,4%, до 229,77 млрд рублей

В 2020 году выручка «Аэрофлота» по международным стандартам финансовой отчетности составила 229,77 млрд рублей, что на 58,4% меньше, чем годом ранее. Чистый убыток достиг 96,53 млрд рублей, тогда как в 2019 году имела место чистая прибыль в 5,29 млрд рублей.

Ухудшение финансовых показателей «Аэрофлота» связано с пандемией коронавируса COVID-19, из-за которой сильно уменьшилось количество международных авиарейсов и были введены ограничительные меры в регионы, приведшие к падению спроса на перелёты внутри России. В связи с этим пассажиропоток «Аэрофлота» в 2020 году сократился на 61%, что само по себе привело к снижению части расходов:

  • от операций по соглашениям код-шеринга — на 43%, до 58,2 млрд рублей,
  • на авиационное топливо — на 63,8%, до 46,6 млрд рублей,
  • на наземное обслуживание в аэропортах — на 53,1%, до 16,5 млрд рублей,
  • на питание пассажиров на борту — на 64,8%, до 7,4 млрд рублей.

В результате оптимизационных мер компании удалось обеспечить совокупное сокращение управленческих и коммерческих расходов на 37,2% (данные статьи расходов включают расходы на оплату труда управленческого персонала, общехозяйственные, консультационные, маркетинговые расходы, а также затраты на системы бронирования).

В «Аэрофлоте» отметили, что оптимизационные инициативы, привлечение дополнительного капитала, меры государственной поддержки позволили обеспечить сохранение квалифицированного персонала и производственной базы компании, а также обеспечить высокий уровень безопасности полетов в крайне сложной ситуации пандемии.

Благодаря оптимизационным инициативам и постепенному восстановлению емкостей компании в строгой увязке со спросом и экономическим эффектом во втором полугодии 2020 года, удалось обеспечить дополнительные доходы, в частности от грузовых перевозок, избежать неоптимальных затрат и таким образом частично сдержать негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат года, отмечается в сообщении перевозчика.[6]

Примечания