Содержание |
Основная статья: Tesla
2024
Рост продаж в Китае на фоне субсидирования электромобилей в стране
Поставки Tesla в Китай в третьем квартале достигли рекордного уровня, чему способствовала политика субсидирования электромобилей в стране.
Резкое сокращение прибыли
Активная экспансия Tesla завершилась в 4 кв 2022 и вот уже 1.5 года Илон Маск ищет новую точку равновесия в быстро меняющемся автомобильном рынке.
Формально выручка за 2кв24 является рекордной – $25.5 млрд (до 100 млрд годового дохода), но рост за год всего на 2.4%, тогда как за два года прирост в 1.5 раза! Неплохо? Да, но период экспансии закончен, т.к. за 5 лет до этого (2кв22 к 2кв17) выручка выросла в 6 раз!Метавселенная ВДНХ
Из компании роста Tesla превращается в типичную автомобильную компанию, которая непрерывно находится в фазе трансформации и адаптации (реконфигурация модельного ряда, оптимизация логистики, расходов и т.д.), писал Spydell Finance.
Точка перелома для Tesla – 4кв22-1кв23, когда впервые реализация авто вышла на нисходящую траекторию. Рост глобальной конкуренции, где Tesla теснят на всех фронтах ([[Электромобили (рынок Китая)|особенно в Китае]]) и замедление экспансии электрокаров в США и Европе. Это вынуждает снижать цены и темпы производства авто, которые сократились на 14% г/г.
Выручка автомобильного сегмента Tesla сократилась на 7% г/г до $19.9 млрд, тогда как выручка генерации и аккумуляции/ хранении электричества выросла на 100% до 3 млрд и это за квартал!
Tesla входит в мировые лидеры по предоставлению возобновляемой энергии. Электроэнергетика Tesla имеет потенциал экспансии до 15-20 млрд годовой выручки. Tesla установила и ввела в эксплуатацию системы хранения энергии общей емкостью 9.4 ГВт·ч (+158% г/г).
Сервисные услуги и прочие доходы выросли на 21% г/г до $2.6 млрд.
Операционная прибыль сократилась на треть до 1.6 млрд, а чистая прибыль сократилась на 45% г/г до 1.5 млрд, несмотря на то, что Tesla агрессивно снижает расходы на аккумуляторы.
Пик операционной и чистой прибыли был достигнут в 2П22, с тех пор показатели рухнули примерно на 60%. Операционный денежный поток чуть лучше, но сглаженный годовой показатель снизился на 30%.
Tesla не платит дивидендов и не совершает байбэков, а наоборот, активно размещается на рынке. Через доразмещение акций с 2020 года привлекли $15 млрд, а до этого еще $7 млрд.
Доля других производителей электромобилей в США сравнялась с долей Tesla
К июню 2024 г компания Tesla находится на грани потери ключевого преимущества, которым она обладала на протяжении последних шести лет: она обгоняла всех конкурентов по продажам электромобилей в США вместе взятых.
Крушение поставок с завода в Шанхае на 18% в апреле из-за невозможности конкурировать с местными поставщиками
В апреле 2024 поставки Tesla Inc. с завода в Шанхае упали в годовом исчислении даже на фоне роста общего рынка новых EV, что стало еще одним признаком давления, которое испытывает компания Илона Маска в гиперконкурентном автомобильном секторе Китая.
Апрельские поставки Tesla, включающие автомобили для продажи внутри страны, а также для экспорта, составили 62 167 единиц, что на 18% меньше, чем в апреле 2023 года.
В начале мая 2024 г Tesla объявила о сокращении рабочих мест в Китае в связи с замедлением продаж. Увольнения затронут все отделы - от производства до обслуживания клиентов.
2023
Сокращение доли рынка электромобилей в Калифорнии с 71% до 60%
Доминирование Tesla в Калифорнии исчезает по мере появления конкурентов.
В 2023 году на долю автопроизводителя из Остина приходилось 60,5% калифорнийского рынка аккумуляторных автомобилей по сравнению с 71% в 2022 году.
Китайская BYD догоняет Tesla по продажам
Поставка рекордных 466 тыс авто во II квартале
Tesla поставила рекордное количество автомобилей во II квартале 2023 г, превзойдя ожидания и продемонстрировав значение снижения цен в начале этого года.
Пионер электромобилей заявил, что с апреля по июнь он поставил 466 000 автомобилей, что на 10,4% больше, чем в предыдущем квартале, и на 83,5% больше, чем годом ранее. Объем производства был еще выше - почти 480 000.
Рекордные поставки в I квартале - 422 тыс авто
Поставки Tesla выросли до рекордного уровня после снижения цен на электромобили - компания поставила 422 875 автомобилей по всему миру в I квартале 2023 г.
2022
Доля на рынке автомобилей с интернет-подключением - 3,7%
Рекордные продажи в 3-м квартале
Сокращение производства во 2-м квартале
6-е место в мире по размеру капитализации
2021: Рост выручки на 71%, до $53,8 млрд, прибыль - $5,52 млрд
Выручка автопроизводителя Tesla в 2021 году увеличилась на 71%, до $53,8 млрд, в 2020 году показатель составлял $31,536 млрд. Чистая прибыль по итогам 2021 года выросла в 7,7 раза, до $5,52 млрд по сравнению с $721 млн в 2020 году.
Поставки электромобилей Tesla в 2021 году увеличились на 87%, до 936 000 автомобилей. На строительство новых заводов компания потратила $6,5 млрд. Но автопроизводитель предупредил, что проблемы с цепочкой поставок, вызванные пандемией COVID-19, снова будут ограничивать производство в 2022 году.
По итогам 2021 года производство электромобилей достигло показателя в 930,422 автомобилей, из которых 24,390 пришлось на Model S и Model X и 906,032 на Model 3 и Model Y.
Поставки электромобилей Tesla к концу 2021 года достигли 936,222 штук, из которых 911,242 - Model S и Model X и 24,980 - Model 3 и Model Y.
К концу 2021 года у автопроизводителя насчитывается 655 дилерских центров и 1281 сервисных парков. Глобальная сеть станций быстрой зарядки Tesla Supercharger в 2021 году увеличилась до 3476 штук, а количество точек подключения - до 31 498 штук.
За весь 2021 год Tesla суммарно отгрузила солнечных панелей на 435 МВт — рост на 68%. Внедрение развернутых систем хранения энергии (EES) за год достигло 3922 МВт/ч - рост на 32%. Рост вызван в основном развертыванием установок Tesla Megapack. Поскольку спрос остается значительно выше потенциала, рост был ограничен предложением. Tesla находится в процессе создания специальной фабрики для Megapack, чтобы удовлетворить растущий спрос. Также компания работает над снижением затрат, в частности на установку, что позволит увеличить прибыльность от продуктов, связанных с энергетикой.
Кроме того, к концу 2021 года Tesla представила семь обновлений для программного обеспечения для своего автопилота, только в США оно установлено почти на 60 тыс. автомобилей.[1][2]
2020
Первый год без убытков: рост выручки на 28%, до $31,54 млрд
В 2020 году Tesla зарегистрировала выручку в размере $31,54 млрд, что на 28% больше, чем годом ранее. Продажи автомобилей в этой сумме составили $27,24 млрд, увеличившись на 31%. Остальные доходы пришлись на услуги автолизинга.
2020-й стал в истории Tesla первым годом, по итогам которого компания получила чистую прибыль — она составила $721 млн. Годом ранее чистые убытки американского производителя электромобилей измерялись $862 млн.
Аналитики Уолл-стрит связывают первую прибыльность Tesla с появлением электрокаром Model 3 и Model Y с относительно низким ценником, а также с расширением производства, в том числе, с открытием собственной фабрики в Китае.
Годовой объём продаж в Китае вырос на 124% до $6,66 млрд. Продажи компании за пределами США впервые превысили продажи внутри страны.
По итогам 2020 года Tesla произвела 509 737 машин и поставила 499 550 автомобилей в дилерские центры и клиентам напрямую. Это примерно на 36% больше показателей 2019 года.
При этом глава Tesla Илон Маск рассчитывал достичь цели в 500 000 проданных электрокаров за год, поэтому формально сдержать слово ему не удалось. За несколько дней до 2020 года Маск призвал работников компании выложиться на полную, чтобы цель была достигнута.
За 2020 год Tesla собрала почти 455 000 седанов Model 3 и кроссоверов Model Y. Ещё 54 800 электромобилей — это модели более ранних серий, седаны Model S и кроссоверы Model X. Более трети произведённых в 2020-м электрокаров (179 700) собрали в четвёртом квартале.
Рыночная капитализация Tesla взлетела на 643% за последние 12 месяцев к 27 января 2021 года и превысила $837 млрд (самый высокий показатель среди автопроизводителей). Илон Маск связывает этот скачок, в частности, с разработками Tesla в сфере самоуправляемых автомобилей. В будущем полностью самоуправляемые автомобили можно будет использовать как роботакси, которое будет приносить доход своим владельцам, заявил предприниматель.[3]
Продано 499 тыс авто
В 2020 году Tesla произвела 509,7 тыс. автомобилей и успела продать 499 550 машин, следует из отчета автопроизводителя. Компании не хватило 450 продаж для того, чтобы исполнить обещание Илона Маска, заявившего, что в 2020 году Tesla способна выйти на отметку 500 тыс. реализованных автомобилей.
Всего в 2020 году компания произвела 454,9 тыс. седанов Model 3 и кроссоверов Model Y — новой серии электромобилей. Еще 54,8 тыс. произведенных машин — это электромобили более ранних серий, седаны Model S и кроссоверы Model X. Из 509,7 тыс. произведенных машин 179,7 тыс. были собраны в четвертом квартале.
Компания в 2020 году реализовала 57 039 автомобилей серии Model S / X и 442 511 автомобилей Model 3 / Y. В сумме 499 550 машин.
2019
Убытки — $775 млн; выручка — $24,58 млрд
В 2019 году Tesla зарегистрировала рекордную выручку — $24,58 млрд. Годом ранее продажи измерялись $21,46 млрд.
Реализация автомобилей у компании повысилась с $17,63 млрд до $19,95 млрд год спустя. На услугах лизинга Tesla заработала $869 млн в 2019 году и 883 млн в $2018-м.
По итогам 2019 года Tesla продала 367,5 тыс. электромобилей, больше, чем за два предыдущих года (этот показатель соответствует прогнозу Tesla в 360-400 тыс. проданным машин). В 2020 году компания надеется реализовать более 500 тыс. машин.
В компании отметили, что 2019 год стал переломным для Tesla. Надежды на дальнейший рост в Tesla связывают с высоким спросом на Model 3 и запуском завода в Шанхае. В 2019 году Tesla также объявила о намерении построить завод возле Берлина. При нем компания собирается открыть дизайн-центр.
Несмотря на рост выручки, увеличиваются и убытки Tesla. В 2019 году они составили $775 млн, снизившись с $1,06 млрд годом ранее. Денежные потери обусловлены в первую очередь расходами на производство.
После публикации финансовой отчетности акции Tesla сначала выросли на 2,5% к закрытию биржи, а на электронных торгах — еще на 11,6%, достигнув $648,5. В результате состояние основателя Илона Маска за один час увеличилось на $2,3 млрд, отмечает Bloomberg. Рост котировок произошел благодаря рекордным показателям выручки и поставок электромобилей, добавляет информагентство. Кроме того, помогло то, что финансовые показатели в целом оказались выше ожиданий Уолл-стрит.
В 2019 году капитализация Tesla впервые превысила $100 млрд. Если ее стоимость будет превышать эту сумму в течение нескольких месяцев, генеральный директор компании Илон Маск сможет получить вознаграждение в размере $346 млн. [4]
Продано всего 192 тыс авто в США. Капитализация $103 млрд
2018
Убытки — $1,06 млрд; выручка — $21,46 млрд
В 2018 году выручка Tesla Motors составила $21,46 млрд, увеличившись почти вдвое относительно 2017-го. Продажи электромобилей у компании подскочили с $8,53 млрд до $17,63 млрд.
Доходы от услуг лизинга снизились — с $1,11 млрд в 2017 году до $883,5 млн год спустя. На реализации энергетических установок компания заработала $1,56 млрд против $1,12 млрд годом ранее. Сервисы и другие источники доходов принесли Tesla суммарный годовой оборот в размере $1,39 млрд.
Tesla остается убыточным автопроизводителем, однако денежные потери снижаются. Если в 2017 году они измерялись $2,24 млрд, то в 2018-м чистые убытки составили $1,06 млрд. Компания много денег тратит на исследования, разработки и производство. В 2018 году совокупные расходы Tesla превысили $4,04 млрд.
Несмотря на убытки и большие затраты на развитие бизнеса, корпоративные расходы на Илона Маска остаются высокими. Например, в 2018 году Tesla потратила $700 тыс. на перелеты основателя и гендиректора на частном самолете, в том числе по личным целям. В компании поясняют, что передвижения Маска являются «неотъемлемой частью ведения бизнеса».
К сожалению, пока мы не можем телепортироваться, для него нет другого способа делать свою работу так же эффективно, — заявил представитель Tesla Дэйв Арнольд. |
Сам Илон Маск называл 2018 год худшим в своей карьере и «мучительным». По словам предпринимателя, он постарел на пять лет, работал семь дней в неделю и спал по несколько часов.
За 2018 год Tesla поставила в общей сложности 245 240 электрокаров, в том числе 145 846 экземпляров Model 3 и 99 394 седанов Model S и кроссоверов Model X. Компании, как она сама отмечает, в 2018 году удалось выпустить почти столько же электрокаров, сколько она отгрузила за предыдущие года вместе взятые.[5]
Акции Tesla обвалились на 9% после того, как Маск покурил марихуану в прямом эфире
Вечером 6 сентября 2018 года Илон Маск, генеральный директор компании Tesla, покурил марихуану в прямом эфире, что послужило причиной обвала акций компании утром 7 сентября на 9%.
Илон Маск стал гостем подкаста Joe Rogan Experience и обсудил с ведущим широкий круг тем, включая свое поведение в Twitter, огнеметы его компании The Boring Company и устройства «нейтронной связи», которые могли бы связать мозг человека с компьютером. Заметив, что ведущий затянулся сигаретой с марихуаной, Маск удивился и спросил, что происходит. В ответ ведущий предложил ему сделать затяжку. Маск согласился, предварительно уточнив, законно ли это в штате Калифорния.
Отметим, что в Калифорнии и в еще нескольких штатах применение марихуаны в расслабляющих целях легализовано. По закону жители старше 21 года имеют право хранить примерно до 30 граммов наркотика. Однако марихуана по-прежнему запрещена на территории остальных штатов в соответствии с федеральным законом США.
В кодексе делового поведения и этики Tesla указано, что сотрудникам компании запрещено работать, находясь под влиянием психоактивных веществ и алкоголя. Представлял ли Маск Tesla в качестве руководителя в прямом эфире – вопрос спорный, однако, по словам ххThe New York Times (NYT)|The New York Times]], члены совета Tesla также обеспокоены поведением генерального директора, в частности его потреблением марихуаны и алкоголя «в расслабляющих целях».
Также стало известно, что ВВС США могут лишить основателя Илона Маска доступа к секретной правительственной информации. Так как его компания SpaceX занимается космическими запусками по заказу государственной компании, Маск имел доступ к неразглашаемым данным. Сейчас военное ведомство изучает ситуацию, однако расследование пока что не было заведено. [6]
Tesla теряет $6500 каждую минуту
В мае 2018 года стало известно, насколько быстро Tesla теряет денежные средства из-за проблем с производством и продажами электромобилей.
По оценкам аналитиков рейтингового агентства Moody's полагают, Tesla может не хватить средств на существование даже до конца 2018 года. Они подсчитали, что только на поддержку операционной части бизнеса компания тратит около $500 млн за полгода.
Согласно расчетам обозревателей Bloomberg, каждую минуту Tesla теряет около $6500. В случае сохранения такой негативной динамики у компании могут закончиться деньги за несколько месяцев.
В публикации Bloomberg установлен онлайн-счетчик, который показывает сколько денег Tesla «сгорело», с того момента, как пользователь начал читать материал. К 14 мая 2018 года набралась сумма, составляющая около $1,1 млн.
К концу 2017 года у Tesla насчитывалось около $3,4 млрд наличных средств в свободном денежном потоке, а долги компании составляли $9,4 млрд. Многие опрошенные изданием аналитики полагают, что вскоре Tesla понадобится новый заем.
Для того, чтобы иметь запас средств в $1 млрд, американскому производителю электрокаров необходимо продать акции на сумму $3 млрд до конца 2018 года и привлечь еще $2 млрд в 2019 году, говорит аналитик Cowen & Co Джон Осборн.
Большие долги приводят к выплате огромных процентов: только в первом квартале 2018 года Tesla заплатила их в размере $146 млн, что примерно соответствует аналогичным расходам General Motors — компании, превосходящей Tesla по выручке более чем в 10 раз.
Большой статьей расходов является персонал. Если в 2010 году в Tesla работало лишь 899 человек, то восемь лет спустя штат вырос до 40 тыс. человек. С 2014 по 2017 году количество работников в компании утроилось, а выручка в расчете на одного сотрудника осталась на том же уровне — около $500 тыс. в год. У General Motors и Ford Motor этот показатель в 2,5 раза выше.[7]
2017
Рекордные убытки — $2,2 млрд
В 2017 году Tesla Motors получила рекордный убыток из-за расходов на производство электромобиля Model 3.
За 12-месячный отчетный период, конец которого пришелся на 31 декабря 2017 года, чистые убытки Tesla увеличились до $2,2 млрд с $773 млн годом ранее. При этом выручка компании поднялась на 55%, достигнув $11,8 млрд.
Одной из причин роста оборота в Tesla называют увеличение продаж кроссоверов Model X. В отчете компании при этом отмечается, что увеличение поставок седанов Model 3 до 2500 штук в неделю откладывается как минимум до конца первого квартала 2018 года.
Сборка Model 3 началась еще в июле 2017 года, однако из-за производственных трудностей компания никак не может выйти на массовый выпуск автомобилей. Из-за дополнительных расходов растут убытки Tesla. В компании надеются, что к концу второго квартала 2018 года с конвейеров будет сходить около 5 тыс. Model 3 в неделю.
Компания также ограничила производство Model S и Model X до 22 137 экземпляров, объяснив это перераспределением производственных ресурсов в пользу Model 3. Финансовый директор Дипак Ахуджа (Deepak Ahuja) отметил, что больше половины расходов компании пришлось на Model 3, что подчеркивает важность проекта и необходимость большого инвестирования в него.
В 2017 году Tesla поставила более 102 тыс. автомобилей при запланированных 100 тыс. Продажи машин принесли компании $8,5 млрд выручки против $5,6 млрд в 2016-м. Доходы от услуг лизинга превысили $1,1 млрд. Примерно столько же американский автопроизводитель заработал на реализации энергетических установок.
В финансовом отчете также говорится, что к концу 2017 года количество станций для подзарядки автомобилей у Tesla достигло 1128, что на 338 больше, чем годом ранее. Количество дилерских центров составило 330 по всему миру.[8]
Компания на пороге финансового краха и держится за счет госсубсидий
В ноябре 2017 года производитель самого разрекламированного электромобиля Tesla отчитался о рекордных квартальных убытках. Вместе с заявлениями американского правительства о скорой отмене льгот для электромобилей это вызвало панику на биржах и падение стоимости акций группы компаний, принадлежащей американскому миллиардеру Илону Маску[9].
Период с 30 июня по 30 сентября 2017 года оказался провальным для Tesla. Убытки производителя электрокаров достигли рекордных 670 миллионов долларов.
В компании это объяснили сложностями с производством новой машины Model 3: обещания выпустить к декабрю 20 тысяч этих машин, судя по всему, сдержать не удастся, ведь на начало октября с конвейера сошли лишь 260 единиц.
В Tesla объясняют, что собирать новую модель в заявленных объемах не позволяют мощности предприятия Gigafactory в Неваде, где для нее изготавливают аккумуляторные батареи.
Проблему пообещали решить в течение ближайших месяцев, и уже к марту 2018 года довести производство Model 3 до пяти тысяч единиц в неделю.
Республиканская партия в США, поддерживаемая президентом Дональдом Трампом, активно продавливает реформу налогового законодательства, которая лишит льгот производителей электромобилей. Это может серьезно ударить по продажам машин с электроприводом, в том числе Tesla.
Компании Илона Маска все равно разорились бы без поддержки государства. Принадлежащие ему Tesla, SolarCity и SpaceX за счет различных программ господдержки получили около 4,9 миллиарда долларов. А это значит, что государственно-частное партнерство, в котором государство нередко выступает в роли донора, является основой бизнес-империи предпринимателя.
В Гонконге продажи Tesla рухнули сразу после возврата налога на регистрацию электромобилей. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2016 году в Дании: там число зарегистрированных электрокаров сократилось на 70 процентов после завершения программы стимулирования спроса на электромобили.
В ноябре 2017 г. СМИ облетела шутка известного финансового аналитика Фрэнка Швупа (Frank Schwope) из немецкого банка Nord/LB. «Вы должны спросить себя, что произойдет раньше: Илон Маск полетит на Марс со SpaceX, или он наконец-то будет управлять Tesla прибыльно». Аналитик сомневается, что компания осуществит свои планы по продаже 500 тыс. автомобилей в 2018 г. Как и другие эксперты, Швуп ожидает выхода Tesla на доходность не ранее 2020 г[10].
2016: Tesla получила убыток $675 млн, но стала дороже General Motors
2016 год принес компании Илона Маска убыток в $675 млн. Чистый убыток компании за первое полугодие 2016 года увеличился почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил $575,4 млн. Этот факт не останавливает Маска от обещаний инвесторам «скорого выхода» в рентабельность. Бизнесмен подтвердил прогноз поставки почти 80 тыс. машин в 2016 году. Ранее же в планах компании значилось на 10 тыс. автомобилей больше — 90 тыс. штук[11].
По итогам 2016 года Tesla вышла на первое место в мире по капитализации среди автопроизводителей — то есть на рынке компания стоит дороже GM. При этом у Tesla 18 тысяч рабочих, а у GM — 215 тысяч, Tesla продала в 2016 году 100 тысяч машин, а GM — более 3 миллионов только в США.
Стоимость активов, то есть заводов и другой собственности, у Tesla оценивается в 4,3 миллиарда долларов, в то время как у GM — в 44 миллиарда.
Примечания
- ↑ Tesla reports record yearly profit but warns that supply problems persist
- ↑ Tesla Q4 2021 Vehicle Production & Deliveries
- ↑ Q4 and FY2020 Update, Tesla
- ↑ Q4 and FY2019
- ↑ Tesla Fourth Quarter & Full Year 2018 Update
- ↑ Elon Musk may have violated Tesla's business conduct policy by smoking weed
- ↑ Tesla Doesn’t Burn Fuel, It Burns Cash
- ↑ Tesla Fourth Quarter & Full Year 2017 Update
- ↑ Илон Маск оказался на пороге финансового краха
- ↑ Tesla оставила Илона Маска без зарплаты
- ↑ Из другого Tesla: Как Илон Маск продолжает привлекать внимание к Tesla