2021/04/10 16:42:00

Холодильные установки (рынок России)


Содержание

2020

Российский рынок авторефрижераторов сократился на 23% в натуральном выражении

8 апреля 2021 года стало известно о том, что российский рынок авторефрижераторов сократился в 2020 году на 23% в натуральном выражении относительно 2019 года. Всего было введено в эксплуатацию чуть более 8100 транспортных средств с ХОУ (холодильно-отопительными установками) разного типа: прямого привода, автономных, вертикальных. В основном автомобили регистрировали юридические лица, на физических лиц пришлось 18% от всего количества. Об этом сообщает компания СИВ Трансхолод, дистрибьютор транспортного и торгового холодильного оборудования, основываясь на собственных данных, информации от маркетинговых автомобильных агентств, данных государственных органов.

Российский рынок авторефрижераторов сократился в 2020 году на 23% в натуральном выражении. Фото: zen.ati.su.

Как пояснялось, больше всего было закуплено агрегатов прямого привода — 4900 штук, вертикальных ХОУ приобретено 2910 единиц. Автономных установок для грузовиков —всего 290.

Среди производителей лидерами по продажам в 2020 в России году стали: СARRIER (США), DonginThermo (Корея), H-Thermo (Корея), TerraFrigo (Россия), ThermoKing (США), Zanotti (Италия), Элинж (Россия). Своего рода «Большая семерка» среди присутствующих на российском рынке производителей холодильного оборудования.

Основные факторы, влиявшие на рынок рефрижераторов в 2020 году: пандемия, изменение курса валют, санкции против группы российских производителей транспортных средств и запрет на поставки им оборудования, дефицит шасси, сокращение ресторанного и гостиничного бизнеса, в первую очередь малых и средних предприятий. Пожалуй, ключевым фактором, повлекшим за собой другие события, стала пандемия коронавируса.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.8 т

Уже в середине первого квартала 2020 года началось сокращение продаж, нижней точки они достигли в апреле-мае. Затем начался восстановительный тренд, остающийся и на апрель 2021 года.

Среди автотранспортных холодильных установок наиболее востребованы агрегаты прямого привода (DirectDrive), они применяются для перевозок температурных грузов внутри города, как правило, на легком коммерческом транспорте. Агрегаты не имеют собственного двигателя. Привод компрессора или генератора соединен через ременную передачу с двигателем автомобиля. Конструкционно агрегаты представляют собой сплит-систему — снаружи установлен конденсатор, внутри кузова — испаритель. Используются для перевозки как свежих, так и замороженных продуктов в фургонах от 2 до 50 м3.

Лидерами по вводу в эксплуатацию автомобилей с установленными агрегатами прямого привода стали Центральный, Приволжский и Уральский федеральный округа. Почти половина пришлась на Центральный округ, включая Москву и область.

По оценке компании СИВ Трансхолод, дистрибьютора холодильного оборудования, в TOP-5 брендов агрегатов прямого привода, проданных в 2020 году, вошли CARRIER, Zanotti, ThermoKing, Элинж, TerraFrigo.

При установке ХОУ прямого привода наиболее востребованы в 2020 году были автомобили российских марок ВИС, ГАЗ и зарубежных FORD, HINO, HYUNDAI, ISUZU, JAC, MITSUBISHI FUSO.

Автономные агрегаты имеют собственный дизельный двигатель для обеспечения работы компрессора холодильной установки и других систем ХОУ. Используются для доставки по городу и междугородних перевозок в грузовых автомобилях с фургонами от 20 до 89 м3. Автономные ХОУ сразу с завода заправлены хладагентом (R404A или R452A), маслом, антифризом, готовы к монтажу и запуску в работу. Имеют собственную электросистему 12В, а топливо получают из топливного бака автомобильного шасси, на котором устанавливается фургон, либо из собственного топливного бака, если холодильный агрегат устанавливается на прицеп или полуприцеп.

Особенность автономных агрегатов — возможность установки как в верхней части фургона, так и в нижней части, под фургоном. Есть также специальные версии, Oasis и Nordic, для регионов с очень жарким климатом и очень холодным.

Продажи автономных агрегатов для грузовиков сократились более чем на 65% по сравнению с 2019 годом. Лидерами в процентном снижении среди других округов стали Центральный и Уральский. Лидировали в продажах Центральный, Уральский и Приволжский округа, заняв в совокупности 60% от сбыта по всем регионам.

Если агрегаты прямого привода можно назвать условно массовым устройством — их приобретают компании разного размера и сферы деятельности, поштучно и партиями, то автономные ХОУ, как правило, поступают в парки крупных розничных продуктовых сетей и этот сегмент рынка в значительной степени зависит от срока службы уже эксплуатируемых установок и планов обновления или расширения рефрижераторного автопарка ритейлеров.

Вертикальные агрегаты устанавливаются преимущественно на полуприцепах с изотермическими фургонами стандартного объема — 88 м3 и увеличенных — до 126 м3. Такие автопоезда используются для крупных междугородних и международных перевозок температурных грузов.

На российском рынке вертикальных агрегатов, как, впрочем, и мировом, доминируют два производителя – CARRIER и Thermo King. В 2020 году большая часть таких агрегатов была смонтирована на полуприцепах производства SchmitzCargobull, Krone и российской компании Тонар. Существенная доля от всего количества полуприцепов с холодильными агрегатами поступает из-за рубежа в виде полностью готовых к работе авторефрижераторов. Другая часть комплектуется, собирается в России из шасси, изотермического фургона, холодильной установки. Вертикальные ХОУ имеют собственный дизельный двигатель и собраны в одно целое с испарителем по принципу моноблока.

Вместе с холодильными агрегатам можно заказать и установить оборудование для достижения максимальной производительности системы и, а также контроля за ее параметрами: датчики открывания дверей, независимые регистраторы температурных данных, телематические системы для постоянного мониторинга груза и работоспособности ХОУ, и прочее. Обычно, и 2020 год не стал исключением, максимум дополнительного оборудования заказывают именно с вертикальными агрегатами. Стоимость температурного груза, перевозимого в полуприцепе, может достигать десятков миллионов рублей и вопрос уже не в том, устанавливать ли вспомогательное оборудование, а в подборе оптимальной конфигурации.

В тоже время, стоит отметить положительный тренд на дооснащение и агрегатов прямого привода — более чем на 24% увеличился спрос на регистраторы с возможностью печати данных, датчики дверей. Если предприниматель или компания приобретают рефрижератор для оказания услуг по перевозке, то регистратор – это недорогое и надежное решение по контролю за заданным температурным режимом. Например, перевозка вакцины от COVID-19 регламентируется СП 3.1.3671-20, обязывающим поддерживать температурный режим минус 18 °C и ниже в течение всего времени транспортирования и хранения при любой допустимой степени загрузки.

«
«Растет потребность в системах контроля с возможностью передачи данных онлайн. Перевозчики, продуктовый ритейл, фармацевтические компании хотят в режиме реального времени получать сервисные и эксплуатационные данные холодильной установки, информацию о действиях водителя по поддержанию температурного режима и его текущие значения», — подтверждает Андрей Сидоров, руководитель проектов компании "Адвантум".
»

Основной объем производства и поставок изотермических фургонов для дальнейшего использования с холодильными установками приходится на российские компании: АвтоМаш, Автомеханический завод, ВИС-АВТО, Луидор-Тюнинг, СибЕвроВэн, Спецмобиль-НН, Тонар, Центртранстехмаш и другие. Колебания валютного курса, государственная поддержка сыграли положительную роль в развитии отечественного производства. Более 85% фургонов для авторефрижераторов с агрегатами прямого привода были сделаны именно российскими производителями.

Помимо автомобилей с холодильными агрегатами приобретались и бывшие в эксплуатации автомобили. Годовой приток б/у автомобилей с холодильными агрегатами в разы превышает количество вводимых в эксплуатацию. Относительно 2020 года чуть больше трети из них были выпущены более 10 лет назад, еще треть приходится на автомобили возраста 5-10 лет, остальные автомобили младше 5 лет. Падение не коснулось сегмента подержанных автомобилей, наоборот, количество сменивших владельца транспортных средств выросло на 16 % год к году.

Мировой рынок рефрижераторных транспортных средств достиг в 2020 году 16,11 млрд долларов США. В 2019 году объем рынка составил 15,1 млрд $, отмечает исследовательская компания IMARC. Оценка включает автомобильный, морской, железнодорожный и воздушный транспорт.

По оценкам экспертов, в течение следующих пяти лет мировой рынок рефрижераторных транспортных средств будет демонстрировать умеренный рост.

Одна из движущих сил глобального рынка рефрижераторных перевозок — рост потребления замороженных пищевых продуктов. В связи с растущей популярностью здорового образа жизни активизировался спрос на замороженные варианты различных свежих продуктов от потребителей наряду с растущим спросом на эти услуги со стороны операторов общественного питания. Кроме того, производство чувствительных к температуре фармацевтических препаратов и расширение торговых возможностей во всем мире также окажут благоприятное влияние на рост рынка.

Fesco протестировала систему температурного контроля при грузоперевозках

В России протестирован один из ключевых элементов единой системы контроля за транспортировкой продуктов питания. Об этом 9 ноября 2020 года сообщила компания Концерн Телематике (ранее Национальные телематические системы). Тестовый заезд с оборудованием организовала транспортная компания FESCO при участии «Центра развития цифровых платформ» (ЦРЦП). Подробнее здесь.

На март перевозки температурно-чувствительных грузов в России осуществляют порядка 80-100 тыс. «рефов»

Продуктовый ритейл и фармацевтика – это отрасли, которые, наряду с производителями продуктов питания, являются основными заказчиками температурных перевозок. Логистика температурно-чувствительных грузов отличается наличием особого типа фургона и холодильной установки для поддержания необходимой температуры. На март 2020 года структура самого рынка REF-перевозок, рынка транспортных средств и оборудования для осуществления таких перевозок, сформировалась. О том, что же представляет собой рынок холодильных установок для перевозки, 13 марта 2020 года TAdviser рассказали в компании "Адвантум"

Перевозки температурно-чувствительных грузов в России осуществляют порядка 80-100 тыс. «рефов»

Как сообщалось, холодильные установки (ХОУ) потребители выбирают,как правило,исходя из двух характеристик: цена и надежность. По цене обычно выигрывает оборудование российского и корейского производства – оно более бюджетное в отличие от агрегатов международных брендов, таких как Carrier и ThermoKing. В плане надежности отечественные и корейские ХОУ менее долговечны, со сроком службы в пределах гарантийного срока, который составляет порядка 12-ти месяцев. Крупные перевозчики и ритейл сети чаще выбирают более мощные и надежные установки Carrier и ThermoKing, которые на март 2020 года занимают главенствующее положение на рынке. В тоже время, доля продаж российских ХОУ неуклонно растет, это связано с развитием российских производств, их ценовой политикой и ростом пошлин на ввоз зарубежных аналогов.

У Carrier и ThermoKing есть преимущество перед другими производителями – разветвлённая сеть сервисных центров на территории России. В частности, у компании Carrier одна из самых больших сетей авторизованных сервисных центров, которая обеспечивает присутствие бренда практически во всех крупных городах страны. Благодаря этому факту поддерживается устойчивый спрос на агрегаты этих брендов.

Выбор модели холодильной установки,определяется выбором транспортного средства и логистическими задачами, для которых планируется ее использовать. В зависимости от типа транспортировки это может быть доставка «последней мили» или перевозка между распределительными центрами. Так, в условиях города, при доставке до магазина больше подходят малотоннажные транспортные средства и менее мощные ХОУ, а при перевозках между распределительным центрами используется крупнотоннажный транспорт с мощными и надежными установками.

В свою очередь, важным фактором, влияющим на выбор транспортного средства, который опосредованно влияет на тип ХОУ, является система Платон. Имеется в виду, что покупатели, решившие приобрести транспортное средство для коммерческих перевозок, более точно выбирают тоннажность, чтобы сократить предстоящие расходы на платежи в пользу системы, а именно - отдают предпочтение транспорту меньшей грузоподъемности.

При выборе ХОУ немаловажным фактором является и наличие дополнительных сервисов, например, телематики. Подобные сервисы могут служить полноценной информационной системой и обеспечивают не только удаленный контроль температуры в кузове, но и позволяют получать сервисные и эксплуатационные данные о работе холодильной установки. А также получать оперативную информацию о передвижении транспортного средства и его состоянии. Внедрение таких решений в оперативную деятельность позволяет компаниям расти: масштабировать свой бизнес и развиваться. Информационная система выступает как инструмент повышения уровня управляемости процессами. Наличие этого функционала может являться одним из критериев выбора холодиной установки для крупного покупателя.

Существует несколько типов холодильных установок: с прямым приводом, автономная ХОУ и установка с эвтектическими плитами. Руководствоваться типом агрегата при покупке не совсем корректно. Для выбора модели ХОУ необходимо определить вид планируемой перевозки, географию развоза и само транспортное средство: объем и тип его фургона, шасси, тип двигателя, бортовое напряжение. Если в транспортной компании «есть загрузка» на фуру и магистральные перевозки – то выгоднее будет использовать автономный вертикальный агрегат. Если перевозки будет осуществляться в городе, то нужен транспорт меньшего объема,то лучше подойдет агрегат прямого привода.

Покупатель выбирает транспортное средство и холодильную установку к нему исходя из экономической целесообразности. Чаще всего для транспортного средства рассчитывают цену перевезённой тонны, или в случае малотоннажных грузов считает цену перевозки 100 килограммов товара. Некоторые учитывают такой показатель, как литр-часы (расход топлива). Например, среднее потребление топлива на фуру в 20 тонн с REF-установкой– 2,2 литра в час.

Во время покупки и эксплуатации холодильных установок ошибки, как правило, совершают только новички. Например, транспортные компании, которые решают приобрести транспортное средство для перевозки температурно-чувствительного груза. Если раньше они не сталкивались с такими перевозками, то могут попытаться сэкономить и выбрать фургон с повышенной теплоотдачей. Купить ненадежную или слабую холодильную установку и в результате получить повышенный расход топлива на поддержание температуры. При этом будет страдать качество перевозки. Если выбирать недорогие ХОУ, то через 2-3 года установку нужно будет менять, она может выйти из строя. Дополнительно может наслоиться проблема отсутствия в регионе авторизованных сервисных центров, например, для российских, корейских и китайских агрегатов эта ситуация довольно актуальна.

Приобретая недорогую холодильную установку, можно столкнуться с ее частыми поломками, которые приведут к постоянным посещениям сервисных станций. Последние, в свою очередь, могут оказаться кустарными и только усугубить ситуацию непрофессиональным подходом к ремонту. Каждый предприниматель должен решить для себя, что он выбирает: более дешевый вариант с большим количеством проблем, которые влекут за собой дополнительные расходы, либо более дорогой, но надежный агрегат.

К тому же, как и у любого дорогостоящего оборудования, для холодильных установок важно своевременное сервисное обслуживание, оригинальные запасные части и правильная эксплуатация. Дополнительные телематические сервисы дают больше свободы и управляемости процессами, например, при их использовании можно планировать время до предстоящего планового обслуживания, видеть и анализировать ошибки, оповещения о которых приходят пользователю от холодильной установки, и своевременно приезжать в сервис, не доводя ситуацию до критической. Поэтому функция передачи данных на март 2020 года стала одной из самых востребованных.

Количество REF-автофургонов и полуприцепов-рефрижераторов определяет продажи ХОУ. За 2019 год было зарегистрировано порядка 10 тысяч транспортных средств с пометкой REF – это полуприцепы и фургоны. По данным на март 2020 года всего в стране осуществляют перевозки температурно-чувствительных грузов порядка 80 000 – 100 000 «рефов».Из них порядка 3-3,5 это полуприцепы, остальное это фургоны и «малотоннажка». Почти 50% рынка фургонов с рефустановками– это Газели, и такое соотношение сохраняется в течение последних 5 лет.

Из особенностей рынка было отмечено, что за последние 5 лет, на территории страны появилось несколько крупных заводов по производству полуприцепов и кузовов для перевозки REF-грузов. Ранее на российских производителей приходилось порядка 10-20 % от общего объема рынка. На март 2020 года производится порядка 50-60% «вводимых в эксплуатацию рефов» – с российскими фургонами и полуприцепами. В тоже время ввоз сократился из-за увеличения пошлин и бурного развития производства на территории РФ.В свою очередь, основные ввозимые бренды – это Schmitz и Krone.