Требования к мониторингу цифрового предприятия
Цифровая трансформация подразумевает перевод в цифровой формат процессов компании: обслуживание клиентов, управление продажами, производственным циклом и технологическими процессами - все аспекты деятельность предприятия постепенно автоматизируются и оцифровываются.
В новой среде меняется роль ИТ департамента. Раньше ИТ подразделение ограничивалось поддержкой оборудования и софта, бизнес и ИТ направления жили отдельно. При цифровой трансформации ИТ отдел участвует в формировании бизнес-процессов компании.
Переход к цифровой трансформации меняет способ контроля за процессами на предприятии. Взаимодействие ИТ и бизнеса становится теснее - необходимо контролировать технологические и бизнес-процессы одновременно. Результаты мониторинга должны быть доступны и понятны не только узкому кругу специалистов, но сотрудникам бизнес-подразделений.
Предприятия переходят от использования локальных узкоспециальных систем мониторинга к универсальным. Универсальные системы мониторинга организуют единую точку сбора данных различного типа из различных источников и оповещают о событиях.
Универсальная система мониторинга должна поддерживать:
- Многофункциональность - доступ к мониторингу широкого набора параметров: от температуры в серверной комнате до времени отклика облачного приложения
- Интеграция - поддержка множества протоколов и технологий для сбора данных с приложениями и устройствами разного типа.
- Доступность - результаты мониторинга доступны сотрудникам разных подразделений, настройка уровней доступа к результатам
- Отчетность - гибкая система отчетности с разным уровнем детализации, ориентированная на сотрудников разных подразделений
- Оповещения - настройка способов доставки оповещений о событиях сети (SMS, email, push, скрипты и т.д.)
- Экономичность - поддержка не требует значительных ресурсов и нагрузка на сеть невысокая
- Отказоустойчивость - работа в высоконагруженных сетях
- Удаленный доступ - Возможность контролировать сеть с мобильных устройств.
Универсальные системы мониторинга не отменяют использование узкоспециальных решений. Последние зачастую глубже видят исследуемую систему, учитывают её особенности. Универсальные системы обеспечивают централизованный контроль за разными системами.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Производителем одной из таких универсальных систем мониторинга - решения PRTG, является компания Paessler. Основываясь на опыте, специалисты Paessler собрали и представили базовые правила для организации мониторинга цифрового промышленного предприятия.
Правило 1. Централизованно контролировать устройства и приложения сети
Компоненты сети тесно взаимосвязаны, сбой на одном участке сети сказывается на работе объектов другого участка. Централизованный мониторинг позволяет быстрее обнаружить источник проблемы и предупредить масштабный сбой. Инфраструктура промышленного предприятия это - сетевое оборудование, ЦОДы, рабочие станции, мобильные устройства, приложения, специализированное технологическое оборудование. Отказ вентилятора на сервере ЦОДа может сказаться на производственном процессе.
Централизованный отчет о состоянии сети предприятия может включать показатели
- Доступность устройств, портов или соединений
- Пропускная способность интерфейсов и соединений
- Показатели состояния устройств сети, например, серверов, роутеров, межсетевых экранов, СХД, принтеров, и т.п: загрузка ЦПУ; потребление памяти; температура устройства; скорость вентилятора; напряжение сети; ротребляемая мощность
- Данные устройств беспроводной сети: соотношение сигнал-шум (SNR); количество подключенных клиентов к беспроводной точке доступа; сила сигнала; спектральный канал; местоположение точек доступа (GPS)
- Местоположение объектов мониторинга на карте
- Состояние источников питания (генераторы, солнечные батареи).
- Температура/влажность/задымленность в помещении/на улице
Правило 2. Настроить многоуровневую систему оповещений.
Без автоматической системы оповещений программа мониторинга не имеет смысла. Мониторинг цифрового промышленного предприятия это контроль нескольких сотен устройств и приложений, тысячи показателей. Отслеживать состояние каждого показателя вручную крайне сложно.
Настройка системы оповещений подразумевает установку пороговых значений, при отклонении от которых система будет бить тревогу.
Система мониторинга PRTG позволяет настроить разные способы уведомления о событиях:
- SMS
- push - уведомления
- сообщение в Slack
- сообщение в MS Team
- создать заявку
- выполнить скрипт
- выполнить действие HTTP
- выполнить команду exe
- Syslog
- добавить запись в event log
Для мониторинга критичных компонентов инфраструктуры часто устанавливают SMS, email, push-уведомления. Администратор системы мониторинга PRTG указывает телефон или почту ответственного за данный участок сети или оборудование. При отклонении от нормы ответственный сотрудник получит уведомление по СМС или email.
Чтобы снизить эффект ложного срабатывания рекомендуется дублировать сенсоры/датчики на критичных компонентах сети.
Правило 3. Включать в централизованную систему мониторинга промышленные устройства и специальные приложения.
Установка систем мониторинга часто ограничивается ИТ-оборудованием и приложениями. Мониторинг станков, промышленного оборудования реализуется локально. Универсальные системы мониторинга как правило позволяют контролировать промышленную технику. С одной стороны, запуск такого мониторинга потребует написания скриптов или установки дополнительных датчиков. С другой стороны, включение промышленного оборудования в комплексную систему мониторинга позволяет отслеживать и контролировать влияние ИТ устройств на производственный процесс, оперативно получать информацию о сбоях и оценивать возможные последствия.
Для горнодобывающих компаний PRTG позволяет выводить данные о состоянии самосвалов и экскаваторов, их местоположении, состояния соединений и точек доступа Wi-Fi, состояние инфраструктуры диспетчерского центра.
Сегодня, когда горнодобывающие компаний уже тестируют беспилотные самосвалы, мониторинг и контроль техники становится критически важным. Важным становится не только контроль машины, но и состояния связи, точек доступа WiFi, серверов в диспетчерской
Данные мониторинга состояния техники горнодобывающей компании.
- Скорость
- Перегруз
- Состояние системы
- Потеря данных при соединении
- Перегрев
- Ошибка двигателя
- Ошибка трансмиссии
- Местоположение машины (GPS)
- Количество полных загрузок самосвала (в расчет на машину и общее число)
- Состояние соединения (WiFi и сеть)
Современные экскаваторы и самосвалы содержат бортовые компьютеры, обращаясь к компьютерами можно реализовать сбор информации. Реализовать сбор данных о состоянии спецтехники можно через встроенные инструменты мониторинга.
Правило 4. Настроить отчеты с разной степенью детализации для специалистов разного уровня и профиля.
Универсальная система мониторинга умеет отслеживать сотни показателей разных типов от состояния кондиционера до поступления денег на счет. Результаты такого мониторинга могут быть интересны и ИТ-специалистам и топ-менеджерам. Разница в степени детализации: топ-менеджерам не всегда интересны технические детали, важны верхнеуровневые показатели: техника работает/ не работает, производство запущено / простаивает.
ИТ-специалистам в зависимости от их должности и задач требуется другой уровень детализации.
Отчеты должны быть наглядными. Один из способов - использовать карты, схемы в качестве фона, иконки для простоты восприятия.
Правило 5. Контролировать нагрузку на сеть.
Системы мониторинга бывают с установкой агентов на каждом устройстве и без агентов. Датчики и сенсоры мониторинга по разному нагружают сеть.
PRTG реализует мониторинг без агентов. Требуется установка базового сервера и при необходимости удаленные зонды для мониторинга удаленных сегментов сети. Каждый сенсор помечается специальной иконкой в виде заряда батареи - это указывает на уровень нагрузки на сеть.
О PRTG
PRTG система мониторинга компании Paessler. Позволяет контролировать состояние инженерного и промышленного оборудования, серверов, жестких дисков, приложений, облачных сервисов, устройств интернета вещей.
Компании из более 170 стран используют систем. В России более 300 клиентов – крупные и средние компании финансовой, промышленной, торговой сферы, телеком-операторы, госучреждения, медицинские компании, ВУЗы
Подробнее узнать о продукте и скачать бесплатную тестовую версию вы можете на сайте официального дистрибьютора Axoft.
Цифровое предприятие
Основная статья: Цифровое предприятие