2019/08/19 16:02:45

Цифровой бизнес Альфа-Банка

Статья посвящена развитию цифрового бизнеса «Альфа-Банка». К этому направлению в банке относятся интернет- и мобильный банк, продажи в онлайн-каналах, центр поддержки клиентов, большие данные, искусственный интеллект, интернет-эквайринг и биометрию.

2019: «Альфа-Банк» раскрыл главные показатели развития цифрового бизнеса

В августе 2019 года «Альфа-Банк» поделился результатами развития цифрового бизнеса. По данным директора по цифровому бизнесу «Альфа-Банка» Ивана Пяткова, по состоянию на июль 74% всех активных розничных клиентов банка являются цифровыми клиентами. К таковым в банке относят клиентов, которые хотя бы раз в месяц совершали вход в мобильный или интернет-банк. В численном выражении таковых в июле было порядка 4 млн человек. В общей сложности у банка более 6 млн активных розничных клиентов.

Годом ранее в июле аналогичный показатель составлял 61%. Пятков отметил, что по числу digital-клиентов «Альфа-Банк» опережает текущий среднероссийский показатель: согласно исследованию компании Finalta, он составляет около 50%.

Представитель «Альфа-Банка» отметил, что ожидать перевода 100% розничных клиентов в цифровые каналы достаточно сложно, т.к. часть клиентов предпочитает пользоваться исключительно отделениями банка. На этом фоне банк ожидает некоторого замедления роста их числа. По итогам 2019 года «Альфа-Банк» ставит целью перевести в цифровые каналы до 80% своих розничных клиентов.

По словам Ивана Пяткова, теперь «Альфа-Банк» сфокусируется на увеличении частоты использования онлайн-каналов клиентами (фото - Gazeta.ru)

В разговоре с TAdviser Иван Пятков отметил, что на фоне роста пользователей цифровых каналов банка потребность в физических отделениях и их сотрудниках отделений не сокращается. Это связано с тем, что растет и число активных клиентов «Альфа-Банка» в целом, говорит он.

«
Миграция клиентов в цифровые каналы позволяет наращивать клиентскую базу, не сильно при этом увеличивая число отделений, - пояснил он TAdviser.
»

Иван Пятков привел данные, что на протяжении последнего года росли и онлайн-продажи. Так, на июнь 2019 года процесс получения 70% кредитных карт и 63% кредитов наличными был запущен онлайн, а в 36% и 25% соответственно процесс их оформления и выдачи был осуществлен без участия отделения банка, не считая курьера для доставки карт. Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Одним из результатов в области цифрового бизнеса в «Альфа-Банке» приводят снижение расходов на доставку СМС-оповещений клиентам за счет PUSH-уведомлений. В августе 2019 года доля PUSH-уведомлений достигла 50%, хотя еще в феврале составляла порядка 17% отправляемых клиентам сообщений. А до конца года «Альфа-Банк» планирует отправлять 61% уведомлений в форме PUSH.

Тот факт, что банк стал «налегать» на PUSH вместо СМС, Пятков объяснил тем, что около 1,5-2 лет назад рынок столкнулся с тем, что операторы существенно повысили стоимость доставки СМС-сообщений. По подсчетам «Альфа-Банка», за 2019 год банк за счет PUSH-сообщений сможет в общей сложности сэкономить порядка 1 млрд рублей на СМС.

Один из крупнейших цифровых проектов банка - оснащение своих отделений инструментами сбора биометрических данных клиентов в рамках создания в России Единой биометрической системы (ЕБС), которая начала работать с 1 июля 2018 года. По состоянию на июль «Альфа-Банк» оснастил необходимым оборудованием и ПО 354 своих отделения, а в конце года рассчитывает завершить этот процесс. Тогда сбор биометрии сможет осуществляться во всех отделениях банка, которых у него насчитывается 412.

К августу банк в общей сложности собрал данные 1 тыс. 179 своих клиентов, что является совсем небольшим показателем. Иван Пятков отмечает, что, к сожалению, пока на рынке нет особого спроса на сдачу биометрических данных. По мнению директора по цифровому бизнесу «Альфа-Банка», основная причина этого - отсутствие четко сформулированного ценностного предложения услуг для клиентом с использованием биометрической идентификации.

Изначально предполагалось, что биометрия позволит клиентам удаленно открывать счета в банке, но как показывает рыночная практика, если клиент решает открыть счет в новом банке, для него не проблема посетить отделение, посмотреть, как банк работает, поясняет Пятков.

У самого «Альфа-Банка» сервисов на базе ЕБС пока нет. Касательно планов их развития Иван Пятков заявил TAdviser, что банк будет смотреть на то, как будет наполняться база биометрических данных.

«
Сейчас запуск этих сервисов малорентабелен, поскольку только небольшое число клиентов могут ими воспользоваться, - говорит он.
»

По словам Пяткова, «Альфа-Банк» пошел по несколько другому пути касательно упрощения открытия счетов в банке: он развивает службу курьерской доставки для тех, кому неудобно посещать отделения банка и в регионах, где банк физически не присутствует.

Пока же расходы на создание этой инфраструктуры избыточные, полагает он. По данным Пяткова, в 2019 году расходы «Альфа-Банка» на выполнение требований по развитию системы и установке оборудования составляют $1,5 млн. Основную статью расходов здесь при этом составляет обеспечение безопасности.

Но это не значит, что ЕБС не перспективна, добавил представитель «Альфа-Банка»: все идет к тому, что дистанционное взаимодействие с банками и государством будет превалирующим. Создание государственных дистанционных сервисов с использованием ЕБС могло бы стать стимулом для граждан более активно сдавать биометрические данные в систему, полагает Иван Пятков.

Одним из результатов цифрового бизнеса Иван Пятков называет выросшие обороты по входящим и исходящим платежам в системе быстрых платежей (СБП) с бенками-контрагентами «Альфа-Банка». Но при этом резко замедлился рост объема входящих переводов по системе быстрых платежей, отмечают в «Альфа-Банке». В июле 2019 объем исходящих переводов по СБП достиг 1,8 млрд рублей, что на 28,5% больше показателей июня. При этом объем входящих переводов за месяц не изменился — 0,8 млрд. Резкое торможение роста объема входящих переводов Пятков объяснил тем, что некоторые банки начинают брать комиссии в СБП.

2018: Назначение Ивана Пяткова директором по цифровому бизнесу

В ноябре 2018 года к команде Альфа-Банка присоединился Иван Пятков в должности директора по цифровому бизнесу. Подробнее здесь.