Что ждет ИТ-системы ТрансКредитБанка после слияния с ВТБ24? Интервью с Денисом Сотиным
C 1 ноября 2013 г. ТрансКредитБанк должен присоединиться к ВТБ24. О том, что представляет собой ИТ-инфраструктура ТрансКредитБанка сейчас, и что с ней произойдет после присоединения, в интервью TAdviser рассказал вице-президент - директор технологической дирекции банка Денис Сотин.
TAdviser: Денис Владимирович, как менялся ИТ-бюджет ТрансКредитБанка за последние пару лет?
Денис Сотин: Технологическую дирекцию я возглавляю с июля 2011 г., и в первый год мы несколько снизили объем ИТ-бюджета, оптимизировав процессы внутри этой дирекции. На второй год мы удержали бюджет в сниженных рамках, при этом решая большее число задач. Также банк пересмотрел модели взаимодействия с вендорами, четко разделив договоры с ними на развитие систем, на поддержку и сопровождение. За счет этого была достигнута экономия на сопровождении систем.
TAdviser: Что представляет собой сейчас ИТ-инфраструктура ТрансКредитБанка - аппаратная составляющая и ПО?
Денис Сотин: Аппаратное обеспечение распределено между двумя собственными площадками банка в Москве, связанными между собой двумя независимыми оптическими каналами связи. В банке преимущественно используется серверное оборудование компании HP (Blade System, ProLiant Servers), Oracle/SUN Microsystems, Fujitsu-Siemens и дисковые массивы EMC и Hitachi. Сетевая инфраструктура базируется на оборудовании компании Cisco Systems. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Мы активно используем решения виртуализации на основе продуктов компаний Microsoft (Hyper-V) и VMware. В настоящее время количество виртуальных серверов превышает 400 штук. Для обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости работы ИТ-систем ТрансКредитБанка, размещенных на виртуальных серверах, используются решения VMotion и VMWare SRM, позволяющие поддерживать высокий уровень доступности информационных систем. Также мы активно используем решения кластеризации серверов и инфраструктурных сервисов.
В части банковского ПО – мы используем АБС Diasoft 5NT, в которой работают свыше 5,1 тыс. человек, а также решение «Инворитэйл» и кредитный фронт – платформу Loan Hub компании CМА, в которых работает около 3,5 тыс. человек и 2,7 тыс. человек соответственно.
В качестве ERP-системы используется централизованная система «Мастер-баланс» компании Diasoft. Основные задачи, решаемые в ней – это персонал (единый кадровый учет, расчет заработной планы, ведение штатного расписания), а также хозяйственная деятельность (учет хозяйственных договоров). В качестве СЭД используется программа «Дело».
TAdviser: Какие ключевые ИТ-проекты банк реализовал в 2012 г.?
Денис Сотин: С момента принятия решения в конце 2010 г. о приобретении ТрансКредитБанка группой ВТБ все основные наши проекты были связаны с подготовкой к интеграции с группой. В ноябре 2013 г. состоится юридическое присоединение ТрансКредитБанка к ВТБ24, поэтому прошлый год прошел для банка в большой степени под знаком оптимизации внутренних ИТ-процессов.
В частности, было внедрено функциональное управление ИТ по филиалам, в результате которого была усилена роль головного банка и внедрена жесткая вертикаль управления в филиальной сети. Завершилась и реорганизация технологической дирекции в головном банке, в результате которой она разделилась на два блока: первый – по развитию и внедрению, второй – отвечающий за сопровождение и эксплуатацию.
Отдельно было выделено подразделение, которое занимается административными функциями - договорами, складом и т.д., а также подразделение по обработке данных и формированию отчетности, занимающееся развитием и сопровождением корпоративного хранилища данных. Относительно последнего, это было сделано исходя из того, что вопрос отчетности в таком крупном банке как наш, особенно с развитием розницы, приобрел очень важное значение, а также, в связи с тем, что изначально банк многофилиальный, а в связи со вступлением в группу ВТБ необходима консолидация отчетности на уровне группы, и впоследствии – уже на уровне объединенного банка с ВТБ24.
Из наиболее крупных инфраструктурных проектов, которые велись в 2012 г., можно выделить работу над созданием централизованной диспетчерской службы по технологическим вопросам по всем филиалам - первой линии поддержки. Также можно выделить работу над проектами в области информационной безопасности: были внедрены система Max Patrol, ArcSight и другие.
Также мы провели комплекс мероприятий по повышению надежности и доступности систем банка: модернизацию ЦОДа, введение уровня SLA, внедрение механизмов мониторинга и управления инцидентами и т.д.
Кроме того, банк активно занимался централизацией ИТ-инфраструктуры, в рамках чего была проведена физическая централизация основной АБС – Diasoft 5NT – на серверных площадках в Москве. Ранее серверы под систему находились в каждом отдельном филиале и при этом были достаточно разнородны. Теперь их администрирование и контроль производится только в Москве.
Кроме того, в прошлом году ТрансКредитБанк централизовал учет всех операций с физическими лицами в рамках единого ядра на базе уже существовавшей АБС «Инворитэйл». Теперь все кредиты физических лиц ведутся только в ней, в то время как ранее значительная их часть велась и в децентрализованной АБС Diasoft 5NT.
Помимо этого, в декабре 2012 г. у нас завершился проект по централизации ДБО, связанного с обслуживанием юридических лиц: до 2011 г. каждый филиал имел достаточно большую степень свободы в выборе версии банк-клиента BSS, а теперь все используют единую централизованную версию.
С 2012 г. мы также активно готовились к развертыванию удаленных рабочих мест по продаже продуктов ВТБ24 через сеть точек продаж ТрансКредитБанка и организации поддержки фронтальной линии (пилот запущен в начале года, на сегодняшний момент осуществлен запуск продаж по всей сети банка). А к апрелю 2013 г. была реализована процедура перекрестного гашения кредитов и зарплатных счетов по кредитным продуктам ВТБ24.
TAdviser: Как будет осуществляться интеграция ТрансКредитБанка и ВТБ24 на уровне ИТ-инфраструктуры? Какие системы продолжат функционировать, какие исчезнут?
Денис Сотин: В 2011 г. была разработана концепция по объединению ИТ-инфраструктур двух банков в процессе объединения, где прописаны некоторые вехи, к которым привязана жизнь тех или иных систем. В частности, это начало продаж продуктов ВТБ24 в точках ТрансКредитБанка, далее – присоединение, трансформация филиальной сети и крайняя веха – завершение трансформации сети и ИТ-миграция из одних систем в другие.
В качестве приоритетной рассматривается ИТ-архитектура, запланированная в настоящий момент в ВТБ24, поэтому большинство целевых ИТ-систем либо уже внедрены и используются в ВТБ24, либо планируется их внедрение. В процессе присоединения большинство систем ТрансКредитБанка должны быть выведены из ИТ-ландшафта, однако одномоментно этого не произойдет, поскольку, во-первых, ИТ-ландшафт самого ВТБ24 еще не приведен к целевому, а во-вторых, пока остается большое количество продуктов ТрансКредитБанка, которые с даты официального присоединения до ИТ-миграции будут обслуживаться в наших старых системах. Часть систем, скорее – инфраструктурных, будут востребованы ВТБ24 и, возможно, наследованы от ТрансКредитБанка.
Основные движения по замене систем начнутся на этапе трансформации нашей филиальной сети в региональные дополнительные офисы ВТБ24, в процессе которой наши филиалы должны быть приведены к формату ВТБ24. Этот процесс планируется начать в конце 1 квартала 2014 г. В ходе него филиалы будут объединены инфраструктурно с системами ВТБ24 как на уровне каналов связи, так и на уровне целевых систем. В типовой точке продаж по итогам трансформации в основном будут использоваться системы ВТБ24, а ТрансКредитБанка - носить второстепенный характер. В частности, в качестве основной АБС будет использована АБС ВТБ24 – «Бисквит».
С завершением продаж продуктов ТрансКредитБанка с начала 2014 г. прекратятся продажи через наш кредитный фронт, соответственно, для новых продаж прекратится использование того решения, которое для этого используется сейчас. С другой стороны, это решение продолжит жить до тех пор, пока есть обслуживание старых продуктов, работа с просроченной задолженностью и т.д.
Точно также по системам учета операций с физическими лицами: скорее всего, произойдет некая модификация использования ВТБ24 этих систем по мере трансформации, например, их централизация на базе нескольких или одного филиала, но решение об этом должно быть принято позже.
Централизованная система BSS, которая используется для обслуживания юридических лиц, напротив, сохранится и будет использоваться. Это же касается наших наработок по корпоративному хранилищу данных: на их базе планируется дальнейшее развитие технологий построения отчетности объединенного банка.
Что касается ЦОДов, помимо двух собственных ЦОДов у нас есть еще одна дополнительная площадка, арендованная уже в рамках группы ВТБ. В рамках объединенного банка наши собственные ЦОДы, думаю, еще несколько лет продолжат использоваться для эксплуатации тех систем, которые имелись в ТрансКредитБанке, впоследствии будет принято решение об их дальнейшем использовании в рамках группы.
TAdviser: В чем, по вашему мнению, состоят основные сложности интеграции ИТ-систем в подобной ситуации?
Денис Сотин: Исторически банки развивались абсолютно по-разному, что наложило отпечаток и на их ИТ-архитектуру и ИТ-процессы. У ТрансКредитБанка и ВТБ24 довольно разные ИТ-ландшафты. Однако за последний год нам удалось хорошо продвинуться в части командного взаимодействия по ИТ с обеих сторон, поэтому я бы сказал, основная сложность интеграции, наверное, лежит не в плоскости ИТ. Многие решения, которые принимаются, в результате экспертиз как ИТ-специалистов, так и операционных, и бизнес-подразделений часто оказываются в конечном итоге отличными от того, как они виделись в начале процесса. И основная сложность – это очень четко определить приоритеты и перечень технологических задач, которые должны быть решены к тому или иному этапу. Должно быть четкое управление приоритетами как на уровне ИТ, так и на уровне проектных команд банков.
TAdviser: Сколько ваших клиентов сейчас используют интернет-банкинг? Что произойдет с нынешней платформой интернет-банкинга при присоединении к ВТБ24?
Денис Сотин: По состоянию на июль 2013 г. интернет-банкинг использует около 12% наших клиентов-физических лиц – около 340 тыс. человек в численном выражении. Работает он на базе решения CMA, в рамках объединенного банка будет использоваться решение, использующееся ВТБ24 – «Телебанк» компании Step Up. Наш интернет-банк будет жить еще 2-3 года, до тех пор, пока живы продукты ТрансКредитБанка и открыты счета в нашем банке.
TAdviser: Что произойдет с ИТ-департаментом ТрансКредитБанка в процессе объединения с ВТБ24?
Денис Сотин: Уже сейчас определена будущая структура объединенного банка в части ИТ. Технологический блок ТрансКредитБанка востребован практически в полном составе, сокращения будут, но очень незначительные. Можно говорить о единичных сокращениях, которые затронут людей, не ключевых специалистов, занимающихся функциями, пересекающимися с функциями ВТБ24. Мы думаем решить вопрос об их дальнейшем трудоустройстве, возможно – в рамках группы.
Понятно, что в объединенном банке может остаться только одна ИТ-структура. На сегодняшний день это департамент информационных банковских технологий ВТБ24, возглавляет который член правления, директор департамента банковских и информационных технологий ВТБ24 Сергей Русанов, тоже выходец из ТрансКредитБанка. Руководить объединенной структурой будет он. Большая часть Технологической дирекции будет представлена в ДБИТ ВТБ24 в виде блока из нескольких управлений, а часть подразделений Дирекции будет изначально инкорпорировано в текущие управления ДБИТ ВТБ24.
TAdviser: Какова будет численность штата ИТ-блока объединенного банка?
Денис Сотин: Она превысит тысячу человек только по Москве. Сейчас в Москве численность ИТ-штата у ТрансКредитБанка составляет около 300 человек и порядка 260-270 человек – по филиальной сети.
TAdviser: Какие услуги ИТ-аутсорсинга вы используете?
Денис Сотин: Услуги разработки ПО: основная часть разработки в ТрансКредитБанке ведется на стороне вендора. Собственная разработка у нас не превышает, наверное, 30% от всех доработок и касается, главным образом, корпоративного хранилища данных и в меньшей степени – прикладных систем. Исторически было принято решение не создавать собственную разработку, а ориентироваться на взаимодействие с вендорами.
В конце 2012 г. мы также перешли на аутсорсинг печати, передав управление ей по Москве компании Xerox. В рамках объединенного банка, где также используется аутсорсинг печати в Xerox, будет развиваться использование этой услуги и в регионах.