Ярослав Фаробин: Мы готовы предоставлять полный спектр облачных сервисов
Будущее гибридных облачных решений, перспективы PaaS на российском рынке, типичный портрет заказчика облачных услуг, нюансы заключения SLA и вся правда о выгодах cloud computing – в интервью TAdviser Ярослава Фаробина, руководителя направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения» компании «Сервионика».
TAdviser: Ярослав, если брать классическую тройку SaaS + IaaS + PaaS, то сервисы какого типа сейчас имеют для вас приоритетное значение в своем развитии? Расскажите, пожалуйста, в двух словах, какие решения у вас есть и на какие вы делаете упор?
Ярослав Фаробин: Основа нашего облачного бизнеса – это, конечно, IaaS и SaaS. Облачные услуги «Сервионика» предоставляет на базе собственного высоконадежного дата-центра «ТрастИнфо», уровень безопасности и отказоустойчивости которого соответствует уровню Tier III.
Изначально мы предоставляли IaaS сервисы преимущественно крупному бизнесу, но очень скоро, вслед за спросом заказчиков, вышли со своими сервисами и в сегмент средних компаний: в секторе SMB для развития облачных услуг мы видим огромный потенциал. В результате у нас созрела линейка готовых IaaS решений для компаний разного типа и потребностей: это eCloud, построенное на проприетарных технологиях (HP и VMware) и MakeCloud, созданное на открытом коде (OpenStack).
SaaS-направление в «Сервионике» представлено самостоятельным проектом, i-Oblako. Это магазин-витрина корпоративных приложений, которые можно использовать по модели аренды. В i-Oblako мы собираем лучшие SaaS-решения, причем не только свои собственные, но и сторонних разработчиков, выступая агрегатором и единой точкой входа и сервиса для заказчиков. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
TAdviser: А что же PaaS? Он как будто остаётся немного в стороне?
Ярослав Фаробин: Направление услуг «платформа как сервис», или PaaS, - тема для отдельного разговора. Этот подход подразумевает полную передачу ИТ-инфраструктуры компании в облако, включая как «железную» составляющую, так и софтверную часть. Пока большинство компаний не готовы на столь решительный переезд в «облако» по объективным причинам, хотя есть и отдельные проекты в области PaaS, заслуживающие внимания. В среднем по рынку заказчики предпочитают отдавать сервис-провайдеру только какую-то часть ресурсов, формируя так называемые гибридные среды. Пока в российском сегменте PaaS нет серьезных игроков, и большинство сервис-провайдеров заняли выжидательную позицию.
При этом «Сервионика» обладает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для предоставления услуг по модели PaaS, но, очевидно, рынок еще должен дозреть. Наш опыт подтверждают и выводы авторитетных исследователей, например, по данным J’son & Partners, в 2012 году в России почти 88% рынка облачных услуг пришлось на SaaS, в 2013 году (прогнозные данные) – почти 80% на SaaS и еще 18,8% на IaaS (в 2014 году этот сегмент уже составит более 24% от рынка, по прогнозам J’son). Не трудно подсчитать, что PaaS занимает менее 1% рынка, но зато является и самым многообещающим.
TAdviser: Вы упомянули гибридные среды. Большинство западных аналитиков сходятся во мнении, что в сегменте enterprise наиболее выгодной и перспективной является именно модель гибридного облака. Вы согласны с этим?
Ярослав Фаробин: Полностью согласен. «Сервионика» разработала новый подход к понятию «гибридного облака». Традиционно гибрид – это объединение виртуальных мощностей, развернутых на площадке заказчика, с облачными ресурсами провайдера. Мы же предлагаем взять на себя заботу и о той части вычислительных мощностей, которая обычно остается «на совести» заказчика, причем в любом объеме. Более того, мы решаем еще одну задачу, с которой клиенты сталкиваются в проектах по виртуализации или модернизации ИТ-инфраструктуры: реализацию оборудования, которое больше не планируется использовать. Мы можем принять его в зачет стоимости или принять на обслуживание.
Так что подход «Сервионики» – это развитие идеи гибридного облака: мы предлагаем облачную платформу, объединяющую два наших решения – eCloud и MakeCloud, о которых я уже говорил ранее. К идее такого симбиоза мы пришли, видя, что клиенты заинтересованы в более гибком и широком инструментарии для решения своих задач, связанных с виртуализацией и оптимизацией ИТ-инфраструктуры. Благодаря этому подходу мы обеспечиваем отказоустойчивость и надежность при оптимальных затратах. Клиенту могут выбрать разные модели оплаты (статическую и динамическую) и при этом полностью владеть информацией о том, как расходуются ресурсы – например, с помощью нашего решения RapidCloud, которое мы предлагаем как платформу для управления облачными ресурсами заказчика. Здесь могут открыться новые возможности: например, предоставление избыточных или временно не используемых ресурсов в аренду внешним клиентам. По сути, это возможность для клиента открыть новое бизнес-направление быстро и без капитальных затрат.
TAdviser: Опишите портрет ваших ключевых заказчиков. Какие компании в России наиболее готовы использовать облачные услуги?
Ярослав Фаробин: Наши основные заказчики – это крупный бизнес и компании среднего бизнеса, динамично растущие и приближающиеся по масштабу и бизнес-задачам к крупным. Зачастую это компании, имеющие сложную территориально-распределенную структуру, либо холдинги: такие организации заинтересованы в надежной, стабильно работающей и защищенной ИТ-инфраструктуре с возможностью задействовать любой необходимый объем ресурсов в кратчайшие сроки. С точки зрения отраслей – финансовый сектор (банки, страхование), телекоммуникации, ритейл, строительная отрасль – многие девелоперы сейчас ведут проекты в разных регионах. Особые задачи стоят перед госсектором – сочетание надежности и доступности ресурсов здесь критически важно, особенно с учетом усиления законодательных требований в сфере персональных данных.
Интересный сценарий использования облачных ресурсов возникает у стартапов и малого бизнеса: такие компании могут начинать с облака, используя его как тестовую среду для создания ИТ-инфраструктуры, а впоследствии использовать накопленный опыт при создании собственной инфраструктуры по физической или гибридной модели. Наиболее частый сценарий: когда в облако провайдера переносят высоконагруженные виртуальные серверы. Сейчас технологии уже позволяют проводить бесшовную интеграцию.
TAdviser: Любой пример из числа свежих проектов, о котором Вы можете упоминать.
Ярослав Фаробин: Характерный пример – переход в «облако» компании «Автотрейдинг», лидера рынка грузоперевозок в России. Она выбрала платформу eCloud, предоставляемую «Сервионикой» и реализованную на программно-аппаратных решениях HP и Vmware, для развертывания Microsoft Dynamics AX. Переход в облако стал частью модернизации всей информационной системы компании: устаревшие бизнес-приложения были заменены на решение Microsoft, а облачная платформа выбрана для наиболее оптимального обеспечения стабильной работы региональных подразделений и их взаимодействия с центральным офисом. Облачная инфраструктура позволяет «Автотрейдингу» справляться с новым уровнем нагрузки на бизнес-процессы, с учетом жесткой конкуренции на рынке перевозок, и обеспечивать бесперебойное предоставление услуг.
TAdviser: Основные мотивы обращения к облачным услугам – они какие?
Ярослав Фаробин: Одной из мотиваций может быть сокращение расходов, однако гораздо важнее мыслить шире, чем в категориях прямой экономии. Например, если заказчик планирует масштабный выход в регионы, важным может оказаться такое преимущество облака как обеспечение гибкости и масштабируемости бизнеса.
Еще одно следствие перехода в облако – повышение прозрачности использования собственных ИТ-ресурсов заказчика и взаиморасчетов подразделений, использующих облачные сервисы. Это не только дисциплинирует работу и позволяет оптимизировать издержки на ИТ-инфраструктуру, но и выдвигает на передний план новые критерии эффективности.
С операционной точки зрения, наиболее важными задачами, для решения которых компании и предприятия переносят данные и приложения в облако, являются улучшение управляемости, производительности и масштабируемости – разумеется, без потери контроля над данными и их безопасностью. Основной критерий при принятии решения о миграции приложений – целесообразность: действительно ли бизнес получит качественно новые возможности работать более эффективно, и можно ли достигнуть такого же результата при уже используемом подходе и сопоставимых затратах. Еще один критерий, важный для бизнеса в долгосрочной перспективе – возможность создания тестовых сред в облаке.
TAdviser: Хотелось бы коснуться темы «переезда» инфраструктуры в облако. Может ли он быть по-настоящему эффективным и безболезненным?
Ярослав Фаробин: Провести миграцию с минимальным количеством ошибок или даже вовсе без них – в интересах и заказчика, и провайдера. Опыт успехов и ошибок уже накоплен рынком. Первым условием благоприятного завершения проекта по миграции в облако является налаженное взаимопонимание и прозрачность договоренностей. Вторая важная составляющая – опыт провайдера.
Если же говорить об ошибках, то большинство из них связано с человеческим фактором и недостаточной проработкой условий сотрудничества. К человеческому фактору можно отнести недостаток компетенций и информации о проекте у сотрудников на стороне заказчика – и в ИТ-подразделении, и среди бизнес-пользователей. Еще одна ошибка проектов по миграции в облако - недостаточно тщательный мониторинг работы приложений на первых порах после переноса. Между тем, на этом этапе особенно важно отслеживать произведенные изменения и реакцию бизнеса на них. Чем раньше выявлены проблемные зоны, тем проще установить причины возможных инцидентов и найти пути их решения.
Но я хочу вас успокоить: сегодня крупные поставщики облачных сервисов уже могут предложить решения, учитывающие опыт аналогичных проектов, или даже готовые решения для различных категорий клиентов, как это делает «Сервионика»,
TAdviser: Как осуществляется планирование и расчет при переходе в «облако»?
Ярослав Фаробин: Как и любой сложный проект, переход к виртуальной инфраструктуре требует детального расчета и планирования ресурсов. При этом необходимо периодически сверять правильность первоначальных расчетов с проектной реальностью, чтобы снизить риски критичного превышения сроков и бюджета.
Например, при первоначальной оценке часто исходят из максимального объёма потребления мощностей всеми системами и бизнес-приложениями, но по факту ситуация такого сверх потребления практически не возникает. Поэтому более правильно принять за основу данные анализа потребления мощностей различными системами в условиях разных нагрузок, а также предусмотреть в инфраструктуре облака современную систему мониторинга, позволяющую проактивно выявлять риски пиковых нагрузок и оперативно выделять под них дополнительные мощности.
Аналогичного внимания требует и расчет потребности в ленточных библиотеках: если исходить из простого арифметического подсчета, придется тратить дополнительные ресурсы и время на резервное копирование. Однако в реальности требуется меньше ресурсов, а значит – меньше затрат на дорогостоящее оборудование, программы, поддержку.
TAdviser: Не получается ли так, что, выбирая сервис-провайдера, клиент попадает в своеобразное «облачное рабство»: по мере роста потребления облачных сервисов, он вынужден обращаться за услугами в одну и ту же компанию?
Ярослав Фаробин: Этот вопрос сродни вопросу о рабстве мобильном. Можно посмотреть на проблему и под таким углом, о котором вы говорите, но на самом деле объективно провайдеры пока в большинстве своем не могут обеспечить бесшовный интерконнект на уровне облачных систем, это связано со стандартизацией услуг и в этом состоит корень проблемы.
По мере стандартизации облачных сервисов, накопления компетенций и консолидации рынка возникает необходимость в новой услуге - бесшовной миграции с ресурсов одного сервисного провайдера на ресурсы другого. Практически, такой же процесс переживают сейчас операторы мобильной связи – отмену «мобильного рабства». Такой прогноз подтверждается политикой ведущих вендоров в сфере оборудования и программного обеспечения для «облаков». Все более последовательно идя по пути стандартизации, они как бы подталкивают провайдеров к созданию таких решений. Я полагаю, до конца 2014 можно ожидать пилотных решений на рынке, а в 2015 году такие решения могут стать ярко выраженным отраслевым трендом.
TAdviser: Расскажите, пожалуйста, о том, что из себя представляют современные соглашения SLA между клиентами и сервис-провайдером. Прописываются ли они в каждом случае индивидуально?
Ярослав Фаробин: В «Соглашении об уровне предоставления услуги», которое мы подписываем с каждым заказчиком, определены конкретные параметры, соблюдение которых мы гарантируем нашим клиентам. Мы не поддерживаем популярную сегодня на рынке практику описывать в SLA только принципы работы службы технической поддержки. Услуга-то ведь не ограничивается технической поддержкой.
Например, целевые показатели по обработке обращений заказчика описываются в «Регламенте сервисного взаимодействия», а в SLA - уточненные показатели на конкретную услугу по максимальному времени реакции и максимальному времени решения проблемы. Максимальное время, за которое мы обязаны отреагировать на обращения любого вида – 15 минут. Максимальное время решения, в зависимости от типа и приоритета обращения, может составлять от 1 часа (для инцидентов с приоритетом №1) до 48 часов. По согласованию с заказчиком, мы фиксируем в SLA каждого проекта показатели производительности отдельных компонентов облачной платформы. Соответствие этим целевым показателям и является критерием успешности нашей работы. Кроме того, мы указываем в SLA способы измерения показателей производительности и периодичность проводимых измерений, что делает наше предложение более конкурентоспособным.
Если речь идет о создании частного облака и заказчик настаивает на детальном SLA с достаточно жесткими параметрами, риски и оператора, и заказчика достаточно высоки. Поэтому и стоимость услуги в рамках такого SLA будет выше, чем для сервиса с более стандартными параметрами.
Стандартный SLA, который мы предлагаем, является неотъемлемой частью нашего договора с клиентом, поэтому можно сказать, что мы рекомендуем SLA к подписанию и большинство наших клиентов работает именно по такой схеме. И это вполне оправданно: ведь у разных услуг – разные параметры предоставления и оценки качества. Поэтому лично я считаю, что SLA обязателен для каждого предоставляемого сервиса.