Содержание |
Активы | Конечные собственники |
+ Globaltrans (Глобалтранс) |
Группа компаний Globaltrans является крупнейшим в России частным железнодорожным оператором по количеству единиц подвижного состава и вторым оператором после РЖД и его дочерних структур.
Компании группы Globaltrans предоставляют своим клиентам полный спектр транспортных услуг от грузоперевозок до комплексного решения логистических задач. Обширная география грузоперевозок группы включает все основные промышленные регионы России, основными заказчиками являются крупнейшие промышленные компании в различных секторах российской экономики.
В мае 2008 года Globaltrans первым на российском рынке железнодорожных перевозок получил листинг на Лондонской фондовой бирже.
Показатели деятельности
2023: Рост прибыли на 55% до 38,6 млрд рублей
Российский железнодорожный оператор Globaltrans по итогам 2023 года заработал 38,6 млрд рублей чистой прибыли, что на 55% больше прибыли годичной давности. Выручка компании за это время поднялась на 11% и составила 104,7 млрд рублей. Такие приводятся в отчетности по МСФО, которую группа опубликовала 8 апреля 2024 года.
Существенно увеличение прибыли в 2023 году в Globaltrans связали с заработком от продажи доли в арендной дочерней компании Spacecom, ростом прибыли прибыли от курсовых разниц при осуществлении финансовых операций, а также с отсутствием существенного обесценения подвижного состава, которое было в 2022 году.
Из материалов Globaltrans также следует, что в 2023г оду скорректированная выручка группы увеличилась на 7%, по сравнению с 2022 годом и составила 87,4 млрд рублей. Скорректированная EBITDA повысилась на 6%, до 52,3 млрд рублей.Каскадная AI-валидация дефектов кода для оптимизации процесса исправления
Свободный денежный поток компании в 2023 году достиг 25,8 млрд рублей против 14,8 млрд рублей годом ранее. Капитальные расходы группы по итогам 2023 года снизились почти вдвое — до 10.1 млрд рублей, что, как указано в сообщении железнодорожного оператора, отражает консервативный подход к инвестициям в ситуации высоких цен на новые вагоны.
Коэффициент порожнего пробега по полувагонам в 2023 году снизился до 36%, что является минимальным показателем за более чем за 10 лет. Общий коэффициент порожнего пробега (по всем типам вагонов) по итогам 2023 сократился до 45% с 50% годом ранее. Грузооборот (включая привлеченный парк) сократился на 2% годовом исчислении на фоне изменений логистики и сохранения инфраструктурных ограничений на сети железных дорог. Средняя стоимость груженой отправки выросла на 10%, при этом среднее количество груженых отправок на вагон сократилось на 5%.[1]
2022: Рост выручки на 29% до 94,47 млрд рублей
Выручка транспортной компании Globaltrans по итогам 2022 года достигла 94,47 млрд рублей, что на 29% больше, чем годом ранее (73,15 млрд рублей). Чистая прибыль в сравнении этих периодов поднялась на 65% - с 15,1 млрд до 24,92 млрд друблей. Такие данные были опубликованы в конце марта 2023 года.
Согласно материалам Globaltrans, грузооборот компании в 2022 году снизился на 8% по сравнению с результатом 2021-го. В компании связали падение грузооборота с изменением в логистических цепочках и нестабильностью спроса. При этом в сегменте цистерн показатель вырос на 7% в результате изменений в логистических маршрутах.
Компания отмечает, что ей удалось успешно скорректировать свою логистику и продемонстрировать улучшение коэффициента порожнего пробега по полувагонам до 41% (2021 год – 44%). Общий коэффициент порожнего пробега (по всем типам подвижного состава) улучшился до 50% (2021 год – 51%).
Как рассказали в Globaltrans, инвестиции компании в расширение парка и приобретение активов (включая точечные покупки новых полувагонов и цистерн, а также приобретение оставшихся 40% в компании БТС) выросли в 2022 году в 6 раз, в результате чего совокупные капитальные затраты с учетом M&A составили 20,2 млрд рублей. Чистый долг снизился до 4,6 млрд рублей на конец 2022 года. Дальнейшее снижение долговой нагрузки: чистый долг к скорректированной EBITDA на уровне 0,1х (в конце 2021 года – 0,6х).
Парк Globaltrans по состоянию на конец 2022 года насчитывает более 66 тыс. единиц подвижного состава, 94% общего парка находится в собственности. В основе парка - универсальные полувагоны для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов (69% от общего парка) и цистерны для нефтепродуктов и нефти (28% от общего парка). Globaltrans также управляет собственным парком магистральных локомотивов, локомотивный парк группы насчитывает 71 единицу.[2]
2015
Чистая прибыль железнодорожного оператора Globaltrans по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) по итогам 2015 года выросла в 7,5 раза до 4,3 млрд рублей. Выручка за отчетный период снизилась на 1% и составила 68,2 млрд рублей (в 2014 году - 68,7 млрд рублей).
История
2024
Делистинг с Мосбиржи
В октябре 2024 года Globaltrans объявил о подаче заявления о делистинге глобальных депозитарных расписок с Мосбиржи. Эти бумаги теперь будут торговаться на Международной бирже Астаны. В компании считают, что этот шаг позволит ей сохранить международный листинг расписок, снизив при этом инфраструктурные риски для всех акционеров. Совет директоров Globaltrans рекомендовал рассмотреть возможность выкупа расписок по стоимости 520 рублей за штуку. Эта цена соответствует премии 10% к цене закрытия торгов 12 сентября 2024 года.
Перерегистрация компании в Абу-Даби
15 марта 2024 года российский железнодорожный оператор Globaltrans сообщил о смене регистрации с Кипра на Абу-Даби. При этом компания планирует сохранить листинг на Лондонской и Московской биржах.
Решение о начале процесса редомициляции с Кипра в свободную экономическую зону (СЭЗ) Abu Dhabi Global Market было принято на внеочередном общем собрании акционеров 16 июля 2023 года большинством голосов. Смена регистрации даст Globaltrans возможности для выплаты дивидендов. Процедура переезда была инициирована в августе 2023-го.
Компания официально получила лицензию от Abu Dhabi Global Market Registration Authority в подтверждение успешного завершения процесса редомициляции с Кипра в экономическую зону Abu Dhabi Global Market с 26 февраля 2024 года, — говорится в официальном заявлении Globaltrans. |
Устав компании в обновленной редакции и новый состав совета директоров, которые были одобрены акционерами на внеочередном общем собрании 16 августа 2023 года, вступили в силу. После редомициляции учет акций Globaltrans будет организован в электронном виде в соответствии с требованиями Abu Dhabi Global Market (ранее учет проводился в бумажной форме).
Сообщается также, что инвестиционная компания Aqniet Capital LLP, зарегистрированная и ведущая бизнес в Казахстане, увеличила свою долю в Globaltrans на 0,5% — до 26,69%. В совокупности с пакетами в общей сумме 5,43%, в отношении которых заключены обязывающие соглашения о приобретении и выданы нотариально заверенные доверенности в части связанных голосующих прав, Aqniet по состоянию на начало февраля 2024 года контролирует 32,12% голосующих акций Globaltrans и будет владеть 32,12% выпущенного акционерного капитала. Бенефициарным владельцем Aqniet является Кайрат Итемгенов — бизнесмен и предприниматель, который успешно развил ряд крупных проектов в различных секторах экономики в Казахстане.[3]
Бизнесмен из Казахстана выкупил 26,2% Globaltrans
15 января 2024 года стало известно о том, что казахстанский инвестор Кайрат Итемгенов приобрел 26,2% в российской компании Globaltrans, специализирующейся на грузовых железнодорожных перевозках. Информации о стоимости сделки по состоянию на указанную дату нет.
Сообщается, что Globaltrans Investment PLC заключила соглашение с инвестиционной фирмой Aqniet Capital LLP, бенефициаром которой является Итемгенов. Эта компания приобрела в полном объеме доли трех основных акционеров Globaltrans — Никиты Мишина, Константина Николаева и Сергея Мальцева, которыми те владели через Onyx Investments Ltd, Mapple Valley Investments Ltd и Goldriver Resources Ltd соответственно.
Мальцев, занимающий должность председателя совета директоров Globaltrans, сообщил, что после продажи своей доли намерен остаться в компании и номинироваться в состав правления после завершения редомициляции в свободную экономическую зону Abu Dhabi Global Market.
В дальнейшем, как отмечает газета «Коммерсантъ», будут закрыты две другие согласованные сделки по приобретению фирмой Aqniet Capital LLP доли Александра Елисеева и еще одного несвязанного акционера. После этого участие Итемгенова в Globaltrans достигнет 31,6%. Из капитала Globaltrans не выходит только один из основателей компании — Андрей Филатов, который владеет долей в размере 11,5% через Marigold Investments. Примерно 56% в капитале компании составляет free float.
Бизнесмен Итемгенов за последние 25 лет (к началу 2024 года) успешно развил ряд крупных проектов в различных секторах экономики в Казахстане. Его ключевые бизнесы включают одну из крупнейших в республике аптечных сетей — Europharma, несколько активов в гостиничной сфере, логистическую компанию Satti Logistics, управляющую парком собственных грузовиков и фургонов, а также KBI Energy — крупную специализированную проектно-монтажную организацию в энергетической сфере.[4]