2024/12/16 13:41:44

Александр Семенов, Рексофт: Мы работаем над расширением нашего продуктового портфеля для аэропортов

О трендах в области автоматизации работы российских аэропортах, а также о реализованных проектах в этой отрасли в интервью TAdviser рассказал Александр Семенов, директор департамента транспорта и логистики компании Рексофт.

Александр
Семенов
В 2024 году у нас идут проекты с первой четверкой аэропортов, а также еще 20 региональными аэропортами.

Как Вы оцениваете рынок автоматизации аэропортов в целом? Какие еще незакрытые потребности здесь есть?

Александр Семенов: У рынка автоматизации аэропортов значительный объем. Связано это не только с вопросами импортозамещения, но и с федеральной программой по развитию и модернизации аэропортов, которая стартовала в 2019 году. В 2023 году были модернизированы 14 объектов аэропортовой инфраструктуры. В 2024 году по программе планировалось построить и реконструировать еще 52 объекта. На 2025 — 2035 годы в планах стоит более 110 объектов. Сейчас региональные аэропорты активно развиваются и обновляются, в том числе строятся современные, комфортабельные терминалы. Все это требует соответствующих систем автоматизации. При этом программное обеспечение и оборудование должны быть преимущественно российского производства для того, чтобы обеспечить технологическую независимость. Происходит замена систем обработки багажа, интеграционных решений обмена аэропортовыми сообщениями, комплексов систем по управлению пассажиропотоком и сервисов для пассажиров. Также к этому относятся системы управления ресурсами аэропорта, воздушными судами, перроном и пр. Поэтому потенциал рынка достаточно большой.

За последние несколько лет Рексофт стал заметным игроком на рынке автоматизации аэропортов. Расскажите с чем связан рост этого направления и какой он в 2024 году?

Александр Семенов: Рост обусловлен двумя факторами. Несмотря на то, что тема импортозамещения стартовала в 2014 году, до 2022 года на этом рынке было достаточно мало отечественных специализированных продуктов. Аэропорты — это часть международной системы, поэтому чаще всего предпочтение отдавалось проверенным западным решениям, которые являлись стандартом отрасли на мировом уровне. Поэтому порядка 90% продуктов и сервисов для аэропортов были иностранного производства. Места для российских вендоров практически не было. Мало кто из российских коллег по рынку решался создавать собственные решения в этом направлении из-за рисков не вернуть инвестиции. Рексофт начал работу по созданию собственных продуктов для аэропортов в 2015 году и к 2024 году подошел со сформированной опытной командой и полным набором инструментов и решений, зарегистрированных в реестре отечественного ПО.

В 2024 году у нас идут проекты с первой четверкой аэропортов, а также еще 20 региональными аэропортами. По нашим оценкам рост в 2024 году составит более 20% и фактически мы являемся лидером в области автоматизации аэропортов.

Какие основные проекты Рексофт этого года вы бы назвали? Какой из них был самый нестандартный? Почему?

Александр Семенов: Проектов было достаточно много. Наша команда работает и в Домодедово, и в Шереметьево, и в Пулково, стартовали работы во Внуково. Каждый проект по-своему уникален, даже если речь идет о работе в небольших аэропортах, так как каждый объект имеет свою специфику, требует индивидуальной доработки решений и интеграции со смежными системами. Отдельно можно отметить кейс Пулково. Его особенность в том, что внедрение новой системы управления обработкой багажа проходило без остановки операционной деятельности терминала. То есть в условиях непрерывной работы терминала 24/7, без перерывов в его функционировании, было необходимо не только установить, но и отладить, интегрировать и запустить в работу сложнейший программно-аппаратный комплекс — и это при условии повышенного пассажиропотока. Пулково сейчас обслуживает больше 20 млн пассажиров в год, что почти на треть выше плановой нагрузки аэропорта. Такие работы проводятся совместной командой аэропорта и Рексофт в специально выделенные слоты с подготовкой резервных режимов и компенсирующих мероприятий. Делается все для того, чтобы операционная деятельность аэропорта не прерывалась, и пассажиры не ощутили никаких неудобств при внедрении.

Как идет развитие собственных продуктов Рексофт для вашего направления?

Александр Семенов: Сейчас у Рексофт в реестре отечественного ПО зарегистрировано несколько продуктов: система управления сортировкой, система управления оборудованием, система диспетчерских пультов, шина аэропортовых сообщений. Все они бесшовно стыкуются друг с другом и могут поставляться как в комплексе, так отдельно. В следующем году появятся новые продукты, которые дополнят нашу линейку и позволят еще более комплексно отвечать на требования и потребности аэропортов.

Каким еще индустриям подходят эти продукты?

Александр Семенов: Наши решения также хорошо закрывают процессы управления логистических центров, где происходит транспортировка, сортировка, комплектация различных отправлений. В настоящее время мы ведем переговоры о внедрении с крупными игроками этого динамичного рынка.

С точки зрения импортозамещения с какими смежными технологиями приходится работать Вашему направлению? Как Вы оцениваете усилия партнеров?

Александр Семенов: В наших системах обязательно требуется модуль диспетчеризации управления оборудованием, и здесь наша разработка ведется на базе платформ SCADA. По требованиям сегодняшнего дня это должно быть отечественное решение. Мы рассмотрели системы от трех российских вендоров и остановились на MasterSCADA от МПС софт, как наиболее полно удовлетворяющем требованиям, которые предъявляет индустрия. На мой взгляд, они хорошо «закрывают» функциональность продуктов от Siemens, который ранее был ключевым вендором таких платформ.

Рексофт заявляет в своей стратегии комплексный подход по многим направлениям, включая консалтинг. Расскажите о таких проектах?

Александр Семенов: Я считаю, что совместный с консалтингом подход к проектам важен в плане развития бизнеса в любом направлении, в том числе и таком сложном, как аэропорты. У наших заказчиков есть потребность в развитии систем управления, а они при правильном старте требуют свежего взгляда на организацию и оптимизацию бизнес-процессов. На этом этапе совершенно необходимо подключение консалтинга, который поможет заказчикам выстроить процессы таким образом, чтобы автоматизированное решение давало максимальный эффект. При данном подходе внедрение системы будет проходить более гладко, а заказчик получит решение своих бизнес-задач.

Как планируете развиваться в следующем году? На каких направлениях будете акцентировать свое внимание?

Александр Семенов: Мы работаем над расширением нашего продуктового портфеля. В первую очередь, это касается смежных систем управления для того, чтобы предоставлять заказчикам законченные комплексные решения, максимально полно закрывающие их потребности. Это — системы управления операционной деятельностью аэропорта, системы безбарьерной среды, цифровые двойники аэропорта, сервисы для пассажиров, развитие коммерческой части и проектов в области безопасности. Также планируем развиваться в области логистики, которая растет сейчас достаточно активно, предлагая наши решения для логистических центров.