Содержание |
Порты
Основная статья: Порты в России
Речной транспорт
Основная статья: Речные круизы
Хроника
2024
В Росморречфлоте рассказали, как проходит цифровизация водного транспорта
Цифровизацию водного транспорта обсудили 19 декабря 2024 года в рамках 42-го заседания совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей Федерального агентства морского и речного транспорта под председательством руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко.
Участниками совещания (среди них — заместитель руководителя Росморречфлота Фёдор Шишлаков, руководители администраций бассейнов внутренних водных путей, капитаны бассейнов внутренних водных путей, работники структурных подразделений Росморречфлота и подведомственных организаций) отметили внедрение программно-аппаратного комплекса «Судовой электронный журнал». Он позволяет заменить бумажные журналы на цифровые аналоги, обеспечивая быстрое и удобное заполнение необходимых документов с возможностью мгновенного доступа к информации. Технология, по словам ее разработчиков, позволит стандартизировать многочисленную судовую отчётность технического флота различных администраций бассейнов.
Водный транспорт в России также использует компьютерное зрение, которое может распознавать опасные объекты на расстоянии. Предполагается, что эта разработка найдет широкое применение в беспилотных судах.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Еще одним элементом цифровизации водного транспорта в России является применение спутников. Этим проектом, в частности, занимается Sitronics.
Мы из космоса видим с такой четкостью и оперативностью, какую не может позволить себе наземная инфраструктура. Условно говоря, в верховьях наших северных рек нет инфраструктуры и протянуть ее туда стоит миллиарды. Спутник же спокойно покрывает эту историю, да и мы планировали ее с учетом того, что подобные задачи нам нужно решать, — рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.[1] |
В России запущен сервис краткосрочной аренды катеров
В начале апреля 2024 года компания «Капитаны» запустила первый в России сервис краткосрочной аренды катеров. Для этого выпущено мобильное приложение под названием AnyCaps. Подробнее здесь.
2023: Пассажироперевозки водным транспортом в России за год выросли на 16% и достигли 10,6 млн человек
По итогам 2023 года пассажироперевозки внутренним водным транспортом в России достигли 10,6 млн человек. Это на 16% больше по сравнению с 2022-м, когда данный показатель составлял 9,1 млн пассажиров. Такие данные приводятся в докладе о результатах деятельности Министерства транспорта РФ, с которым TAdviser ознакомился в конце ноября 2024 года.
Пассажироперевозки внутренним водным транспортом растут благодаря увеличению популярности речных круизов и началу регулярных скоростных перевозок в регионах России. Транспортировки грузов при этом в годовом исчислении уменьшились на 6,1% — с 116,4 млн тонн до 109,3 млн тонн. Общая протяженность внутренних водных путей в России по состоянию на конец 2023 года достигла 101,7 тыс. км. Обеспечен ежегодный прирост пропускной способности таких маршрутов в 2,9 млн тонн. В Минтрансе заявляют, что развитие грузовых и пассажирских перевозок по внутренним водным путям имеет важнейшее стратегическое значение.
В сфере морского транспорта перевозки пассажиров в 2023 году зафиксированы на уровне 2,7 млн человек. Это на 19,7% меньше со сравнению с предыдущим годом, когда показатель оценивался в 3,4 млн пассажиров. При этом перевозки грузов морским путем поднялись в годовом исчислении примерно на 5% — с 841,8 млн тонн до 883,8 млн тонн. Мощность портов в России год к году увеличилась на 5,7% — со 1286,5 млн тонн до 1360 млн тонн. Общее количество морских портов, включая комплексы Мариуполь и Бердянск на новых территориях, составило 63.
В докладе также сказано, что по итогам 2023 года уровень технической оснащенности аварийно-спасательных служб на водном транспорте достиг 52,5%. Как отмечает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), в 2023 году российские верфи сдали 44 единицы транспортных гражданских судов — 18 пассажирских, 12 барж, девять сухогрузов и пять наливных.[2]
2022
Рост числа поездок на пассажирских судах на 5,9% до 9,1 млн человек
Число поездок на внутреннем водном пассажирском транспорте в России по итогам 2022 года достигло 9,1 млн человек, увеличившись на 5,9% в сравнении с предыдущим годом. Об этом свидетельствуют данные, которые аналитики BusinesStat обнародовали в начале декабря 2023 года.
Согласно исследованию, российский рынок пассажирских перевозок на водном транспорте в 2022 году продолжил расти после 11,8%-го подъем в 2021-м. Этот рост аналитики связи с увеличением популярности внутреннего водного туризма среди населения. В силу ограниченных возможностей для путешествий морские и речные круизы стали доступным и привлекательным вариантом отдыха для многих россиян. Помимо этого, увеличению пассажиропотока водного транспорта в стране способствовало снижение доступности авиасообщения из-за закрытия аэропортов в южных регионах России в 2022 году.
По словам экспертов, серьезного спада пассажиропотока в сфере водного транспорта в 2019-2022 гг. участники этого рынка были включены в перечень наиболее пострадавших секторов экономики и получили возможность воспользоваться государственной поддержкой. Благодаря принятым мерам удалось реализовать ряд значимых проектов. Важным событием стала первая в истории страны постройка на российских верфях круизного судна река-море «Мустай Карим». Помимо этого в Татарстане в 2022 году был спущен на воду первый пассажирский теплоход «Чайка», который работает на сжиженном природном газе, а в Петербурге было запущено прогулочное судно, оснащенное электродвигателем, отметили исследователи.
По данным Минтранса РФ, по итогам 2022 года по организованным экскурсионно-прогулочным маршрутам внутренним водным транспортом перевезли порядка 1,7 млн человек, что превышает показатель 2021 года более чем на треть.[3]
Россия входит в тройку стран с самой длинной береговой линией
Россия входит в тройку стран с самой длинной береговой линией, а морская граница в 39,4 тыс. км по протяженности лишь немногим меньше экватора — 40,1 тыс. км. Длина внутренних водных путей составляет почти 101,5 тыс. км, по этому показателю Россия уступает только Китаю (126,6 тыс. км).
У России есть транспортный, обеспечивающий, промысловый и научно-исследовательский флоты. На 2022 год под российским флагом ходят почти 3,5 тыс. морских судов. Для некоторых регионов Сибири и Крайнего Севера водный транспорт — основной способ доставки грузов с «большой земли».