Главные тренды российского рынка CPM
Интеграторы и вендоры систем управления эффективностью предприятия в числе главных трендов российского рынка CPM называют гибкость решений, поддержку облачных технологий и мобильность, интеграцию CPM со смежными бизнес-процессами, расширение функционала систем и состава потребителей, доступность эксплуатации и использование открытого софта.
Каталог СPM-решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание |
Основные статьи:
2021: Приоритетом №1 вновь стало планирование на основе прогнозирования
На российский CPM-рынок возвращается допандемийный тренд – спрос на автоматизацию планирования бизнес-деятельности на основе прогнозной аналитики. Как сообщили в Intersoft Lab 21 января 2022 года, к такому выводу пришла маркетинговая служба компании, проанализировав предварительные данные по рынку CPM-систем (Corporate Performance Management) из отрытых источников за 2021 год.
Более трети стартовавших в этот период CPM-проектов (34,8%) были связаны с решением задач из категории BPF — budgeting, planning and forecasting. На второй позиции - реализация задач, связанных с операционным управлением (30,4%) с помощью инструментов для подготовки аналитической отчетности. На третьем месте – проекты регуляторной направленности (18,1%), а на четвертом – управление прибыльностью (13,6%).Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Указанный тренд обозначился накануне пандемии. Тогда, по оценке Intersoft Lab, российский CPM-рынок достиг уровня зрелости: в 2019 году его развитие определялось мировыми тенденциями. Но, как и в предыдущие кризисные периоды, в первый год пандемии драйвером рынка бизнес-аналитики стали инициативы регуляторов - 38% проектов были запущены для соответствия надзорным требованиям.
В 2021 году российский рынок бизнес-аналитики вернулся в русло мировых трендов. Приложения для подготовки бюджетов и прогнозов второй год подряд занимают первое место среди наиболее востребованной CPM-функциональности, согласно ежегодному международному опросу BPM Pulse Survey. По данным APQC, в 2021 году 83% зарубежных финансистов – основного заказчика CPM-систем - поставили эти приложения на первое место (для сравнения: в 2020 году – 73%).
Бизнес-аналитика по-прежнему наиболее востребована в отечественной финансовой вертикали – на нее приходится почти половина стартовавших проектов (48,3%). Более половины рынка удерживают отечественные разработчики, их совокупная доля превышает 60%. Доля компании Intersoft Lab по количеству проектов составила 45,4%.
«Возврат к допандемийному вектору развития закономерен. Цифровая трансформация, ускорившаяся в период пандемии, породила огромные массивы готовых к употреблению данных. «Запитав» ими современные инструменты прогнозирования, использующие вычислительные мощности хранилищ данных и методы машинного обучения, можно обеспечить более высокое качество планирования. Их применение позволяет повысить детальность и обоснованность прогнозов состояния банковских портфелей, лежащих в основе планов, в сотни раз сократить сроки их подготовки. Высвободившееся время можно направить на подготовку различных версий планов, чтобы быть готовым к любым изменениям на рынке, что особенно ценно в эпоху неопределенности», - отметила Юлия Амириди, заместитель генерального директора Intersoft Lab. |
2015-2016
С целью узнать какие тенденции наиболее заметны и перспективны для отечественного рынка CPM-систем, TAdviser опросил ряд российских компаний.
Так, по мнению Сергея Сафронова, директора департамента CPM ГК «КОРУС Консалтинг», главными трендами рынка являются эффективность и гибкость, причем это касается не только возможностей платформ, но и подхода к выполнению проектов.
Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании «Крок», к основным трендам относит переход решений в облака, более тесную интеграцию CPM со смежными бизнес-процессами и более активное участие бизнес-консалтинговых компаний в проектах по автоматизации.
«Важным трендом является использование облачных решений. И хотя доля таких проектов пока невысока, этот факт имеет очень важное, даже переломное значение: компании доверяют хранение своих финансовых данных внешнему SaaS-провайдеру. А если финансисты компании уже не боятся, то использование облачных сервисов будет нормой и для других ИТ-сервисов», - считает Андреев.
В группе компании «ИНТАЛЕВ» полагают, что предназначенные для контроля, полноты и достоверности информации традиционные финансовые приложения трансформируются в решения, направленные на управление макро-целями компаний. По мнению Елены Поляковой, генерального директора «ИНТАЛЕВ», функционал CPM-систем будет неминуемо расширяться, включив разработку методологии и автоматизацию всех этапов целевого управления: Цели-Мероприятия-Персонал-Бюджеты. Также немаловажной областью развития рынка, по её словам, станет создание возможности полноценной работы с данными на мобильных устройствах и поддержка облачных технологий.
Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), специализирующейся в области управления эффективностью банковского бизнеса, выделила 4 доминирующих направления развития СРМ в финансовом секторе.
Первое – это расширение состава потребителей. Помимо финансовых департаментов, которые являются традиционными заказчиками CPM-систем, новыми потребителями ПО для управления эффективностью постепенно становятся бизнес-подразделения, прежде всего розничный и корпоративный блок, службы развития и маркетинга, которые зачастую обладают собственными бюджетами на бизнес-аналитику. Они – основные заказчики аналитической отчетности и новые потребители функциональности для оценки финансовой результативности бизнес-направлений, точек продаж, продуктов, клиентов, каналов сбыта и проч., которые позволяет рассчитывать система управления эффективностью. Расширение состава пользователей, по мнению Юлии Амириди, делает СРМ-системы, с одной стороны, более доступными за счет распределения финансовой нагрузки между бюджетами разных подразделений, а с другой, обеспечивает получение непротиворечивых данных и принятие согласованных решений разными потребителями внутри банка.
Второе направление - самообслуживание в аналитике. Сформировавшаяся на фоне экономической нестабильности потребность в ситуативном анализе, стремление получать новые аналитические и управленческие отчеты быстрее, без привлечения ИТ-специалистов, помогает укрепиться в банковском сегменте поставщикам современных высокопроизводительных инструментов Business Intelligence (BI), использующих in-memory вычисления. По мнению Юлии Амириди, можно прогнозировать, что приобретенный банками опыт применения таких средств в ближайшее время усилит потребность в решении задачи финансовой консолидации на базе хранилищ данных, отвечающих за подготовку данных для анализа и обладающих развитыми инструментами контроля и оценки их качества.
Еще одно доминирующее направление развития СРМ – это простота и доступность эксплуатации. По словам заместителя генерального директора Intersoft Lab, функциональность СРМ-систем постоянно усложняется. Вместе с тем решения, представляющие собой «черные ящики» из макросов, второпях «допиленных» разработчиками в ходе проектов внедрения, уходят в прошлое. Заказчики стремятся выбирать готовые тиражные СРМ-платформы, обладающие понятными «говорящими на одной языке» с пользователем интерфейсами, которые позволяют финансистам и бизнес-пользователям самостоятельно и оперативно производить настройку и перенастройку приложений, адаптируя ПО под изменяющиеся методические требования.
И последнее, четвертое направление - компонентный подход и использование открытого софта. Как отмечает Юлия Амириди, с целью оптимизации расходов банки активно рассматривают использование компонентов open-source software при построении СРМ-систем. Потенциальные кандидаты «на замену» - СУБД, ETL и BI. Использование open-source компонентов позволяет сократить стоимость владения управленческой системой за счёт экономии на приобретении и эксплуатации лицензий, полагает эксперт Intersoft Lab.
2013-2014
Рост интереса к CPM
По словам Романа Ткачёва, руководителя BPM-практики «Техносерв Консалтинг», главная тенденция рынка CPM в России - это стабильно растущий интерес к CPM-системам и готовым решениям на базе CPM-платформ.«Этот тренд самый важный, он двигает рынок вперед», - считает эксперт.
Алексей Кучин, руководителя по развитию практики CPM «КОРУС Консалтинг», пояснил TAdviser, что сегодня во многие компании пришли профессиональные инвесторы, которые уделяют большое внимание вопросам повышения уровня корпоративного управления. Эти компании создают существенный спрос на услуги по совершенствованию процессов бюджетного управления, подготовки управленческой и международной отчетности, и, как следствие, на услуги по внедрению CPM-систем.
Игорь Шумаков, эксперт НПО Компьютер, также считает, что рынок начинает воспринимать CPM-системы как необходимые инструменты для повседневной работы.«Многие компании ещё не приступили к внедрению, но не исключают такой возможности в будущем. Тенденция в России: увеличение количества внедрений и узнаваемости», - прокомментировал он.Вячеслав Бутыркин, директор департамента отделения «Ай-Теко Бизнес Консалтинг», руководитель направления BPM компании «Ай-Теко», констатирует появление интереса к BPM-решениям не только у финансового сектора, но и у предприятий других отраслей, среди которых транспорт, розничная торговля, телеком и, конечно, госсектор.
«Также очень позитивным считаю «глубину» интереса: в зависимости от потребностей и возможностей, компании внедряют как относительно дорогие решения от крупнейших поставщиков, так и более доступные по стоимости системы», - добавил Вячеслав Бутыркин.
Бурное развитие решений
Растущий интерес российских заказчиков к CPM стимулирует отечественных разработчиков к созданию новых программных продуктов и развитию функционала существующих. Антон Шматалюк, директор по управленческому и ИТ-консалтингу РДТЕХ, подтверждает этот тренд. Игорь Шумаков добавил, что при этом отечественные системы активно конкурируют с западными системами. Более того, по его словам, они часто выигрывают в плане простоты настройки, цены и наличия интеграция с нашими системами для бухучета. Вместе с тем западные системы выгодно смотрятся в плане стабильности и обладают более широким функционалом.
При этом появляется все больше отраслевых моделей, отмечает Алексей Будин, глава компании ELMA. Например, для каждой отрасли, исходя из ее особенностей, ELMA предлагает свое готовое решение.«Мы представляем свой экспертный взгляд на то, как повысить эффективность работы компании в той или иной сфере», - заявил он.Например, повышение эффективности работы компаний сферы ЖКХ возможно через сервис-ориентированный подход и управление каталогом услуг. Строительным компаниям ELMA предлагает применить «проектный конвейер», а для производства на склад - внимание на поднятии уровня зрелости обеспечивающих процессов и так далее.
Алексей Будин полагает, что в будущем начнут появляться системы с новыми видами «потребления» процессного подхода. На первый план выходит способ подачи информации пользователю системы, насколько она понятна и удобно ли с ней работать. Разработчики создают новые инструменты, которые делают работу с системой интуитивно понятной, а всю необходимую информацию – более доступной. Также возможности постоянного улучшения системы и внесения изменений «на лету», не требующие длительных перерывов в работе, не теряют свою ценность.
Поддержка принятия решений
Юлия Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), считает одним из ключевых трендов рост спроса на CPM-функциональность, обеспечивающую ИТ-поддержку принятия решений на операционном уровне управления. Этот рост спроса вызван необходимостью банков непрерывно повышать свою операционную эффективность на фоне постоянно усиливающейся конкуренции. Для поддержки управления операционной эффективностью предназначены приложения для управления прибыльностью, которые позволяют планировать, моделировать, контролировать и анализировать показатели внутренней эффективности банка, такие как прибыльности банковских продуктов, клиентов и клиентских групп, каналов продаж и банковских менеджеров.
В нашей стране переход от использования электронных таблиц к готовым CРМ-приложениям для планирования и бюджетирования происходит довольно активно, но меньшими темпами, чем за рубежом, поясняет Юлия. Аналитическая компания Gartner в одном из своих исследований обращает внимание на то, что в развивающихся экономиках стран БРИКС (BRICS), к которым относится Россия, несмотря на осведомленность о возможностях CРМ-автоматизации, пока чаще, чем в других странах, предпочтение отдается электронным таблицам.
Внимание – на KPI
Будин Алексей Вячеславович Алексей Будин, директор компании ELMA, также отметил, что постепенно к заказчикам приходит понимание, что одна лишь система электронного документооборота не решает в полной мере задач формализации взаимодействия сотрудников компании.«На рынке наметилась тенденция перехода к измерению показателей эффективности и управлению этими показателями. Руководители стали задумываться не только о том, как оценить состояние дел и определить стадии реализации стратегии, но и как улучшить результаты работы компании через мотивацию сотрудников», - рассказал специалист.
«Облака» и мобильность
Роман Ткачёв также важным вектором российского рынка считает выход CPM-систем в «облака» и предоставление реализованных на них сервисов.«Сегодня мы видим зачатки этого явления, но в будущем оно может стать более массовым. Нельзя не отметить изменения в области функциональности CPM-систем. Фактически происходит сращивание BPM и ECM-систем, активнее используется мобильный доступ и социальные возможности современных BPM-систем»,- поделился своим мнением Роман.
Увеличивается потребность и в системах мобильного доступа к данным CPM. Например, для удаленного мониторинга деятельности банка российские заказчики все чаще заявляют о необходимости использования мобильных технологий. Компания Intersoft Lab (Интерсофт Лаб) выпустила для этого в 2013 году специальное приложение для iOS и Android, которое позволяет топ-менеджерам банков использовать планшет для осуществления функций финансового контроллинга, находясь в любой точке мира.