- Жесткие диски (мировой рынок)
- Жесткий диск (магнитный накопитель, винчестер, HDD)
- Твердотельные накопители - SSD (рынок России)
- Твердотельные накопители - SSD (мировой рынок)
2019: Объем импорта HDD и SSD в Россию оценили в 9,1 млн штук
Согласно данным аналитического центра GS Group, объем импорта в Россию различных накопителей информации (HDD и SSD) составил в 2018 году 8,7 млн штук. По сравнению с 2017 годом импорт вырос незначительно — всего на 4% (2018 год к 2017 году), в то время как в 2017 году прирост составил 29% (2017 год к 2016 году), сообщили TAdviser 28 января 2020 года в GS Group. Как пояснили в компании, указанный объем включает дисковые массивы для СХД, но не включает HDD и SSD в составе ноутбуков, рабочих станций и прочих устройств B2B и B2C рынков.
Согласно прогнозам аналитиков GS Group, по итогам 2019 года общий объем импорта HDD и SSD составит 9,1 млн штук (прирост 4% — 2019 год к 2018 году). Оборот рынка в 2018 году превысил 81 млрд рублей, из которых на дисковые массивы СХД приходится 40%. На штучные SSD и HDD приходится 20% и 40% оборота рынка, часть из них импортируются для последующей комплектации ЦОД и СХД.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
2018 год является особенным годом для дисковых накопителей по нескольким причинам. Во-первых, началось общее падение рынка HDD: если в 2017 году общий прирост поставок HDD в Россию составил 26% — до 6,4 млн штук, то в 2018 году поставки упали на 12% — до 5,7 млн штук. В первом полугодии 2019 года тенденция усилилась — поставки снизились на 21% (1 плг 2019 к 1 плг 2018). По прогнозам GS Group, по итогам 2019 года, объем импорта HDD в Россию снизится на 23% — до 4,4 млн штук.
Во-вторых, снижение объемов задело лидеров сегмента HDD — WDC и Seagate (общая доля 65%), которые вместе с Toshiba и HGST и составляли рынок HDD. Обе компании едва сохранили показатели 2017 года (объем импорта в 2018 году равен уровню 2017 года). Но в первом полугодии 2019 года поставки HDD обоих брендов уже начали падать (на 20% и 13%: 1 плг 2019 к 1 плг 2018 года) и, по прогнозам, по итогам года снизятся на 18% (2019 год к 2018 году).
Наконец, в 2018 году заканчивается доминирование HDD над SSD. Если в 2018 году доля HDD в общем импорте дисковых накопителей составляла 65%, а доля SSD соответственно 35%, то в первом полугодии 2019 года доля SSD превысила 52% и сохранится на этом уровне по итогам 2019 года. Ключевая причина — это быстрое снижение средней стоимости SSD дисков и рост их средней емкости, в результате средняя стоимость за 1 Тб (терабайт) приближается к уровню HDD. Такой ход событий предсказывали давно, поскольку у технологии flash-памяти есть возможность постепенного снижения стоимости, в то время как у HDD такая возможность конструктивно ограничена. С другой стороны, рынок HDD сконцентрирован в руках трех производителей (WDC, Seagate и Toshiba), в то время как на рынок SSD продолжают выходить другие игроки, и в результате усиления конкуренции цены еще быстрее снижаются по всему ассортименту.
Производство HDD и SSD, которые поставляются в Россию, сосредоточено в Юго-Восточной Азии. В странах других регионов производится менее 0,4%, в первую очередь в Польше.
Основным, но не единственным производителем, где собираются как HDD, так и SSD накопители, является Китай. HDD для России в Китае в основном производит Toshiba Corporation (1 млн штук в 2018 году) и Seagate Technology (760 тысяч штук). SSD в Китае собирают для России Samsung Electronics (524 тысячи штук отправлено в Россию в 2018 году), Intel Corporation (129 тысяч штук), Western Digital (84 тысячи штук, из которых п ловина под брендом SanDisk) и Smartbuy (46 тысяч штук). Всего на долю Китая приходится 34% поставок дисковых накопителей для России.
Таиланд занимал второе место по поставкам в Россию дисковых накопителей с долей 29%, однако в 2019 году эти объемы снизятся из-за стагнации рынка HDD, и доля Таиланда упадет до 20%.
Основной объем SSD накопителей для России производится на Тайване: более 1,5 млн штук в 2018 году. Большую часть собирают для американской Kingston Technology Corporation (590 тысяч штук), а также для брендов ADATA, Silicon Power, Transcend, Smartbuy, Apacer и др. Доля Тайваня в поставках дисковых накопителей в Россию составляет 19% (третье место), однако в связи с ростом спроса на SSD накопители она увеличится до 26% по итогам 2019 года и сравняется с Таиландом.
Сборка HDD для Western Digital Corporation раcположена также и в Малайзии, откуда в Россию было поставлено более 600 тысяч HDD в 2018 году. На Филиппинах производятся HDD под маркой Toshiba: в Россию поставляется около 269 тысяч штук. Таким образом, Малайзия занимает в поставках дисковых накопителей 4-е место (доля 13%), Филиппины — 5-е место (3,4%), по итогам 2019 года эти доли будут еще ниже.
Среди прочих стран можно выделить Польшу, где Wilk Elektronik SA собирает SSD накопители под брендом Goodram — 13 тысяч штук в 2018 году и, по нашим прогнозам, более 20 тысяч штук в 2019 году.
Несмотря на быстрое развитие Flash-памяти и ее удешевление, жесткие диски (HDD) по-прежнему будут пользоваться спросом. Помимо все еще более низкой цены на 1 Тб и просто инертности рынка, этому способствует также функция «холодного» хранения данных в СХД и ЦОДах. Причем в России она особенно поддерживается благодаря отдельным законам, которые обязывают телеком-операторов хранить интернет-трафик, включая видеоконтент — самый тяжелый на начало 2020 года вид информации.
Чтобы противостоять быстрорастущему рынку SSD, лидеры рынка HDD идут по пути увеличения емкости отдельного диска, развивая технологии уплотнения записи, например, HAMR (Heat-Assisted Magnetic Recording) и MAMR (Microwave-Assisted Magnetic Recording). В прогнозах емкости диска звучат цифры до 50 Тб. Однако, возможно, это как раз тупиковый путь, по- скольку стоимость такого диска резко возрастает, а риск одномоментной потери данных — растет еще больше. Альтернативный путь — это комбинация HDD с SSD в системах хранения и обработки данных (речь не идет о гибридных дисках), где HDD берет на себя «холодное» хранение, а SSD — «горячее». Но при ускоренном развитии SSD это еще быстрее сократит рынок HDD.
Рынок жестких дисков хорошо сформирован и консолидирован, как в мире, так и для России. Еще в 2017 году российский рынок был поделен между тремя брендами примерно в равных до- лях (по 28—30%, 1,8—1,9 млн штук): WD (Western Digital), Seagate и Toshiba, которые соответственно принадлежат японской Toshiba Corporation и американским Western Digital Corporation (WDC) и Seagate Technology. Прb этом крупные дистрибьюторы HDD в России держали в своих портфелях все три бренда.
По прогнозам GS Group, объем поставок HDD WDC в Россию в 2019 году составит 1,5 млн штук (снижение на 19%, 2019 год к 2018 году), а доля сохранится на одном уровне с Seagate — 35%.
По итогам 2019 года импорт Seagate HDD в Россию также упадет до 1,5 млн штук (на 17%, 2019 год к 2018 году).
В 2019 году импорт HDD Toshiba в Россию снизится еще сильнее и составит менее 1 млн штук (снижение на 25%, 2019 год к 2018 году), то есть ниже уровня 2016 года, но из-за общего падения рынка HDD доля Toshiba на нем сохранится на уровне 23%.
В 2018 году под брендом HGST в Россию ввезено менее 270 тысяч штук, а в 2019 году импортируют последние остатки — не более 40 тысяч штук.
Суммарная доля прочих брендов держится на уровне 7%, крупнейшие из них: Transcend — 1,5%, HP (Hewlett-Packard) и ADATA — по 1 %
Рынок SSD еще достаточно молодой, и расстановка на нем в корне отличается от рынка HDD. В отличие от сильно консолидированного рынка HDD, где три лидера вместе занимают 92%, на российском рынке SSD суммарная доля первой тройки не превышает 55%, а доля первой десятки немного выше 80%. По мере развития направления SSD различные производители будут вырываться вперед, другие — сходить с дистанции, также расстановку изменит процесс слияний и поглощений, который уже начался. Необходимо отметить, что в России также разворачивается производство SSD, однако пока его доля не превышает 0,01% отечественного рынка.
Несмотря на то что на Тайване производится более половины SSD, самим тайваньским брендам принадлежит значительно меньший объем: так, если смотреть поставки SSD для России, то более половины объема в них занимают американские компании, а с агрессивным выходом на рынок WDC — более 60%. Непосредственно тайваньские компании занимают не более 20%, как и корейский Samsung.
Первое место по количеству поставленных в Россию SSD-накопителей с долей 20% занимает Kingston (американская Kingston Technology Corporation) — 620 тысяч штук в 2018 году, 95% из которых производятся на Тайване, остальное — в Китае. После снижения импорта на 19% в 2017 году (этот момент хорошо виден на графике), в 2018 году поставки выросли и, по нашим прогнозам, по итогам 2019 года достигнут уровня 920 тысяч штук, в результате Kingston сохранит первое место с долей рынка по SSD 19%.
Второе место занимает Samsung с долей 19%, который импортировал в Россию в 2018 году 588 тысяч штук SSD-накопителей, основная часть этих накопителей производится в Китае (89%), остальные в Южной Корее. При этом доля производства в родной Южной Корее растет: с 7% в 2017 году до 17% в 2019 году. По прогнозам GS Group, по итогам 2019 года Samsung еще больше нарастит поставки в Россию, превысив объем 800 тысяч штук по итогам года (17% рынка SSD). Samsung поставляет самые дорогие SSD среди тройки лидеров — в 2-3 раза дороже Kingston и в 2 раза дороже Western Digital.
Американская WDC (Western Digital Corporation) показывает прекрасный пример диверсификации бизнеса: став лидером рынка HDD, компания активно работает и на рынке SSD. Если еще в 2016 году WDC не входила даже в десятку крупнейших производителей SSD для России, то в 2018 году она стала третьей с объемом 588 тысяч штук, а в 2019 году выйдет на один уровень с Samsung — до 800 тысяч штук SSD-накопителей.
Тройка лидеров хорошо показывает, как растет весь рынок SSD. В 2018 году суммарные поставки SSD трех ведущих брендов в Россию превысили объем всего рынка SSD в России за 2016 год, при этом уровень консолидации рынка за это время только снизился (индекс Херфиндаля —Хиршмана по топ-15 в 2016 году составил 1459, а в 2018 году — 1154). А в 2019 году суммарные поставки первых пяти брендов превысят объем всего российского рынка SSD 2018 года.
В 2019 году ожидается значительное поступление Intel в Россию — более 340 тысяч штук.
Поставки Silicon Power Computer & Communications (SP) в Россию не превысят 140 тысяч штук, и таким образом SP окажется в конце первой десятки.
Компания ADATA Technology увеличивает поставки SSD в Россию темпами роста всего российского рынка: в 2019 году (до 275 тысяч штук).
SmartBuy поставит в 2019 году, по прогнозам, 150 тысяч штук.
Прогнозируется, что по итогам 2019 года Transcend поставит в Россию не более 85 тысяч штук SSD.
По итогам 2019 года Micron поставит в Россию 340—350 тысяч штук SSD под брендом Crucial, и таким образом разделит c Intel четвертое место на российском рынке.
Среди других брендов выделяется тайваньский Apacer (Apacer Technology), импорт которого достигнет в 2019 году 160 тысяч штук.
В 2019 году, по прогнозам, импорт SSD Patriot в Россию может превысить 130 тысяч штук.
Wilk Elektronik, которая продает SSD под собственным брендом Goodram, в 2019 году может поставить в Россию около 90 тысяч штук, из которых 25% собрано в Польше.
Общий объем номинальной памяти HDD и SSD- накопителей, поставляемых в Россию, ежегодно растет. 2018 году он составил 11,8 млн Тб. В 2019 году, по оценкам, общий объем памяти HDD и SSD достигнет 12,4 млн Тб. Причем, если суммарный объем HDD незначительно снизится, его восполнит рост SSD рынка. Отдельно внутри этого объема учитываются дисковые массивы СХД, которые включают все три типа: на основе HDD, на основе SSD-накопителей (All-Flash) и смешанные.
Основной объем памяти накопителей по-прежнему приходится на жесткие диски — более 88%. Причина кроется в разном номинальном объеме одного диска. Наиболее популярный объем памяти на рынке HDD — 1 Тб и 500 Гб, соответственно 40% и 32% рынка HDD (по количеству дисков без учета дисковых массивов СХД). Далее следуют диски HDD 2 Тб и 4 Тб, соответственно 11% и 5% рынка HDD. В то же время на рынке SSD чаще используют диски 120/128 Мб (48% рынка SSD) и 240/250/256 Мб (32% рынка SSD).
Средний размер диска с каждым годом растет. При этом темпы роста у HDD выше, чем у SSD, что вполне объяснимо: таким образом производители HDD пытаются бороться с SSD. Средний размер HDD увеличился с 1,3 Тб в 2016 году до 2,2 Тб в 2019 году, в это же время средний раз- мер SSD вырос с 0,21 Тб в 2016 году до 0,28 Тб в 2019 году.
Тем не менее, благодаря росту доли SSD по количеству, они догоняют HDD по суммарному объему памяти. Если в 2016— 2017 годах суммарный объем номинальной памяти HDD был в 21 раз больше SSD, то в 2018 году HDD всего в 14 раз превышают SSD по суммарному объему памяти, а в 2019 году, по нашим прогнозам, — только в 7 раз.
Сегмент накопителей карманного формата условно объединяет два типа продуктов: USB Flash-накопители и карты памяти. Объем импорта карманных накопителей растет, но темпы этого роста падают: если в 2017 году прирост составил 24%, то в 2018 году уже только 13%. По прогнозам GS Group, поставки USB Flash и карт памяти по итогам 2019 года увеличатся всего на 5—6%. Темпы будут падать и дальше, в результате в 2020 году объем импорта может снизится ниже уровня 2018—2019 годов. В первую очередь сократятся объемы USB Flash. Ключевая причина снижения спроса на флешки — это развитие инфраструктуры интернет (сетей широкополосного доступа, включая сети Wi-Fi и мобильный интернет от операторов сотовой связи).