ОСАГО
Обязательное страхование гражданской ответственности
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности) — вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира и в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта» . Особенностями «автогражданки» в России на современном этапе являются государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.
Зачем нужна ОСАГО
Эта автостраховка нужна для защиты людей, попавших в дорожные аварии. Если вы на своей машине разбили или повредили другой автомобиль, витрину магазина, забор, покалечили кого-то и виноваты в ДТП, то страховая компания заплатит за эти убытки пострадавшим в пределах страховой суммы.
Стоимость полиса ОСАГО и ограничения по выплатам полностью регулируется государством. Это гарантирует низкую стоимость страховки и обязательность выплат в случае наступления ДТП.
Максимальная сумма страховки (выплаты) составляет:
- до 160 тыс. рублей за причинение вреда жизни и здоровью каждому потерпевшему;
- до 120 тыс. рублей за поврежденное имущество одному потерпевшему или до 160 тыс. рублей на всех.
Размер этих выплат можно увеличить за счет добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО). Эту услугу предлагают многие страховщики – за небольшую доплату верхний порог указанных цифр можно увеличить в несколько раз.Метавселенная ВДНХ
Без полиса ОСАГО вы не имеете права ездить на машине (за это полагается штраф), не можете поставить свой автомобиль на учет в ГИБДД. Каждый водитель, который садится за руль автомобиля, должен быть вписан в полис ОСАГО, либо в нем должна стоять отметка о том, что число водителей «без ограничения».
Полис ОСАГО нужно хранить вместе с документами на автомобиль и предъявлять инспектору ДПС при первом требовании. Если вы забудете его дома, то представитель правопорядка имеет право отправить вашу машину на штрафстоянку. Рекомендуем не выкидывать старые полисы в течение пяти лет после окончания их действия – это может сделать ваши будущие страховки дешевле.
Необходимо знать, что полис ОСАГО не защищает от кражи вашей машины или ее повреждения. Для полной защиты авто рекомендуется приобретать полис КАСКО.
Как рассчитывается цена полиса ОСАГО
Неопытные платят больше
Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.
Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.
Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).
Москвичи платят больше всех
На то, как рассчитывается ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно); в московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3-1,7 , зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.
Много водителей - выше цена
И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.
Зеленая карта
Основная статья: Зеленая карта (страхование)
Регрессная и субрагационная задолженность
Основная статья: Регрессная и субрагационная задолженность в России
2024: Данные о наличии у перевозчиков такси полисов ОСАГО будут стекаться в ГИС «Такси»
В конце марта 2024 года стало известно о том, что данные о наличии у перевозчиков такси полисов ОСАГО и ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика пассажиров) будут централизованно накапливаться в федеральной государственной информационной системе такси (ФГИС «Такси»). Эти сведения с 2025 года смогут получать региональные власти. Подробнее здесь.
2023
Продажи электронных ОСАГО в России выросли и заняли 62% рынка
В 2023 году в России было продано 25,5 млн полисов электронного ОСАГО, что на 9,8% больше в сравнении с 2022-м. Такие данные Российский союз автостраховщиков (РСА) привел в январе 2024 года.
По словам президента РСА Евгения Уфимцева, на электронные ОСАГО в 2023 году пришлось около 62% продаж полисов обязательной «автогражданки». В 2022 году эта доля составляла 57%, годом ранее — порядка 50%. Топ-15 регионов-лидеров по продажам электронных полисов ОСАГО в 2023 году выглядит следующим образом
- Москва (2,5 млн полисов е-ОСАГО, 9,7% от всех продаж электронных полисов ОСАГО в России);
- Московская область (1,4 млн е-ОСАГО, 5,4%);
- Краснодарский край (1,1 млн е-ОСАГО, 4,1%);
- Свердловская область (876 тыс. е-ОСАГО, 3,4%);
- Санкт-Петербург (800 тыс. е-ОСАГО, 3,1%);
- Татарстан (767 тыс. е-ОСАГО, 3%);
- Челябинская область (734 тыс. е-ОСАГО, 2,9%);
- Самарская область (613 тыс. е-ОСАГО, 2,4%);
- Новосибирская область (607 тыс. е-ОСАГО, 2,4%);
- Ростовская область (607 тыс. е-ОСАГО, 2,4%);
- Воронежская область (544 тыс. е-ОСАГО, 2,1%);
- Красноярский край (541 тыс. е-ОСАГО, 2,1%);
- Башкортостан (531 тыс. е-ОСАГО, 2,1%);
- Нижегородская область (507 тыс. е-ОСАГО, 2%).
- Алтайский край (499 тыс. е-ОСАГО, 2%).
Увеличение популярности электронных полисов может быть связано и с общим ростом продаж новых транспортных средств, считает гендиректор НСИС Николай Галушин, чье мнение приводит газета «Коммерсантъ».
По мнению аналитика «Банки.ру» Александра Макарова, сдерживают развитие электронных полисов и опасения самих страховщиков, в частности, их «аппетит к риску». Все, кто хотел купить ОСАГО онлайн, уже в принципе сделали это, то есть привлекательный сегмент качественных клиентов уже охвачен полисами, поясняет эксперт.[1]
Оформить компенсацию по ОСАГО теперь можно онлайн - через «Госуслуги» и приложение «Госключ»
В конце октября 2023 года Банк России выпустил разъяснение по поводу работы онлайн-сервиса «Возмещение убытков после ДТП по ОСАГО» для электронного урегулирования убытка. По сообщению регулятора, сервис доступен только для пользователей с подтвержденной учетной записью на Госуслугах, также для подписания электронных документов понадобится мобильное приложение «Госключ». Подробнее здесь.
ЦБ разрешил страховым компаниям брать данные из ГИС для быстрого оформления электронных ОСАГО
ЦБ РФ разрешил страховым компаниям брать данные из ГИС «Страхование» для быстрого оформления электронных ОСАГО. Измененные правила оформления договора обязательного страхования гражданской ответственности с помощью электронных документов опубликованы в конце октября 2023 года. Подробнее здесь.
Чечня заняла первое место по количеству высокоубыточных договоров ОСАГО. Антирейтинг регионов
Российский союз автостраховщиков (РСА) определил 10 регионов-лидеров по доле высокоубыточных договоров ОСАГО за период с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года. Результаты своего исследования организация раскрыла в августе 2023 года.
В первую тройку антирейтинга вошли Чеченская Республика, где 77% всех заключенных договоров «автогражданки» в регионе передается в пул, а также республика Дагестан с близким показателем в 76% и Приморский край с долей подобных договоров в 53% от общего количества заключенных в регионе договоров ОСАГО.
На четвертом - Республика Тыва (46%), на пятом - Республика Северная Осетия-Алания (44%), на шестом - Ингушетия (42%), на седьмом - Кабардино-Балкарская Республика (41%), на восьмом - Бурятия (35%), на девятом Карачаево-Черкесская Республика (31,5%), на десятом - Республика Саха (26%). При этом самая маленькая доля передаваемых в перестраховочный пул договоров зафиксирована в Москве и Санкт-Петербурге: в Москве в пул было передано 5% договоров, в Санкт-Петербурге - 4,6%.
Первые строчки рэнкинга регионов по доле высокоубыточных, передаваемых в перестраховочный пул договоров, занимают одни и те же регионы. Это говорит, прежде всего, о высоких рисках мошенничества по ОСАГО в этих регионах, а зачастую свидетельствует также о высокой частоте аварий в них и низком уровне безопасности дорожного движения. В результате автовладельцам из этих регионов приходится платить за полисы ОСАГО больше, чем их соседям. Как показывает опыт других регионов, эффективно решать такие проблемы удается при помощи рабочих групп из представителей страховых компаний и региональных властей, - прокомментировал результаты исследования президент РСА Евгений Уфимцев.[2] |
В России запускается электронное урегулирование полисов ОСАГО
15 июля 2023 года вступит в силу закон, вводящий электронное урегулирование в ОСАГО. В конце июня 2023-го глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев назвал плюсы от нововведения.
По его мнению, электронное урегулирование полисов ОСАГО, сокращение сроков договоров до этому виду страхования до одного месяца и работа «дочки» Банка России «Национальной страховой информационной системы» (НСИС) сделают страховой рынок более инновационным.
В настоящее время вещи, связанные с IT, являются наиболее важными. Я думаю, то, что произойдет буквально через три недели — это запуск так называемого «электронного урегулирования», возможности подачи электронного заявления – это очередная веха к тому, чтобы страховое сообщество еще больше погрузилось в этот век цифровой и стало еще более цифровым, инновационным. Это потребует много важных решений, — сказал он в конце июня 2023 года. |
С 15 июля 2023 года страховые компании должны будут обеспечить электронное урегулирование по ОСАГО при оформлении ДТП по европротоколу с подачей заявления через портал Госуслуги, а также смогут в добровольном порядке предоставлять полный сервис онлайн-урегулирования. При этом сохранится возможность оформить выплату по ОСАГО традиционным способом — посетив офис страховой компании.
Как пишет «Банки.ру», не все страховщики готовы урегулировать страховые случаи полностью дистанционно. Многие компании через свое мобильное приложение принимают сканы документов и фото осмотра последствий страхового случая (это позволяет исключить факт мошенничества и убедиться, что реализовался риск, покрываемый страховкой). Но далеко не все страховщики готовы принять онлайн-заявление на урегулирование страхового случая. Для этого оно должно быть подписано электронной цифровой подписью. Как объяснили во Всероссийском союзе страховщиков, изменения в законодательной базе позволяют подписывать заявления на страховое возмещение ЭП. Возможно использование усиленной квалифицированной ЭП, которая давно уже применяется в разных сферах. Второй вариант — усиленная неквалифицированная ЭП (УНЭП). Именно к нему сейчас максимальный интерес у страховщиков. Ключ УНЭП должен создаваться на «Госуслугах». Однако пока страховщики предпочитают принимать заявления на урегулирование страхового случая на бумаге.[3]
2022
Количество договоров с юрлицами сократилось на 13% до 54 тыс.
Количество заключенных с юридическими лицами договоров ОСАГО за 2022 год сократилось на 13% в сравнении с 2021-м - до 54 тыс. В сегменте физических лиц спад составил 5%, до 121 тыс. Такие данные ЦБ РФ были опубликован в начале июня 2023 года.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику регулятора, в 2022 году страховые компании собрали по ОСАГО в сегменте физических лиц 2,4 млрд рублей и 2,1 млрд рублей по юрлицам. Средний размер премии составил 20 тыс. и 41 тыс. рублей соответственно. По данным издания, речь идет о рекордных сборах в сегменте физлиц, что связано преимущественно с ценовым фактором.
Рост премии произошел за счет расширения тарифного коридора, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Поскольку страхование такси убыточно, все страховые компании держат тарифы для них на максимально возможном уровне. В частности, по данным ЦБ, выплаты по договорам ОСАГО, заключенным в 2018–2020 годах, по отношению к сборам составили 122–125%. Поэтому, как только появляется законная возможность повысить цену, это сразу же происходит, добавляет Бредихин.
Сокращение числа заключенных договоров опрошенные газетой эксперты связывают с сокрытием водителями статуса таксиста. Стоимость полиса для такси намного выше, чем для других автомобилей, это побудило часть автовладельцев не указывать, что автомобиль используется в качестве такси, поясняет Алексей Бредихин. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) подтверждают, что часть автомобилей не страхуется как такси:
В 2022 году договоры ОСАГО были заключены с 170 тыс. такси. При этом, по данным аналитического центра при правительстве России за 2021 год, в стране насчитывается около 400 тыс. автомобилей такси. Это свидетельствует о том, что большая часть таксистов скрывает реальную цель использования автомобиля при заключении договора ОСАГО.[4] |
Сборы по ОСАГО выросли на 21,1% - ЦБ РФ
В 2022 году страховые сборы по ОСАГО в России достигли 273,1 млрд рублей, увеличившись на 21,1% относительно 2021-го. Об этом свидетельствуют данные ЦБ РФ, обнародованные в середине марта 2023 года.
По данным регулятора, рост обязательного автострахования произошел на фоне резкого подорожания запчастей. Страховщики были вынуждены поднять цены, при этом число заключенных договоров на ОСАГО также увеличилось.
В ЦБ отметили расширение коридора базового тарифа ОСАГО, что позволило при продаже страховок учитывать характеристики конкретных водителей и владельцев автомобилей, соотнося стоимость полисов с разным уровнем риска.
Основной рост выплат по ОСАГО в 2022 году пришелся на выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевших. Объем выплат за причинение вреда жизни и здоровью потерпевших снизился в результате уменьшения числа погибших и пострадавших в ДТП в 2022 году
За 2022 год средняя стоимость полиса ОСАГО увеличилась почти на тысячу рублей, до 6,6 тысячи рублей. Средняя страховая выплата при этом выросла до 70 тысяч рублей. Всего за 2022 год автостраховщики выплатили 159,8 млрд рублей (+11,3%) за счет роста числа страховых случаев и увеличения выплат. Число жалоб на урегулирование убытков снизилось на 2,3%.
Доступность ОСАГО для молодых и неопытных водителей, владельцев такси и каршеринговых автомобилей, а также водителей, которые уже не раз были виновниками аварий, поддержал запуск в апреле 2022 году перестраховочного пула, членами которого должны быть все страховщики, осуществляющие этот вид страхования, добавили в ЦБ.
Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков
Рост общих сборов по ОСАГО на 16%, до 273,5 млрд рублей - данные РСА
По итогам 2022 года общий объем выплат российских страховых компаний по полисам ОСАГО вырос до 157,3 млрд рублей со 153 млрд рублей годом ранее. При этом в 2022 году заметно снизилось количество ДТП на дорогах, в результате чего заявленных и урегулированных убытков по ОСАГО оказалось на 6-7% меньше. Если бы количество аварий осталось прежним, совокупный рост выплат составил бы более 10 млрд рублей, существенно сказавшись на экономике ОСАГО. Об этом в начале февраля 2023 года сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Совокупные сборы по ОСАГО в 2022 году выросли на 16% и составили 273,5 млрд рублей против 235,9 млрд рублей в 2021-м. Это позволит сформировать увеличенные страховые резервы, которые в будущем будут направлены на компенсацию потерпевшим ущерба по договорам, заключенным по прежним страховым тарифам, однако размер выплат по которым будет рассчитываться уже в новых условиях – после подорожания запасных частей и увеличения цен в справочниках, отметили в РСА.
Средняя выплата по ОСАГО по итогам всего 2022 года составила 76 858 рублей, увеличившись по сравнению со средней выплатой 2021 года (70 124 рубля) на 10%. Однако начиная с июня, когда вступили в силу новые справочники средней стоимости запчастей, рост средней выплаты месяц к месяцу был существенно выше. Так, в июне 2022 года (19 июня вступили в силу новые справочники средней стоимости запчастей, в которых в среднем стоимость запчастей выросла на 30,6%) средняя выплата по ОСАГО выросла по сравнению со средней выплатой июня 2021 года на 15% (75 514 рублей в июне 2022 года против 65 662 рублей в июне 2021 года).
Затем средняя выплата ежемесячно прирастала на несколько процентов, достигнув к декабрю 2022 года 91 315 рублей, что на 23% больше средней выплаты декабря 2021 года (74 269 рублей) и на 28% больше средней выплаты января 2022 года (71 379 рублей). Из-за резкого снижения продаж автомобилей на 4% снизилось количество договоров ОСАГО - с 42,1 млн до 40,3 млн штук.[5]
Выплаты по ОСАГО выросли на 21%
По итогам 2022 года средняя премия по ОСАГО в России составила 6 793 рубля против 5 599 рублей годом ранее (рост на 21%). Для легковых автомобилей физлиц рост средних премий оказался ниже: средняя премия по итогам 2022 года составила 6370 рублей против 5441 рублей в 2021-м (+17%). Об этом свидетельствуют данные Российском союзе автостраховщиков (РСА), которые были обнародованы 24 января 2023 года.
Согласно представленной статистике, в части полисов каско, по данным Бюро страховых историй (БСИ), в 2022 году средняя премия незначительно выросла и составила 40 052 рубля против 39 805 рублей в 2021-м.
По словам президента РСА Евгения Уфимцева, 60-70% в структуре выплат приходится на запчасти, остальное - на лакокрасочные материалы и ремонтные работы.
Рост стоимости запчастей закономерно привел и к резкому росту выплат, и к более медленному, но все же заметному росту средней премии по ОСАГО. Благодаря реформе по индивидуализации тарифов в ОСАГО страховщики могут устанавливать премию по обязательной `автогражданке` в зависимости от степени потенциальной аварийности водителя. Это повысило конкуренцию между страховыми компаниями за безаварийных автовладельцев, в результате чего рост премий для них существенно менее заметен, чем для аварийных водителей, - сказал Евгений Уфимцев. |
По данным аналитиков рейтингового агентства НКР, в 2022 году совокупные выплаты по ОСАГО в случае причинения вреда жизни и здоровью упали примерно до 6 млрд с 6,6 млрд рублей в 2021 году. Такой тренд — следствие снижения частоты страховых событий, которое подтверждается статистикой ГИБДД, объясняется в обзоре.
В целом система лимитов страхового возмещения в ОСАГО «нуждается в пересмотре, поскольку не позволяет в полной мере компенсировать ущерб от последствий ДТП», подчеркивают эксперты НКР. К концу 2022 года максимальный лимит на выплаты по жизни и здоровью установлен на уровне 500 тыс. рублей, за повреждение автомобиля — 400 тыс. рублей.[6]
В России начинают штрафовать за отсутствие ОСАГО с помощью камер
В начале 2023 года российских автомобилистов будут штрафовать за отсутствие полисов ОСАГО, зафиксированное с помощью дорожных камер. Об этом в декабре 2022-го в интервью «Российской газете» рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Подробнее здесь.
Оформление выплаты инвалидам по ОСАГО перешло в «цифру» в Московской области
Чтобы получить компенсацию страховки по договору ОСАГО, жителям Подмосковья с ограниченными возможностями здоровья больше не нужно посещать МФЦ. Необходимо просто оформить заявление на портале госуслуг Московской области. Об этом 15 июля 2022 года сообщили в Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Подробнее здесь.
Создан перестраховочный пул по ОСАГО
12 апреля 2022 года вступил в силу закон о создании перестраховочного пула по ОСАГО, 20 апреля планируется запуск механизма. Это значит, что страховые компании, ставшие частью профессионального объединения, смогут перераспределять между собой риски по высокоубыточным видам страхования (например, такси). Эксперты рынка и законодатели уверены, что данная мера повысит доступность полисов ОСАГО и позволит страховщикам снизить финансовую нагрузку, при этом продолжив в полной мере выполнять свои обязательства перед автовладельцами даже во времена кризиса.
На апрель 2022 года существует аналог перестраховочного пула – система «Е-Гарант», с помощью которой страхователь может оформить полис ОСАГО, если по какой-то причине ему не удалось сделать этого напрямую в страховой компании. Однако данная система имеет ряд ограничений, таких как сравнительно небольшое количество страховых компаний, с которыми можно заключить договор через неё, невозможность заключать договоры ОСАГО для юридических лиц и т. д. Механизм перестраховочного пула позволит избавиться от всех этих ограничений.
Прежде всего, клиент сможет оформить полис ОСАГО напрямую в страховой компании и получить его в любом желаемом виде – электронном или бумажном. Так как риски поделены между всеми участниками перестраховочного пула, страховщики будут более активно заключать договоры с проблемными клиентами. Кроме того, клиент может быть уверен, что при наступлении страхового случая выплата будет произведена своевременно и в полном объеме. Также создание пула положительно скажется на стоимости полисов.
Чтобы войти в состав участников перестраховочного пула, компаниям не потребуется отдельная лицензия на перестрахование, только лицензия на ОСАГО. Это позволит существенно расширить количество компаний-участников пула, так как для оформления лицензии на перестраховочную деятельность требуется минимальный уставной капитал 600 млн рублей, которым многие компании на рынке не обладают. Таким образом, страхователь сможет выбрать из множества компаний наиболее подходящую для себя, не ограничиваясь узким набором организаций, как сейчас происходит в системе «Е-Гарант».
Введение пулового механизма – это важнейший шаг для всего страхового сообщества, который позволит существенно облегчить жизнь не только страховщикам, но и автовладельцам. Водитель сможет напрямую оформить полис ОСАГО на сайте понравившейся ему страховой компании, минуя несколько этапов, с которыми сталкиваются пользователи «Е-Гаранта». Прежде всего, это касается высокорисковых сегментов страхователей, таксистов, молодых водителей и т. д. Это одна из множества мер поддержки наших клиентов, которая предпринимается страховщиками и госорганами в это непростое время. Также мы продолжаем активно работать над внедрением системы удаленного урегулирования убытков по ОСАГО и делаем всё возможное, чтобы автовладельцы чувствовали себя как можно более защищенными и получали качественные услуги независимо от обстоятельств, сказал Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков.
|
2021
Крупнейшие страховые компании по ОСАГО
В июле 2022 года газета «Коммерсантъ» опубликовала материал, в котором назвала крупнейших в России страховых компаний в сегменте ОСАГО. Лидер рынка - «РЕСО-Гарантия», которая в 2021 году получила страховые премии в размере 40,33 млрд рублей (+5% к 2020 году) и выплатили клиентам 24,1 млрд рублей (+34%). В топ-3 также попали «АльфаСтрахование» и «Ингосстрах».
Согласно статистике Центрального банка России, сборы по обязательной «автогражданке» в России за 2021 год достигли 225,5 млрд рублей (+2,5% или 5,5 млрд рублей по сравнению с 2020-м). Общие выплаты составили 143,6 млрд рублей, что на 4,5% больше (или на 6,2 млрд рублей показателя годичной давности. Количество заключенных договоров ОСАГО в 2021 году увеличилось до 39,9 млн с 39,7 млн годом ранее. В целом по рынку страховщики ОСАГО выплатили 63,6% от сборов за тот же период (в 2020 году показатель составлял 62,4%).
Средняя премия по ОСАГО в 2021 году составила 5649 рублей (+1,8%), следует из данных ЦБ. Наиболее дорогой полис остался у «Мегарусс-Д» — 10 833 рубля. Но у компании всего 24 заключённых договора за год, поэтому она практически не влияет на рынок ОСАГО.
Из топ-20 наиболее дорогие средние полисы у «Ренессанс Страхования» (7420 рублей) и «Тинькофф Страхования» (7092 рубля).
Средний полис «РЕСО-Гарантии» стоил в 2021 году 6688 рублей, «АльфаСтрахования» — 5782 рубля, «Ингосстраха» — 6211 рублей, «Росгосстраха» — 5048 рублей, ВСК — 5769 рублей.
Среди компаний со средними ценниками менее 5 тыс. руб. — «Совкомбанк Страхование», «Евроинс», «Сбербанк страхование», «Гелиос», «Югория» и «Энергогарант». Менее 4 тыс. руб. обошлись среднему покупателю ОСАГО полисы «Астро-Волги», «Адониса» и «Боровицкого страхового общества».[7]
Рост выплат по ОСАГО на 11%
Выплаты по системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) за 2021 год выросли на 11% относительно 2020-го и достигли 150,88 млрд рублей. Такие данные в конце марта 2022 года обнародовали Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Средняя страховая премия, которая платит автомобилист за покупку полиса ОСАГО, в 2021 году осталась на уровне предыдущего года - 5590 рублей. Количество заключенных договоров выросло на 2,3% - с 41,3 млн в 2020 году до 42,2 млн год спустя. На 4% вырос и совокупный размер сборов - с 226,985 млрд до 236,001 млрд рублей.
Количество заявленных страховых случаев в 2021 году увеличилось на 12% - с 2,06 млн до 2,3 млн ДТП. Количество урегулированных страховых событий выросло на 17%, с 1,85 млн до 2,16 млн происшествий.
Президент РСА Игорь Юргенс, комментируя итоги 2021 года на рынке ОСАГО, отметил, что этот вид страхования является социально ответственным бизнесом, а статистика лишний раз подтверждает это. На фоне резких колебаний стоимости автозапчастей, которые наблюдались во время коронавирусных (COVID-19) ограничений, и роста выплат средняя цена полиса обязательной «автогражданки» осталась неизменной. Страховщикам удается сохранять стоимость полиса на одном уровне и при геополитической напряженности, санкциях и заметном росте цен, сообщил Юргенс, чьи слова приводит пресс-служба РСА 29 марта 2022 года.
ОСАГО не дорожало благодаря индивидуальному расчету тарифов – реформа обострила конкуренцию между страховщиками и они снизили тарифы для автовладельцев, которые не приносят убытки, пояснили в РСА. По итогам первого полугодия 2021 года скидку за безаварийное вождение получило на 3,3 млн больше водителей, чем годом ранее.[8]
Дагестан - главный центр по мошенничеству с ОСАГО
Как стало известно в августе 2021 г, Дагестан остается главным центром по мошенничеству с ОСАГО, сообщил Банк России. Скользящий коэффициент выплат составил 171% (в 2,7 раза выше общероссийского). Средняя страховая выплата осталась на уровне 77,1 тысяча рублей (на 13% выше общероссийского показателя).
Выплаты в Дагестане превысили сборы страховых премий на 1,2 млрд рублей – наибольший по абсолютному значению отрицательный финансовый баланс по ОСАГО среди всех субъектов России.
К высокорисковой зоне отнесены 10 субъектов России, среди которых шесть субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Суммарная доля сборов страховых премий, отнесенных к высокорискованной зоне, составила 5,5% российского рынка ОСАГО, при этом вклад этих субъектов России в страховые выплаты достигает 10,3%.
Премьер Мишустин открыл маркетплейсам доступ к ИТ-системе ОСАГО
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ, согласно которому операторы цифровых финансовых платформ (маркетплейсов) получат доступ к автоматизированной информационной системе ОСАГО. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 22 января 2021 года. Подробнее здесь.
2020
Персонализация тарифов после запуска новой ИТ-системы за 2 млрд рублей
24 августа 2020 года вступил в силу закон о персонализации тарифов ОСАГО. Это произошло спустя месяц после запуска новой ИТ-системы для этого вида страхования.
При расчёте базовых ставок страховщики теперь имеют право учитывать различные факторы риска, увеличивающие вероятность страхового случая. Например, ставки могут повысить для водителей, которые регулярно нарушают правила дорожного движения, в том числе привлекаются к ответственности за вождение в нетрезвом виде.
Кроме того, страховые компании будут учитывать цвет и дату производства машины, семейное положение и наличие детей, форму кузова, мощность двигателя, участие в авариях без вины, установку телематического оборудования на транспортном средстве и т.п.
До вступления поправок в силу и появления риск-профиля тариф был одинаковый для всех водителей одного города и региона. Фактически действовала территориальная привязка.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) полагают, что новые правила игры на рынке ОСАГО приведут к обострению конкуренции между страховыми компаниями за хороших клиентов, то есть за водителей, которые аккуратно ездят и не попадают в аварии, компании будут бороться за клиентов путем наиболее выгодного предложения стоимости полиса.
Ожидается, что полисы для дисциплинированных водителей останутся в той же категории или даже станут немного дешевле, а вот водителям с агрессивным стилем езды придется платить больше.
Вместе с тем с 24 августа расширяется коридор базовых ставок тарифов ОСАГО для легковых автомобилей физлиц на 10% вниз и вверх (от 2 471 до 5 436 рублей ). Для автомобилей юрлиц коридор увеличится на 20 процентов в обе стороны, а для такси — на 30%.
При этом нововведения сохраняют ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Для ее расчета на сайтах страховщиков будет размещены специальные калькуляторы.[9]
Новую систему ОСАГО разработала Epam за 2 млрд рублей
28 июня 2020 года состоялся запуск новой автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО, а также стали известны разработчики проекта. Подробнее здесь.
Запуск новой ИТ-системы для ОСАГО
16 июня 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о подготовке к запуску новой ИТ-системы для ОСАГО. Она заработает 28 июня и получит несколько новых технологических решений. Подробнее здесь.
2019
Средняя цена на полис ОСАГО снизилась на 5%
Инициатива Банка России по либерализации тарифов ОСАГО, проработанная совместно со страховым сообществом демонстрируют неплохие итоги. За 2019 год средняя цена на полис ОСАГО снизилась на 5%, а количество договоров выросло на 1,3%. Компании Альфа-Страхование, Ресо-Гарантия и Ингосстрах, одни из ключевых лоббистов реформы, считают что за 15 лет законодательство, включая последние изменения в рамках реформы, значительно усовершенствовано и с точки зрения ценообразования и с точки зрения возмещения ущерба. Однако, представители компаний считают, что снижение стоимости ОСАГО зависит от дальнейшего реформирования данного направления, когда тариф на полис будет индивидуальным для каждого водителя. Что сейчас лоббирует как ЦБ, ВСС, так и Комитет ГД по финансовому рынку.
В России заработало приложение для оформления мелких ДТП без вызова ГИБДД
1 ноября 2019 года было запущено приложение «Помощник ОСАГО», которое позволяет автомобилистам оформлять мелкие ДТП без участия ГИБДД. Программа заработала в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане. Подробнее здесь.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут выписывать с начала 2020 года
В конце августа 2019 года вице-премьер Максим Акимов назвал сроки, когда водителей в России начнут штрафовать за езду без полисов ОСАГО, если нарушение зарегистрировали камеры фотовидеофиксации. Подробнее здесь.
Водители в России смогут предъявлять ОСАГО на смартфоне
13 августа 2019 года МВД России сообщило о разработке поправок к Правилам дорожного движения (ПДД), которые корректируют перечень документов, предъявляемых для проверки сотрудникам ГИБДД. В рамках этих нововведений водителям разрешать предъявлять электронный полис ОСАГО на экране смартфона.
В соответствии с предлагаемыми поправками водитель, оформивший договор ОСАГО в электронном виде, получит возможность предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки как копию страхового полиса на бумажном носителе, так и в виде электронного документа на каком-либо электронном устройстве или носителе, — говорится в сообщении МВД. |
Сотрудник ГИБДД сможет проверить действительность ОСАГО через автоматизированную информационную систему обязательного страхования.
К 13 августа 2019 года проект постановления правительства проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. Проект постановления призван привести положения ПДД в соответствие с нормами федерального закона об ОСАГО, пояснила официальный представитель МВД РФ Ирины Волк.
Пока водители — обладатели электронных ОСАГО — обязаны иметь при себе бумажную копию электронного полиса. Ранее Центробанк изменил правила оформления таких полисов. В частности, регулятор установил требования к электронным копиям документов, которые клиенты загружают на сайт страховщика.
С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны продавать «автогражданку» в электронном виде. Однако это новшество не помогло побороть рынок поддельных ОСАГО: к середине 2019 года количество таких случаев мошенничества выросло на 20%, а фальшивками оказываются как бумажные, так и электронные документы.[10]
Дорожные камеры начали вычислять водителей без страховки в России
В начале августа 2019 года стало известно о том, что дорожные камеры в Москве начали вычислять водителей без полиса ОСАГО. Система проходит тестирование, в ходе которого автомобилистам вместо штрафа приходят письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку.
В письмах сказано, что когда тестирование закончится, автовладельцам придет штраф 800 рублей. Водителям также предложено позвонить на горячую линию Российского союза автостраховщиков (РСА), если допущена ошибка и страховка есть, отмечается в статье.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на президента РСА Игоря Юргенса, пилотные испытания перед запуском проекта длились несколько месяцев и выявили 730 тыс. водителей без страховки. Они перепроверили данные через 20 дней.
Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время, — рассказал он. |
К началу августа 2019 года механизм взаимодействия обмена и сверки информации о нарушителях не автоматизирован. Центр организации дорожного движения направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день, ГИБДД дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА. Последний, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса и отправляет его обратно в ГИБДД, где и формируется информационное письмо.
Система фотофиксации нарушителей, не имеющих полиса ОСАГО, после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА. В частности, планируется запуск Казани и Санкт-Петербурге. Впоследствии технология быть распространена на всю Россию, но сроки не называются.
Выбор Москвы в качестве места для первичного тестирования системы сделан неслучайно. К началу августа 2019 года в российской столице работает более 1,5 тыс. камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 млн проездов всех авто (3 млн транспортных средств).[11]
Запуск системы проверки ОСАГО дорожными камерами задерживается из-за технических проблем
1 февраля 2019 года стало известно о проблемах с запуском в системы проверки ОСАГО дорожными камерами. МВД РФ и Российский союз автостраховщиков (РСА) не смогли выполнить в срок поручение правительства по объединению информационных баз данных.
Их интеграция необходима для того, чтобы эффективно проверять полисы. Суть механизма следующая: РСА создаст список действующих полисов и автовладельцев на конкретную дату, а ГИБДД — добавит номера автомобилей. Далее эта информация передается в ЦОДД, где уже выявляют нарушителей. При обнаружении транспорта без полиса запланированы проверки в обратном порядке, от ЦОДД к РСА. За этим последует вынесение штрафа в размере 800 рублей.
Вице-премьер Максим Акимов давал поручение создать систему проверки наличия полиса ОСАГО у выезжающих на дороги водителей к 1 февраля 2019 года, однако возникли технические трудности, пишет «Коммерсантъ».
Во-первых, выяснилось, что в базе ГИБДД и автоматической информационной системы ОСАГО есть «определенные расхождения» в сведениях о транспортных средствах. Так, например, в полисах с ошибками могут быть записаны VIN-номера. По имеющимся данным, исправлений или дополнений требуют порядка 6 млн полисов, внесенных в базу данных.
Кроме того, как рассказал изданию исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, водители зачастую не утруждают себя информированием страховщиков о регистрационных знаках автомобилей. Такое случается, например, при оформлении полиса перед регистрацией нового автомобиля в ГИБДД: договор заключается на машину, еще не имеющий номерного знака, а по получении номеров водители далеко не всегда сообщают об этом в страховые компании.
Даже если базы получится объединить, запуск системы чреват рисками для водителей, предупреждает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. Речь, например, о добросовестных водителях, которые по незнанию купили фальшивый полис, их ждет штраф.[12]
2018: В Москве запускают систему проверки ОСАГО дорожными камерами
В начале сентября 2018 года стало известно о запуске в России системы автоматической проверки полисов ОСАГО у автомобилистов. Проект стартует в Москве в ноябре, а затем его могут распространить на всю страну. Подробнее здесь.
Ссылки
Калькулятор ОСАГО на Sravni.ru
Примечания
- ↑ ОСАГО на удаленке
- ↑ РСА назвал регионы с самой высокой долей риска высокоубыточных договоров ОСАГО
- ↑ Глава союза страховщиков раскрыл плюсы от электронного урегулирования ОСАГО
- ↑ Таксисты объезжают ОСАГО
- ↑ В 2022 ГОДУ СТРАХОВЩИКИ ВЫПЛАТИЛИ ПО ОСАГО НА 4,3 МЛРД РУБЛЕЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГОДОМ РАНЕЕ
- ↑ РОСТ ЦЕН НА ЗАПЧАСТИ ПРИВЕЛ К УВЕЛИЧЕНИЮ СРЕДНЕЙ ВЫПЛАТЫ ПО ОСАГО НА 28%
- ↑ Крупнейшие страховые компании по ОСАГО в 2021 году
- ↑ Совокупные выплаты по ОСАГО выросли на 11% за год
- ↑ Для российских водителей ввели новые правила расчета тарифов ОСАГО
- ↑ МВД России разработаны поправки в ПДД, корректирующие перечень документов, предъявляемых для проверки сотрудникам ГИБДД
- ↑ Без ОСАГО — сразу в камеру
- ↑ С ОСАГО номер не проходит