2024/10/30 16:40:26

Такси (рынок России)


Содержание

Крупнейшие участники рынка

На октябрь 2019 года крупнейшими игроками на рынке услуг такси являются:

2024

Дептранс Москвы назвал доли такси-агрегаторов в столице

Департамент транспорта Москвы раскрыл информацию о распределении долей рынка между агрегаторами такси в столице. Согласно представленным данным, сервис «Яндекс Go» занимает доминирующее положение на рынке, контролируя 96% заказов такси через мобильные приложения. Об этом стало известно в октябре 2024 года. Подробнее здесь.

В России появилась крупная сеть Telegram-каналов для заказа такси в обход агрегаторов

В конце сентября 2024 года стало известно о том, что в России сформировалась масштабная сеть Telegram-каналов и групп в социальных сетях для заказа такси в обход официальных агрегаторов. По данным аналитического агентства «Прессиндекс», в популярном мессенджере Telegram зарегистрировано 234 группы и 29 чат-ботов для вызова такси, а в социальной сети «ВКонтакте» насчитывается 3,8 тыс. групп для заказа такси и организации совместных поездок.

Как пишет «Коммерсантъ», рост числа нелегальных сервисов заказа такси вызван несколькими факторами. Среди них – значительное повышение цен на услуги легальных перевозчиков, высокие комиссии агрегаторов и ужесточение требований к водителям. По информации Росстата, в июле 2024 года стоимость проезда на такси в расчете на 1 км выросла на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 43,11 ₽.

В России появилась сеть Telegram-каналов для заказа такси в обход агрегаторов

Председатель союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев отмечает, что нелегально работающие водители могут предлагать пассажирам цены как минимум в два раза ниже официальных тарифов. Это объясняется тем, что они не платят комиссию агрегаторам, составляющую 20–30% выручки, и не несут расходов на аренду автомобилей у таксопарков.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

Гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин в обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину выразил обеспокоенность ростом объемов серого рынка такси в интернете. По его словам, заказы через нелегальные каналы представляют опасность для жизни и здоровья как водителей, так и пассажиров, поскольку не ведется регистрация заказов и поездок, а перевозчики не числятся в государственных реестрах.

Арсений Щельцин связывает рост нелегального рынка такси с ужесточением требований к водителям. Вступивший в силу в 2022 году закон «О такси» уравнял в правах и обязанностях крупные таксопарки и частных водителей, работающих на личных автомобилях. Валерий Корнеев подчеркивает, что последние физически не способны выполнить все требования для легализации своей деятельности, включая ежедневные медосвидетельствования и технические осмотры.[1]

«Яндекс»: В России не хватает 130 тыс. таксистов

В России не хватает 130 тыс. таксистов. Об этом в «Яндексе» сообщили в начале сентября 2024 года.

Директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс.Такси» Антон Петраков отметил, что дефицит кадров в отрасли , растет в том числе из-за ужесточений миграционной политики и регулирования деятельности такси. Из-за этого водители переходят в другие сферы с сопоставимыми доходами, но меньшим количеством требований и расходов, добавил он.

2023

Рост рынка такси на 8% до 3,29 млрд поездок

В 2023 году количество поездок на такси в России увеличилось до 3,29 млрд, что на 8% превышает показатели 2022 года. Общий объем транзакций по банковским картам за услуги такси достиг ₽26,7 млрд при 75 млн совершенных операций. Об этом стало известно в октябре 2024 года.

По данным Businesstat, рост спроса обусловлен повышением мобильности граждан, развитием деловой активности в офлайн-формате и увеличением объемов внутреннего туризма. Значительное число пассажиров использует такси для поездок в аэропорты.

По данным ВТБ, наиболее активный рост показателей зафиксирован в регионах Северного Кавказа, где количество поездок увеличилось на 18%, и на юге России с ростом в 15%. На Дальнем Востоке и в Поволжье прирост составил 12% и 11% соответственно, тогда как в Северо-Западном регионе, Сибири и Центральной России показатели выросли на 3%, 5% и 7%.

Четверть всех транзакций приходится на Москву, где зафиксирована самая высокая стоимость поездки — ₽618. В Санкт-Петербурге средний чек составляет ₽495. Наиболее доступные тарифы отмечены на Северном Кавказе — ₽198, в Поволжье — ₽250 и на юге страны — ₽267.

Динамика развития рынка такси демонстрирует устойчивый рост с 2020 года, когда количество поездок составляло 3,08 млрд. В 2021 году показатель достиг 3,37 млрд поездок, после чего в 2022 году наблюдалось временное снижение до 3,05 млрд.

Эксперты банка ВТБ прогнозируют, что в 2024 году количество поездок может сохраниться на уровне 2023 года с возможностью незначительного роста, при этом динамика будет зависеть от активности туристического сезона.

Развитию рынка способствует активная деятельность агрегаторов такси, которые продолжают совершенствовать систему заказов и сокращать время подачи автомобилей. Растущая популярность такси также объясняется стремлением граждан экономить время и снижать износ личных автомобилей.[2]

Рынок перевозок такси в России достиг ₽1 трлн по итогам года

Объем рынка таксомоторных перевозок в России достиг ₽1 трлн по итогам 2023 года. Эта сумма составляет около 0,6% ВВП России, что свидетельствует о значительном вкладе отрасли в национальную экономику, сообщила в октябре 2024 года председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

По ее словам, достигнутый показатель отражает объем перевозок в денежном выражении. Эксперт подчеркнула важность таксомоторной отрасли для экономики России, указав на ее существенную долю в структуре ВВП.

Выручка по перевозкам такси в России достигла ₽1 трлн по итогам года

Согласно исследованию Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2023 году наблюдался дефицит автомобилей такси, составивший 21,4% относительно уровня 2021 года. Особенно остро ощущалась нехватка автомобилей в классе «эконом». Средняя стоимость нового автомобиля класса «комфорт» с учетом лизинга выросла на 43% по сравнению с 2021 годом.

Отмечается также, что количество действующих разрешений на таксомоторную деятельность сократилось на 13,6% к сентябрю 2023 года. При этом нехватка водителей в отрасли составила 72 тыс. человек. Наиболее сильное сокращение числа водителей наблюдалось за пределами городов-миллионников, где снижение достигало 36-44%.

Несмотря на сложности, средняя стоимость поездки увеличилась на 23-29% с 2021 года. Доля доходов водителя от общей выручки осталась на уровне около 47% без учета налогов. Расходы водителей выросли в среднем в полтора раза за два года, что отразилось на уровне цен за поездки.

К сентябрю 2023 года только 68% регионов создали действующие региональные реестры легковых такси, перевозчиков и служб заказа. Это указывает на необходимость дальнейшего совершенствования регуляторной базы отрасли.[3]

Стоимость поездки на такси в России достигла максимума за 10 лет - 32,52 руб за 1 км

Стоимость 1 км поездки на такси достигла рекордных значений в период с 2014 по 2023 гг., в июне 2023 года она составила 32,53 рубля в расчете на 1 км. Об этом свидетельствуют данные Росстата, обнародованные в августе 2023 года.

Как пишет РБК со ссылкой на материалы ведомства, с начала апреля 2021 года цены на поездки на такси начали непрерывно расти. Тогда средняя стоимость поездки в расчете на 1 км пути составляла 25,69 рублей. Самый сильный прирост был зафиксирован в первом полугодии 2023 года – в июне услуги такси подорожали на 4,03% по сравнению с январем.

Стоимость 1 км поездки на такси достигла рекордных значений в период с 2014 по 2023 гг.

По информации «ЧекИндекса», средний чек затрат на такси в России за первое полугодие 2023-го составил 435 рублей, что на 4% больше аналогичного периода 2022 года. В Москве средний чек составил 771 рубль, увеличившись на 12%.

В действительности цены на такси увеличились еще сильнее, чем указывает Росстат, — примерно на 35% в регионах и на 40% в Москве, заявил изданию пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников. По его словам, среди причин подорожания — рост цен на автомобили и их обслуживание из-за санкций. Большинство автомобилей перевозчики купили еще до пандемии, сейчас срок их эксплуатации подходит к концу или они уже выбыли, указал представитель компании. Он добавил, что даже самые бюджетные машины, еще три года назад стоившие до 1 млн рублей, сейчас подорожали минимум на 1 млн рублей.

Представитель «Ситимобил» разговоре с РБК спрогнозировал дальнейшее повышение цен до 30%. По его словам, это связано с принятым в конце 2022 года законом о такси, обязывающем водителей иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. А этот полис стоит значительно дороже обычного автомобильного страхования. Снижение цен на услуги такси будет наблюдаться еще очень нескоро, так как оно будет возможно лишь в случае падения цен на машины или ослаблений в законодательстве, чего пока не предвидится, заключил собеседник издания.[4]

Минтранс РФ создает ГИС такси

В мае 2023 года стало известно о проводимой Министерством транспорта РФ работе по созданию федеральной государственной информационной системы легковых такси. Ведомство разработало положения об этой платформе. Подробнее здесь.

ФСБ запросила «круглосуточный доступ» к данным о геолокации и платежах в такси

Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ собирается получить постоянный доступ к информационным системам и базам данных агрегаторов такси. Об этом стало известно в конце марта 2023 года.

«
Служба заказа легкового такси <...> предоставляет подразделению органа ФСБ <...> круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси, — говорится в документе, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов.
»

ФСБ попросила дать ей доступ к геолокации и платежам пассажиров такси

Также ФСБ предлагает расширить перечень таких данных. В него могут войти электронный мониторинг геолокации и данные о том, чем расплачиваются пассажиры такси, включая пластиковые карты.

В случае, если агрегатор не сможет выполнить запрос ФСБ, то он должен обосновать причину невозможности предоставления данных и проинформировать службу о сроках, необходимых для выполнения запроса. Служба заказа такси должна будет предоставить информацию ФСБ в течение десяти рабочих дней, однако при наличии в запросе пометки «срочно» — в течение трех рабочих дней, сообщает РБК со ссылкой на разработанный ФСБ проект.

Указанные в документе данные сейчас собирают агрегаторы легкового такси, которые относятся к «организаторам распространения информации (ОРИ) в сети интернет», отметил в беседе с «Ведомостями» глава центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

«
Те, кто входит в реестр ОРИ, и так предоставляют информацию. Теперь, если документ примут, предоставлять будут все, — подтвердил газете источник в одном из федеральных агрегаторов.
»

Инициатива ФСБ заставит всех игроков рынка переписать свои системы и базы данных, заявил изданию вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«
Не уверен, что вся эта информация такси вообще доступна, и не уверен, что в нынешних условиях ее надо собирать, — указал эксперт.[5]
»

2022

Сокращение рынка на 0,5% до 985,1 млрд рублей

Выручка операторов такси в России по итогам 2022 года составила 985,1 млрд рублей, что немногим меньше показателя годичной давности (990 млрд рублей). Такие данные в июне 2023 года привели аналитики BusinesStat.

По их словам, объем оборота на рынке зависит от спроса и ценообразования на услуги такси. Участниками рынка такси являются агрегаторы, легальные водители, нелегальные водители и таксопарки.

Согласно исследованию, в 2022 году спрос на услуги такси упал на фоне роста цен и сокращения численности платежеспособной аудитории. При этом средневзвешенная цена на услуги такси по итогам 2022 года выросла ниже уровня инфляции. Операторы рынка сдерживали рост тарифов на поездки, чтобы сохранить клиентскую базу. Потребители перераспределяли спрос в сторону сегмента такси эконом-класса. Средняя длина поездки сократилась.

Также аналитики отмечают, что в 2022 году после стабилизации эпидемиологической ситуации численность сотрудников такси восстановилась до 696,1 тыс чел, что оказалось ниже максимального показателя 2019 года на 3,9%. Согласно результатам совместного исследования вакансий для таксистов «Авито Работы» и Salary Index, увеличение количества трудоустроенных работников связано с высокой ротацией персонала и с тем, что таксопарки стали чаще искать водителей на онлайн-платформах.

Согласно оценкам BusinesStat, в 2022 году услуги такси в России предоставляли 4,3 тыс организаций, большинство из которых являлись частными (85,7% от общего количества таксомоторных служб). Высокая численность коммерческих предприятий объясняется отсутствием государственных ограничений по количеству выдаваемых разрешений и мер по регулированию тарифов. Это приводит к росту малого предпринимательства и конкуренции на рынке, подчеркивается в докладе.[6]

Путин предоставил ФСБ доступ к базам такси

В декабря 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон, регулирующий работу такси. Документ, в частности, обязывает службы такси предоставлять ФСБ доступ к базам данным с заказами легкового такси.

С 1 сентября 2023 года агрегаторы такси должны будут делиться с ФСБ или ее территориальными органами доступом к базам данных и информационным системам, которые используются для обработки заказов клиентов.

Закон также вводит понятия «легковое такси» и «служба заказа легкового такси». Согласно закону, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, которое предоставляется юрлицу, ИП или физлицу.

Перевозчик в праве перевозить пассажиров и багаж только в том регионе, где получил разрешение. В исключение входят случаи, если пункт отправления расположен на территории этого региона, а пункт назначения — в другом, или если разрешение одного региона действует на территории другого без ограничений.

Документ также устанавливает требования к внешнему и внутреннему виду автомобиля. Так, машина должна быть отмечена контрастной цветографической схемой, «представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке».

На крыше такси должен быть установлен фонарь оранжевого цвета, а в салоне — карточка с информацией о перевозчике и водителе. Информация на карточке должна содержать государственный регистрационный номер транспортного средства, наименование перевозчика, номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси, сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия данного разрешения, телефонный номер перевозчика для приема жалоб и предложений, фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя, номер телефона уполномоченного органа. Также необходимо наличие информации о действующих тарифах.

Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Из-за санкций в России число легальных таксистов сократилось на 50 тыс

К июню 2022 года число действующих разрешений на работу таксомоторных перевозчиков в России составило 410 тыс. штук, что на 50 тыс меньше, чем в декабре 2021 года. Такие данные председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова раскрыла в середине июля 2022 года.

Как рассказала она Forbes, большинство таксопарков намеренно теряют официальное разрешение на работу, чтобы уйти в тень, некоторые таксопарки распродают свои автомобили, закрываются или начинают сдавать машины в аренду как сервис проката.

Из-за санкций в России за полгода число легальных таксистов сократилось на 50 тыс

По словам Зариповой, в регионах мелкие перевозчики могут работать с агрегаторами такси без соответствующих документов, также водители, не имеющие разрешений, уходят в «бомбилы» и работают в популярных в городах местах – у вокзалов и аэропортов.

В последние три года рынок такси, напротив, только «обелялся» и число официальных таксистов росло, сообщили «Коммерсанту» руководитель Центра компетенций МЕФТ Станислав Швагерус (публикация от 14 июля 2022 года). По его словам, на рост числа нелегальных водителей в первую очередь повлияло удорожание стоимости машин и запчастей.

«
Причина — подорожавшие полисы ОСАГО для легкового такси. Также на ситуацию повлияло падение пассажиропотока, удорожание автомобилей и снижение доходов перевозчиков. В основном такой тренд набирает обороты в регионах. Водители, у которых было разрешение, продолжают выполнять заказы, но проходят как обычный автомобиль. Разница в стоимости ОСАГО для машины такси и обычного авто доходит до 10 раз, — сообщила она.

»

Иногда страховщики отказываются оформлять страховой полис в связи с высокой аварийностью легкового такси. В 2021 году коэффициент аварийности для обычных автомобилей составил 5,1%, а для автомобилей такси — 33%.[7]

Принят в первом чтении законопроект, регулирующий работу такси и их агрегаторов

На пленарном заседании принят в первом чтении законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Об этом стало известно 5 июля 2022 года.

В документе, в частности, предусматривается возможность получения разрешения на работу в такси самозанятыми физическими лицами при условии заключения договора со службой заказа легкового такси. По действующему законодательству у самозанятых такой возможности нет.

При этом авторы инициативы предлагают ввести ряд ограничений при допуске к управлению легковым такси: водитель не может быть таксистом до истечения одного года со дня окончания срока лишения его права управления автомобилем. Также не может управлять легковым такси человек, имеющий за период, предшествующий дню перевозки, более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД.

«
Статьей 22 проекта федерального закона предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы реестров легкового такси, в рамках которой органы исполнительной власти РФ будут иметь возможность формировать предусмотренные проектом федерального закона реестры, — сказано в пояснительной записке.

»

Предлагается установить три таких перечня: региональный реестр служб заказа такси, региональный реестр перевозчиков легковыми такси, а также региональный реестр легковых такси, куда будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать.

Кроме того, в документе прописывается обязанность службы заказа легкового такси предоставлять ФСБ автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.

Также законопроектом предлагается отрегулировать вопросы солидарной ответственности службы заказа легкового такси за ущерб, причиненный в результате ДТП, и прописываются требования к внешнему виду такси. Так, легковое должно иметь на кузове «цветографическую схему легкового такси, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке», а также опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше.

Легковое такси также оснащается устройством контроля за вниманием и усталостью, сонливостью водителя, говорится в проекте закона.

В соответствии с законодательной инициативой, тарифы на перевозку легковым такси, учитывающие время суток, день недели, класс комфортности и другие особенности перевозки, разрабатываются перевозчиками. Также расчет платы за перевозку может производиться в соответствии с показаниями таксометра.

При этом нормативным правовым актом Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или граничащего с ними субъекта РФ может быть установлен минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа, отмечается в документе[8].

2021

Объем российского рынка легальных услуг такси вырос до 820 млрд рублей

Объем российского рынка легальных услуг такси по итогам 2021 года составил 820 млрд рублей против 644 млрд рублей в 2020 году. Об этом свидетельствуют данные Аналитического центра при правительстве России, обнародованные в апреле 2022 года.

В 2021 году российский рынок услуг такси вернулся к росту после 9%-го спада в 2020-м. В своем исследовании аналитики учитывали заработок легальных водителей (в 2021 году составил примерно 650 млрд рублей), доходы таксопарков и агрегаторов (примерно по 83 млрд рублей). Рынок нелегальных перевозчиков центр оценил в 157 млрд рублей, или 16% от общего объема рынка такси с учетом легального сегмента. Для сравнения: в 2019 году на нелегальные такси приходилось 12% рынка перевозок.

Объем российского рынка легальных услуг такси вырос до 820 млрд рублей

Лидером по заработку среди агрегаторов стал «Яндекс.Такси» (66%), также в тройку вошли «Ситимобил» (8,3%) и «Максим» (7%). При этом опрошенные РБК участники рынка отмечают, что в условиях нового кризиса и антироссийских санкций отрасль столкнется со спадом. Об уходе с рынка уже заявил израильский сервис Gett. Также ожидаются проблемы с ростом платежей по договорам лизинга и стоимости ОСАГО. Не исключен уход или закрытие новых компаний.

Среди основных рисков для рынка такси не только падение доходов населения, но и высокая текучка кадров, заявил РБК руководитель департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве Сергей Караваев. По его словам, в последние годы в отрасли наблюдался отток водителей из СНГ и приток местных. Эта тенденция может продолжиться в 2022 году, считает Караваев.

По словам представителя «Максима», они ожидают, что в новых экономических условиях прекратится практика доплат водителям и все будут конкурировать на равных.[9]

Почти все таксисты Москвы зарегистрировались в системе, отслеживающей время за рулем

9 августа 2021 года стало известно о том, что почти все таксисты Москвы зарегистрировались в системе, отслеживающей время за рулем. Речь идет о комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС АРТ). Подробнее здесь.

С августа 2021 года в Москве и Подмосковье запустят систему цифрового профиля для таксистов

Департамент транспорта столицы сообщил о завершении тестирования системы электронной регистрации водителей такси. Зарегистрироваться в системе и получить индивидуальный идентификатор можно с 12 мая 2021 года, сообщает в мае 2021 года пресс-служба Департамента транспорта столицы.

Цифровой профиль - это своеобразный электронный портрет водителя. В нем будут содержаться сведения о том, есть ли у водителя действующие права, разрешение на перевозку пассажиров, информация о штрафах, наличии судимостей, количестве отработанных часов.

Электронная регистрация позволит исключить переработки у водителей, ограничить доступ к заказам нелегальных перевозчиков. В первую очередь сервис повысит безопасность пассажиров.

К системе должны быть подключены все водители такси, таксопарки и индивидуальные предприниматели, а также медработники, который проводят предрейсовый и послерейсовый медосмотр персонала таксопарков и контролеры технического состояния такси.

2020

Создание единой службы такси для помощи докторам и пациентам

19 ноября 2020 года стало известно о поручении вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко создать единую службу такси для помощи докторам. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должно будет проработать возможность организации централизованного финансирования единой службы такси в целях оказания помощи в передвижении врачей, доставке лекарств и предметов первой необходимости находящимся на домашнем лечении гражданам. Об этом поручении ТАСС рассказали в аппарате заместителя председателя правительства РФ по итогам оперативного совещания. Подробнее здесь.

Прекращении работы сервиса «Фаэтон»

7 апреля 2020 года стало известно о прекращении работы сервиса «Фаэтон». В условиях пандемии коронавируса COVID-19 люди стали меньше пользоваться такси, что могло стать причиной закрытия московского сервиса. Подробнее здесь.

2019

Исследование рынка от Аналитического центра при Правительстве РФ

Законопроект об оформлении прав водителей такси

​В августе 2019 г в штате Калифорния (США) агрегаторов такси обязали признать водителей штатными сотрудниками, из-за чего сервисы ожидают большие убытки.

В сентябре 2019 г в российскую Госдуму внесли аналогичное предложение. Законопроект подготовила инициативная группа в составе председателя профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, члена общественного совета при Минтрансе Андрея Попкова, Елены Гращенковой и Петра Шкуматова из движения «Синие ведерки».

Сторонники инициативы считают, что меры, которые они предлагают, помогут сделать условия работы водителей более справедливыми и сократить число иностранцев за рулем. Поправки в Трудовой кодекс «позволят признавать водителя «фактическим работником», который «может требовать от агрегатора заключения с ним трудового договора» при соблюдении определенных условий.»

Признанный «фактическим работником» таксист не должен работать на другие агрегаторы или сторонних заказчиков в рабочее время. Также в числе возможных условий — использование одежды, автомобиля или других средств с фирменной символикой потенциального работодателя. Кроме того, работник не должен быть трудоустроен в компании, которая сотрудничает с платформой по прямому договору, и не может быть индивидуальным предпринимателем.

К чему это может привести?

1) Официальные трудовые отношения потребуют уплаты налогов, это может сделать поездки дороже на 10-30%. В пик увеличится время подачи машины.

2) Трудовой договор защитит права водителей. Агрегатор больше не сможет менять условия работы, не уведомляя об этом водителя, и будет обязан получать квоту на иностранцев в центре занятости.

3) Трудовой договор обеспечит таксистов правом на пенсию, страхованием от несчастных случаев на производстве и больничным. Такая работа станет более привлекательной для граждан России.

2018: 671 млрд руб

Аналитический центр при Правительстве выпустил отчёт по рынку такси в России. По его данным, после роста в 2015-2017 годах рынок перешел в фазу стабильного развития и в 2018 г составлял 671 млрд рублей.

Результаты правда оказались предсказуемы - на рынке ожидаемо рулит Яндекс.такси вместе с Uber с 24%, второе место занимает Везет (11%), дальше Максим (8%) и Gett (4%).

В этот раз исследование изменило методику и учло и наличие большой доли чёрного рынка такси, которая ещё значительна в регионах - 25-50%.

Рынок очень конкурентный, независим от государства и привлекает новых игроков. На рынке работает как минимум 600000 человек, не считая тех, кто работал в такси временно.

Неплохо зарабатывают таксисты - в столицах около 83000 рублей, а в регионах около 63000 рублей.

2016

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. увеличится на 14,3 млрд. руб. (+4,4%) по сравнению с 2015 г. и достигнет 339 млрд. руб. В 2015 г. он составлял 324,7 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в день. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в России в 2016 г., достигнет показателя 2914 руб., увеличившись на 123 руб. по сравнению с 2015 г.

Среди федеральных округов наибольшую долю рынка такси в России в 2016 г. займет Центральный федеральный округ – 162,6 млрд. руб., за ним следует Приволжский федеральный округ – 49,2 млрд. руб., а далее – Северо-Западный федеральный округ с выручкой 40,8 млрд. руб. Средний доход, приносимый одним пассажиром, будет наиболее высок в Центральном федеральном округе – 5041 руб., а самый низкий будет наблюдаться в Северо-Кавказском федеральном округе – 1068 руб.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие доли рынка в 2016 г. займут: г. Москва – 117,7 млрд. руб., г. Санкт-Петербург – 33 млрд. руб., Московская область – 21,5 млрд. руб., Свердловская область – 8,2 млрд. руб., Самарская область – 8,1 млрд. руб., Республика Татарстан – 7,9 млрд. руб.

Теневой сектор рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. сократится на 7,5% и составит 105,1 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 10,8% и достигнет показателя 233,9 млрд. руб.

Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах России являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», GettTaxi, Uber и др.) приходится 5% рынка России. В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в России продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в городах России с населением менее 1 млн. человек

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек. В настоящее время в России, и в частности в средних и малых городах рынок таксомоторных перевозок является одним из динамично развивающихся сегментов рынка транспортных перевозок.

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. увеличится на 4,6 млрд. руб. или на 4,2% по сравнению с показателем 2015 г. и достигнет 114,1 млрд. руб. Наибольшие доли рынка такси (таксомоторных перевозок) городов с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. будут принадлежать городам: Красноярск – 3,15 млрд. руб., Пермь – 3,145 млрд. руб., Воронеж – 2,8 млрд. руб., Саратов – 2,65 млрд. руб. Наибольший объем рынка займут следующие субъекты Российской Федерации: Краснодарский край – 4,2 млрд. руб., Кемеровская область – 4,1 млрд. руб., Красноярский край – 3,7 млрд. руб., Пермский край – 3,5 млрд. руб., Саратовская область – 3,2 млрд. руб., Воронежская область – 2,9 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в сутки. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний доход, приносимый одним пассажиром такси в городах с населением менее 1 млн. человек, в 2016 г. достигнет показателя 1395 руб., увеличившись на 4,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Средний доход, приносимый одним пассажиром, в 2016 г. в Красноярске составит 3235руб. (+5,5%), в Перми - 3173 руб. (+3,5%), в Воронеже – 3161 руб. (+3,1%), в Саратове – 3167 руб. (+3,3%), в Краснодаре – 3192 руб. (+4,1%), в Ульяновске – 3225 руб. (+5,2%), в Ярославле – 3204 руб. (+4,5%), во Владивостоке – 3195 руб. (+4,2%), в Хабаровске – 3232 руб. (+5,4%), в Барнауле – 3192 руб. (+4,1%), в Ижевске – 3198 руб. (+4,3%), в Тольятти – 3164 руб. (+3,2%).

Наибольший объем рынка среди городов с населением менее 1 млн. человек займут города Приволжского федерального округа. В 2016 г. выручка этих городов составит 28,6 млрд. руб. На втором месте будут находиться города Центрального федерального округа – 23,4 млрд. руб. На третьем месте будет Сибирский федеральный округ – 19,5 млрд. руб. Наименьший объем рынка у городов Дальневосточного федерального округа – 6,8 млрд. руб. и у городов Северо-Кавказского федерального округа – 7,6 млрд. руб.

Средний доход, приносимый одним пассажиром городов с населением менее 1 млн. человек, будет примерно одинаков во всех федеральный округах и составит 9600 руб. Средний доход будет отличаться только в Дальневосточном федеральном округе – 7200 руб. и в Северо-Западном федеральном округе – 6478 руб.

Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и др.) приходится 3% рынка городов-миллионников.

В перспективе рынок таксомоторных перевозок в городах с население менее 1 млн. человек продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в Санкт-Петербурге

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге. В России, и в частности в Санкт-Петербурге рынок такси (таксомоторных перевозок) является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка пассажирских перевозок.

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге в 2016 году увеличится на 3,1% по сравнению с показателем 2015 года и достигнет 33 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в сутки. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в Санкт-Петербурге, в 2016 году достигнет показателя 6 774 руб., увеличившись на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года.

Рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге занимает крупную долю в общем объеме рынка такси (таксомоторных перевозок) в России. По оценкам аналитиков Discovery Research Group, в 2016 г. на долю Санкт-Петербурга будет приходиться 9,7% всего объема рынка такси (таксомоторных перевозок) в России.

Теневой рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге в 2016 году сократится на 18,4% и составит 6,3 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 9,9% и достигнет показателя 26,8 млрд. руб.

В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в Москве

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве в 2016 г. увеличится на 5,1% по сравнению с показателем 2015 г. и достигнет 117,7 млрд. руб. Рынок такси (таксомоторных перевозок) в Московской области вырастет на 4,5% и достигнет значения 21,5 млрд. руб.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в Москве, в 2016 г. достигнет показателя 10 230 руб., увеличившись на 5,1% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси, в Московской области в 2016 г. составит 3 403 руб., рост по сравнению с 2015 г. составит 4,5%.

По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group, рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве занимает наибольшую долю в общем объеме рынка такси (таксомоторных перевозок) в России. На долю Москвы в 2016 г. будет приходиться 34,7% всего объема рынка такси (таксомоторных перевозок) в России.

Теневой рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве в 2016 г. сократится на 5% и составит 22,3 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 12% и достигнет показателя 95,3 млрд. руб.

В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Примечания