Эксперты ГК «АйТеко» – о результатах 2020 года, новейших ИТ-трендах и ускорении цифровизации
Неординарные события 2020 года повлияли на развитие ИТ-рынка. Переход на «удаленку» заставил многие компании оперативно перестраивать привычные бизнес-процессы и быстро искать ИТ-решения для нормализации деятельности. О том, какие технологии были наиболее востребованы заказчиками в 2020 году, какие риски возросли в этот период и какие направления будут в тренде в ближайшем будущем, в интервью TAdviser рассказали эксперты группы компаний «АйТеко»:
Сергей Попов – заместитель генерального директора «АйТеко»,
Георгий Мегрелишвили – исполнительный директор компания «СБКлауд» (ГК «АйТеко»),
Михаил Луковников – технический директор ЦОД «ТрастИнфо» (ГК «АйТеко»),
Ленский Антон – заместитель директора Департамента технического сервиса «РАССЭ».
Подведены итоги 2020 года. Каким он оказался для ИТ-рынка в целом? О каких трендах можно говорить, как об устоявшихся, и какие будут развиваться дальше?
Сергей Попов: Развитие e-commerce, финтеха, рост сервисов доставки, перевод многих услуг в цифровой вид стимулировали ИТ-рынок и потребовали дополнительных усилий в части обеспечения кибербезопасности.
Серьезный запрос был на создание единой среды разработки, включающей единый репозиторий, единые правила разработки и релизную политику для всех команд. Также заказчиков интересовали системы мониторинга ПО, сервисов и ИТ-инфраструктуры (RMM-системы, Remote Monitoring Management), некоторые нацелены на внедрение зонтичного мониторинга ИТ-инфраструктуры.
Промышленный интернет вещей продолжил развивается в сторону работы с базами данных реального времени (БДРВ). Такие решения позволяют проводить мониторинг производственных процессов, предоставлять аналитику и инструменты реагирования на инциденты. Широкое применение на промышленном производстве получили инфракрасные сканеры для контроля качества изделий. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Продолжилось развитие технологий умного города, усовершенствовалось взаимодействие государственных ведомств с населением в части предоставление услуг благодаря внедрению суперсервисов. Цифровые витрины для бизнеса и граждан продемонстрировали удобство и эффективность, особенно в условиях ограничений 2020 года и удаленного формата.
Ощутимый положительный результат организации стали получать от использования инструментов Big Data для анализа и поддержки принятия решений.
В целом, ИТ-рынок активно развивался в 2020 году. Многие организации уделяли особое внимание модернизации ИТ-инфраструктуры в связи с необходимость обеспечить бизнес-процессы в условиях удаленной работы и ограничений. Все большее внимание уделяется заказной разработке, спрос на нее превалирует над коробочными решениями. Многие компании, особенно производственные и добывающие, переводят внутренние ИТ-системы на решения Open Source.
Также крупные добывающие, производственные и перерабатывающие компании часто сталкиваются с необходимостью информационного обмена с государственными системами различных ведомств, отвечающих за технический, экологический контроль и т.д.
Каким был год для «АйТеко»? Пришлось ли компании самой меняться?
Сергей Попов: Команда АйТеко работала над многочисленными инфраструктурными проектами, построением распределенных центров обработки данных, мы вели проекты по оказанию ИТ-услуг, разработке программного обеспечения, внедрению мультимедийных систем и решений для организации удаленной работы. Увеличилось количество комплексных проектов в наукоемких отраслях – нефти и газе, энергетике, финансах.
В условиях ограничений мы оперативно перестроили внутренние бизнес-процессы, отвечая на запросы рынка и наших заказчиков разработали решение «Дистанция» для быстрой организации удаленных рабочих мест. Чтобы помочь компаниям адаптироваться к социально-экономической ситуации, снизить затраты на ИТ, обеспечить соответствие требованиям регуляторов в части информационной безопасности и организации труда, мы предложили антикризисный комплекс ИТ-решений. В него вошли: безопасный удаленный доступ, оптимизация инфраструктуры сетей передачи данных, сервисное обслуживание инфраструктуры заказчика, решения унифицированных коммуникаций, бесконтактные биометрические пропускные системы и средства голосового управления, решения для экономии бюджета печати, «гибкий офис».
Актуальными для заказчиков были модернизация сетевой инфраструктуры и комплексное укрепление центров обработки данных, линий связи, расширение СХД.
Внедрение более эффективных ИТ-решений, модернизация уже имеющейся инфраструктуры будут способствовать развитию бизнеса компаний, снижению затрат и рисков в будущем.
Некоторые эксперты отмечают, что 2020-й год стал переломным для российского корпоративного сектора в части принятия облачных технологий. Вы согласны с этим утверждением?
Георгий Мегрелишвили: Вряд ли стоит говорить о 2020-м как о переломном годе: стабильный рост потребления облачных технологий мы отмечаем уже несколько лет подряд. 2020 год, несмотря на его сложность для рынка, не стал исключением. Чем больше реального опыта использования облачных технологий накапливают все сегменты рынка - от СМБ до госструктур, тем более четкими становятся ожидания заказчиков. Важно отметить, что изменилось отношение к облакам: для компаний это уже не только инструмент экономии, но и инструмент оптимизации бизнеса и обеспечения его стабильной работы в долгосрочной перспективе. Облачные технологии сами по себе и в сочетании с on-premise дают больше вариантов реализации стратегических задач бизнеса. Их успех в России и во всем мире я связываю именно с этим.
Облачные технологии развиваются быстрыми темпами, как в мире, так и в нашей стране. Какие облачные тренды Вы считаете наиболее значимыми для корпоративного сектора в нашей стране?
Георгий Мегрелишвили: В первую очередь, обеспечение стабильной работы сотрудников в любом формате: офисном, гибридном или удаленном. В 2020 году практически каждая компания накопила свой опыт организации удаленной работы, многое из него останется востребованным. С точки зрения ИТ это позволяет прогнозировать рост спроса, например, на такие услуги, как DaaS («рабочий стол как сервис»), на организацию корпоративных коммуникаций (видео, порталы, почта), облачный документооборот.
Стоит отметить масштабное распространение технологий искусственного интеллекта: все больше устройств и процессов их используют. Большие ожидания возлагаются на создание «цифровых двойников» на самых разных уровнях – от отдельного бизнес-процесса до предприятия в целом. Все это крайне «датаемкие» задачи. Данных становится больше, а обрабатывать их нужно еще быстрее и точнее. Облачные распределенные вычисления, хранилища данных и виртуальные дата-центры – инструменты и технологии, без которых это невозможно.
И, наконец, остается важным все, что связано с безопасностью данных в облаке. Здесь стоит ожидать дальнейшего развития как законодательства, так и технологий, особенно в области прогнозирования и предотвращения ИБ-рисков. В этом направлении будут востребованы такие услуги, как предоставление ресурсов и инструментов для резервного копирования, защищенных облачных хранилищ, аварийное восстановление данных.
Как развивался проект «СБКлауд», облачный бизнес «АйТеко», в 2020 году? Что помогало росту бизнеса, а что оказалось барьером?
Георгий Мегрелишвили: Росту бизнеса «СБКлауд», в 2020 году он составил около 25%, помогала и помогает наша стратегия – быть не просто поставщиком облачных услуг, а бизнес-партнером наших заказчиков. Такой подход означает для нас более высокий уровень ответственности. Мы считаем успешным результатом нашего сотрудничества с клиентом долгосрочное стабильное развитие его бизнеса. Это важно и небольшим, и крупным компаниям. Благодаря этому мы ставим перед собой более сложные задачи как в области разработки собственных продуктов, так и в предоставлении услуг. Барьер недоверия к облачным технологиям, с которым их поставщики сталкивались ранее, становится все более преодолимым.
По вашим оценкам, как будет выглядеть российский рынок облачных услуг в ближайшие годы? Ожидаете ли Вы, что облака станут площадками консолидации не только ИТ-ресурсов, но и прикладных сервисов (например, PaaS)?
Георгий Мегрелишвили: Да, этот процесс уже идет. По опыту клиентов «СБКлауд» видно, что он выгоден и тем компаниям, которые уже решили задачи автоматизации и переходят к цифровой трансформации, и тем, кто только начинает путь на рынке. В мире большой спрос на инновации, однако есть парадокс, который год от года усиливается: потребность в более эффективных инструментах и подходах стремительно растет, но у компаний все меньше времени на эксперименты. Сервисный подход к поддержке бизнес-процессов становится преобладающим, так как он обеспечивает необходимую гибкость и скорость изменений при оптимальных затратах на ИТ.
Наверное, можно сказать, что в стране наступило время большого ЦОДостроения. По Вашим оценкам, как изменит текущий вид российских ЦОДов стратегии «Ростелекома» и «Росатома» по созданию федеральных сетей ЦОДов? Эти планы каким-либо образом сказываются на стратегии развития ЦОД «ТрастИнфо»? Как развивался ЦОД «ТрастИнфо», с точки зрения финансовых результатов? Что стало главными стимулами развития?
Михаил Луковников: Стратегия Ростелекома — развитие регионально-распределенной сети. С точки зрения рынка, скорее всего, это существенный рост предложения, ценовые войны, жесткая консолидация.
«ТрастИнфо» — локальное предприятие. Мы ориентированы на рынок Москвы и предоставляем услуги «бутикового» качества в купе с конкурентными ценами.
На май 2021 года наш дата-центр занят на 90% и в основном это компании сегмента Enterprise, для которых важны наличие необходимых мощностей и высокий уровень экспертизы команды ЦОД.
Относительно финансовых результатов можно сказать, что мы стабильно растем год от года.
Насколько динамично будет развиваться ЦОД «ТрастИнфо» в ближайшие годы и по каким направлениям? Предполагается ли развитие в направлении региональной инфраструктуры, Edge-ЦОДов и т.д. структурных инноваций?
Михаил Луковников: Планируется увеличение мощностей существующей инженерной инфраструктуры для обслуживания более мощных стоек, что соответствует тенденции в отрасли. В ближайших планах введение в эксплуатацию дополнительного машинного зала. Мы активно развиваем сервисы по предоставлению вычислительной инфраструктуры: IaaS, резервное копирование и т.д.
Усиление цифровизации обычно идет рука об руку с вызовами информационной безопасности. С Вашей точки зрения, изменились ли приоритеты компаний в части ИБ в период пандемии? Какие уроки извлек корпоративный сектор из ситуации с ИБ в период пандемии?
Ленский Антон: Да, разумеется, приоритеты изменились. При переводе команд частично или полностью на удаленную работу, ИБ-отделы были вынуждены в первую очередь заняться защитой домашних устройств сотрудников и электронной почты. Параллельно необходимо было обеспечить защиту корпоративных сервисов, которые доступны вне периметра компании.
На май 2021 года многие сотрудники вернулись обратно на офисные рабочие места. Но тем не менее практика удаленной работы вошла в корпоративную жизнь, поэтому по-прежнему сохраняется необходимость поддерживать безопасность такой работы. Одним словом, концепция «нулевого доверия» (Zero Trust) в 2020 году получила значительно большее распространение.
Ускорение цифровизации повлекло за собой новые риски в части информационной безопасности: увеличилось количество потенциальных угроз и хакерских группировок. Вместе с тем все большее количество компаний и пользователей осознают необходимость обеспечения информационной безопасности, внедрения передовых решений и повышения киберграмотности, что в свою очередь стимулирует рост рынка ИБ.
В последнее время набирает силу направление создания цифровых двойников: от двойников технологических объектов до двойников бизнес-структур и цифровых двойников граждан. Связана ли такая тотальная цифровизация с новыми рисками ИБ? Если да, то каких действий от предприятий это требует?
Ленский Антон: Цифровые двойники добавляют в основном количественные риски, поскольку требуется защитить как сам информационный актив, так и его цифровую копию. Соответственно, увеличивается поверхность атаки и список возможных уязвимых целей. Однако здесь может скрываться и другая угроза: безопасность цифрового двойника может обеспечиваться по остаточному принципу. Между тем злоумышленник сможет беспрепятственно изучить, например, цифровой двойник предприятия и спланировать атаку на реальное оборудование. Для предотвращения такого сценария компаниям необходимо будет перед использованием цифровых двойников оценивать риски их несанкционированного изменения, копирования или изучения. И, если эти риски достаточно высоки, применять те же меры, что и для оригинальных информационных активов.