Взгляд на hi-tech-рынки через волшебный кристалл: тренды в робототехнике
Строить прогнозы – занятие неблагодарное. Не угадаешь – вся стратегия бизнеса может стать ошибочной. Угадаешь – никто и не заметит. А широкий и осторожный прогноз, конечно, сбудется, но не имеет никакого практического смысла: дождь завтра или пойдет, или не пойдет.
Потребителю прогнозов тоже непросто: как выбрать сегодня того самого пророка, который предскажет будущее правильно?
Сегодня многочисленные прогнозы можно услышать о внедрении роботов и искусственного интеллекта в бизнес и повседневную жизнь. Если предугадать будущее мы не можем, то можем ли мы, хотя бы, увидеть технологические и рыночные тенденции, а также шортлист компаний, которые окажутся лидерами в области робототехники? Попробуем взглянуть на технологические тренды с помощью визуализации больших данных информации об изобретениях, исследованиях и разработках. Ведь то, что изобретается сегодня, вероятно, появится на рынках завтра.Робототехника используется в самых разных технологических областях и рынках. Большая часть технологий робототехники – это производственные роботы и электроника. Но роботы могут использоваться как в транспортной отрасли, так и в хирургии. И, конечно, компании, которые производят такие роботы могут очень сильно отличаться как сферой деятельности, так и позицией на рынке.
Авторы ежемесячного обзора рынка по высоким технологиям, который выпускает компания LexisNexis, предлагают использовать экспресс-отчет о технологиях и инновациях, который позволяет выявлять основных игроков в технологии, их место на рынке и силу технологий, а также выявлять тренды. Для этого можно использовать три диаграммы:
- Количество и качество технологий
- Технологическая матрица
- Географическая экспансия.
График «Количество и качество технологий» дает представление о том, у кого больше всего технологий и изобретений, а чьи технологии самые интересные, сильные и релевантные технологическим трендам.
Горизонтальная шкала показывает количество изобретений по робототехнике у компании. Вертикальная шкала – силу изобретений, их актуальность их релевантность технологическим трендам.
На графике видно, что самый большой портфель изобретений в области роботов – у компаний Samsung и Toyota. А самые сильные, интересные изобретения и патенты – у компаний DJI и Johnson & Johnson. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Наличие столь разных компаний на одной диаграмме вызывает вопросы. Это компании с разных рынков, если не с разных планет. Мы еще можем представить робот-автомобиль или беспилотный летательный аппарат. Но какое отношение к роботам имеет компания Johnson & Johnson, которая делает присыпки для детских поп?
Здесь начинается второй этап раскрытия убеждений и намерений рыночных игроков. Итак, оказывается, что Johnson & Johnson создает hi-tech технологии наряду с Samsung или Toyota. Какие же именно роботы делает и в каких сферах лидирует Johnson & Johnson?
Технологическая матрица LexisNexis показывает экспертизу компаний в различных технологиях.
Если мы взглянем внимательнее на J&J, мы поймем, что она производит роботизированные хирургические манипуляторы и эндоскопы. Точнее, этим занимается ее «дочка» - компания Ethicon.
Toyota работает в совсем другой сфере – технологии автономного вождения и умного города. Samsung патентует роботы-пылесосы, технологии автономного вождения и дисплеи. DJI – новая компания, которая занимается производством беспилотных летательных аппаратов-дронов.
Теперь мы понимаем, что нам нужно внести поправки в понятие робототехники. Нам нужны не роботы вообще, а робототехника применительно к определенному сегменту рынка. Медицинские манипуляторы и автономное вождение – это разные рынки со своими особенностями.
Третий важный этап по определению правильных убеждений по внедрению технологий вообще, и робототехнологий в частности, - это географическая экспансия – весьма важный вопрос для стратега или маркетолога. Какие рынки наши конкуренты считают для себя приоритетными? Нужно ли нам преследовать их на этих рынках, или найти новые неосвоенные локации? Для этого нам понадобится анализ регистрации и защиты изобретений. Он очень точно показывает страны, где рыночный игрок собирается производить, продавать или использовать свои технологии. Мы видим, что производители медицинских роботов защищают свои изобретения в США, Китае, Японии и Европе, а в Африке изобретения по робототехнике почти не патентуются
Эти графики построены на основе анализа патентов на изобретения по всему миру. Патентная информация имеет несколько замечательных свойств.
Во-первых, патентный документ – это объективный достоверный факт, а не то, что люди думают или предполагают. Во-вторых, патентные базы обладают полнотой, актуальностью и структурированностью. Они имеют обязательные поля и реквизиты, которые, позволяют выстраивать патентные данные в таблицы и проводить анализ.
В-третьих, за патентом стоят значительные расходы. Организация, которая получает патенты на свое изобретение, уже потратила существенные средства на его разработку, а также на услуги патентных поверенных на получение патентов в разных странах. Обычно это значит, что патентообладатель верит в высокий технологический и рыночный потенциал своей находки и намерен заработать на своем патенте. Вольно или невольно, патентообладатель раскрывает свои убеждения и намерения.
То, что патентуется сегодня, может быть выведено на рынки через два-три года. Анализируя патентную информацию, мы «смотрим на рынки через патентные очки» и можем увидеть будущие рынки.
Использование патентной аналитики может расширить наши представления о рынке, обнаружить процессы, которые слишком масштабны или слишком медленны, чтобы увидеть их невооруженным глазом.
Интеллектуальная собственность сегодня становится самым главным активом, - говорит директор по развитию бизнеса LexisNexis Марат Альмаганбетов, - и, проводя маркетинговый анализ, стоит посмотреть на свой рынок через «патентные очки»: ответить: какие технологии прилетят в нашу индустрию завтра. |
Технологические матрицы и патентная аналитика Вам в помощь. Бесплатный демо-доступ к этим инструментам на две недели можно запросить по ссылке от LexisNexis.