Информационные технологии в АвтоВАЗ
Статья посвящена созданию и развитию информационных систем в автопроизводителе «АвтоВАЗ»
Содержание |
2024: Как «АвтоВАЗ» внедряет роботов для производства авто
В августе 2024 года стало известно о том, что «АвтоВАЗ» активно внедряет роботов на своих производственных линиях для повышения эффективности и стабильности сборки автомобилей.
Как пишет «Российская газета», внедрение роботов на «АвтоВАЗе» идет поэтапно, начиная с задач, которые требуют высокой точности и стабильности. Одним из таких применений является использование четырёхшпиндельного гайковёрта, который одновременно закручивает четыре гайки для крепления колёсного диска к ступице.
Роботы также используются для вклейки лобового стекла на моделях Lada Vesta. Данная операция автоматизирована уже давно и является важной частью производственного процесса. Благодаря роботизированной системе стабильно контролируется ширина и толщина клеевого валика, что гарантирует долговечность и герметичность соединения, а также аккуратность внешнего вида.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
В период с 29 июля по 18 августа 2024 года на заводе прошел корпоративный отпуск, во время которого «АвтоВАЗ» реализовал свыше 10 тыс. задач, связанных с модернизацией и ремонтом производственных мощностей. На эти работы было выделено около ₽600 млн, что свидетельствует о серьезных инвестициях компании в будущее производства.
История использования роботов на «АвтоВАЗе» началась еще в 1978 году, когда на предприятии появились первые роботы «Джулия» для точечной сварки при производстве автомобиля «Нива». С тех пор роботизация на заводе значительно развилась. В середине 1990-х годов на «АвтоВАЗе» использовались японские роботы «Кавасаки» для сварки кузовов моделей ВАЗ-2105, -2106 и -2107. К 1993 году на производственных линиях завода уже работали 230 роботов отечественного производства с манипуляторами, использующимися для различных операций, включая сварку и нанесение клея.
В 2024 году на производстве автомобилей семейства «Калина» и других моделей задействовано более 320 современных роботов, которые выполняют широкий спектр задач, от сварки и перегрузки деталей до приклейки потолков на конвейере. Роботы заменили людей в наиболее сложных и трудоемких процессах, что не только повышает производительность труда, но и снижает риск ошибок, связанных с человеческим фактором.[1]
2023
«АвтоВАЗ» инвестирует 1,4 млрд рублей в создание инженерной школы в Тольятти
«АвтоВАЗ» и Тольяттинский государственный университет (ТГУ) создают передовую инженерную школу гибридных технологий (ПИШ) «ГибридТех». Об этом пресс-служба вуза сообщила 11 декабря 2023 года. Подробнее здесь.
«АвтоВАЗ» перешёл на старые ИТ-системы после отделения от Renault
«АвтоВАЗ», крупнейшая российская автомобилестроительная компания, выпускающая легковые и легкие коммерческие автомобили под маркой Lada, в 2023 году получила грант РФРИТ объёмом 496 млн рублей под особо значимый проект – внедрение отечественной системы конструкторско-технологической подготовки производства с сохранением накопленных лучших практик. А общая стоимость этого проекта составляет 1,034 млрд рублей. Директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ» Алексей Горбунов на демодне индустриального центра компетенций (ИЦК) «Автомобилестроение» в сентябре рассказал, как продвигается реализация этой инициативы, а также о том, как прошло отделение на уровне ИТ от предыдущего владельца компании.
В рамках особо значимого проекта замещается программное обеспечение Dassault Systèmes. В качестве продукта на замену ему был выбран T-Flex PLM от российского разработчика «Топ Системы». Старт реализации был дан в июне 2023 года, а завершить её планируется до ноября 2025 года.
По состоянию на сентябрь была выполнена необходимая организационная и документальная подготовка, проведено обследование процессов предприятия под задачи проекта и подготовили первый пакет отчётных документов по этому этапу. И для проверки концептуальных решений развернули локальную инфраструктуру – несколько систем с уже имеющейся функциональностью для отработки тех или иных концептуальных решений и системы T-Flex PLM.
Достигнутые по итогам проекта результаты «АвтоВАЗ» планирует использовать не только на своей центральной площадке, но и на своих дочерних предприятиях.
До недавнего времени «АвтоВАЗ» входил в глобальный альянс компаний, и его задачей в рамках того периода был переход на корпоративные стандарты альянса. В итоге в «АвтоВАЗ» использовались более 200 систем зарубежного производства, но в прошлом году компания оказалась в сложной ситуации.
В мае 2022 года французский концерн Renault за один рубль передал свою долю в «АвтоВАЗ», 67,61%, Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) с опционом на шесть лет. Теперь Волжский автозавод полностью контролирует государство.
В апреле 2022 года в «АвтоВАЗ» стартовала программа по адаптации, цель которой – обеспечить непрерывность бизнес-процессов компании. При этом требовалось прекратить использовать информационные системы и сервисы зарубежного производства и перейти на российские. В мае компания приступила к реализации этой программы. Сроки изначально были рассчитаны на 2,5 года, но в ноябре 2022 года бывший акционер известил «АвтоВАЗ» о том, что возможно внезапное и неконтролируемое с их стороны прекращение сервисов.
В связи с этим в «АвтоВАЗ» были вынуждены перестроить работу команды и кардинально ускорить работы. В январе 2023 года в компании ожидали негативного события, но оно не произошло. Однако автопроизводитель уже успел перенести все корпоративные и пользовательские данные из зарубежных сервисов на территорию РФ. А в мае 2023 года прошли важную веху – осуществили физический выход из всех зарубежных систем и сервисов.
В полном объёме мы перенесли данные на территорию нашей страны, ничего не потеряли. В определённой степени нам помогло то, что исторически «АвтоВАЗ» для себя все разработки делал самостоятельно, и мы по сути перешли на все старые разработки. Но проблема в том, что они старые, - отметил директор дирекции по информационным системам «АвтоВАЗ». |
По состоянию на сентябрь 2023 года «АвтоВАЗ» находится в фазе стабилизации работы этих систем. А следующий этап – переход от стабилизации к развитию, определению целевого ландшафта и развертыванию проектов по его реализации. Один из рисков – не по всем направлениям в области сложного инженерного ПО есть российские аналоги, и требуется время для того, чтобы его разработать, апробировать и внедрить, поделился Алексей Горбунов.
По состоянию на сентябрь 2023 года в ИТ-ландшафте «АвтоВАЗ» более 300 систем, далеко не все из них построены на самом современном стеке и требуют обновления. Для отдельных классов систем уже подобрали целевую замену, но по многим ещё предстоит сделать выбор.