Комплексное внедрение медицинской информационной системы: опыт компании «РТ МИС»
29 регионов России завершили переход на единую медицинскую информационную систему «ЕЦП.МИС». Процесс начался в 2020 году и включал комплекс работ по замене интерфейсных решений, технологического стека, переноса исторических данных, обучению пользователей.
О том, как компания реализовывала важный проект по внедрению новой медицинской информационной системы в регионах, поделилась директор проектов «РТ МИС» Лариса Прокудова.
Лариса, расскажите, как всё начиналось. В чем преимущество новой системы?
Лариса Прокудова: Медицинская информационная система «ЕЦП.МИС» была разработана на базе двух систем «ИС МИС» и «РИАМС ПроМед». Она вошла в состав Единой цифровой платформы здравоохранения после создания компанией «Ростелеком» Цифрового кластера «Медицина» в 2019 году.
«ЕЦП.МИС» охватывает все этапы оказания медицинской помощи, полностью закрывая потребности регионального здравоохранения в цифровизации. В ее составе более ста профильных подсистем, модулей для поликлиник, лабораторий, ФАП, стационаров.
При внедрении «ЕЦП.МИС» регион получает прозрачную и контролируемую отрасль здравоохранения, врачи — набор удобных инструментов-помощников для ежедневной работы, пациенты — своевременную медицинскую помощь.
Какие условия необходимо выполнить разработчику при подключении региона к «ЕЦП.МИС»? Почему это важно?
Лариса Прокудова: В процессе развертывания «ЕЦП.МИС» важно корректно перенести накопленные за предыдущие годы данные, правильно осуществить интеграцию с региональными решениями: лабораторией, скорой медицинской помощью, радиологической службой. Кроме того, необходимо настроить федеральные статистические формы, обеспечить взаимодействие региональной системы с федеральными сервисами, формирование и сдачу счетов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).
Всё это в конечном итоге необходимо для того, чтобы врачи меньше времени тратили на рутинную работу с документами и больше внимания уделяли непосредственно пациенту.
Расскажите о процессах внедрения в целом.
Лариса Прокудова: Средние сроки внедрения системы составляют около девяти месяцев. В первые семь месяцев с момента старта до ввода в опытно-промышленную эксплуатацию система наполняется данными, достаточными для обеспечения работоспособности. В результате первого этапа должна быть сформирована структура медицинских образований, штатное расписание, добавлена информация по прикрепленному населению, необходимые для работы справочники и другие документы, проведено обучение пользователей.
Два последних месяца включают в себя завершение опытно-промышленной эксплуатации, загрузку оставшихся исторических данных о пациентах, отладку интеграций, доработки.
Согласно стандартной схеме, переключение региона проходит для всех медицинских организаций одномоментно по принципу «рубильника» первого числа. Одновременное переключение всех медицинских организаций обеспечивает полноценную сдачу реестров счетов в регионе из единой системы.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В нашей практике также есть опыт поэтапного переключения медицинских организаций. В качестве примера можно привести Республику Алтай, где сначала все процессы были отработаны в Турочакской больнице, а затем решение постепенно масштабировано во всех медицинских учреждениях.
В каком порядке происходит переключение на «ЕЦП.МИС»?
Лариса Прокудова: В первую очередь, осуществляется запуск первичных отделений, принимающих пациентов, – регистратуры в амбулаторно-поликлиническом звене и приемного отделения в стационарном. После их адаптации осуществляется запуск профильных отделений, а также дополнительных подсистем и модулей – подключение инфоматов в регистратуре, настройка интеграции с ФЭР для возможности удаленной самостоятельной записи пациентов и вызова врача на дом, учет медикаментов, регистрация листков временной нетрудоспособности, в том числе электронных.
Как пользователи знакомятся с новой системой?
Лариса Прокудова: Для ознакомления с единой информационной системой организуются очные занятия, вебинары, онлайн-консультации. Обучение персонала – трудоемкая работа, связанная с большим количеством пользователей, необходимостью индивидуального подхода, удаленностью территорий.
При внедрении МИС наши специалисты приезжают в регион и работают по плану, заранее согласованному с местными Минздравом, медицинским информационно-аналитическим центром, главными врачами, пользователями системы. Предварительно они изучают особенности и специфику каждой медорганизации.
Сначала реализуется регламентирующий этап, на котором определяется уровень цифровизации и профиль медорганизации. Затем проводится внешний аудит, согласовываются настройки и формы отчетности. На этом этапе сопоставляются реальные процессы медицинской организации и возможности системы. Следующие этапы – обучение медперсонала, тестирование и аудит результатов внедрения системы в конкретной медицинской организации. При необходимости мы организовываем дополнительное обучение.
Завершает процесс внедрения системы дистанционная поддержка пользователей при ее промышленной эксплуатации, которая действует в течение месяца.
За четыре года команда внедрения «РТ МИС» посетила более 400 населенных пунктов и выросла до 82 сотрудников.
Врачи нелегко проходят адаптационный период?
Лариса Прокудова: Да, некоторым на первом этапе бывает сложно привыкнуть. Однако интуитивно понятный и простой интерфейс позволяет минимизировать время на адаптацию и обучение пользователей.
В «ЕЦП.МИС» каждое рабочее место отвечает за ведение определенных процессов, пользователь не путается во множестве функций. Большую поддержку врачам оказывают интеллектуальные сервисы: система принятия решений на базе искусственного интеллекта, профессиональные классификаторы, справочники. Среди цифровых помощников — пакетные назначения, шаблоны, голосовой ввод, автоматическое заполнение полей, документы установленного образца, мобильные решения, визуальные маркеры и другие инструменты.
Эффект от внедрения стоит усилий, затраченных на ознакомление с новой системой: врачи замечают, насколько легче справляться с ежедневными задачами, многое в работе получается упорядочить. За счет автоматизации повышается скорость в работе с информацией о пациенте и самыми разными документами.
Какие трудности возникали в процессе внедрения «ЕЦП.МИС» в первых регионах?
Лариса Прокудова: Тяжелыми для нас стали первые шаги в переносе накопленных данных, потому что не было достаточной информации о том, насколько корректно он будет происходить, каких результатов получится достичь.
Затруднение вызвало и первое взаимодействие со сторонними профильными системами. В дальнейшем действия были отработаны. С каждым вендором при непосредственном участии заказчика и его чутким контролем мы детально рассматривали существующие бизнес-процессы, корректировали и совершенствовали их, согласовывали дорожные карты проектов.
Чем примечателен полученный опыт и как он помогает в дальнейшем?
Лариса Прокудова: Первый опыт всегда бесценен. Для его получения затрачивается огромное количество сил и времени. На первых регионах внедрения мы детально отработали и при необходимости корректировали план действий. До этого у нас не было полного понимания возможных рисков. Например, почему при загрузке может что-то выйти из строя.
Мы поняли, что необходимо максимально собранно работать в команде, важно выстраивать крепкие партнерские отношения с организаторами регионального здравоохранения, главными врачами, медицинскими специалистами. Командная работа способствует более глубокой проработке вопросов, вовлеченности и заинтересованности всех сторон в конечном результате.
Комплексное внедрение «ЕЦП.МИС» в регионах – масштабный и амбициозный проект для «РТ МИС». За последние четыре года компания приобрела уникальный опыт решения сложных управленческих задач, направленный на повышение качества и доступности медицинских услуг. Мы продолжаем развивать систему, дорабатываем ее функциональность и ключевые технические параметры.
В 2024 году завершается работа по федеральному проекту создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения профильного нацпроекта. Как Вы считаете, удалось ли реализовать в «ЕЦП.МИС» все необходимые доработки и регионам справиться с цифровой трансформацией в медицине?
Лариса Прокудова: Да, мы приложили немало усилий для развития информационной системы «ЕЦП.МИС», а регионам удалось справиться с внедрением огромного количества функциональных изменений.
В результате повысилась прозрачность работы медицинских учреждений, упорядочена система маршрутизации пациентов, настроены механизмы записи на прием к врачу, унифицированы требования к вносимым данным вне зависимости от региона. Как следствие, медицинские системы уже не только собирают статистическую информацию, но и позволяют к ней обращаться при визите пациента и использовать в его интересах.
Все это повышает доступность, качество оказания медицинской помощи и способствует увеличению продолжительности жизни населения.